Имя, происхождение, специализация
Ситиврат — бог дождя и плодородия. Был рожден земной женщиной Додолой от связи ее с Перуном, который овладел спящей Додолой так, что та даже не проснулась, пока Перун делал свое дело. И Ситиврат с самого младенчества отличался большой любовью ко сну. Даже само имя в переводе на современный язык означает «спать любящий». Практически всю зиму Ситиврат спит за облаками, в той далекой стране, где многие боги пребывают в счастье и в радости. Но весной просыпается, чтобы выйти на небо и подарить людям первый дождь, столь благотворный для будущего урожая. Но бывает и так, что проснется Ситиврат по весне, польет землю первым апрельским или майским дождиком, а потом возьмет да и завалиться спать опять — тогда долго-долго дождя не будет, наступит засуха. И придется тогда людям либо смириться с тем, что урожай будет не богатый, либо пытаться разбудить Ситиврата — последнее и является основной целью обряда в честь этого сонного бога. Впрочем, бывает и наоборот — Ситиврат хорошо выспался и всю весну с половиной лета поливает землю водой, что отнюдь урожаю не способствует, ведь для полей наших равно плохо и когда нет дождя, и когда дождь льет не переставая. Во всем нужна золотая середина. Если же дождь льет не переставая, то тогда люди тоже, как и во время засухи, обращаются к Ситиврату в процессе обряда; только теперь не будят его, а напротив — просят хоть немного отдохнуть и тем самым дать отдохнуть матушке-земле, которая за долгие месяцы дождя устала от воды. Однако как бы там ни было, Ситиврат своим чередом всегда отправляется на боковую глубокой осень, с приходом холода. Тогда дождь сменяется снегом, но это уже не входит в сферу деятельности Ситиврата, ему надлежит спать до очередной весны. То есть Ситиврат воплощает характерную для многих божественных пантеонов идею умирающего осенью и воскресающего весной покровителя плодородия. Только Ситиврат не умирает по осени, а всего лишь ложится спать. А с приходом весны Ситиврата будит первое теплое солнышко — приятно щекочет ему лицо, забирается под слипшиеся за зиму веки, треплет теплым лучом по щеке… Не хочет долго еще пробуждаться от сладкого сна Ситиврат, но все же не может устоять перед солнечными лучиками, раскрывает глаза, встает на облаке и начинает лить из бездонного серебряного ведерка заоблачную воду на матушку-землю — смывает последние остатки снега, заставляет травку расти, листья на деревьях распускаться, поля млеть в ожидании пахоты… Ситиврат — добры бог. Только очень уж ленивый.
Появления Ситиврата в нашем мире связываются с дождём. Это не просто явление, которое Ситиврат делает для матушки-земли, это часто и есть сам бог Ситиврат. Подобно тому, как Перун — это гроза, или подобно тому, как Рада — радуга, так и Ситиврат это не только тот, кто заставляет дождик идти, это и сам дождь, проливающийся с небес. Так уж устроено наше сознание, что мы видим в мире строгую причинно-следственную логику, предки же наши закона причинно-следственного не знали, а ведали только закон тождества, поэтому для них и был Ситиврат не причиной дождя, а самим дождём. И при этом парадоксально не отменяется человеческий облик Ситиврата как основной его образ, образ исконный и истинный. В этом образе своем бог дождя тоже может являться в мир земной, чтобы проследить, насколько успешно и полноценно люди используют данное в виде дождя небесное благо. Дождь ведь, хоть и хорош сам по себе, а все же без труда человеческого вряд ли принесет должный результат касательно урожая. Вот для проверки качества человеческого труда в поле, в огороде, в саду и приходит Ситиврат на землю. Обычно такие визиты осуществляются в конце весны, когда задается будущий урожай, и в начале осени, когда уже можно судить о результате. Приходит Ситиврат, зевает во весь рот, как уж водится, но коли пришел, то смотрит внимательно на пашню, на деревья и кустарники — всё ли должным образом прибрано, удобрения сложены ли, сделан ли прополка. Если видит, что все хорошо, то радуется и в будущем старается не обходить угодья такого славного хозяина своим дождливым вниманием. Но если видит недочеты в ведении сельского хозяйства, то хмурится мрачно, а потом, вернувшись на небо, чтобы проучить хозяина возьмет да и зальет его непутевый огород водой по колено; или наоборот — будет долгожданный дождь лить повсюду, да только всячески при этом обходит стороной сад и огород, где все так запущено. Ситиврат отвечает добром на добро, если крестьянин хорошо ведет хозяйство, то есть уважает Ситиврата. Когда же хозяйство ведется плохо, то и Ситиврат будет отвечать на это не то чтобы злом, а просто тем, что перестанет на такое хозяйство обращать внимание, перестанет помогать тем людям, что сами себе не уважают. Вот для того, чтобы посмотреть, как крестьяне ведут свое хозяйство, и приходит на землю Ситиврат.
