Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая ответственность за нарушение законодательства о защите информации




 

Тематические вопросы:

7.1. Ответственность за нарушение законодательства о

государственной тайне.

7.2. Ответственность за нарушение законодательства о защите

информации, не содержащей сведений, составляющих

государственную тайну.

7.3. Ответственность за нарушение законодательства о защите

коммерческой тайны и персональных данных.

7.4. Ответственность за преступления в сфере компьютерной информации.

7.4.1. Неправомерный доступ к компьютерной информации.

7.4.2. Создание, использование и распространение вредоносных

программ для ЭВМ.

7.4.3. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или

их сети.

 

 

7.1. Ответственность за нарушение законодательства о

государственной тайне.

 

На основании ст. 26 Закона РФ «О государственной тайне» должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Разглашение или выдача государственной тайны отнесены законодателем к преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства.

Государственная измена представляет собой враждебную деятельность гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации.

Главная опасность при совершении этого преступления исходит извне, так как действия гражданина России направляются и поддерживаются силами и средствами иностранного государства или иностранных организаций, которые имеют в своем распоряжении мощные финансовые, технические и прочие ресурсы. Это своеобразная форма соучастия гражданина России и представителей иностранных государств или организаций в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.

Суверенитет - это полная самостоятельность государства в решении своих внешних и внутренних вопросов. Территориальная неприкосновенность означает неотторжимость территории государства без разрешения его высших органов власти. Обороноспособность предполагает наличие политического, экономического, военного и морального потенциала страны, который последняя может использовать для защиты от внешнего нападения.

Государственная измена может совершаться в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Ф., являясь старшим научным сотрудником особо важного учреждения Минобороны России, имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросам, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. сумел войти в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной из назначенных ему конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение.

Действия Ф. квалифицированы по ст. 275 УК как государственная измена в форме шпионажа путем выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Отличие шпионажа от выдачи государственной тайны состоит в том, что шпионаж выражается в передаче, а равно в собирании, похищении или хранении с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.

Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, иностранной организации или их представителям лицом, которому эти сведения были доверены по службе или работе (например, секретоноситель).

Предметом шпионажа могут быть иные сведения, кроме государственной тайны, которые передаются или собираются по заданию иностранной разведки для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

И шпионаж, и выдача - конкретизация основной формы измены - оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям. Именно эта форма составляет содержание государственной измены. Как уже говорилось, возможны формы конкретизации измены в виде шпионажа, выдачи. Однако общим для них является адресат, который проводит враждебную деятельность, и присутствие гражданина Российской Федерации, который оказывает ему помощь во враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Это может быть вербовка гражданина России в качестве агента иностранного государства, иностранной организации или их представителей, инициативная передача сведений, не составляющих государственной тайны (различные изобретения, открытия, не имеющие грифа «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно»), но интересующих иностранные государства, иностранные организации или их представителей в указанных целях, и т.д.

Понятие враждебной деятельности включает любую деятельность, направленную в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. В области внешнеполитической это может быть срыв мирных переговоров, разрыв дипломатических отношений; в области экономической - срыв выгодных деловых контактов, экономическая блокада; в области военной - поддержка незаконных формирований на территории России; в области разведки - расшифровка разведывательных операций, провал агентуры и т.п.

Государственная измена совершается только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа. Виновный должен осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, характер адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении враждебной деятельности, проводимой иностранным государством, иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности России.

Выдача государственной тайны российским гражданином иностранному государству, иностранной организации или их представителям (т.е. умышленное сообщение указанным субъектам сведений, составляющих государственную тайну) влечет наказание в соответствии со статьей 275 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Государственная измена) в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Согласно ч. 5 ст. 15 УК это преступление относится к особо тяжкому, поскольку за совершение его законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет.

В примечании к ст. 275 УК предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности за государственную измену. Лицо, совершившее государственную измену, освобождается от уголовной ответственности при следующих условиях: если лицо способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной измене либо иным образом. Закон не ограничивает способы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ способствовал предотвращению ущерба интересам Российской Федерации. Вопрос о том, способствовало ли лицо предотвращению дальнейшего ущерба или нет, решает суд.

