Требования ФГОС по духовно-нравственному воспитанию.
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Все мы родом из детства. А детство и школа – во многом тождественные понятия. И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе. Школа – это место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются родители и педагог: учитель, классный руководитель. Роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Как воспитать ученика, чтобы ежедневно можно было отмечать положительные изменения и помогать преодолевать те черты характера, которые, к сожалению, приходится видеть гораздо чаще. Это возможно только в том случае, когда педагог неформально относится к своему делу, когда процесс воспитания носит системный характер, когда педагог понимает, что процесс воспитания человека – это процесс создания личности, причём личности, способной впитать культуру своего народа, человечества и способной шагнуть дальше в развитии себя, своей собственной культуры.
В требованиях Стандарта обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Составляя рабочие программы по предметам, внеурочным занятиям, воспитательной работе педагог акцентирует внимание на УУД, планируемых результатах: предметных, метапредметных, личностных. Остановимся подробнее на деятельности учителя по развитию нравственных качеств учеников. Планируя работу в направлении «Нравственность» педагог ставит задачи: Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Создавать условия для развития интереса к самому себе, желания совершенствоваться. Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. Сотрудничать с родителями и педагогами в этом направлении, используя активные формы взаимодействия. Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе.
Система работы по формированию нравственных качеств учеников должна строиться в атмосфере эмоциональной отзывчивости, защищённости, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности, что позволит каждому ребёнку ощутить собственную значимость и самоценность [4]. С одной стороны, личностные результаты в соответствии с требованиями стандарта не подлежат оценке. С другой стороны, эффективность и результативность процесса развития нравственных качеств нужно учитывать. Учитель начальных классов может проводить диагностику нравственных приоритетов учеников, отслеживая динамику формирования ценностных ориентаций младших школьников. Приведём несколько примеров таких диагностических методик. Методика неоконченных предложений. Продолжить предложения: · Добро – это… · Зло – это… · Любовь – это… · Ненависть – это… · Дружба – это… · Враждебность – это… · Честность – это… · Хитрость – это… · Право – это… · Обязанность – это… Ранжирование понятий. Проранжируйте понятия по степени личной значимости. · Друзья · Профессия · Слава · Семья · Богатство · Здоровье · Общение · Родина · Талант · Квартира · Способности · Любовь В начальной школе популярна «Диагностика нравственной воспитанности» по методике М.И.Шиловой. Диагностика содержит пять аспектов: отношение к обществу, патриотизм; отношение к учебной деятельности; отношение к физическому труду; отношение к людям (проявление нравственных качеств личности); саморегуляция личности (самодисциплина). Таким образом, формируется оценка нравственных качеств личности. Необходимо, однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу как с классом в целом, так и с отдельными детьми. Напомним, что управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо осуществлять на педагогическом консилиуме, на родительском собрании, в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами [5].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|