Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая основа допуска и доступа к защищаемым сведениям




 

Тематические вопросы:

6.1. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне.

6.2. Основания для отказа в допуске и условия его прекращения.

6.3. Ограничение прав в связи с допуском.

6.4. Порядок и условия выплаты компенсирующих надбавок.

6.5. Основания, предусмотренные для оформления допуска.

6.6. Процедура оформления допуска.

6.7. Переоформление допуска.

6.8. Порядок доступа граждан к государственной тайне при

командировании их в другие организации.

 

 

6.1. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне.

 

Закон устанавливает 2-х уровневую процедуру оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну: допуск и собственно доступ.

Исходя из степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, Законом «О государственной тайне» устанавливаются три степени секретности сведений и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». При этом высшим грифом секретности является гриф «особой важности».

В соответствии с указанными степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, установлены следующие формы допуска:

первая форма (ф. 1) – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма (ф.2) – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма (ф.3) – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Первая форма допуска дает право на ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну, всех трех степеней секретности. Вторая форма допуска дает право на ознакомление со сведениями, имеющими степени секретности «совершенно секретно» и «секретно».

Порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне определен статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Данная статья одна из самых больших по объему в Законе, поскольку описывает одну из основных форм отношений – отношения между государством в лице органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций и должностными лицами и гражданами, допускаемыми к государственной тайне. Детализация положений данной статьи была вызвана тем, что они напрямую затрагивают права и свободы граждан и не должны допускать ни свободной трактовки их положений, ни незаконного ущемления прав граждан.

Основой допуска является его добровольность на условиях, оговариваемых в трудовом договоре (контракте). Выделение из безусловно более широкой категории «граждан» категории «должностных лиц» связано с положениями статьи 1 Закона, в соответствии с которой принцип добровольности рассматривается как бы с двух позиций: для граждан - в качестве условия при поступлении на работу или привлечении их к работам, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а для должностных лиц в качестве условия для занятия определенных должностей, статус которых, независимо от желания лиц их замещающих, предполагает ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, установленном Положением, утвержденным Постановлением Правительством Российской Федерации от 22 августа 1998 г. № 1003.

Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне предусматривает:

– принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных ему сведений, составляющих государственную тайну;

– согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона РФ «О государственной тайне»;

– письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

– определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных указанным Законом;

– ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

– принятие соответствующего решения руководителем организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.

Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются Федеральной службой безопасности Российской Федерации и ее территориальными органами (далее – органы безопасности) во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Допуск граждан по третьей форме осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Руководители организаций, не включенных в перечень объектов, на которых допуск к секретным сведениям осуществляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности, могут направлять в органы безопасности материалы на граждан, допускаемых к секретным сведениям, в случае, когда имеются обоснованные сомнения в достоверности их анкетных данных.

Органы безопасности во взаимодействии с заинтересованными организациями имеют право определять те организации, на которых допуск к секретным сведениям осуществляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Руководители организаций допускаются к секретным сведениям (по третьей форме) только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Положения, касающиеся проведения проверочных мероприятий корреспондируются с положениями Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В статье 8 этого Закона указано, что при проведении проверочных мероприятий по допуску граждан к государственной тайне запрещаются следующие оперативно-розыскные мероприятия:

– обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

– контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

– прослушивание телефонных переговоров;

– снятие информации с технических каналов связи.

– проведение оперативного эксперимента.

В то же время, для получения данных, необходимых для принятия решения о допуске проверяемого лица к государственной тайне, могут осуществляться все остальные оперативно-розыскные мероприятия, а именно: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, наблюдение и др.

Взаимные обязательства администрации организации и оформляемого на допуск лица отражаются в типовом договоре (контракте) об оформлении допуска к государственной тайне (приложении к трудовому договору). Отсутствие договора (контракта) следует рассматривать как нарушение прав граждан, поскольку именно в этом документе предусматриваются добровольное согласие лица на оформление допуска и конкретные временные ограничения прав граждан, связанные с допуском к государственной тайне.

Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверочных мероприятий не допускается.

Особый порядок допуска к государственной тайне определен положениями статьи 21, а именно:

«…Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка…»

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

 

6.2. Основания для отказа в допуске и условия его прекращения.

 

Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных статьей 22 Закона «О государственной тайне», а именно:

– признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

– наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации[10], в частности:

1) Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

2) Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ;

– постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

– выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

– уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Необходимо подчеркнуть, что статья носит рекомендательный характер: «…Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться…».