Действия иностранного гражданина или лица без гражданства, заключающиеся в передаче, а равно собирании или хранение с целью передачи государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителю, содержат состав преступления, предусмотренного статьей 276 УК РФ (Шпионаж). За совершение указанного преступления предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет.

Государственная измена и шпионаж считаются оконченными преступлениями с момента совершения действий независимо от наступивших последствий. Например, шпионаж окончен с момента сбора сведений, составляющих государственную тайну; выдача государственной тайны окончена с момента фактической передачи сведений адресату; иное оказание помощи - с момента фактического оказания такой помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям.

Объектом указанных преступлений является внешняя безопасность государства. Субъектом государственной измены является гражданин РФ, достигший возраста 16 лет, а субъектом шпионажа – иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее возраста 16 лет.

За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, при отсутствии признаков государственной измены предусмотрена уголовная ответственность по статье 283 УК РФ (Разглашение государственной тайны). Санкция за данное преступление предусматривает арест на срок от четырех до шести месяцев либо лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В УК РФ этот состав также включен в главу преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 283 УК РФ, являются сведения, составляющие государственную тайну. Под разглашением сведений, составляющих государственную тайну, следует понимать противоправное предание огласке этих сведений, в результате чего они стали достоянием других лиц. Постороннее лицо - это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным. Разглашение окончено с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу.

Ответственность за разглашение несет только лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому тайна была доверена или стала известна по службе или работе. Лицами, которым тайна доверена, следует считать лиц, имеющих допуск и доступ к государственной тайне. К числу субъектов преступления относятся также лица, которым тайна специально не доверена, но может быть известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (охранники, курьеры, водители, обслуживающий персонал закрытых учреждений).

При выполнении своих обязанностей У. изготовил рабочую справку, в которую включил известные ему по службе сведения, относившиеся к оперативно-розыскной деятельности федеральных органов и составлявшие государственную тайну. По поручению У. справка была набрана на компьютере и распечатана секретарем-машинисткой, не имевшей допуска к секретным материалам, а затем отправлена в другое учреждение на имя должностного лица, также не имевшего полномочий по доступу к секретным сведениям.

Действия У. квалифицированы по ч. 1 ст. 283 УК РФ, поскольку сведения, известные ему по службе и составлявшие государственную тайну, стали достоянием других лиц по его вине.

Разглашение тайны совершается только умышленно, причем умысел может быть прямым или косвенным. При совершении преступления с прямым умыслом возникает вопрос об отграничении этого преступления от измены в форме выдачи государственной тайны и шпионажа. Отличие идет по характеру и содержанию умысла. При измене и шпионаже субъект осознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям, и желает передать государственную тайну указанным адресатам с целью проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. При разглашении тайны виновный осознает, что передает сведения постороннему лицу (не иностранному государству, организации или их представителям). Если же виновный передает тайну фактически указанным адресатам, но субъективно не осознает и не может осознавать характера адресата, то он также будет нести ответственность за разглашение тайны, а не за государственную измену.

Часть 2 ст. 283 УК РФ устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д.). К тяжким последствиям относятся случаи, когда в результате разглашения соответствующие сведения стали достоянием иностранных разведок, что предполагает проведение государством дорогостоящих мероприятий по нейтрализации таких последствий.

Утрата документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, - влечет ответственность по статье 284 УК РФ (Утрата документов, содержащих государственную тайну).

Предметом преступления являются документы, т.е. письменные акты, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной, имеющие соответствующие реквизиты (номер, подпись, печать, гриф секретности и т.д.) и зарегистрированные в соответствующих учреждениях и организациях.

Предметом преступления могут также выступать материальные носители секретов в виде образцов военной техники, оружия, топлива, оборудования. Сведения об этих предметах составляют государственную тайну, поэтому они могут быть разглашены, а могут быть переданы постороннему лицу и сами предметы.

