Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статистика цен на товары и услуги




В условиях рыночной экономики конкуренция ведет к дифференциации цен. Цена выражает стоимость товара (услуги) в денежных единицах (в единицах определенной валюты) за единицу товара. В экономике существует следующая система цен и тарифов: розничные цены, тарифы на услуги, оптовые (оптово-отпускные) цены предприятия, закупочные, сметные цены (цены на строительные объекты), цены внешней торговли.

Основные задачи статистики цен:

- характеристика состояния рынка (изменение цен как результат изменения экономической ситуации в стране);

- изучение дифференциации цен по отдельным рынкам и регионам;

- исследование цены и ее динамики как индикатора инфляционных процессов (фактор уровня жизни населения);

- определения структуры цены и доли в ней налогов для анализа рентабельности производства;

- аналитические исследования цен характеристики макроэкономики страны в целом (межрегиональные и международные сопоставления цен);

- изучение факторов, влияющих на изменение цен;

- методология изучения уровня и динамики потребительских цен.

Для расчета прожиточного минимума определяется набор из 25 основных продуктов питания. Наряду с ежемесячной регистрацией цен по полному перечню товаров и услуг проводится еженедельная регистрация цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав необходимого социального набора из 37 наименований.

Стоимость набора из 25 основных продуктов питания рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста, и применяется для сопоставления уровня цен на продукты питания по разным городам.

Статистическое изучение цен использует понятия уровня цен:

- индивидуальный уровень цен (величина цены в денежном выражении за единицу товара на рынке);

- средний уровень цен(обобщающий показатель уровня цен по однородным группам товаров).

Для расчета средней цены (за определенный период времени на определенной территории) могут использоваться различные виды средних:

- средняя арифметическая;

- средняя хронологическая простая (моменты времени регистрации равноудалены друг от друга);

- средняя хронологическая взвешенная (моменты регистрации неравномерны);

- средняя гармоническая взвешенная (в качестве весов использованы данные о товарообороте).

При изучении вариации цен используются традиционные методы анализа:

- размах вариации;

- среднее линейное отклонение цен от средней;

- среднее квадратическое отклонение;

- коэффициент вариации цен.

При наличии факторного признака, влияющего на уровень цен, могут быть определены:

- эмпирический коэффициент эластичности, отражающий процентные изменения цены в результате увеличения факторного признака на 1%;

- теоретический коэффициент эластичности (отношение темпа прироста величины спроса на товар под влиянием повышения цен к темпу прироста цен);

- коэффициент перекрестной эластичности цен.

Показатели соотношения цен на различные виды продуктов:

- коэффициент соотношений (соотношение цены изучаемого и базового товара);

- среднее линейное отклонение цен на товары;

- региональная вариация цен для каждого товара и т.д.

Система показателей статистики цен включает показатели уровня структуры и динамики цен. Важной частью статистического изучения ценообразования является анализ структуры цен определенных товаров. Анализ отдельных элементов цены позволяет выявить сложившиеся условия производства и обращения конкретного товара, экономические связи между отраслями экономики:

- удельный вес составляющих элементов в цене (себестоимости, наценок, налогов и т.д.);

- коэффициент соотношения оптовых и розничных цен;

Особое значение имеет анализ структуры розничных цен, представляющей сумму затрат на производство, прибыли, НДС и торговой наценки.

Широко применяются для анализа динамики цен различные виды индексов как индивидуальных, так и агрегатных (сводных) по предприятиям, регионам, странам, по видам товаров и т.д.в зависимости от задач исследования. Основные расчетные формулы индексов приведены в табл. 10.1.

Таблица 10.1.

 

Основные расчетные формулы индексов

 

 

Вид индекса Расчётные формулы
Агрегатный индекс Средний индекс из индивидуальных
Индекс цен с базисными весами (формула Ласпейреса)
Индекс цен с весами отчетного периода (формула Пааше)
Индекс Фишера

 


Формула Ласпейреса широко применяется при расчете индексов потребительских цен (ИПЦ) и индексов цен производителей на промышленную продукцию. Анализ численных значений индексов, рассчитанных по формулам Ласпейреса и Паше, свидетельствует, что индекс Ласпейреса, как правило, больше, чем индекс Паше (эффект Гершенкрона).

В расчетах индексов цен по формуле Пааше, в качестве весов используется не структура потребительских расходов, а структура товарооборота (добавленной стоимости, произведенной продукции в текущем периоде) и, как правило, индексы исчисляются на конец отчетного периода.

