Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интернет – хребет компании




Опыт показывает, что макси­мальную отдачу от Интернета получают только тогда, когда Интернет-маркетинг, Интернет-продажа, Интернет-планирование и т.д. буквально пронизывает всю компанию. Майкл Делл, президент Dell Com­puter: «Не следует рассматривать Интернет как отдел или сайт, как довесок. Вам следует рассматривать Интернет, как вашу стратегию, как нечто, пропитывающее всю компанию от сердцевины».

Вначале вы превращаете Интер­нет в основу своих продаж, затем на базе Сети вы начинаете разрабаты­вать планы, корпоративные финансы, операции, обслуживание клиентов, прием на работу, менеджмент персонала, НИОКР, взаимоотношения с заказчиками и партнерами. Ряд компаний уже 50-75% своих операций основывают на Интернет. Многие считают, что это не предел.

Западные аналитики прогнози­руют, что многие компании всего этого НЕ усвоят и будут продолжать рассматривать Интернет, как аппендикс. Судьбу этих компаний в новой экономике предсказать не трудно.

Цены, доходы, инфляция

Западная пресса отмеча­ет, что Интернет уже очень влияет на цены – они падают, иногда почти до нуля. Все большее количество продуктов (особенно софтовых) отдается бесплатно. Ценовое давление рынка будет сдерживать инфляцию.

При этом растут зарплаты. Дело в том, что лучшая информированность населения делает рынок труда мобильнее, и для поддержания собственной конкурентоспособности ком­паниям потребуется удерживать сотрудников более высокими окладами.

До 2015 г. заработки населения будут расти быстрее, чем ранее (на 4-5% вместо обычных 2-3%). Считается, что рост доходов населения при низкой инфляции к 2015 г. удвоит благосостояние большинства американцев. Некоторые профессии в новой экономике будут процветать. Будет расти средний класс.

Люди в новой экономике будут богатеть за счет корпораций. Для корпоративной Америки наступают нелегкие времена. Многое на рынке становится с ног на голову: экономика будет стремительно расти, чего нельзя будет сказать про индекс Dow и прочие показатели.

Этого же нельзя будет сказать и про акции компаний. В будущем заработать на биржевых спекуляциях будет труднее – наступает конец золотого века быстрых биржевых обогащений. Те, кто собираются отойти на покой в 60 лет, имея в загашнике акции, которые ранее автоматически росли на 12% в год, наверное, будут неприятно удивлены тем, что им придется продолжать работать.

Знания, как производительная сила

Сбываются предвидения Уинсто­на Черчилля: «Империи будущего – это империи интеллекта». Другое название новой экономики – это экономика знаний, корпоративных знаний. Под этим следует понимать совокупный интеллект, квалификацию и изобретательность сотрудников, самые современные инструменты, свободу творчества и бизнеса, мгновенную реакцию на возникающие тенденции и культуру постоянного совершенствования – при этом все это должно быть направлено на создание чего-то поистине особенного; того, что восхищает клиентов.

Выражение «знание – сила» в новой экономике приобретает реальное и весомое значение. Конкуренты могут скопировать ваши осязаемые вещи, но с неосязаемыми это не получится. Задумайтесь!

Ван Норт, президент успешной строительной компании Zachry, перечислил то, что он считал основным богатством фирмы: прикладной опыт, опыт обучения, преданность работе, лидерство, воспоминания, сторонние интересы, know-how, профессиональные навыки, человеческие отношения, брэнднейм, торговые марки, технологии, матобеспечение, базы данных, имидж. Перечисленные качества неосязаемы, но они помогают этой компании возводить огромные осязаемые объекты лучше и дешевле конкурентов

Большинство экспертов отмеча­ет, что осязаемые материалы все больше вытесняются неосязаемыми качествами. Возьмем для примера автомобиль – типичный представитель индустриального века.

Большая часть энергии автомо­биля расходуется на перемещение самого автомобиля, а не пассажиров. Сейчас традиционные материалы в автомобиле замещаются know-how в виде пластиков и композитных материалов. Размеры и масса кузова и двигателя, а, следовательно, и потребная мощность, постоянно умень­шаются. Уже разработаны концепции автомобилей весом около 400 кг из сверхлегких материалов, приводимых в действие гибридно-электри­ческими двигателями.

Эти интеллектуальные автомобили будут подключены к сетям. При аварии несколько воздушных мешков безопасности надежно защитят пассажиров. Автомобиль ближайшего будущего сможет пересечь США на одном баке горючего.

Современный автомобиль обладают большей вычислительной мощностью, чем настольный компьютер. Его бортовая электроника стоит дороже, чем использованная в нем сталь. Он будет все более и более связан с децентрализованной электронной сетью, которая также будет подчиняться законам новой экономики. Будущий автомобиль будет напоминать электронный модуль на колесах.