Даже при наличии указанных оснований решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации только в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

– расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

– однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

– возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 Закона «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

В случае отстранения гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, оформляется письменное заключение, подготовленное подразделением по защите государственной тайны и структурным подразделением, в котором указанный гражданин работает. Об этом факте письменно сообщается в орган безопасности.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Решение руководителя организации о прекращении допуска гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого трудового договора (контракта) с ним может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Заключение органа безопасности о нецелесообразности дальнейшего допуска гражданина к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям является обязательным основанием для отстранения этого гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Решение администрации об отказе в допуске, а так же о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта), может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

 

6.3. Ограничение прав в связи с допуском.

 

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, в соответствии со статьей 24 Закона «О государственной тайне», могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

– права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

– права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

– права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Для правильного применения указанной статьи важно обратить внимание на ее рекомендательный характер, поскольку для каждого из видов возможных ограничений существует своя правовая база в виде самостоятельного закона. В этой связи, указанный перечень возможного ограничения конституционных и гражданских прав не регламентирует механизм их осуществления на практике. Все ограничения носят временный характер и увязаны с положениями Конституции РФ и Декларации прав человека и гражданина[11].

В частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 15 право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне», заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой Правительством Российской Федерации. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.

 

6.4. Порядок и условия выплаты компенсирующих надбавок.

 

Поскольку допуск лица к государственной тайне влечет ряд ограничений его прав, законодательством предусмотрены некоторые льготы, носящие компенсационный характер. Так, статья 21 Закона «О государственной тайне» определяет, что для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие льготы:

– процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

– преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Постановлением Правительства РФ № 1161 от 14.10.1994 г. «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне» установлены следующие надбавки:

 

Степень секретности сведений Размер ежемесячной надбавки в процентах к должностному окладу (тарифной ставке)
«особой важности»    
«совершенно секретно»    
«секретно»  

 

Указанная надбавка выплачивается должностным лицам и гражданам, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Обязательное условие – фактический доступ на постоянной основе, т.е. постоянная работа со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу должностных (функциональных) обязанностей работника[12].

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к льготам, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

 

Стаж работы Размер ежемесячной надбавки в процентах к должностному окладу (тарифной ставке)
от 1 до 5 лет    
от 5 до 10 лет    
от 10 лет и выше  

 

6.5. Основания, предусмотренные для оформления допуска.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1050 от 28.10.1995 г. утверждена «Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (далее –Инструкция № 1050–95г.). Ее положения обязательны для выполнения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо стремятся в установленном порядке получить лицензию на право проведения таких работ.

Согласно пункта 3 Инструкции № 1050-95г. допуск граждан к государственной тайне на территории Российской Федерации и за ее пределами осуществляется руководителями соответствующих организаций в порядке, установленном этой Инструкцией.

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке.

Дата распоряжения о допуске должна предшествовать или по крайней мере соответствовать дате назначения на должность. Нарушение этого требования недопустимо еще и потому, что может возникнуть ситуация, когда по предусмотренным в законе основаниям лицо не может быть допущено к государственной тайне, однако оно уже назначено на должность, требующую такого допуска. Расторжение трудового договора в этом случае окажется невозможным, поскольку трудовое законодательство не предусматривает такой возможности по мотивам отказа в оформлении допуска.

Инструкция № 1050-95 г. четко указывает, что руководители организаций несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну. В соответствии со статьей 25 Закона «О государственной тайне» руководители также несут ответственность за создание разрешительной системы доступа к секретам.

Руководители организаций обязаны осуществлять контроль за соответствием формы допуска граждан степени секретности сведений, к которым они фактически имеют доступ. При несоответствии формы допуска гражданина степени секретности сведений, к которым он фактически имеет доступ, форма допуска должна быть изменена. Повышение в случае необходимости формы допуска производится в установленном Инструкцией порядке. Снижение формы допуска с первой на вторую (третью) или со второй на третью оформляется распоряжением руководителя организации. В случае производственной необходимости руководитель, ранее снизивший форму допуска работнику, может восстановить ее без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

О фактах снижения и восстановления ранее имевшейся формы допуска информируется орган безопасности.

 

6.6. Процедура оформления допуска.

 

Подготовка материалов на граждан, оформляемых (переоформляемых) на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, осуществляется отделами кадров, а в случае их отсутствия – работниками, ведущими кадровую работу в организации. Направлять граждан в подразделения по защите государственной тайны и органы безопасности по вопросам оформления допуска запрещается.

