Реализация воспитания на технологии.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Программа курса «Технология» для учащихся 1-4 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, при- мерной программы по технологии для начальной ступени образования (Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева, Технология, рабочие программы предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы, Москва, Просвещение 2013 год). Курс «Технология», «ИЗО» учит прививать трудовые навыки, учить выполнять бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности направлены на формирование представления о взаимосвязи природы, человека и культуры; практическое использование правил существования в пространстве и мире; знакомство с культурно историческим наследием деятельности человека. Отличительные особенности отбора и построение содержания учебного материала: 1. В 1 и 2 классах темы уроков отражают не только названия изделий, но и технологические операции, способы и приѐмы, знания о материалах и конструкции, так как первые два года обучения — период освоения основных элементарных конструкторско- технологических знаний и умений. Дополнительные задания на сообразительность развивают творческие способности. 2. В 3 и 4 классах основная форма практической работы — простейшие технологические изделия, базой для которых являются уже усвоенные предметные знания и умения, а также постоянное развитие основ творческого мышления. 3. В программу каждого класса включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий.
4.Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия - лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не носит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чѐтко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за определенный период времени и исключает домашние задания. «Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает следующие реальные взаимосвязи с основными предметами начальной школы: • с изобразительным искусством — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна; • с математикой — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчѐтов, вычислений, построение форм с учѐтом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами; • с окружающим миром — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учѐтом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций; • с родным языком — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
с литературным чтением — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов. Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, самоуважение, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация. На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч - в 1 классе (33учебные недели), по 34 ч - во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе). Результаты изучения курса Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов: · Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. · Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. · Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. · Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. · Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. · Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. · Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
· Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Темы в программе «Технология» для учащихся 1-4 классов которые формируют духовно-нравственное воспитание. 1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Учебники «Технология» для 1—4 класса знакомят учащихся со старинными, традиционными для России промыслами и ремеслами, материалами, инструментами, профессиями мастеров, работающих в этих отраслях, а также технологическими процессами современных производств Российской Федерации, работой промышленных предприятий нашей страны, продукцией, которую они выпускают. При изготовлении изделий учащиеся на практике обучаются традиционным техникам (1 класс, с. 47, 72 и др.; 2 класс, с. 14, 21, 24 и др.; 3 класс, с. 44, 45, 47, и др.). Практические работы по изготовлению изделий традиционных ремесел, современных костюмов разных народов России, формируют у учащихся осознание своей этнической и национальной принадлежности; воспитывают уважительное отношение к культуре своего и других народов. В 4 классе учащиеся при знакомстве с современными производствами нашей страны и выполнении проектов частично воспроизводят производственные циклы промышленных предприятий в РФ. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Каждый учебник «Технология» для 1–4 классов авторов Роговцевой Н. И. и др. состоит из 4 разделов: «Человек и земля», «Человек и воздух», Человек и вода», «Человек и информация». В каждом из разделов учащиеся знакомятся с деятельностью человека, связанной с конкретной сферой: водной, воздушной и др. Из социокультурных текстов, адаптированных для учащихся начальных классов, дети узнают о профессиях, их социальном значении, истории возникновения и развития, о природных ресурсах, без которых не обходится ни одно производство, о проблемах охраны природы, о видах материалов и т. д. (1 класс, с. 14, 17, 32 и др.; 2 класс, с. 12—13, 41 и др.;
3 класс, с.25, 36—37 и др.; 4 класс, с. 62—65, 69—72 и др.). При выполнении проектов и изготовлении изделий, дети обучаются технологическим приемам (1 класс, с. 15 — сушка под прессом, с. 78, 80 — пришиваем пуговицу с двумя и четырьмя отверстиями и др.; 2 класс, с. 42, 43 — новогодняя маска, елочные игрушки из яиц и др.; 3 класс, с. 68 — правила поведения при приготовлении пищи, приготовление бутербродов и др.; 4 класс, с. 94 — технология ухода для рассады, с. 98 — фильтр для очистки воды и др.), которые в дальнейшее могут применять на практике в повседневной жизни. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Учебник «Технология» построен на основе применения проектной деятельности. Работа в проекте дает возможность на уроке в процессе обсуждения задания рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, воспитывает умение уважительного отношения к иному мнению. Например, при выполнении проекта «Украшаем класс к Новому году» (1 класс, с. 46) учащимся предлагается распределить, кто какие игрушки будет делать, выполнить изделия, представить результат своей работы одноклассникам и вместе украсить класс. В учебниках 1—4 классов предлагаются тексты, которые кратко знакомят учащихся с историей развития ремесла, производства или предмета. Они отмечены навигационным значком «Путешествуем во времени» (1 класс, с. 40 — история пчеловодства, с. 117 — история формирования письменности и др.; 2 класс, с. 52 — проект «Убранство избы», русская печь и др.; 3 класс, с. 90 — знакомство со старинными и современными автомобилями и др.; 4 класс, с. 10 история появления железных дорог в России. Предусмотрены задания, позволяющие учащимся познакомиться с традициями народов России. Например, в учебнике для 2 класса задание на с. 20 предлагает назвать национальные блюда разных народов, а на с. 60 — определить по иллюстрациям принадлежность национальных костюмов. 4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Мотивация к учебной деятельности формируется более эффективно, если учащиеся видят важность результатов своего труда и труда других людей, поэтому большинство изделий, изготавливаемых ими на уроках, имеют практическое значение: подарки (1 класс, с. 44, 106, 109 и др.; 2 класс, с. 14, 21 и др.; 3 класс, с. 47, 84 и др.;4 класс, с. 26, 39 и др.), украшения для класса или дома (1 класс, с. 46-49 и др.; 2 класс, с. 43, 68 и др.; 3 класс, с. 54, 124 и др.; 4 класс, с. 44, 92 и др.), изделия, используемые самим учеником (1 класс, с. 38, 76 и др.; 2 класс, с. 42, 66 и др.; 3 класс, с. 60, 87 и др.; 4 класс, с. 50, 67 и др.).
