Статистика цен на товары и услуги
В условиях рыночной экономики конкуренция ведет к дифференциации цен. Цена выражает стоимость товара (услуги) в денежных единицах (в единицах определенной валюты) за единицу товара. В экономике существует следующая система цен и тарифов: розничные цены, тарифы на услуги, оптовые (оптово-отпускные) цены предприятия, закупочные, сметные цены (цены на строительные объекты), цены внешней торговли. Основные задачи статистики цен: - характеристика состояния рынка (изменение цен как результат изменения экономической ситуации в стране); - изучение дифференциации цен по отдельным рынкам и регионам; - исследование цены и ее динамики как индикатора инфляционных процессов (фактор уровня жизни населения); - определения структуры цены и доли в ней налогов для анализа рентабельности производства; - аналитические исследования цен характеристики макроэкономики страны в целом (межрегиональные и международные сопоставления цен); - изучение факторов, влияющих на изменение цен; - методология изучения уровня и динамики потребительских цен. Для расчета прожиточного минимума определяется набор из 25 основных продуктов питания. Наряду с ежемесячной регистрацией цен по полному перечню товаров и услуг проводится еженедельная регистрация цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав необходимого социального набора из 37 наименований. Стоимость набора из 25 основных продуктов питания рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста, и применяется для сопоставления уровня цен на продукты питания по разным городам. Статистическое изучение цен использует понятия уровня цен:
- индивидуальный уровень цен (величина цены в денежном выражении за единицу товара на рынке); - средний уровень цен(обобщающий показатель уровня цен по однородным группам товаров). Для расчета средней цены (за определенный период времени на определенной территории) могут использоваться различные виды средних: - средняя арифметическая; - средняя хронологическая простая (моменты времени регистрации равноудалены друг от друга); - средняя хронологическая взвешенная (моменты регистрации неравномерны); - средняя гармоническая взвешенная (в качестве весов использованы данные о товарообороте). При изучении вариации цен используются традиционные методы анализа: - размах вариации; - среднее линейное отклонение цен от средней; - среднее квадратическое отклонение; - коэффициент вариации цен. При наличии факторного признака, влияющего на уровень цен, могут быть определены: - эмпирический коэффициент эластичности, отражающий процентные изменения цены в результате увеличения факторного признака на 1%; - теоретический коэффициент эластичности (отношение темпа прироста величины спроса на товар под влиянием повышения цен к темпу прироста цен); - коэффициент перекрестной эластичности цен. Показатели соотношения цен на различные виды продуктов: - коэффициент соотношений (соотношение цены изучаемого и базового товара); - среднее линейное отклонение цен на товары; - региональная вариация цен для каждого товара и т.д. Система показателей статистики цен включает показатели уровня структуры и динамики цен. Важной частью статистического изучения ценообразования является анализ структуры цен определенных товаров. Анализ отдельных элементов цены позволяет выявить сложившиеся условия производства и обращения конкретного товара, экономические связи между отраслями экономики: - удельный вес составляющих элементов в цене (себестоимости, наценок, налогов и т.д.);
- коэффициент соотношения оптовых и розничных цен; Особое значение имеет анализ структуры розничных цен, представляющей сумму затрат на производство, прибыли, НДС и торговой наценки. Широко применяются для анализа динамики цен различные виды индексов как индивидуальных, так и агрегатных (сводных) по предприятиям, регионам, странам, по видам товаров и т.д.в зависимости от задач исследования. Основные расчетные формулы индексов приведены в табл. 10.1. Таблица 10.1.
Основные расчетные формулы индексов
Формула Ласпейреса широко применяется при расчете индексов потребительских цен (ИПЦ) и индексов цен производителей на промышленную продукцию. Анализ численных значений индексов, рассчитанных по формулам Ласпейреса и Паше, свидетельствует, что индекс Ласпейреса, как правило, больше, чем индекс Паше (эффект Гершенкрона). В расчетах индексов цен по формуле Пааше, в качестве весов используется не структура потребительских расходов, а структура товарооборота (добавленной стоимости, произведенной продукции в текущем периоде) и, как правило, индексы исчисляются на конец отчетного периода. Система индексов в качестве основных расчетных показателейвключает: - индексы цен производителей промышленной продукции характеризуют динамику изменения цен производителей промышленной продукции на основе выборочных исследований базовых предприятий и рассчитываются по сравнению с ценой за декабрь предыдущего года; - индексы цен реализации сельскохозяйственной продукции характеризуют динамику изменения цен реализации сельскохозяйственной продукции в отчетном периоде по сравнению с периодом, принятым за базу, включают: индекс цен реализации продукции растениеводства и индекс цен реализации продукции животноводства. - индексы цен в капитальном строительстве; - индексы тарифов на грузовые перевозки основными видами транспорта; - индексы цен внешней торговли, по совокупным показателям внешнеторговой деятельности исчисляется индекс условий торговли (соотношение между индексами цен экспорта и импорта).