Объективную сторону преступления характеризуют такие действия, как нарушение правил обращения с документами. Обязательным признаком объективной стороны являются последствия в виде утраты документа и наступления тяжких последствий, а также причинная связь между нарушением правил обращения с документами или предметами и утратой документов или предметов и тяжкими последствиями.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью (в виде легкомыслия или небрежности). При легкомыслии лицо предвидит возможность утраты соответствующих документов и предметов в результате нарушения правил обращения с документами, содержащими государственную тайну, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, и наступление вследствие этого тяжких последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий. При небрежности лицо не предвидело возможности утраты указанных документов и предметов и наступление тяжких последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло это предвидеть.

Под утратой следует понимать выход документа или предмета из владения данного лица помимо воли этого лица, но в результате нарушения им установленных правил обращения с документами или предметами. Уничтожение документов или предметов, составляющих государственную тайну, утраты не образует, так как это исключает возможность ознакомления с ними других лиц.

Если утрата не повлекла тяжких последствий, состава данного преступления не будет. Преступление считается оконченным с момента утраты документа и наступления тяжких последствий.

Преступление, предусмотренное ст. 284 УК РФ, совершается только лицами, имеющими допуск к государственной тайне (т.е. процедурно оформленное право на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну). По отношению к последствиям вина может быть только неосторожной. В случае умышленного предоставления документа или предмета постороннему лицу речь должна идти о разглашении государственной тайны. Действия, предусмотренные этой статьей, относятся к категории преступлений средней тяжести.

Вступивший с 1 июля 2002 года новый Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ряд составов в сфере защиты информации, составляющей государственную тайну.

Во-первых, это части 3 и 4 статьи 13.12 (Нарушение правил защиты информации), которые предусматривают:

– часть 3: «…За нарушение условий, предусмотренных лицензией на проведение работ, связанных с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда…»;

– часть 4: «…За использование несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией несертифицированных средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой…».

Часть 2 статьи 13.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за незаконную деятельность в области защиты информации, а именно:

– за занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии (ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой).

В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации (в том числе и информации, отнесенной к государственной тайне), должны иметь лицензии на данные виды деятельности.

Объектом указанных административных правонарушений является порядок защиты информации (статья 13.12) и порядок осуществления деятельности в области защиты информации (статья 13.13). Объективная сторона правонарушений, указанных в частях 2 и 4 статьи 13.12 и части 2 статьи 13.13, может заключаться только в действии.

Субъектами могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. Вина в совершении данных правонарушений может быть как умышленной, так и неосторожной.

На основании статьи 23.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях органами, осуществляющими контроль за обеспечением защиты государственной тайны, и рассматривающими дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 13.12 и частью 2 статьи 13.13 являются:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обеспечения безопасности Российской Федерации, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;

2) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, его заместители;

3) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, его заместители;

4) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, его заместители, руководители территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти, их заместители;

5) руководители подразделений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности Российской Федерации, обороны Российской Федерации, внешней разведки, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, осуществляющих лицензирование видов деятельности, которые связаны с использованием и защитой сведений, составляющих государственную тайну.

 

7.2. Ответственность за нарушение законодательства о защите

информации, не содержащей сведений, составляющих

государственную тайну.

 

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ряд составов в сфере защиты информации, не являющейся государственной тайной. В частности:

1) части 1 и 2 статьи 13.12 (Нарушение правил защиты информации) предусматривают ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (часть 1 ст. 13.12); и за использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну), в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой (часть 2 ст. 13.12).

Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, является порядок защиты информации.

Объективная сторона предусмотренных ч. 1 настоящей статьи правонарушений может заключаться как в действии, так и в бездействии, а правонарушений, предусмотренных ч.2 - только в действии.

В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

Режим защиты информации устанавливается:

– в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными органами на основании Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»;

– в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации»;

– в отношении персональных данных - федеральным законом.

Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие информационные системы и информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти.

Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.

Организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации, должны иметь лицензии на данные виды деятельности.

Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом РФ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг».

Информационные системы органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. утверждено Положение о сертификации средств защиты информации.

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, могут быть граждане, а также должностные лица и юридические лица. Вина в совершении данных правонарушений может быть как умышленной, так и неосторожной.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 13.12, рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации.