Внешний вид
Внешний вид Ситиврата в его исконном человеческом образе — это молодой человек, даже юноша с темными кудрявыми волосами и голубыми глазами, словно вобравшими в себя цвет чистого неба. Только вот глаза эти очень уж сонные, а сам Ситиврат в образе человека зевает так сладко, что любой, кто ему повстречается, не выдерживает и тоже начинает зевать в ответ. Одет Ситиврат обычно в пеструю рубаху навыпуск, полотняные штаны и сапоги синего цвета. Ещё одна постоянная деталь, без которой Ситиврат не может просто прийти на землю, — это повязка на волосах, сделанная из коры, веточек и листьев березы, которая считается священным деревом Ситиврата. Может этот бог появляться на земле и в облике какого-либо из своих тотемных животных.
Тотемные животные
Животные ипостаси Ситиврата по сравнению с прочными богами довольно необычны. Это, во-первых, шмель. Облик такого славного насекомого позволяет легко и безопасно путешествовать по полям, лугам, садам — смотреть, где и как ведется хозяйство и при этом не привлекать к себе лишнее внимание со стороны человека.
Во-вторых, животная ипостась Ситиврата — это белка: скачет себе с дерева на дерево, а сама только тем и занята, что смотрит, как там обстоят дела у крестьян, все ли делают они согласно наставлениям свыше или же ленятся? Если доведется близ огорода видеть белку, слишком уж пристально вглядывающуюся в то, чем там заняты люди на этом огороде, то знайте, что это не простая белка, а Ситиврат в одной из своих животных ипостасей. В-третьих, Ситиврат может принимать облик крикливой сороки — прилетит в сад, начнет трещать, шуметь, стрекотать, привлекая к себе внимание садовника, а сама под свой крик так и смотрит, все ли в саду путём. Все трое — и шмель, и белка, и сорока — являются тотемными животными Ситиврата и объектом поклонения крестьян, занимающихся возделыванием земли.
Капища
Капища в честь бога дождя Ситиврата делаются традиционно на открытых местах близ полей, садов и огородов. Такая близость продиктована не только тем, что Ситиврат покровительствует плодородию, но и тем, что выбранное для капища место должно привлечь будущие дожди (или же дожди слишком частые и обильные отвадить) к себе и окрестностям. Самое лучшее — сделать капище прямо в поле или на огороде. Тем более что места нужно будет немного. Всего-то и надо, чтобы росла любимая Сити-вратом березка, чтобы к ней подвязывались синие ленточки и чтобы была ямка, куда нужно будет лить воду. Да еще не забыть заранее приготовить нужные для жертвоприношения мед, орехи и зернышки пшена. Все это каждый участник приносит с собой.
