Динамическое создание объектов
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Для работы с динамическими объектами используется расширенный синтаксис процедур New и Dispose. Обе процедуры в этом случае содержат в качестве второго параметра имя конструктора или деструктора объекта: New(P, Construct) или Dispose(P, Destruct). где Р — указатель на переменную объектного типа, a Construct и Destruct — конструктор и деструктор этого типа. Действие процедуры New в случае расширенного синтаксиса равносильно действию операторов New(P); Р ^ .Construct; а вызов процедуры Dispose эквивалентен последовательности Р^.Destruct; Dispose(P); Динамические объекты. Деструкторы Для выделения памяти под объекты используются процедура и функция new. Например, если определены указатели: type pmonstr = *monstr: pdaemon = ^daemon; var pm: pmonstr; pd: pdaemon; можно создать объекты с помощью вызовов: new(pm); { или pm:= new(pmonstr); } new(pd); { или pd:= new(pdaemon); }
Обратите внимание, что при использовании new в форме процедуры параметром является указатель, а в функцию передается его тип. Так как после выделения памяти объект обычно инициализируют, в Паскале для удобства определены расширенные формы new с двумя параметрами. На месте второго параметра задается вызов конструктора объекта: new(pm, initd, 1, 1, 1); { или pm:= new(pmonstr, initCl. 1, 1, 1)); } ' new(pd, initd, 1, 1, 1, 1): {или pd:= new(pdaemon. initd, 1, 1, 1, D); } Для освобождения памяти, занятой объектом, применяется процедура Dispose: Dispose(pm); При выполнении этой процедуры освобождается количество байтов, равное размеру объекта, соответствующего типу указателя. Следовательно, если на самом деле в указателе хранится ссылка на объект производного класса, который, как известно, может быть больше своего предка, часть памяти не будет помечена как свободная, но доступ к ней будет невозможен, то есть появится мусор. Второй случай появления мусора возникает при применении процедуры Dispose к объекту, поля которого являются указателями.
Для корректного освобождения памяти из-под полиморфных объектов следует использовать вместе с процедурой Dispose специальный метод — деструктор. Ему рекомендуется давать имя done, например: destructor monstr.done: begin end: Для правильного освобождения памяти деструктор записывается вторым параметром процедуры Dispose: Dispose(pm, done); Это верно только для виртуальных методов. Для простых объектов деструктор может быть пустым, а для объектов, содержащих динамические поля, в нем записываются операторы освобождения памяти для этих полей. В деструкторе можно описывать любые действия, необходимые для конкретного объекта, например закрытие файлов. Исполняемый код деструктора никогда не бывает пустым, потому что компилятор по служебному слову destructor вставляет в конец тела метода операторы получения размера объекта из VMT. Деструктор передает этот размер процедуре Dispose, и она освобождает количество памяти, соответствующее фактическому типу объекта. (Вызов деструктора вне процедуры Dispose память из-под объекта не освобождает) Деструкторы рекомендуется делать виртуальными, чтобы при вызове всегда выполнялся деструктор, соответствующий типу объекта. Деструкторы обязательно использовать только для динамических полиморфных объектов, однако можно их применять и для статических объектов. В объекте можно определить несколько деструкторов (естественно, в этом случае они должны иметь разные имена). Ход работы: Задание 1. Наберите и проанализируйте программу. Определите в данной программе все динамические объекты и методы применяемые к этим объектам. Объясните результаты выполнения программы. program polivir; uses Crt; const LENLIST=10; { длина списка } type
TPerson = object FName: string[30]; { имя } FAddress: string[40]; { адрес }
constructor init(Name,Address:string);{ конструктор объекта } destructor Done; virtual;{ деструктор объекта } procedure print; virtual; end;
TStudent = object(TPerson) FGroup: integer; { учебная группа } constructor init(Name,Address:string;Group:integer); destructor Done; virtual; procedure print; virtual; end;
TProf = object(TPerson) FKafedra: string[30]; { кафедра } constructor init(Name,Address,Kafedra:string); destructor Done; virtual; procedure print; virtual; end;
