Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Имя, происхождение, специализация




 

Вий — бог подземного мира. Его имя происходит от общеславянского обозначения века, которым прикрывается глаз; а иногда имя это возводят к обозначению ресниц. Например, в белорусском языке ресница обозначается словом «вейка», а в украинском — «вiя» или «вiйка».

Солнечного света Вий не выносит, не сильно любит и свет лунный, поэтому видеть его на поверхности земли большая редкость. Однако если уж Вий решил выйти из своего подземного царства, то на то должны быть какие-то очень веские причины. Чаще всего Вий выходит, когда чувствует, что в той или иной местности перестали относиться к нему с должным страхом, перестали посещать капища Вия, стали пренебрегать обрядами в честь него. Вий же — грозный бог. Он карает всякого, кто нарушит древние заповеди, требующие поклонения богу подземного мира, покровителю пекла. В истинном облике своем в деревнях и городах Вий появляется крайне редко. И все же такие явления случались и запоминались надолго своими последствиями. Так, например, широко известно появление Вия в Москве в начала 1348-го года, когда этот великан прошелся вдоль берега Москвы-реки со стороны Кремля. Все, кто только попадался на пути Вия, если не успевали убежать, то тут же становились белыми камнями (отсюда, кстати, некоторые ученые возводят происхождение эпитета Москвы — белокаменная). Но самое страшное началось потом — Вий ушел, а Москву поразила страшная эпидемия чумы. Ничего подобного прежде не бывало на Руси. Из Москвы пошла чума на Запад, уничтожив в концу 1348-го года две трети населения Европы. Правда, царь московский — Симеон, прозванный Гордым, и супруга его, переболев чумой, в итоге выздоровели, в чем старые мудрецы усмотрели не только величайший высший промысел, но и наказ Вия, чтобы в грядущем люди относились к нему с большим почтением.

Порождён на свет Вий в результате священного брака Неба и Земли. В начале творения, когда Небо бесконечно и беспрестанно занималось совокуплением с Землей, а Земля рождала Небу самых разных — прекрасных и ужасных — сыновей и дочерей, в те поры однажды из чрева Земли вдруг извергнулись два очень похожих друг на друга существа, только один был синего цвета, а другой — красного. Синий получил имя Вия, а красный — Дыя. Когда братья Вий и Дый, вскормленные матерью Землей, подросли, то рассердились на отца Небо за то, что тот часто обижал Землю. И тогда братья схватили гигантские вилы и подняли отца своего над своей матерью. Потом же поставили деревья-подпорки, чтобы Небу было невозможно вновь улечься на Землю — так с тех пор Небо и Земля и живут в разлуке, ежедневно, правда, любуясь друг другом со стороны. Ну а когда дело было сделано, то есть когда Небо было поднято над Землей, то Дыю вдруг стало жалко отца и в последний момент Дый решил остаться с Небом — оттолкнулся от Земли и был таков. Теперь Дый покровительствует облакам и тучам, а видеть его можно на закате, когда западная часть неба окрашивается в красный цвет, то приглядевшись, можно рассмотреть силуэт существа, похожего на человека, только с несоразмерно маленькой головой. Это Дый. Вий же настолько любил и почитал мать свою Землю, что навеки решил поселиться в ее чреве. Через глубокую пещеру забрался Вий туда, где так жарко, что невозможно выдержать. Там нашел Вий огненный бич, который и стал его единственным атрибутом и самым верным помощником. Бичом этим и по сей день наказывает Вий попадающие в подземное пекло грешные души людей.

 

Внешний вид

 