Некоторые задания построены таким образом, что в них используются результаты предыдущих заданий (1 класс, с. 25, 93 — собранные при выполнении задания «Получение и сушка семян» семена перца используются при выполнении задания «Проращивание семян») - это способствует формированию таких социально значимых личностных качеств как уважение к своему и чужому труду и результатам труда. Представленные в учебниках материалы и задания отобраны с учетом гендерного подхода. Предусмотрены как материалы и задания, рассчитанные в большей степени на девочек: 1 класс, с. 70, 73 и др.; 2 класс, с. 24, 37 и др.; 3 класс, с. 49, 52, 58, 72, 78 и др.; 4 класс, с. 40—42, 43, 72 и др., так и рассчитанные в большей степени на мальчиков: 1 класс, с. 100, 110—111 и др.; 2 класс, с. 48, 82 и др.; 3 класс, с. 22, 56, 90, 94 и др.; 4 класс, с. 10—12, 18—20, 21 и др. Важный мотивирующий фактор — «сквозные персонажи» Аня и Ваня, действующие в учебных ситуациях и побуждающие ученика к деятельности. В диалогической форме они обучают детей, излагают правила, предлагают алгоритмы действий, после завершения работы побуждают к оцениванию выполненного задания (1 класс, с. 10, 11, 19, 25, 33 и др.; 2 класс, 8, 10, 27, 49 и др.; 3 класс, с. 4, 5, 9, 10 и др.; 4 класс, с. 8, 10, 12 и др.). Для повышения мотивации к изучению предмета младшими школьниками каждый учебник 1–4 классов построен как путешествие. 1 класс — путешествие в мир предмета «технология»: основные базовые сведения о материалах, инструментах, используемых человеком в различных областях деятельности, усвоение основ работы с различными инструментами и материалами; за основу взята идея постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. 2 класс — знакомство со старинными, традиционными для России промыслами и ремеслами, материалами, инструментами, профессиями. 3 класс — путешествие по современному городу, знакомство с технологиями и профессиями в инфраструктуре современного города. 4 класс — путешествие по основным производствам нашей страны, знакомство с производственными циклами отдельных отраслей промышленности в РФ и частичное воссоздание их в процессе выполнения изделий и проектов. 5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Четко прописанные алгоритмы выполнения работ способствуют формированию умения самостоятельно оценивать свою деятельность (раздел «План работы» — для каждого изделия). Алгоритм позволяет не только последовательно выполнять изделие, но и осуществлять рефлексию своей деятельности. В учебниках «Технология» используется система условных обозначений трех видов: информационная, временная и оценочная (условные обозначения — 1 класс, с. 6; 2 класс, с. 4; 3 класс, с. 6). Первая показывает сложность выполнения изделия, вторая информирует, сколько времени отведено на выполнение той или иной работы, а третья предназначена для оценки степени сложности и качества работы ученика. Информация о сложности и предполагаемом времени на изготовление изделия (в виде условных обозначений) дается в учебнике для каждого изделия — на плашке с названием работы. Оценить выполненную работу ребенок должен самостоятельно. Таким образом, дети получают представления о своих возможностях, границах знания и незнания. В 4 классе в технологической карте с целью формирования продуктивного навыка контроля, коррекции и оценивания вводятся графы: оценка качества выполнения изделия на каждом этапе и итоговая оценка. 6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Наличие заданий на составление композиций, оформление изделий, сочетание материалов формируют эстетический вкус учащихся, развивают цветовое восприятие, гармонию, художественный вкус (1 класс, с. 22 — изделие «Мудрая сова», 38 — изготовление закладки для книги, 47 — украшение на елку и др.; 2 класс, с. 25 — хохломская роспись, 27 — городецкая роспись и др.; 3 класс, с. 27 — макет городского парка, 34 —макет детской площадки и др.; 4 класс, с. 26 — изготовление малахитовой шкатулки, 111—112 — браслет и др.). Кроме того, развитию эстетического вкуса учеников способствует высококачественное художественное оформление всей линии учебников «Технология» для 1—4 классов. Выполнение каждого задания начинается с организации рабочего места, что способствует формированию навыка безопасной работы на уроке.