PStudent=^TStudent; PProf=^TProf;
constructor TPerson.init(Name,Address:string); begin FName:=Name; FAddress:=Address; end;
destructor TPerson.Done; begin end;
procedure TPerson.print; begin writeln(FName); writeln(FAddress); end;
constructor TStudent.init(Name,Address:string;Group:integer); begin TPerson.init(Name,Address); FGroup:=Group; end;
destructor TStudent.Done; begin inherited Done; { вызов деструктора родительского типа } end;
procedure TStudent.print; begin TPerson.print; writeln('úα. ',FGroup); end;
constructor TProf.init(Name,Address,Kafedra:string); begin TPerson.init(Name,Address); FKafedra:=Kafedra; end;
destructor TProf.Done; begin inherited Done; end;
procedure TProf.print; begin TPerson.print; writeln('K. ',FKafedra); end;
var list: array[1..LENLIST] of ^TPerson; i:integer;
begin { инициализация списка } for i:=1 to LENLIST do list[1]:=NIL;
{ создать три объекта и поместить в список } list[1]:=new(PStudent,init('Михаил Иванов','Лесной пр, д.29, корп.6ф, комн.211',3813)); list[2]:=new(PStudent,init('Цветков Станислав','пр. К.Маркса, д.32, кв.3',3813)); list[3]:=new(PProf,init('Некрасов Степан Петрович','Институтский пр., д.7, кв.13','Управление проектами'));
{ вывести объекты – элементы списка } for i:=1 to LENLIST do if list[i] <> NIL then list[i]^.print;
{ уничтожить объекты } for i:=1 to LENLIST do if list[i] <> NIL then begin Dispose(list[i],Done); list[i]:=NIL; end;
Readln;
end. Задание для самостоятельного решения Задание 2. Напишите программу, которая сначала формирует список, состоящий из объектов типа Tstudent и Tprof, затем, применяя метод print к элементам массива, выводит этот список на экран в алфавитном порядке. Учреждение образования «Гомельский торгово-экономический колледж» Белкоопсоюза
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5 «Разработка программ с использованием стандартных объектов » »
По дисциплине «Объектно-ориентированное программирование» Для групп П-21, П-22, П-23
специальность: 2-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»
специализация: 2-40 01 01 35 «Программное обеспечение обработки экономической и деловой информации» 2-40 01 01 33 «Компьютерная графика»
Разработала преподаватель О.Л. Иткина
Гомель, 2010 Цель работы: научиться разрабатывать программы с использованием стандартных объектов
Ход работы:
Задание 1. Написать программу с использованием стандартных объектов, которая предлагает пользователю задать размер линейного массива, заполняет этот массив случайными целыми числами, выводит список элементов массива, а затем по выбору пользователя определяет минимальный и максимальный элементы массива, сумму всех элементов и количество положительных элементов. (Разработку программ с использованием стандартных объектов рассмотрим на примере работы в объектно-ориентированной среде Delphi) Создайте форму, для свойства Caption задайте значение «Создание и обработка массива». На форме разместите компоненты Edit1 и Edit2, кнопку Button1, для свойства Caption кнопки задайте значение «Создать массив». Разместите на форме панель GroupBox1, для свойства Caption которой задайте значение «Определить». В панели GroupBox1 разместить компоненты CheckBox1, CheckBox2, CheckBox3 и CheckBox4, для свойства Caption которых задайте значения: «Минимальный элемент», «Максимальный элемент», «Сумма всех элементов», «Число положительных элементов», соответственно. Напротив них разместите компоненты Edit3, Edit4, Edit5, Edit6. Если компоненты CheckBox1, CheckBox2, CheckBox3 и CheckBox4 окажутся размещенными под панелью GroupBox1 и выбрать в контекстном меню команду ControlàSend to Back (ПорядокàНа задний план). В нижней чвсти формы разместить кнопку Button1 и задайте значение свойства Button1. Caption – «Вычислить». Удалите текст Edit1, Edit2, Edit3, Edit4, Edit5, Edit6 из соответствующих компонентов. Выровняйте компоненты на форме, как показано ниже на рисунке. Зафиксируйте положение компонентов на форме, выбрав в меню Delphi команду EditàLock Controls.
Сохраните файл проекта и программного модуля. Прежде чем создавать обработчики событий щелчка мышью по кнопкам Button1 и Button2, в разделе описания переменных опишите переменные целого типа N и I, где N – размер массива, а I – порядковый номер элемента массива, а также М – динамический массив целых чисел.
