Актуальные проблемы исследований в области естественных, гуманитарных, социальных научных дисциплин и методики их преподавания
Исследовательская деятельность в образовании
График занятий
Дата
Тема
Час.
04.09
Педагогика: сущность, история, современность
Образование сегодня. Проблемы и перспективы
09.09
11.09
13.09
Семинар 1.
Педагогика: сущность, история, современность.Современные проблемы педагогики
16.09
18.09
20.09
Семинары 2 и 3.
Образование сегодня. Проблемы и перспективы: СОШ, ДОУ, УДОД, ВУЗ, СПО
23.09
25.09
27.09
Семинары 4 и 5
Образование сегодня. Проблемы и перспективы: коррекционные (специальные); исправительные образовательные учреждения; вечерние школы; музейная педагогика; детские движения; семейное образование
30.09
02.10
04.10
Семинар 6.
Образование сегодня. Проблемы и перспективы: стратегия и тактика.
Семинар 7.
Актуальные проблемы исследований в области естественных, гуманитарных, социальных научных дисциплин и методики их преподавания.
07.10
09.10
11.10
Семинар8
Исследовательская деятельность в образовании
14.10
16.10
18.10
Экзамен
Лекции
1.Педагогика: сущность, история, современность.
Сущностные характеристики педагогики как научной дисциплины. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Этапы развития педагогики.
Проблемы развития педагогической науки на современном этапе.
2.Образование сегодня. Проблемы и перспективы.
Задание для самостоятельной работы
(в случае пропусков)
тема
лекции
сем
Самостоятельная работа.
Педагогика: сущность, история, современность
Выполнить три задания – на выбор
1. Изучить 3 учебных пособия по педагогике (прил. 1), подготовить их аннотацию; сравнить трактовку объекта и предмета педагогики, представленные в данных учебниках.
2. Выйти на сайт ВАК ФР (уточнить, что значит эта аббревиатура), найти объявления о защите докторских диссертаций; изучить тематику не менее 100 диссертаций; сгруппировать диссертации по тематическим блокам; обосновать основания для выделения групп.
3. Выяснить, что такое «журналы из списка ВАК», подготовить список (не менее 10 журналов), охарактеризовать 2 журнала на выбор (изначально определиться со схемой характеристики издания).
4.Выйти на сайт РГПУ им.А.И. Герцена http://kafedra-forum.narod2.ru, к материалам Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»; познакомиться со статьёй И.А. Колесниковой «Проблемы развития современной педагогической науки»; сравнить данную статью с любой другой (по сходной проблематике!), выложенной в материалах данной конференции.
5. Сделать не менее двух комментариевв Интернет-Форуме в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире» http://kafedra-forum.narod2.ru (указать какие комментарии и к какой статье были сделаны).
Образование сегодня. Проблемы и перспективы
Выполнить задание применительно к двум образовательным практикам разных видов
1)СОШ,
2) а также на выбор магистранта: ДОУ, УДОД, ВУЗ, СПО, коррекционные (специальные), исправительные образовательные учреждения, вечерние школы, музейная педагогика, детские движения, семейное образование
· Изучить публикации в периодических изданиях, в т.ч., выложенные в интернет, подбирает несколько статей характеризующих проблемы и инновации в каждой из подсистем.
· Разработать анкету (вопросы интервью), которая позволит собрать мнения работников данного вида учреждений о проблемах и инновациях в учреждениях данного типа.
· Провести микро-исследование (используя собственные социальные контакты или умение общаться с любыми людьми).
· Обработать результаты, подготовить текст 3-5 стр. (14 кегль, интервал 1, поля 2см.) по итогам проведенного теоретического и эмпирического исследования.
Актуальные проблемы исследований в области естественных, гуманитарных, социальных научных дисциплин и методики их преподавания
Подготовить текст 3-5 стр. (14 кегль, интервал 1, поля 2см.) относительно 1)актуальных направлений исследований своей научной дисциплины и 2) в области методики её преподавания в СОШ – на выбор магистранта
Исследовательская деятельность в образовании
Выполнить одно заданиена выбор магистранта
· Изучив предложенную литературу, выявить сущность и структуру понятий. Упорядочить понятия в виде схемы, быть готовым её обосновать.Понятия:
- исследовательская деятельность,
- инновационная деятельность,
- проектная деятельность,
- экспериментальная работа,
- опытно-поисковая работа,
- исследовательская культура педагога;
- методологическая культура учителя-практика,
- методологическая культура преподавателя-исследователя;
Литература:
1. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – 2-е изд.,стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2008. 288с.
2. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений [Текст] / В.И. Загвязинский. – М.: Изд.центр «Академия», 2006. 176 с. – (Профессионализм педагога).
3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование/ И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Изд.центр «Академия», 2007. 288с.
4. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. вузов / А.В. Хуторской – М.: АCADEMIA 2008. 256c.
· Провести анкетирование трёх педагогов первой и высшей категории,проанализировать результаты, сделать выводы, опираясь на модель профессионально-исследовательской деятельности.(Приложение 2)
Задания к семинарам
Семинар 1 (4 часа)
Современные проблемы педагогики
Задание
· Объединиться в группы по 5-7 человек, обменяться телефонами и адресами (для оперативных консультаций).
· Выполнить по группам задания:
1. Изучить 3 учебных пособия по педагогике (прил. 1), подготовить их аннотацию; сравнить трактовку объекта и предмета педагогики, представленные в данных учебниках.
2. Выйти на сайт ВАК ФР (уточнить, что значит эта аббревиатура), найти объявления о защите докторских диссертаций; изучить тематику не менее 100 диссертаций; сгруппировать диссертации по тематическим блокам; обосновать основания для выделения групп.
3. Выяснить, что такое «журналы из списка ВАК», подготовить список (не менее 10 журналов), охарактеризовать 2 журнала на выбор (изначально определиться со схемой характеристики издания).
4. Выйти на сайт РГПУ им.А.И. Герцена http://kafedra-forum.narod2.ru, к материалам Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире»; познакомиться со статьёй И.А. Колесниковой «Проблемы развития современной педагогической науки»; сравнить данную статью с любой другой (по сходной проблематике!), выложенной в материалах данной конференции.