Теперь нам будет легче предста­вить себе самолеты, как чипы с крыльями; фермы, как чипы с землей; дома, как чипы с обитателями. Все эти объекты, разумеется, будут обладать массой, но эта масса будет незначительной в сравнении с огромным объемом знаний, которые этот объект будет включать, и с информацией, которая будет в них циркулировать.

Знания будут пронизывать буквально все в нашей жизни. Будущее компании определяется ее умением создавать и накапливать знания, причем по-новому. В своей популярной книге «Компания, создающая знания: как японские компании создают динамику инновации», ее авторы И. Нонака и Х. Такеуши призывают дополнять традиционное мышление и обучение с помощью книг и лекций, интуитивными гипотезами. Такие знания часто передаются метафорами и образами, или демонстрацией.

Все чаще в маркетинговой литературе говорят об интуитивном образе мышления, заим­ствованном из дзен-буддизма.

Постоянная учеба

Многие компании уделяли боль­шое внимание обучению и раньше. В лучших фирмах были и есть учебные центры, через которые часто пропускают всех сотрудников; новичков обычно не допускают к работе, пока они не пройдут обучение, часто достаточно продолжительное и разнообразное, включающее не только теорию, но и стажировку. (См. Ли Якокка, «Карьера менеджера».) В такой системе обычно изучают материалы, разработанные давно. Такие книги и статьи физик Ландау называл кладбищами идей. Подобное образование мало изменилось за века, и оно, несомненно, останется; разве что оно станет менее схоластичным. Но в новой экономике его будет уже недостаточно.

В экономике знаний, процесс образования, обучения, самообучения – это процесс постоянный и неформальный. Все чаще слышен термин «самообучающаяся компания». В новом процессе познания используют мозговые штурмы, кружки качества, неформальные обмены мнениями. Процесс обучения чаще строится вокруг поиска решения для реальной задачи. На обучение многие компании тратят до 10% рабочего времени, причем все, что связано с обучением, они считают не затратами, а полезными капиталовложениями, поскольку правильно поставленное обучение улучшает все показатели.

Так, сотрудники Granite Rock, американской компании, которая уже четыре раза попадала в перечень «100 лучших работодателей Америки», участвуют в более, чем 100 межотдельских кружках качества, и выступают в роли экспертных корпоративных консультантов по широкому спектру вопросов, от эффективности производства до закупок оборудования. Они проходят «перекрестное» обучение и постоянно пополняют свои знания в разных областях технологий, статистического контроля качества и человеческих отношений. Упор делается на обучение искусству обучаться и развитие маркетингового и предпринимательского мышления. Сотрудникам оплачивается участие в семинарах и обучение в университетах.

С учетом быстрой смены обстановки усложняется планирование, что делает незаменимыми такие качества, как «организационные инстинкты», интуиция, быстрота реакции, нестандартность решений, адаптируемость, гибкость, пытливость.

Компании стремятся раскрепо­стить инициативу с тем, чтобы все отделы стали бы самоорганизующимися подразделениями, а сотрудники превратились бы в бизнесменов.

Новая экономика переоценивает даже университеты и бизнес-школы. В рейтинге 50 ведущих бизнес-школ Америки, проводимом журналом U.S. News & World Report, суперпрестижный (и несколько консервативный) Гарвард уступил первенство Стэнфорду, этому бурлящему инновациями и заражающему вирусом предпринимательства «питомнику» будущих бизнес-творцов. (Здесь есть даже предмет Creativity in Business, а среди лекторов, горячо любимый всеми Билл Гейтс.)

Насколько же современно звучат слова основателя университета Лиланда Стэнфорда (1885 г.): «Я думаю, что одно лишь практическое образование не дает возможности успешно заниматься бизнесом. Необходимо культивировать и развивать воображение для того, чтобы гарантировать успех в жизни. Человек никогда ничего не создаст, если он не прочувствует своей идеи».

Кадры действительно
решают все!

В начале 1990-х хозяин молодой «софтовой» фирмы в Донецке в ответ на мой вопрос о стоимости своей компании, назвал какую-то сумму. Подумав, он добавил – а с людьми в два раза больше. Тогда я впервые задумался о том, что квалифицированный сработавшийся коллектив – это капитал. В новой экономике совокупные знания и квалификация коллектива становятся основным богатством компании.

Сейчас формируется новый рынок рабочей силы. С одной стороны, повышение производительности за счет новых технологий привело к сокращению рабочих мест. В США с начала 2001 г. было уволено 200 000 сотрудников в электронной промышленности и 400 000 в розничной торговле. При этом растет объем работ, выполняемых внештатниками.

С другой стороны, уходит в про­шлое представление о работнике, как о послушном исполнителе, как о единице в штатном расписании. Постепенно формируется новый образ работника – партнера, бизнесмена, собственника. Такой работник независим, мобилен, требователен и даже немного капризен. Он ждет ответственности и результатов. Он ждет удовлетворения, и даже удовольствия. Он ждет возможности карьерного роста и надлежащего материального и морального вознаграждения.