2) часть 1 статьи 13.13 (Незаконная деятельность в области защиты информации) влечет наступление ответственности за занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией средств защиты информации или без таковой.

Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, является порядок осуществления деятельности в области защиты информации.

В соответствии с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» организации, выполняющие работы в области проектирования, производства средств защиты информации (в том числе и информации, отнесенной к государственной тайне), должны иметь лицензии на данные виды деятельности. Объективная сторона предусмотренных настоящей статьей правонарушений может заключаться только в действии.

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, могут быть граждане, а также должностные лица и юридические лица. Вина в совершении данных правонарушений может быть как умышленной, так и неосторожной.

3) статья 13.14 (Разглашение информации с ограниченным доступом) предусматривает ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если информация представляет собой государственную тайну - разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок получения информации с ограниченным доступом.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в действии, представляющем собой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность – государственная тайна), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Запрещено привлекать к ответственности за разглашение и относить к информации с ограниченным доступом:

– законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

– документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

– документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

– документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне». Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном отраслевым законодательством Российской Федерации (гражданским, административным и т.д.).

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, могут быть граждане, а также должностные лица. Вина в совершении данного правонарушения может быть как умышленной, так и неосторожной.

7.3. Ответственность за нарушение законодательства о защите

коммерческой тайны и персональных данных.

 

Информация, составляющая коммерческую или банковскую тайну, относится к числу охраняемых законом объектов гражданских прав. Информация составляет коммерческую или банковскую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК РФ).

Решение о наличии действительной или потенциальной коммерческой ценности информации, содержание и объем соответствующих сведений определяются предпринимателем самостоятельно по своему усмотрению Коммерческой тайной могут быть сведения о технологии производства, внедрении изобретений, планах развития и изменения производства, о деловых партнерах, контрактах и т. д.

Статьей 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» установлено, что банковской тайной являются сведения об операциях, о счетах и вкладах клиентов банка и его корреспондентов. По закону все банки гарантируют своим клиентам тайну вклада.

Законом и иными правовыми актами определяются сведения, которые не могут составлять коммерческую или банковскую тайну. К таким сведениям не могут быть отнесены учредительные документы, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью, сведения, необходимые для проверки правильности начисления и уплаты налогов и других обязательных платежей, и иные сведения, содержащиеся в перечне[13].

Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» обязал банки и кредитные учреждения информировать налоговые органы о совершении физическими лицами операций на сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов и выше.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 14 июня 1994 г. «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» банковская и коммерческая тайна не является препятствием для получения полномочными органами сведений и документов о финансово-экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, причастных к совершению бандитских нападений и других тяжких преступлений, совершенных организованными преступными группами.

Законом определен круг организаций и лиц, которые уполномочены на официальное истребование и получение информации, составляющей коммерческую или банковскую тайну. К их числу относятся суды общей юрисдикции, арбитражные суды, органы прокуратуры, следствия и дознания. К числу таких органов отнесены Государственная налоговая служба, органы валютного контроля, аудиторские организации, нотариат, антимонопольные органы.

Статьей 183 Уголовного Кодекса предусмотрены два состава преступления: собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, и разглашение или использование указанных сведений без согласия владельца.

Собирание указанных сведений (ч. 1 ст. 183) представляет собой формальный состав, т. е. для наступления уголовной ответственности достаточно самого факта собирания сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, независимо от наступления или не наступления вредных последствий. Ответственность по ч. 1 ст. 183 УК РФ предусмотрена в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Уголовная ответственность за разглашение или использование подобных сведений без согласия владельца наступает по ч. 2 ст. 183 в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

По ч. 3 и 4 ст. 183 УК РФ ответственность наступает в случае причинения указанными действиями крупного ущерба или наступления тяжких последствий. Субъектами этого преступления являются лица, обладающие соответствующей информацией в связи со служебной или профессиональной деятельностью.

Форма вины для обоих преступлений - умысел. Для состава собирания указанной информации необходимо наличие указанной в диспозиции ч. 1 указанной статьи цели - ее разглашения или незаконного использования. При разглашении или использовании этой информации нео<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...