Граждане, оформляемые на допуск к государственной тайне, заполняют анкету, в которой обязаны указывать достоверные данные.

Работники кадрового аппарата в ходе беседы с оформляемым на работу гражданином сверяют указанные в анкете данные с его личными документами (паспорт, военный билет, трудовая книжка, диплом об образовании и т. д.), уточняют отдельные вопросы анкеты, выявляют представляющие интерес сведения, не предусмотренные вопросами анкеты, выясняют у гражданина, имел ли он за последний год отношение к секретным работам, документам и изделиям, давал ли он обязательство по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну, запрашивают необходимые справки и документы, знакомят гражданина с содержанием договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне.

Заключение договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне осуществляется с соблюдением всех требований гражданского и трудового законодательства Российской Федерации, в частности статьи 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

На каждого гражданина, оформляемого на допуск по первой или второй форме, кадровый аппарат представляет в подразделение по защите государственной тайны, а подразделение по защите государственной тайны направляет в орган безопасности документы.

На граждан, оформляемых на допуск по третьей форме, кадровыми аппаратами составляются общие списки лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям, и в указанные органы направляются в орган безопасности.

Переписка по вопросам допуска граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, ведется в порядке, установленном для секретных документов.

Решение о допуске руководителей федеральных органов государственной власти и организаций федерального уровня к государственной тайне принимается лицами, которыми они были назначены на соответствующие должности. Решение о допуске руководителей организаций, действующих в сфере ведения федеральных органов государственной власти, к государственной тайне принимается вышестоящими руководителями. В подразделения по защите государственной тайны этих организаций письменно сообщается дата окончания проведения проверочных мероприятий, форма и номер допуска оформляемых руководителей, а также наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия.

Существовавший ранее порядок допуска должностных лиц (руководителей) к государственной тайне в ряде случаев предусматривал лишь наличие документа (приказа, распоряжения) о назначении на должность, так называемый допуск «по положению». Такие личные качества как готовность и способность организовать и обеспечить на практике выполнение установленных требований по защите государственной тайны при назначении на должность руководителя в расчет, как правило не брались. Закон «О государственной тайне» и Инструкция № 1050-95 г. упраздняют упрощенный порядок допуска. Ныне действующее законодательство предусматривает, что руководители предприятий, организаций и учреждений допускаются к секретным сведениям после проведения проверочных мероприятий органами безопасности, а также после подписания ими контракта об оформлении допуска к государственной тайне.

Подразделение по защите государственной тайны организации ведет учет фактической степени осведомленности граждан, работающих в данной организации и допущенных к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям.

 

6.7. Переоформление допуска.

 

Переоформление допуска граждан по первой и второй формам производится соответственно через 10 или 15 лет только в случае перехода указанных граждан на другое место работы. Переоформление допуска граждан, постоянно работающих в организации, оформившей им допуск, не производится.

Переоформление допуска по первой или второй форме независимо от сроков действия производится в случае:

а) перевода или приема гражданина на работу (назначения на должность) в подразделение по защите государственной тайны, шифровальные или мобилизационные органы;

б) вступления гражданина в брак, кроме случаев, предусмотренных пунктом 31 Инструкции № 1050-95;

в) возвращения из длительных (свыше 6 месяцев) заграничных командировок;

г) выезда близких родственников гражданина за границу на постоянное место жительства;

д) возникновения иных обстоятельств, влияющих в соответствии с пунктом 5 Инструкции № 1050-95 на принятие решения о допуске.

При переоформлении допуска в органы безопасности направляются те же документы, что и при оформлении допуска.

Если вступают в брак граждане, работающие в одной организации и имеющие допуск по первой или второй форме, то переоформление допуска не производится. Если при этом гражданин изменяет фамилию, подразделение по защите государственной тайны делает соответствующую отметку в карточке. Организация направляет в орган безопасности письменное уведомление о вступлении в брак лиц, которые имеют допуск к особой важности и совершенно секретным сведениям, и об изменении фамилии одного из них с приложением учетной карточки.

В случае изменения фамилии гражданином, имеющим допуск к секретным сведениям, подразделение по защите государственной тайны делает соответствующую отметку в карточке.

Подразделение по защите государственной тайны, получив карточку на гражданина с прежнего места работы, определяет необходимость переоформления ему допуска и докладывает об этом руководителю организации.