Система индексов в качестве основных расчетных показателейвключает:

- индексы цен производителей промышленной продукции характеризуют динамику изменения цен производителей промышленной продукции на основе выборочных исследований базовых предприятий и рассчитываются по сравнению с ценой за декабрь предыдущего года;

- индексы цен реализации сельскохозяйственной продукции характеризуют динамику изменения цен реализации сельскохозяйственной продукции в отчетном периоде по сравнению с периодом, принятым за базу, включают: индекс цен реализации продукции растениеводства и индекс цен реализации продукции животноводства.

- индексы цен в капитальном строительстве;

- индексы тарифов на грузовые перевозки основными видами транспорта;

- индексы цен внешней торговли, по совокупным показателям внешнеторговой деятельности исчисляется индекс условий торговли (соотношение между индексами цен экспорта и импорта).

Инфляционные процессы обесценивают денежные средства и проявляются в долговременном повышении цен на товары и услуги, нарушении функционирования денежно-кредитной и финансовой системы.

 
 

 


Рис.10.1. Основные показатели общей характеристики уровня инфляции

Для общей характеристики уровня инфляции используют в статистических исследованиях:

- дефлятор валового внутреннего продукта (отношение ВВП в ценах текущего периода к ВВП в ценах базисного периода);

- индекс потребительских цен (ИПЦ).

Для оценки динамики цен на потребительские товары используется индекс потребительских цен (ИПЦ). Основой для расчета ИПЦ служат индивидуальные индексы розничных цен на потребительские товары и тарифов на платные услуги населению, рассчитываемые на основании еженедельной и ежемесячной регистрации цен и тарифов по набору товаров (услуг) - представителей по месту реализации товаров и услуг. Информационная база формируется по результатам выборочного наблюдения с учетом представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами. Для отбора базовых предприятий торговли и сферы услуг, осуществляемого органами государственной статистики на местах, применяется метод основного массива. В набор товаров и услуг (продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги), разработанный для еженедельного наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования. По мере появления новых видов платных услуг (перехода бесплатных услуг в категорию платных), они учитываются при расчете ИПЦ.

Система ИПЦ, рассчитываемых в РФ, включает:

- сводный ИПЦ, характеризующий изменение стоимости фиксированного (базового) полного набора потребительских товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью (по структуре потребления семей по данным бюджетных обследований);

- ИПЦ для отдельных социально-экономических групп населения, характеризующие изменение стоимости фиксированных наборов потребительских товаров и услуг, приобретаемых группами населения с различным уровнем доходов;

- индекс стоимости прожиточного минимума, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, соответствующего минимальному потребительскому бюджету;

- ИПЦ, рассчитываемый по набору из 25 наименований продуктов;

- сводные индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району.

Алгоритм расчета ИПЦ:

1. Средние цены отчетного и базисного периодов и по каждому регистрируемому товару рассчитываются по формуле простой средней арифметической, т. е. как сумма зарегистрированных цен в разных точках, деленная на число зарегистрированных цен.

где: — число зарегистрированных цен.

2. Определяются индивидуальные индексы цен товара (услуги) по городу как частные от деления средних цен:

3. На базе индивидуальных индексов цен по территориям, участвующим в наблюдении, определяются агрегатные индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, Российской Федерации. В качестве территориального веса используется удельный вес численности населения на начало текущего года обследуемой территории в общей численности населения Российской Федерации.

4. Исходя из агрегатных индексов по товарам и услугам в целом (или группам товаров и услуг) и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения определяются сводные индексы цен в целом по группам потребительских товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району, Российской Федерации в целом.

5. В качестве весов при расчете ИПЦ используются потребительские расходы населения, получаемые в результате обследования домашних хозяйств. Для уточнения удельного веса отдельных статей потребительского набора используются также информация о структуре розничного товарооборота, экспертные оценки и другие источники.

6. В качестве формулы для расчета ИПЦ используется формула Ласпейреса:

где: индекс цен -то периода по сравнению с базисным периодом;

и цена -го товара или услуги соответственно в базисном и -м периоде.

При стабильной экономике изменение структуры потребительских плодов происходит относительно медленно. В этих условиях веса, используемые для расчета ИПЦ, изменяются в среднем один раз в 4—5 лет. Тогда можно использовать следующую формулу расчета:

где — веса, зафиксированные на каком-либо -м уровне.

При этом цены текущего периода сравниваются с ценами любого другого, а не только с ценами года, в котором проводилось обследование потребительских расходов.

Индекс потребительских цен, рассчитанный по формуле Ласпейреса, показывает, как изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с ценами в базисном периодом, если бы уровень и структура потребления остались без изменения.

Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению измеряет уровень инфляции. Для индексации заработной платы используется индекс цен по набору товаров и услуг без учета товаров необязательного пользования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...