Var Form1: TForm1; N, I: integer; M: array of integer; {описание динамического массива целых чисел} Для предупреждения ввода в окно Edit1 нечислового значения реализуем обработку события нажатия на клавишу в окне Edit1, чтобы запретить ввод любых символов, кроме цифр от 0 до 9. Для создания процедуры обработчика события нажатия на клавишу в окне Edit1 выберите в окне Инспектора объектов компонент Edit1 и на странице Events (События) дважды щелкните левой кнопкой мыши на пустом поле списка в событии OnKeyPress. После этого окно Редактора кода немедленно получит фокус и в разделе interface появится запись процедуры обработчика события: Procedure Edit1KeyPress (Sender: Tobject; var Key: Char); а в разделе implementation – текст заготовки этой процедуры: Procedure Edit1KeyPress (Sender: Tobject; var Key: Char); begin … end; Вставьте в тело процедуры следующий оператор: If not (Key in [‘0’.. ‘9’]) then Key:=#0; Действие этого оператора сводится к сравнению значения переменной Key с множеством значений [‘0’.. ‘9’]. Если символ нажатой клавиши не входит в это множество, то Кеу присваивается значение нулевого символа (#0). Таким образом, в окне Edit1 будет отображаться текст, состоящий только из цифр. Создание массива целых чисел опишите в процедуре обработчика события щелчком мышью на кнопке Button1. Для создания процедуры обработчика событий выберете в окне Инспектора объектов объект Button1, затем на странице События сделайте двойной щелчок на пустом поле списка в событии OnClick. После этого отредактируйте заготовку процедуры обработчика события procedure TForm1. Button1Click (Sender: TObject); в окне Редактора кода следующим образом: Procedure TForm1. ButtonClick (Sender: Tobject); begin Randomize; N:=StrToInt (Edit1.Text); {число элементов массива} SetLength (M, N); {задать массиву М длину N} Edit2. Text:=’ ‘; {очистить окно Edit2} for I:=0 to N-1 do {заполнить массив случайными значениями целых чисел} begin M[I]:=Round (Sin (Random (100))*100); {присвоить элементу массива случайное значение} Edit2. Text:=Edit2. Text+’ ‘+IntToStr (M[I]); {вывести элементы массива} end; end; Обработку массива опишите в процедуре обработчика события щелчка мышью на кнопке Button2. для этого выберите в окне Инспектора объектов объект Button2, затем на странице События сделайте двойной щелчок на пустом поле списка в событии OnClick. После этого в окне Редактора кода в заготовку процедуры обработчика события procedure TForm1.Button2Click (Sender: TObject); в раздел описания локальных переменных поместите следующее описание: var Max, Min, Sum, CountPlus: integer; {результаты обработки массива} где Мах – максимальный элемент массива,
Min – минимальный элемент массива, Sum – сумма всех элементов массива, CountPlus – количество положительных элементов массива. Обработку массива можно реализовать с помощью цикла For, в котором вычисление значения каждой из этих переменных записывается при помощи оператора if then, проверяющий условие CheckBox.Checked. Если свойство Checked имеет значение True, то выполняется вычисление соответствующей переменной. В заключительной части процедуры можно разместить вывод результатов обработки массива. Текст процедуры обработки массива может быть записан следующим образом: Procedure TForm1.Button2Click (Sender: TObject); {обработка массива} Var Max, Min, Sum, CountPlus: integer; {результаты обработки массива} begin if CheckBox1.Checked then Min:=M[0]; {пусть 0-й элемент-Min} Edit3.Text:=’ ‘; if CheckBox2.Checked then Max:=M[0]; {пусть 0-й элемент-Max} Edit4.Text:=’ ‘; Sum:=0; {обнулить значение Sum} Edit5.Text:=’ ‘; CountPlus:=0; {обнулить значения суммы положительных элементов} Edit6.Text:=’ ‘; for I:=0 to N-1 do begin if CheckBox1.Checked then {определить минимальный элемент массива} if Min>M[I] then Min:=M[I]; if CheckBox2.Checked then {определить максимальный элемент массива } if Max<M[I] then Max:=M[I]; if CheckBox3.Checked then {суммировать элементы массива} Sum:=Sum+M[I]; if CheckBox4.Checked then {суммировать положительные элементы массива} if M[I]>0 then CountPlus:=CountPlus+1; end; {вывести результаты обработки массива} if CheckBox1.Checked then Edit3.Text:=IntToStr (Min); if CheckBox2.Checked then Edit4.Text:=IntToStr (Max); if CheckBox3.Checked then Edit5.Text:=IntToStr (Sum); if CheckBox4.Checked then Edit6.Text:=IntToStr (CountPlus); end; Сохраните файлы проекта и программного модуля, откомпилируйте и запустите программу на выполнение. Задавая различные значения числа элементов массива и щелкая мышью на кнопке Создать массив, убедитесь в правильной работе процедуры защиты от ввода нечисловых данных в Edit1 и генерации массива случайных целых чисел. Выбирая варианты обработки массива установкой соответствующих флажков CheckBox, как показано на рисунке ниже, и щелкая мышью на кнопке Вычислить, убедитесь в правильности работы процедуры обработки массива. Закройте окно приложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|