Если переоформления допуска не требуется, руководитель организации разрешает допуск гражданина, подразделение по защите государственной тайны проводит инструктаж допускаемого лица, заключает договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне и направляет в орган безопасности учетную карточку.

Кадровые аппараты обязаны своевременно информировать подразделения по защите государственной тайны обо всех изменениях в анкетных данных граждан, допущенных к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, для решения вопроса о целесообразности переоформления им допуска в соответствии с установленным порядком.

При инструктаже указанных граждан подразделения по защите государственной тайны обязаны предупреждать их о необходимости своевременно информировать кадровые аппараты о всех изменениях анкетных данных.

Прекращение действия допуска по первой и второй формам оформляется соответствующими ежеквартальными актами, составленными в произвольной форме. Копии актов направляются в орган безопасности, осуществляющий проверочные мероприятия.

 

6.8. Порядок доступа граждан к государственной тайне при

командировании их в другие организации.

 

Доступ граждан к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям в тех организациях, куда они командируются по служебным делам, осуществляется после предъявления ими документов, удостоверяющих личность, справок о допуске и предписаний на выполнение заданий.

Военнослужащим органов безопасности при командировании их в организации, не входящие в систему органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, предоставляется право доступа к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям по предъявлении предписаний на выполнение заданий и документов, удостоверяющих личность.

Сотрудникам органов безопасности, осуществляющим по роду службы непосредственное взаимодействие с организациями в работе по защите государственной тайны, такое право предоставляется по предъявлении удостоверения личности.

Гражданам, командируемым в другие организации, а также в органы военного управления, соединения, воинские части, учреждения, военные учебные заведения, на предприятия и в организации Министерства обороны Российской Федерации, органы, штабы, части и учреждения других министерств и ведомств Российской Федерации, где законодательством предусмотрена военная служба (далее именуются - воинские части), выдаются справки, удостоверяющие наличие у них соответствующего допуска.

Справка о допуске командированного лица подписывается руководителем подразделения по защите государственной тайны или кадрового аппарата и заверяется печатью организации.

Указанная справка выдается подразделением по защите государственной тайны под расписку командированного лица в журнале учета выдачи справок о допуске на срок разовой командировки или на срок выполнения задания, но не более чем на год, после чего она возвращается по месту ее получения и уничтожается.

Делать в справке отметки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, запрещается.

Для посещения технических территорий режимных объектов по несекретным вопросам командированному лицу необходимо иметь справку о допуске по третьей форме.

Требовать от командированного лица, прибывающего в организацию для выполнения задания секретного или несекретного характера, представления справки о допуске к особой важности или совершенно секретным сведениям запрещается. Исключение составляет случай, когда указанное лицо при выполнении задания неизбежно будет иметь доступ к особой важности или совершенно секретным сведениям.

Командированное лицо может иметь доступ только к тем особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, которые ему необходимы в рамках выполняемого задания, указанного в предписании на выполнение задания. Доступ осуществляется с письменного разрешения руководителя принимающей организации, а в министерствах и ведомствах – начальника главного управления, управления или самостоятельного отдела (для ознакомления со сведениями особой важности) либо руководителя структурного подразделения (для ознакомления с совершенно секретными и секретными сведениями).

Специально назначенные представители государственных надзорных органов, финансовых органов, энергосбыта и других органов, непосредственно связанных с обслуживанием режимных объектов, могут посещать указанные объекты только при наличии справок о допуске, соответствующих степени секретности выполняемых работ.

В таком же порядке на указанных объектах осуществляется доступ к государственной тайне работников органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

 

Таким образом, сущностью оформления допуска является:

– согласие гражданина на временное ограничение своих прав в связи с допуском к государственной тайне, осознанное и добровольное сообщение установленного законом минимума информации о себе при заполнении анкеты;

– проверка полномочными органами государственной власти достоверности указанной гражданином информации, установление наличия (или отсутствия) оснований, предусмотренных статьей 22 Закона РФ «О государственной тайне», препятствующих допуску лица к государственной тайне;

– принятие уполномоченным должностным лицом (руководителем предприятия, учреждения, организации) решения о допуске (или отказа в допуске);

– заключение с гражданином соответствующего договора (контракта) с взаимными обязательствами.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что включает в себя понятие «допуска к сведениям, составляющим государственную тайну»?

2. В чем заключается ограничение прав в связи с допуском?

3. В каких случаях производится процедура переоформления допуска?

 


Тема 7.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...