Типы организационных структур управления предприятием
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание лесного дохода и источники его получения Под лесным доходом понимается совокупность денежных поступлений в бюджет страны в виде попенной платы, платы за заготовку продуктов побочных пользований и второстепенных лесных материалов и сумм, получаемых предприятием лесного хозяйства за выполнение административных функций. По своему экономическому содержанию лесной доход представляет собой возмещение затрат, которые несет государство на развитие лесного хозяйства. Он слагается из трех элементов: 1) издержки производства, связанных с воспроизводством лесных ресурсов и ведением лесного хозяйства; 2) накоплений на расширенное воспроизводство; 3) дифференциальной ренты, образующейся в результате отпуска древесины в различных условиях. Основные источники лесного дохода можно разделить на следующие группы: 1) Попенная плата – денежные поступления от продажи леса на корню; 2) Денежные поступления от побочного лесного пользования и заготовки второстепенных лесных материалов; 3) Денежные поступления в виде штрафов, пени, неустоек и возмещения убытков, причиненных лесному хозяйству в результате нарушений действующих правил лесопользования. Основную часть лесного дохода составляет попенная плата. Попенная плата по своему характеру взимания отличается от доходов хозрасчетных предприятий. Она зачисляется не на расчетный счет лесхозов, а поступает непосредственно в доход бюджета. Объясняется это тем, что лесохозяйственное производство частично финансируется за счет бюджетных ассигнований и лесной доход является главным источником возмещения этих расходов. Считается, что такой порядок способствует соблюдению принципов лесопользования, так как он устраняет заинтересованность лесхозов в увеличении рубки леса ради более высоких доходов.
Оценка леса на корню на основе данных отвода лесосек производится по таксам, утвержденным правительством. Лесные таксы дифференцированы в зависимости от разряда такс, породы, категории крупности древесины.
Сущность, принципы и функции управления предприятием Управление – это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей. Процесс управления – вид человеческой деятельности, обеспечивающий целенаправленную и согласованную работу коллектива на основе использования определенных принципов и системы методов управления. Управление предприятием – целенаправленное воздействие руководителя или органов управления на коллективы людей в процессе совместного труда. Оно осуществляется на основе сочетания принципов управления и прав собственника по рациональному использованию имущества. Принципы управления – это система требований, руководящих норм и правил, определяющих структуру и функционирование всей системы управления, стратегию руководства предприятием. Принципы управления представляют собой результат обобщения объективно действующих законов и форм их проявления в управлении производством. К ним относятся: - непрерывность и надежность функционирования системы; - целевая совместимость и сосредоточенность; - плановость, пропорциональность и динамизм управления; - научность и обоснованность решений; - эффективность управления; - демократизм в распределении прав, обязанностей и ответственности; - совместимость личных, коллективных и государственных интересов в управлении. В современных условиях этот перечень можно дополнить принципами, определяющими взаимоотношения между членами производственного коллектива, (партнерство, создание соответствующих условий труда, поддержание хорошего психологического климата в коллективе) и относящимися к формированию личности руководителя (знания, опыт и образование, активность и порядочность, взаимоотношения с подчиненными).
Переход предприятий от директивно-распорядительских методов управления с жестко определенной системой ограничений хозяйственной деятельности к рыночным, основанным на различных формах собственности, спросе и предложении, конкуренции требует совершенствования организационной структуры управления и конкретизации задач, решаемых руководителями различного уровня. Типы организационных структур управления предприятием Организационная структура управления предприятием – совокупность органов, управляющих деятельностью производственных подразделений и находящихся между собой в определенной взаимосвязи и подчиненности. Организационная структура управления зависит от производственной структуры предприятия, отраслевой принадлежности, объемов производства, формы его организации. Организационная структура предприятия формируется в соответствии с составом, содержанием и трудоемкостью выполнения общих и специальных функций управления. В схеме организационной структуры аппарата управления предприятием выделяют несколько уровней управления в порядке подчиненности. Элементами организационной структуры управления являются: состав функций управления, численности работников в звеньях управления, профессионально-квалификационный состав работников управления, количество уровней управления, централизация управления, информационные взаимосвязи. Различают несколько типов организационных структур управления предприятием. Линейная структура управления образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Во главе каждого структурного подразделения стоит руководитель, наделенный полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Сам руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня. При таком построении в наибольшей степени соблюдается принцип единоначалия: подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения исполнителям, минуя их непосредственного руководителя. К преимуществам линейной структуры можно отнести:
- единство и четкость распорядительства; - согласованность действий исполнителей; - четкую систему взаимных связей между руководителем и подчиненными; - быстроту реакции в ответ на прямые указания; - личную ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения. К недостаткам линейной структуры можно отнести: - высокие требования к руководителю, который должен иметь разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными; - перегрузка руководителей высшего уровня, огромное количество информации, множество контактов с подчиненными и руководителями; - отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений. Усложнение производства предопределило дальнейшее разделение управленческого труда и формирование функциональной структуры управления. Ее основой является специализация каждого органа управления на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления. Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, а структура в целом нацелена на выполнение постоянно повторяющихся задач, не требующих оперативного принятия решений. К преимуществам функциональной структуры следует отнести: - высокую компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций; - освобождение линейных руководителей от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством.
К недостаткам функциональной структуры можно отнести: - отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами; - снижение ответственности исполнителей за работу в результате того, что каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей; - длительная процедура принятия решений, дублирование и несогласованность указаний и распоряжений, поскольку каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место. В результате сочетания линейной и функциональной форм возникла линейно-функциональная структура управления, обеспечивающая такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные – помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Такая организационная структура характерна для предприятий лесного хозяйства, имеющих в своем составе функциональное звено – группу специалистов, отвечающих за отдельные направления деятельности: инженер по лесопользованию, по лесовосстановлению, по охране и защите леса от вредителей и болезней, по побочному пользованию и т.д. К достоинствам линейно-функциональной структуры можно отнести следующее: - освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением, технической подготовкой производства, планированием финансовых расчетов и др.; - функциональные специалисты готовят варианты решений по сложным производственным проблемам, но окончательное решение принимает линейный руководитель соответствующего уровня и несет ответственность за его осуществление. К недостаткам данной структуры можно отнести: - чрезмерно развитую систему взаимодействия по вертикали; - аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими множествами оперативных задач. В проектных организациях применяется матричная структура, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны непосредственному руководителю функциональной службы, с другой – руководителю проекта, наделенному необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. На любом предприятии его организационная структура должна обеспечивать выполнение всех управленческих функций, отвечать требованиями производства, иметь минимальное число уровней управления, соответствовать нормам управляемости и требованиям рациональных информационных связей, обеспечивать оперативность, экономичность и эффективность управления. Дальнейшее совершенствование организационной структуры управления предприятием должно идти по пути более четкого разграничения прав и обязанностей между его органами, упразднения лишних звеньев, устранения дублирования в работе, улучшения организации и технической оснащенности управленческого труда. Необходимо добиваться оптимального соотношения работников, занятых в производстве и управлении, снижать расходы, связанные с содержанием аппарата управления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|