Ритуал
Ритуал в честь Ситиврата не имеет четкой календарной привязки, а происходит тогда, когда в нем есть необходимость, но не реже одного раза в год. Не проводится обряд зимой, так как бог дождя всегда крепко спит в это время года. Проводится же обычно поздней весной, летом или ранней осенью. Поводом к совершению обряда оказывается чаще всего либо засуха, когда нужно просить у Ситиврата дождь, либо дожди слишком частые и обильные, когда для урожая требуется хотя бы кратковременная сушь. В день ритуала селяне приходят на капище, приносят речную или колодезную воду в небольших емкостях, приносят синие ленточки, которые привязывают к веткам капищной березы, приносят жертвенные мед, орехи и зерна пшена. Потом встают на открытое место капище лицом к березе и начинают хором произносить старинный текст мольбы к Ситиврату. Текстов существует два. Один, если царит засуха и требуется дождь:
Проснись, великий Ситиврат, дай нам, смиренным рабам твоим, благо дождя, ниспошли радость воды на земли наши, полей обильно поля и огороды, сады и луга. Прости нас, коли мы чем провинились, великий и славный бог Ситиврат! Молим тебя и благодарим тебя за то, что ты есть!
Второй текст произносится, когда нужна сушь:
Проснись, великий Ситиврат, избавь нас, смиренных рабов твоих, от обильных дождей, ниспошли радость чистого неба на земли наши, дай полям и огородам, садам и лугам отдохнуть от вод небесных. Прости нас, коли мы чем провинились, великий и славный бог Ситиврат! Молим тебя и благодарим тебя за то, что ты есть!
Когда один из этих текстов хором произнесен участниками обряда, то принесенная заранее вода выливается в ямку на капище, а участники приступают к жертвоприношению.
Жертвоприношения
Жертвоприношение предполагает, что участники просто оставляют на капище принесенный мед, орехи и зерна пшена. Каждый их элементов жертвы соотносится с одним из тотемов Ситиврата: мед соотносится со шмелем, орехи с белкой, а зерна пшена с сорокой. Мед обычно приносится в сотах (если сезон позволяет) и кладется прямо подле березы, рядом раскладываются орехи, рассыпается пшено. Теперь можно идти по домам — птицы, звери и насекомые, подвластные Ситиврату, заберут жертву и принесут ее богу дождя. Если жертва понравится, то Ситиврат исполнит просьбу крестьян.
Откровение Ситиврата
Я великий сын Перуна бог дождя Ситиврат. Подвластны мне дожди весенние, летние и осенние. Захочу — и буду лить дожди неделями, месяцами, а захочу — перестанут дожди идти совсем. Это все зависит, люди, от вас. Если вы себя хорошо ведете, если хозяйство ваше ухожено, если грядки прополоты и удобрены, то буду я у вам благорасположен и дождиком ровным и мерным приду тогда, когда будет это нужно. Но если вы не ухаживаете за огородом и садом, если забросили поле, то уже не обессудьте — не ведите от меня радости дождя в нужный момент и не ждите суши, когда дожди все вокруг зальют.
Не пытайтесь, люди, противиться мне, ибо я все равно сильнее всех вас. Сильнее потому, что бессмертен и в бессмертье могуч. Даже когда я сплю на небесах, то сон мой очень чуток — слышу я все то, что под тучами или под небом голубым происходит. И готов всегда откликнуться на мольбы, на просьбы, на желания, но откликнусь лишь тогда, когда будут исходить они от добрых и трудолюбивых людей. Злые же люди и люди ленивые пусть и затаят на меня обиду, но помогать таким не буду, а даже и назло начну вредить. Вот буду всюду лить дождики благотворные, а у такого человека — сушь великая. Или всюду солнышко подсушит как следует, а такому человеку все угодье его залью водой. Такова будет кара моя за лень, за злобу, за то, что человек этот добра не помнит и не желает почитать меня, великого и бессмертного бога Ситиврата.
Явления людям
Является Ситиврат в облике человека или в образах своих тотемных животных. Но самое яркое из всех явлений, это когда Ситиврата можно увидеть радующимся в струях дождя, им сотворенного и им же являющегося. Когда пойдет дождь, не бойтесь выйти на улицу, встать под эти струи животворящие и внимательно всмотреться в стену воды — многие, кто делал так, видели в дожде радостного молодого человека. То он просто стоял и улыбался, то танцевал от счастья. А тому, кто увидит Ситиврата, будет в грядущем удача великая.
СТРИБОГ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|