Имя, происхождение, специализация
⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32
У славянского бога Ярилы немало разнообразных функций: и плодородие, и свет дневной и ночной, и весна с пробуждением природы от зимнего сна. Но самая главная функция, которая объединяет все прочие, — это то, что Ярила выступает покровителем всякой страсти, но в первую очередь — страсти сексуальной и сексуальной мощи. Ярила — сын Велеса и Дивы-Додолы, родившийся оттого, что Велес, желая соблазнить Диву-Додолу, обернулся чудесным ландышем. Дива-Додола не могла не обратить внимания на этот цветок, склонилась к нему, понюхала и вмиг понесла, в положенный срок разродившись Ярилой. Имя этого бога имеет несколько толкований: «ярь» у древних славян — это высшие проявления производительных сил, от которых усиливаются урожай, плодородие, прибыток; еще имя возводится к глаголу «яровать», что означает неистовствовать. Кстати, на Руси издавна словом «ярун» называли токующего глухаря, который не слышит и не видит ничего кроме противников, которых надо прогнать, и своей подруги. Неистовая страстная любовь — вот сфера, которую можно считать главной применительно к богу Яриле. И в этой ипостаси своей Ярила связан с весной, когда все силы природы — и растения, и люди, и животные — и когда все стихии стремятся в едином порыве реализовать свою страсть. Солнечное тепло, приносимое в мир Ярилой по весне, пробуждает во всем живом желание сливаться в общей радости ради продолжения рода. Весеннее возрождение Ярилы — это не только знак наступающей по весне страсти пылкой между людьми. Это еще и знак земле о том, что и ей пришла пора предаться страсти, дабы по осени от этой страсти слияния с небом, солнцем и дождем родились плоды урожая. Все, что рождается весной, рождает Ярила. Но не столь однозначен этот бог, как может показаться. Да, весной он приходит, и все живое стремится страстно к слияния. Однако наступает осень, и тогда уже Ярила сам начинает уничтожать все то, что успел наделать за теплое время года. Для этого Ярила становится Морозом — злобным и сердитым. И радовать может только то, что снова придет весна, а значит, снова возродится тот Ярила, которого все в славянском мире так почитают и от которого зависит то, что жизнь на нашей земле во всех проявлениях своих не прерывается, а несмотря ни на что продолжается. Главное, чтобы Ярила ни на что не обиделся и пришел вовремя. Ведь от пунктуальности этого бога напрямую зависит, в своё ли время наступит весна, что указывает на урожайность в этом году. И на урожайность не только и не столько сельскохозяйственную. Ярила — покровитель всякой плодовитости, являющейся результатом страсти.
В нашем мире видеть Ярилу можно весной и осенью. Это, правда, будут очень разные Ярилы. Весной вы увидите радостного, веселого, светлого бога, пришедшего на эту землю, которая за зиму так устала от снега и холода, что рада сама скинуть белый покров и одеться зеленой травкой. Именно когда снег начинает водой ручьев покидать наши леса и поля, когда первые почки набухают на деревьях, а на лесных опушках появляются согретые солнышком нежные травинки, тогда в роще березовой или на берегу реки, освободившейся от льда, и можно встретить Ярилу — воскресшего, вернувшегося, счастливого. Тому, кому доведется лицезреть бога в дни ранней весны, того ждет счастье в любви в этом году. Только при встрече с Ярилой надо низко поклониться ему и сказать: «Спасибо, Ярила, за твой приход!» Тогда Ярила поклонится в ответ, а человек в этот момент может увидеть плешь Ярилы, что с давних пор считается знамением очень хорошим. И совсем другой Ярила будет осенью. В той же самой роще можно встретиться с этим богом. Только вот не будет уже он таким светлым и жизнерадостным, каким был по весне. Хмуро бредет осенний Ярило по опавшим листьям и траве пожухлой, печален взор его, голова низко опущена. И хотя теперь тоже можно видеть Ярилину плешь, это уже не будет столь хорошей приметой, как плешь, увиденная по весне. Ничего не радует осеннего Ярилу. Разве только то, что неизбежно после зима снова придет весна. Если же доведется встретить Ярилу осенью, то следует просто поклониться ему и пройти дальше по своим делам. В ответ Ярила чаще всего просто сделает вид, что не видит вас. И это его право, право бога.