Внешность бога Вия примечательна огромными веками, свисающими почти до самой земли, и огромными же ресницами, венчающими эти веки и загибающимися кверху. Сам же Вий ростом с деревенский дом, он очень толст и всегда ходит голым — и у себя в подземном мире, и в тех случаях, когда в своем подлинном облике появляется в наших деревнях и городах. Кожа Вия синего цвета, волос ни на теле, ни на голове нет, отчего синева делается еще более ярко выраженной. Гигантские руки несоразмерно велики по сравнению с телом, ногами и особенно головой Вия — голова же величиной и формой напоминает крупную картофелину, только тоже синего цвета, как и все тело этого бога. Каковы же глаза Вия, мы с вами можем только предполагать, ибо те, кто видел эти глаза, после этого уже ничего не видели, так как покинули мир живых. Своих тяжелых век Вий сам поднять не в состоянии, поэтому веки Вию поднимают обычно его слуги, повсюду подземного бога сопровождающие, — слуги мужского пола вияки и слуги женского пола виячки. Вияки и виячки при помощи вил поддевают веки Вия снизу и с большим трудом поднимают их над своими головами, чтобы Вий мог взглянуть на мир прямо. Вот только если попадется в поле зрения Вия человек, да если человек этот посмотрит в глаза Вию, то такого человека Вий немедленно превратит в камень, а душу этого человека заберет в подземное свое царство. Потому издавна известно в славянском мире, что завидев издали Вия, лучше всего сразу же спасться бегством, чтобы только ни в коем случае не попасться этому богу на глаза, когда вияки и виячки вилами поднимут ему веки.

 

Тотемные животные

 

Чаще же Вий является не в своем подлинном человекоподобном обличий, а в облике косматой дикой собаки — черная свалявшаяся шерсть, болтающийся по земле хвост, висящие уши… Но самое главное — закрытые длинными веками глаза. Эта характерная черта присуща Вию и в образе тотемного его животного — дикой собаки. Веки ее достигают земли, поднять же их могут только вияки и виячки, бегущие обычно рядом в обликах маленьких чернявых собачек. Как только собака Вий заметит какую-нибудь свою жертву, то гавкнет громко, а вияки и виячки тут как тут — хватают острыми клыками веки своего господина, поднимают их, а взгляд Вия, как и всегда, превращает в камень человека. Случается же это тогда, когда люди гневят Вия своим непочтительным отношением, когда забывают совершать ритуал на капище. А этого делать нельзя ни в коем случае, поскольку Вий — один из самых грозных и самых злопамятных богов славянского пантеона, не прощающий пренебрежительного отношения к себе и особенно болезненно реагирующий на забвение.

 

Капища

 

Капища Вия распространены в равной степени по всей территории нашей страны, а обряд не имеет привязки к календарю — совершается в любое время, когда только есть потребность ублажить грозного Вия. Капище представляет собой подобие норы, вырытой в холме. Нора эта готовится специально и символизирует близость нашего мира и мира подземного, которым правит Вий. Цвета Вия — синий и черный. Поэтому ленты этих цветов, заплетенные в одну косу, подвязываются перед началом обряда в честь Вия к специально вкопанным у капищной норы веткам ольхи или ивы. Вкапывается восемь веток, на каждую из которых укрепляется чёрно-синяя коса.

 

Ритуал

 

Поскольку Вий — покровитель пекла, то важную роль в ритуале играет жертвенный костёр, который подготавливают заранее, до начала обряда. Дрова складывают поленницей, а разжигать костер следует только тогда, когда вслух хором произнесено обращение к Вию. Текст этого обращения очень древний и никаких изменений в веках не претерпевал. Надо помнить, что текст этот направлен не только на улучшение грядущего в жизни ныне живущих на земле, но и на то, чтобы прощены хоть в какой-то степени были те, кого уже нет с нами и кто оказался во власти грозного Вия в подземном царстве — пусть участь их будет не столь тяжела и жестока. В обряде принимают участие только взрослые мужчины, которые встают на колени перед норой, склоняют низко головы и вслед за старейшиной произносят обращение к Вию:

 

 

Страшный и беспощадный бог Вий, ты правишь миром нижним, миром подземным, миром жарким. Во власти твоей души наших предков, согрешивших некогда и не прощённых. Грозен ты, Вий, в своем могуществе. Нет тебе равных по силе ни под землей, ни на земле. Взгляд твой поражает навсегда, появление твое влечет беды. Молим тебя, страшный и беспощадный Вий, пощадить нас и предков наших, простить нам и предкам нашим прегрешения наши вольные и невольные. Почитаем тебя, сильный и грозный Вий, поклоняемся тебе и преклоняемся на веки вечные пред тобой, ибо нет тебе равных по могуществу во всем мире. Прости нас, страшный и беспощадный Вий, прости предков наших и не держи зла ни на них, ни на нас.