Заключение
В заключении, хочу подчеркнуть: постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Планируя работу в направлении «Нравственность» педагог ставит задачи: · Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. · Создавать условия для развития интереса к самому себе, желания совершенствоваться. · Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. · Сотрудничать с родителями и педагогами в этом направлении, используя активные формы взаимодействия. · Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе. Система работы по формированию нравственных качеств учеников должна строиться в атмосфере эмоциональной отзывчивости, защищённости, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности, что позволит каждому ребёнку ощутить собственную значимость и самоценность [4]. В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на ступени начального общего образования: • получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и · социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих · культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; • получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; • получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития; • научатся использовать приобретѐнные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий. • Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук. В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов, обучающиеся: • получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинѐнных, распределение общего объѐма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми; • овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения; • получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных37 регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования · предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию; • познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; овладеют приѐмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами; • получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству. В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Список литературы
1. Анисимова Р. В. Театрально-игровая деятельность в духовно-нравственном развитии школьника / Р. В. Анисимова // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 96-97. – Библиогр.: с. 97. Освещается опыт использования в педагогической работе с начальными классами театрально-игровой деятельности. 2. Арефьев И. П. Духовно-нравственное воспитание: нерешенные вопросы / И. П. Арефьев // Педагогика. – 2012. – № 7. – С. 49-54. – Библиогр: с. 54 (15 назв.) 2. Баженова Н. Г. Объяснительный рассказ – одно из средств духовно-нравственного воспитания / Н. Г. Баженова // Начальная школа. – 2012. – № 7. – С. 103-108. – Библиогр.: с. 108 (5 назв.). Конспекты уроков по объяснительному чтению Царевококшайской женской гимназии из государственного архива Республики Марий Эл 3. Гончаров И. Ф. Сущность национальной русской школы: (историко-философский взгляд) / И. Ф. Гончаров // Воспитание школьников. – 2013. – № 5. – С. 57-68. Русская школа как один из необходимых путей возрождения души народа, возрождение духовно-нравственной и интеллектуальной самостоятельности 4. Данилюк А.Я.. Кондаков А.М.. Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. 23 с. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2014. 31 с. 6. Поздеева С.И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. Томск: Дельтаплан, 2004. 311с. 7. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. М.: Вербум-М. 2011. 64 с. 8. Ерофеева Н. А. Образная память как инструмент воспитания на уроках / Н. А. Ерофеева // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 34-41. – Библиогр.: с. 40-41 (17 назв.). Понятие образной памяти, понятие воспитания и его связь с образованием. На примере Японии показано, что при бережном сохранении основ национальной духовно-нравственной культуры процесс модернизации дает наилучший результат в деле создания и сохранения здорового, гармонично развивающегося общества, помогает преодолевать кризисы и потрясения нашего времени 9. Мартынов К. А. Подходы к оценке духовно-нравственного здоровья современных школьников // Воспитание школьников. – 2013. – №8. – С. 47-49. 10. Некрасова Т. А. О роли методики "протяженной среды" в совершенствовании воспитательной работы школы / Т. А. Некрасова // Воспитание школьников. – 2013. – № 7. – С. 20-23. – Библиогр.: с. 23 (2 назв.). О создании "протяженной воспитательной среды" в образовательном учреждении, которая помогает повысить качество формируемых нравственных отношений, стержневым из которых является гуманное отношение к человеку. 11. Пидкасистый П. И. Духовность в системе смысложизненных координат / П. И. Пидкасистый, В. Д. Иванов // Педагогика. – 2012. – № 7. – С. 25-35. – Библиогр.: с. 35 (5 назв.) Обсуждается проблема связи смысла жизни и духовности. Рассматриваются составляющие воспитания духовности 12. Потаповская О. О методологических подходах к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста / О. Патоповская // Педагогика. – 2013. – №6. – С. 72-82. В статье представлена характеристика методологических оснований исследования процесса духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в логике онтологического, антропологического, культорологического, аксиологического и социокультурного подхода. 13. Чанышев А. Х. Воспитание подрастающего поколения – приоритет образования / А. Х. Чанышев // Воспитание школьников. – 2013. – № 4. – С. 68-70. О проблеме воспитания подрастающего поколения в современном российском обществе, требования к молодежи 14. Шестун Г. (игумен) Цивилизованный подход в разработке концепции предмета «Православная культура» / Игумен Г. Шестун, Захарченко М. В. // Педагогика. – 2013. – №7. – С. 73-82. Описана концепция предмета «Православная культура», созданная на основе цивилизованного подхода 15. Шилова, Мария Ивановна (член-корреспондент РАО; профессор; доктор педагогических наук). Становление гражданского характера нового поколения сибиряков / М. И. Шилова // Народное образование. – 2013. – № 2. – С. 239-246. О задачах воспитания духовно-нравственных ценностей россиян и роли Сибири в социально-экономическом развитии России. 16. Юрьева, Е. С. Каковы место и роль православных праздников в воспитании детей? / Е. С. Юрьева // Классный руководитель. – 2013. – № 6. – С. 109-112. – Библиогр.: с. 112 (2 назв.) 17. Интернет источник: http://nachalka.seminfo.ru/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|