Внешний вид
Ярила может появляться в двух человеческих ипостасях своих — в мужской и в женской. Мужская ипостась Ярилы представлена юношей, всем существом своим воплощающим и излучающим пылкость, страстность, влюбленность. Юноша Ярила — небесный жених. На нем — белые одежды и на ногах нет обуви. Белые одежды означают чистоту, а босые ноги символизируют близость к матушке земле. Нередко светлые волосы Ярилы в мужской ипостаси увенчаны венком из первых весенних цветов — ландышей и подснежников. Ландыш олицетворяет собой тот цветок, в который обернулся Белее, чтобы зачать Ярилу; а подснежник олицетворяет мать Ярилы — Диву-Додолу, которая, желая некогда скрыться от посягательств змея подземного обернулась именно этим цветком, и змей подземный не смог найти Диву-Додолу, запутавшись в весенних лесных разноцветьях. И уже упомянутую плешь Ярилы нельзя не упомянуть как важную деталь его облика. Иногда в мужском образе Ярила может выезжать на белом коне. Другая человеческая ипостась Ярилы — женская. Эта ипостась весьма необычна хотя бы уже тем, что Ярила-женщина одет(а) в мужской наряд — в белые штаны, в белую рубашку. Ноги и в этой ипостаси у Ярилы босы. Зато заняты руки: в правой руке своей Ярила держит чучело человеческой головы, означающее любовь бога к людям, а в левой — сноп ржаных колосьев, символизирующий плодородие, обильный урожай. Голову же Ярилы украшает, как и в мужской ипостаси, венок из цветов. Только теперь это цветы полевые: васильки, ромашки, колокольчики. И в этой ипостаси Ярила тоже часто выступает на белом коне. Вообще, белый цвет, как цвет чистоты, традиционно соотносится с Ярилой.
Тотемные животные
Ярила не принимает облики никаких животных. Однако тотемные животные у него все же имеются. Это белый конь, на котором Ярила нередко выезжает в наш мир; это глухарь, на току носящий имя Ярун и в этой связи считающийся младшим Ярилиным братом; и это шмель, соотносимый с трудовой сущностью Ярилы, что дарует людям богатый урожай. Поэтому люди с великим почтением издавна относились к глухарям, когда те токуют, — охотникам было запрещено убивать этих птиц в период ухаживания за подругами. Точно так же нельзя было обижать шмелей. Нарушение этих запретов могло повлечь за собой гнев самого Ярилы, а гнев Ярилы означал часто лишение сексуальных сил.
Капища
При всей популярности бога Ярилы капища его не выделяются чем-то особым — нет там статуй золотых и серебряных, не полыхают там костры, не готовятся богатые жертвы. А все же капищ в честь Ярилы по всему славянскому миру очень много. Для такого капища необходим поросший небольшой рощицей березовой холм. Но такой холм, чтобы вершина его была без деревьев. Там как раз и создается собственно капище, именуемое в народе Ярилиной плешью. Украшается капище непосредственно перед обрядом глиняными фигурками человечков — фигурками мужскими и женскими, олицетворяющими две человечески ипостаси Ярилы. Потом фигурки эти выполняют функцию символической жертвы богу. Для этого у подножья холма обязательно должен располагаться Ярилин камень — обычно большой и белый или серый. К нему в конце обряда направляются все участники и несут с собой глиняные фигурки Ярилы.
Ритуал
Ежегодный обряд в честь Ярилы проходит весной, обычно в конце апреля, то есть тогда, когда снега уже нет и когда повсюду начинают появляться первые листья. Ранним утром в назначенный день приходят участники обряда на Ярилину плешь и первым делом наряжают одного из участников, обычно юношу, но можно и девушку, Ярилой — надевают на него бумажный колпак, украшенный бубенцами, оранжевыми, голубыми и светло-зелеными лентами и свежими цветами, румянят лицо, завивают волосы, а на тело надевают белую длинную рубаху чуть ли не до земли; обуви же на ритуальном Яриле быть не должно. После этого по всему капищу расставляют глиняные фигурки Ярилы.
Когда все приготовления, входящие в обряд, закончены, начинается само действо: ритуальный Ярила встает на самую вершину холма и под ритмические хлопки всех остальных начинает неистово и бурно плясать, размахивая руками и разбрасывая ноги в разные стороны. Потом все остальные участники перестают хлопать и образуют, взявшись за руки, хоровод вокруг ритуального Ярилы. Тот прекращает пляску и начинает кружиться на одном месте, а хоровод начинает тоже кружится — только в другую сторону. И кружится все быстрее и быстрее, все стремительней и стремительней до той поры, пока от головокружения не начнут участники действа падать прямо на траву. Немного отлежавшись, придя в себя участники обряда встают, вновь располагаются вокруг ритуального Ярилы, который начинает петь, а все другие подхватывают. Песня эта замещает собой традиционное в ритуалах в честь большинства других богов славянского пантеона обращение:
Волочился Ярила по всему свету, полю жит родил, людям детей плодил. А где он ногою, там жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветет.
Песня эта повторяется двенадцать раз подряд — по количеству месяцев в году. После этого все участники переходят к заключительной части обряда — к символическому жертвоприношению.