 

 

Жертвоприношения

 

После того как эти слова произнесены, старейшина зажигает жертвенный костер. Как только огонь разгорится, приносится жертва Вия. В давние времена на жертвенный костер Вия заводили живых собак, поэтому та часть ритуала, что носила непосредственно характер жертвоприношения, сопровождалась душераздирающим рычанием несчастных животных.

Теперь, конечно, жертвоприношение носит символический характер — собак никто не сжигает, сжигаются на костре мешок с шерстью собаки, которую специально вычесывают из больших и лохматых сторожевых псов, мешок с шерстью овцы и мешок с сеном. Мешок с собачьей шерстью означает прошлое, мешок с овечьей шерстью настоящее, мешок с сеном будущее — земное и запредельное. Как только мешки сгорают, в костер кладут ветки с заплетенными на них косами из черных и синих лент. Дожидаются, когда прогорит все и огонь превратится в угли. После этого угли от ритуального жертвенного костра закапываются подле самой норы. На этом обряд в честь Вия можно считать завершенным. Частота обряда может быть различной, но не реже одного раза в год. Обычно ритуал осуществляется три-четыре раза в год.

 

Откровение Вия

 

 

Я беспощадный и страшный бог Вий, хозяин подземелья. Я злопамятен и мстителен. Рожденный от Неба и Земли, я не простил отцу своему Небу обид и наказал его отлучением от матери. Я всемогущий. Я могу насылать страшные хвори и недуги на целые города и даже страны, могу летом устроить холод, а зимой сделать так, что все растает и зальет водой селения. Насылаю вихри злобные и пожары страшные. Все в моих с силах! Если же прихожу я в ваш мир, то встретившим меня не поздоровиться. Мира людей, мира под Небом, света солнечного и лунного я не люблю. Поэтому глаза мои закрыты тяжелыми веками. И хотя я всемогущий и могу сделать все, одного все же сделать не могу, только одного — не могу сам поднять себе веки, чтобы раскрыть глаза. Сам не могу, да есть на то у меня слуги мои верные — вияки и вияч-ки, которые поднимают мне веки, как только я велю. А велю я тогда, когда хочу покарать кого-то за его прегрешения. Нюхом чую я, когда человек такой близко, требую, чтобы слуги мои подняли вилами мне веки, и взглядом нахожу грешника. Тогда от взгляда моего пронзительного не укрыться, не спрятаться, не затаиться. И становится под взором моим человек каменным, а душа его отправляется в царство мое подземное, прямиком в пекло, где от бича моего огненного никому не будет пощады.

Тот же, кто меня почитает, может не бояться моего гнева, К тому человеку, что вершит в честь меня обряд на моем капище, кто уважает меня, хоть я и бываю недобрым, такому человеку нечего меня страшиться, ибо к нему и к близким его я не приду, а приду к грешникам, родства и страха не помнящим. Пут те боятся меня, боятся слуг моих, боятся глаз моих, несущих гибель.

 

Явления людям

 

В новейшее время случаи явления Вия — и в истинном облике синего голого человекоподобного существа, и в облике черной косматой собаки — случаются не так часто, как в прежние века. Более того, теперь Вий почти не является, как бывало, прилюдно, а если приходит, то к какому-либо конкретному человеку, чем-то (например, пренебрежением к Вию) провинившемуся перед подземным богом. И в наши дни Вий совсем не обязательно будет поражать грешника своим взором, совсем не обязательно будет превращать его в камень. Чаще всего Вий теперь насылает на грешника какую-либо хворь, какой-нибудь недуг, давая тем самым человеку шанс исправить совершенные им ошибки и даже реабилитироваться за грехи. Это не означает, что Вий стал добрее, просто так происходит потому, что мир наш сделался более свободным, а человек более способным к тому, чтобы исправиться, чтобы встать на путь истины.

Не будем описывать конкретных случаев современных нам появлений Вия, а только отметим, что в города сейчас Вий практически не заглядывает, а если нужно покарать горожанина, то делает это обычно, когда тот отдыхает на даче, — является Вий в виде косматой черной собаки, которая узнается по свисающим до земли векам. Собака эта бродит некоторое время возле дома, потом уходит, а буквально через день-другой хозяин дома, возле которого бродила собака, либо кто-то из домочадцев его начинает хворать. Исцелиться же удаётся обычно после того, как хворающий совершает поклонение Вию и тот его прощает.

 

 

ВОЛХОВ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...