Инфляционные процессы обесценивают денежные средства и проявляются в долговременном повышении цен на товары и услуги, нарушении функционирования денежно-кредитной и финансовой системы.
Рис.10.1. Основные показатели общей характеристики уровня инфляции Для общей характеристики уровня инфляции используют в статистических исследованиях: - дефлятор валового внутреннего продукта (отношение ВВП в ценах текущего периода к ВВП в ценах базисного периода); - индекс потребительских цен (ИПЦ). Для оценки динамики цен на потребительские товары используется индекс потребительских цен (ИПЦ). Основой для расчета ИПЦ служат индивидуальные индексы розничных цен на потребительские товары и тарифов на платные услуги населению, рассчитываемые на основании еженедельной и ежемесячной регистрации цен и тарифов по набору товаров (услуг) - представителей по месту реализации товаров и услуг. Информационная база формируется по результатам выборочного наблюдения с учетом представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами. Для отбора базовых предприятий торговли и сферы услуг, осуществляемого органами государственной статистики на местах, применяется метод основного массива. В набор товаров и услуг (продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги), разработанный для еженедельного наблюдения за ценами, включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования. По мере появления новых видов платных услуг (перехода бесплатных услуг в категорию платных), они учитываются при расчете ИПЦ. Система ИПЦ, рассчитываемых в РФ, включает: - сводный ИПЦ, характеризующий изменение стоимости фиксированного (базового) полного набора потребительских товаров и услуг, приобретаемых в среднем на одну семью (по структуре потребления семей по данным бюджетных обследований);
- ИПЦ для отдельных социально-экономических групп населения, характеризующие изменение стоимости фиксированных наборов потребительских товаров и услуг, приобретаемых группами населения с различным уровнем доходов; - индекс стоимости прожиточного минимума, характеризующий изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, соответствующего минимальному потребительскому бюджету; - ИПЦ, рассчитываемый по набору из 25 наименований продуктов; - сводные индексы цен в целом по группам продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району. Алгоритм расчета ИПЦ: 1. Средние цены отчетного и базисного периодов где: 2. Определяются индивидуальные индексы цен товара (услуги) по городу как частные от деления средних цен: 3. На базе индивидуальных индексов цен по территориям, участвующим в наблюдении, определяются агрегатные индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, Российской Федерации. В качестве территориального веса используется удельный вес численности населения на начало текущего года обследуемой территории в общей численности населения Российской Федерации. 4. Исходя из агрегатных индексов по товарам и услугам в целом (или группам товаров и услуг) и доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения определяются сводные индексы цен в целом по группам потребительских товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району, Российской Федерации в целом. 5. В качестве весов при расчете ИПЦ используются потребительские расходы населения, получаемые в результате обследования домашних хозяйств. Для уточнения удельного веса отдельных статей потребительского набора используются также информация о структуре розничного товарооборота, экспертные оценки и другие источники. 6. В качестве формулы для расчета ИПЦ используется формула Ласпейреса: где:
При стабильной экономике изменение структуры потребительских плодов происходит относительно медленно. В этих условиях веса, используемые для расчета ИПЦ, изменяются в среднем один раз в 4—5 лет. Тогда можно использовать следующую формулу расчета:
где При этом цены текущего периода сравниваются с ценами любого другого, а не только с ценами года, в котором проводилось обследование потребительских расходов. Индекс потребительских цен, рассчитанный по формуле Ласпейреса, показывает, как изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с ценами в базисном периодом, если бы уровень и структура потребления остались без изменения. Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению измеряет уровень инфляции. Для индексации заработной платы используется индекс цен по набору товаров и услуг без учета товаров необязательного пользования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|