Жертвоприношения
Собирают участники обряда по всему капищу разложенные глиняные фигурки, ни одной забыть нельзя. И несут их к подножью холма — туда, где белый или серый камень Ярилин красуется. Встают участники ритуала возле этого камня и с силой начинают бросать фигурки о камень, с такой силой бросают, чтобы фигурки непременно разбивались. Сейчас уже никто и не помнит, в чем сущность такого жертвоприношения, но все равно исправно раз в год исполняют его, вдребезги раскалывая фигурки, со старанием и с трудом приготовленные. Потом осколки надо собрать и закопать под Ярилин камень. На этом жертвоприношение окончено.
Откровение Ярилы
Я, Ярила — один из самых великих богов в мире славянском. Равных по силе среди людей мне нет, да и среди богов мало таких найдется, кто сможет мне противостоять. Отец мой — сам Велес. И от отца унаследовал я любовь к сельскому хозяйству, к жителям деревенским. Вот поэтому с моим приходом по весне и начинается тот великий труд, что принесет потом плоды урожая. Человек, если он уважает меня и уважает себя, должен отдаваться труду со всей страстностью, на которую только способен. И труд не замедлит вылиться в чудесные и приносящие счастье плоды.
Сила моя и в страсти любовной. Могу я быть и мужчиной, и женщиной. Могу помочь и мужчине, и женщине. Те, кто не ведает подлинной страсти и кто очень хочет страсть эту изведать, те пусть поют хвалу в честь меня, воздают мне дань уважения, а я уж обязательно приду на подмогу, чтобы и словом и делом дать вам обрести наслаждение, доставляемое любовной страстью. Ведь тот, кто этой страсти не испытывал, тот, можно сказать, не ведает, что такое подлинное счастье жизни человеческой. К людям я добр, но могу быть и сердит. Я, Ярила, столь велик, что наделив радостью страсти, могу того, кто не будет благодарен мне и не будет меня уважать, этой радости страсти без всякого труда лишить и уже никогда н вернуть. Провинившегося лишу я сексуальной силы и мощи, и будет он остаток дней своих посыпать голову пеплом и скорбеть об утраченном. Всех коснется это, кто меня не будет уважать и почитать. И пусть не обессудят на меня люди добрые, но как только придет осень, я уничтожу все то, что создавал весной для вас — на зиму стану я лютым Морозом. И все, что только есть в мире, превращу в лед и в снег. Но верьте — по весне приду я к вам вновь; приду и принесу радость, страсть, плодородие, изобилие, мощь.
Явления людям
Самое лучшее — встретить Ярилу по весне, то есть тогда, когда бог этот счастлив сам и готов принести счастье другим. Совсем недавно, несколько лет тому назад юноша Владимир, гуляя в середине апреля возле леса, увидел вдруг девушку в белых одеждах и в венке из ярких цветов. Владимир сразу смекнул, кто перед ним, поклонился девушке и сказал те слова, которым его некогда в детстве учила бабушка: «Спасибо, Ярила, за твой приход!» Услышав эти слова, Ярила поклонился в ответ, улыбнулся очень доброй улыбкой и пошел дальше. А Владимир неожиданно для себя испытал невиданный, небывалый прилив силы и храбрости. Не долго думая вернулась Владимир в город и сразу же направился к той девушке, которую давно тайно любил, но, боясь быть отвергнутым, не признавался в своей любви. Теперь объяснение состоялось — стараниями Ярилы девушка это стала в итоге женой Владимира. Так боги помогают нам в нашей жизни.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru Оставить отзыв о книге Все книги автора [1]В идеале знать о них должен всякий русский. А у нас все как-то наперекосяк: мы долгие годы публиковали в разных вариантах мифы и исследования по истории верований Древней Греции, Древнего Египта, Скандинавии — каких угодно стран и народов, только не славян.
[2]Обращаю ваше внимание: речь идёт именно о «главных» богах славянского пантеона. Если же рассматривать его в целом, то мы насчитаем более 50 богов и разнообразных духов.
[3]То тут, то там доводилось мне видеть явно посещаемые, современные капища языческих богов; более того — я встречался с участниками современных ритуалов, даже принимал несколько раз участие в последних, записывал их на плёнку.
[4]Согласно некоторым источникам, Мара и Марена — разные богини, хотя и очень близки между собой. Анализ сразу же позволяет заметить, что те источники, которые различают двух богинь, это источники поздние. В ранних же летописях и свидетельствах Мара-Марена рассматривается исключительно как единое божество с двойным именем. Впоследствии, по всей вероятности, такое двойное имя и позволило разделить одну богиню на две. Мы будем придерживаться того подлинного взгляда согласно которому Мара-Марена — одна.
[5]В некоторых областях Украины и по сей день именем Рада называют богиню, в остальном славянском мире известную как Лада. Это ошибка. Рада — дочь Перуна и Лады. Некоторые источники даже именуют ее как Раду Перуновну.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|