Причины агрессии, ее виды и механизмы действия
Существуют агрессивные проявления, обусловленные внешними, семейными факторами. Одной из ведущих причин является - неполная семья. В этих случаях происходит искаженное перераспределение ролей - мать ребенка вынужденно берет на себя функции отца. Причем эта функция часто бывает гипертрофирована, воспитание приобретает характер гиперопеки: многое запрещается. Ребенок растет в атмосфере запугивания, строгости, давления, что может привести к недоверию ко взрослым. Другой вид патогенного воспитания - гипоопека, когда ребенку мало уделяют внимания. В этих случаях подросток ищет себе кумиров в маргинальной среде, а также в продукциях массовой культуры, фильмах. Выбранные им герои часто бывают жестоки и ребенок перенимает их черты. Ведущую роль агрессивного поведения играют постоянные семейные конфликты, драки в семье. Эти примеры запечатлеются в его сознании и становятся его собственными. В некоторых случаях обстановка в семье как будто «правильная». Но за этим скрывается напряженность, неприязнь друг к другу, родители существуют вместе, терпят друг друга, и эта напряженность оборачивается жестокостью, холодностью в отношениях с ребенком. Впоследствии ребенок может проявить гиперагрессию. Истоки патологической агрессии лежат и в стрессах раннего детства. Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических опасностей. Во-первых, родители, наказывающие своих детей, фактически могут оказаться для них примером агрессивности. В таких случаях наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем. [5] Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. Если они не подчиняются родителям, вряд ли потом они усвоят другие меры воздействия, которые помогли бы им социализироваться. Вдобавок агрессивное отношение может привести ребенка в компанию «людей, демонстрирующих и одобряющих чрезвычайно рискованное поведение, которое действительно должно быть наказано».
И в-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. Фактически стратегия социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемого поведения. Если после сурового наказания ребенок расстроен или рассержен, он из-за боли может забыть, за что его наказали. Названные выше проявления агрессии могут быть устранены путем изменения семейной ситуации при минимальном лекарственном вмешательстве. К внутренним факторам агрессии относятся аффективные нарушения и патологический кризис личности. Аффективные расстройства могут возникать как в детском, так и в подростковом возрасте, причинами которого могут послужить травма головы, токсикоз беременности у матери, затяжные роды. Они проявляются в виде депрессий, страхов, тревоги, злобности. На их фоне агрессия приобретает дополнительный импульс, становится более разрушительной. Подросток не контролирует свои действия, будучи охвачен злобным аффектом. Кризис личности, приобретающий патологические формы, обусловлен сложными процессами в психике подростка. В этот период возможна деформация личностной структуры: подросток становится неузнаваемым, «чужим» для родителей, часто агрессивен. [3] Наиболее патологические факторы возникновения агрессии связаны с продуктивными психопатологическими расстройствами. Это бред, галлюцинации, иллюзии, сумеречные расстройства сознания. Если продуктивные психопатологические симптомы содержат в себе агрессивный компонент, то подросток будет им полностью подчиняться, станет «одержимым». Поведение подростка становится необъяснимо жестоким.
А также причинами агрессии являются эмоциональные расстройства. Эмоциональные симптомы отражают состояние психики. Еще одной из важных причин агрессии у подростков является конституциональная предрасположенность. Основные черты характера подростков, имеющих тенденцию к агрессивному поведению, - раздражительность, подозрительность, замкнутость, тревожность, боязнь общественного мнения, склонность испытывать стыд, а не чувство вины. В формировании агрессивного поведения ведущую роль играет негативное влияние журналов, газет, интернета, компьютерных игр, телевизора. Слишком много фильмов, мультиков, статей, сайтов, компьютерных игр, основным содержанием которых являются жестокость, насилие, криминал. [1] На появление агрессии также влияет и специфичность окружающей обстановки и состояние самого общества. Так, повышенный уровень шумов и радиации, неблагоприятная экология, переизбыток информации создают предпосылки к агрессивному поведению. А экономические кризисы, неурегулированные законы вместе с ощущением раздражения и безнадёжности способны вызвать у подростка чувство протеста и желание выразить этот протест в виде агрессии. Процесс превращения немотивированной агрессии в мотивированное агрессивное поведение начинается с того, что подросток хочет соответствовать требованиям общества, однако он не может этого реализовать в силу причин конституционного порядка, социальных условий, неумения правильно определить свою социальную идентичность и роли, противоречивых ожиданий значимых других, недостаточного овладения приемлемыми способами социальной адаптации и преодолении трудностей. Виды агрессии встречаются в большинстве случаев в описании психической патологии. В действующей классификации психических и поведенческих расстройств (МКБ - 10) они присутствуют в качестве феноменов в ряде диагностических рубрик. При шизофрении диагностируется раздражительность, внезапный гнев, при эмоционально-неустойчивом расстройстве личности - поведенческие взрывы, отсутствие контроля импульсивности. [5]
Таким образом, часто виды агрессии рассматривают преимущественно с точки зрения клинических показателей. К ним относятся: социальная, ситуационная, импульсивно-садистическая, трансформированная, сверхценная агрессии. Социальная агрессия объединяет феномены антиобщественной направленности. Это - кражи, хулиганство, вымогательство. В этих случаях преобладают корыстные мотивы, иногда - мести. Формирование социальной агрессии может быть тесно связано с психопатологией в рамках душевного заболевания. Кражи совершаются стереотипно и обусловлены эмоционально-волевыми изъянами (отсутствие критичности к своему поведению). Редко выявляется состояние с очерченной структурой клептомании, когда каждая кража сопровождается непреодолимым желанием избавиться от чувства душевного дискомфорта. [8] Ситуационная агрессия - это высказывания и действия в конфликтной ситуации. Ее появление обусловлено особенностями личности подростка. Основной признак подобной агрессии - конфликтность, раздражительность. В детстве такие дети проявляют агрессию на требования и замечания. В последующем раздражительность и несдержанность становятся регулярными. Ситуационная агрессия может проявляться на фоне депрессивного настроения в виде тоскливости, мрачности, хмурости. Часто дети жалуются на утомляемость, слабость, головные боли. Импульсивно-садистическая агрессия является психопатологическим вариантом агрессивных действий, сочетающим садистический комплекс и автоматизированные действия. К этому типу относятся тяжкие убийства с особой жестокостью. Здесь наблюдается компонент импульсивности в виде стереотипных множественных ножевых ударов, внезапное возбуждение на фоне измененного сознания с последующей амнезией. [7] Импульсивная агрессия связана с чувством гнева, злобы в отношении объекта агрессии. Жестокость в большинстве случаев проявляется дома в виде избиения родителей или иных родственников, а также необоснованное агрессивное поведение.
У подростков с импульсивно-садистской агрессией могут быть скрытые мотивы, корни которых находятся в раннем детстве. Подростки, склонные к данному типу, часто имеют плохое настроение с ощущением тоски, плаксивости, «тяжести на душе» и суицидальными наклонностями. Перед совершение агрессивных поступков проявляются тревога, волнение, напряжение, страхи, плохой сон. Этот вид может сопровождаться изменениями сознания, а также кратковременная потеря памяти. Трансформированная агрессия начинается как ситуационная, но потом разрастается до размеров импульсивно-садистских действий. Подростки такого типа агрессивного поведения склонны к грубости, раздражительности, конфликтности. У них наблюдается снижение настроения, мрачность, угрюмость. В момент конфликта подросток перестает себя контролировать, его действия становятся необъяснимыми, проявляется садизм. [5] Сверхценная агрессия основана на патологических сверхценных идеях преследования, мести, разоблачительства. У больных с таким типом агрессии может быть обнаружены галлюцинации. Они слышат голоса, которые приказывают им совершать те или иные агрессивные действия. Защитная агрессия характеризуется наличием действительной, непосредственной угрозы жизни и здоровью, для сохранения которых предпринимаются соответствующие насильственные действия. Рассмотрение агрессивного патологического поведения должно быть основано на анализе его структуры в момент реализации агрессивных импульсов и предшествующей динамики развития. Исследования показывают, что истоки каждого отдельного случая обнаруживаются в разные периоды детского и подросткового развития. Психопатологический анализ показывает, что с практической точки зрения необходимо выделять осевую, поступательную динамику формирования агрессивности, признаки которой можно обнаружить на все протяжении развития личности, и этапную, где проявления связаны с особенностями кризисных периодов. Агрессивные способы действия могут проявляются тогда, когда другие формы поведения не дают желаемых результатов. Внутри подросткового возраста существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 и 14-15 лет. У девочек также наблюдается два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет. Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, имеют некоторые общие черты. К ним относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У таких детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща озлобленность, эмоциональная грубость, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Но бывает, что среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости. [5]
Но, наибольшую озабоченность у родителей и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. Так, в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, ребенок, проводящий у телевизора, всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием на телевидении, многие родители выражают озабоченность в связи с тем, что подобная ситуация может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. [8] Таким образом,агрессия может быть вызвана многими причинами, начиная с семьи и заканчивая патологическими изменениями в головном мозге. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной нестабильностью. Формируются образы «Я». Возникает острое желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым, отстаивая свои взрослые права, что может вызвать конфликт с родителями. Иногда родители сами не пытаются пойти на компромисс с ребенком, что и является причиной конфликта и агрессивного поведения со стороны подростка. Слишком авторитарные родители могут спровоцировать агрессивное поведения со стороны ребенка по отношению к ним. Подросток начинает сопротивляться, часто уходит из дома, проводит много времени у компьютера или с друзьями, огрызаясь и грубя родителям. Надо помнить, что в этот период ребенку самому очень нелегко. Физиологические изменения и принятия себя таким, какой он есть, достаточно тяжело переживается подростком. Не найдя поддержку среди близких и родных людей, ребенок проявляет агрессию, хамит не потому, что он плохой, а потому, что его не понимают. Очень важно родителю проявить терпение и заботу о своем ребенке. Не всегда в частых конфликтах родителей и подростков виноват только ребенок, называя его агрессивным. Многие проблемы агрессивного поведения могут быть решены внутри семьи. Другое дело, если причиной агрессивного поведения являются патологические изменения. В данном случае необходимо обратиться к специалисту и начать медикаментозное лечение, не забывая при этом проявлять заботу и понимание к своему ребенку. Таким детям гораздо сложнее пережить подростковый кризис, так как помимо возрастных изменений у них обостряются патологические заболевания. Таким образом, агрессия не всегда является патологией поведения подростков, а иногда вызвана социальными и семейными проблемами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|