При этом, чем больше компания основана на знаниях, тем более хрупким становится ее положение, ибо все большая часть ценностей компании будет уходить домой в конце рабочего дня.

Время талантов

Резко возрастает роль талантли­вых людей, основных носителей знаний и идей. Митчелл Шлимер, ведущий общеамериканской радиопередачи «Давайте поговорим о бизнесе» (Let's Talk Business), опросил успешных руководителей из разных областей. Его вывод: «Если добраться до сути успеха всех компаний, то все сводится к способности окружить себя великими людьми». Советский создатель ракет Челомей говорил: «Важно не пропустить талант».

Но где взять эти таланты? По мере того, как информация на рынке труда становится все более доступной, привлекать и удерживать талантливых людей становится все сложнее. Талантливых людей притягивает среда, которая развивает их интеллект, поощряет ответственность, повышает карьерный потенциал и дает хорошую компенсацию. Они расцветают в атмосфере здорового соперничества и постоянного совершенствования. Такую атмосферу надо уметь создать.

Новая атмосфера

Для традиционной экономики были характерны железобетонные должностные инструкции, жесткие информационные каналы, принятие решений за зарытыми дверями, антагонизм отделов, кастовость управления, отношение к сотрудникам, как к рабочей силе и как к детям (униформа, бэджи, контроль за приходом на работу, контроль и обыск на выходе).

Бытовало неправильное мнение, что работников интересует только зарплата, и ничего больше. Однако исследования давно показали, что на первое место сотрудники ставят содержательность труда и ощущение сопричастности к делам фирмы. Ра­ботодатели, которые это понимали, и создавали надлежащую атмосферу, добивались удивительных результатов. Причем не только «там», но и у нас – еще ждет глубокого обобщения опыт золотоартельщика Вадима Туманова, офтальмолога Святослава Федорова и других наших пионеров.

Такая атмосфера нынче ведет прямо в Разорение. А что нужно, чтобы создать новую атмосферу?

Для начала нужно отказаться от традиционной, особенно для России, полувоенной структуры менеджмента. Даже в старой экономике подобная система была неэффективной, а в новой она губительна.

Глава вышеупомянутой Granite Rock говорит: «Роль менеджера более не состоит в том, чтобы направлять действия других, а в том, чтобы обеспечивать процесс обучения и развития других с тем, чтобы каждый мог бы руководить свой собственной работой. Это дает каждому члену команды контроль и власть над результатами работы. На Granite Rock мы называем это само-лидерством».

Итак, новая атмосфера – это минимум бюрократии, отсутствие жестких должностных инструкций, четкая и понятная миссия компании, полный доступ к финансовой и прочей информации, участие в принятии решений, нескончаемая вереница увлекательных проектов (при возможности работать в нескольких проектах одновременно); полная свобода и ответственность при разумной отчетности, отсутствие «спихотехники», постоянное новаторство.

Следует особо выделить терпимое отношение к ошибкам, что присуще, например, японским компаниям и совершенно не присуще европейским и американским организациям. Но не всем. Стив Росс, бывший председатель Time Warner, говорил: «Если сотрудник делает слишком мало ошибок, его надо уволить».

Становится нормой концепция фирмы-семьи с открытой, нефор­мальной, чуткой и немного игривой средой. Ее характеризуют уважение и доверие, дружеские отношения и поддержка, гибкий график работы, поддержка супругов, возможность работы на стороне, вечеринки, спортивные и прочие «семейные» мероприятия. Мой опыт показывает, что в России концепция фирмы-семьи работает значительно лучше, чем «там!.

Важно выработать у сотрудников психологию владельца-бизнесмена. Дух предпринимательства – это атмосфера «давайте попробуем», «горящие глаза», минимум запретов, культура «да», а не «нет», постоянный мозговой штурм. Это блестяще показал и опыт артелей Туманова.

На бразильской фирме Semco пошли дальше. Там стали поощрять сотрудников открывать свои собственные фирмы, объединенные в «спутниковую» сеть вокруг головной компании. Всем желающим компания предоставляет в лизинг оборудование по приемлемым ценам и консультирует по всем вопросам.

Все вышеперечисленное не име­ет смысла без признания заслуг и щедрого вознаграждения каждого. Важно участие сотрудников в прибылях. Это доказал опыт многих компаний, например Microsoft и Starbucks. Полезен опыт «неизбежности вознаграждения» Святослава Федорова.

Отмирающие профессии

В феврале 1999 г. Business Week вышел с обложкой, на которой стоял вопрос «Кому нужен брокер?» Дело в том, что эта профессия стала терять свои позиции под натиском свободного обмена информации.

Для чего ты мне нужен? – Этот вопрос можно слышать все чаще.

Отмирают или в корне меняют свое содержание десятки профессий и бизнесов: дилеры автомобилей и недвижимости, страховые агенты и оптовики. Теряют бизнес обычные супермаркеты и СМИ. Огромное число брокерских, консалтинговых и прочих услуг клиенты получают напрямую, через Интернет, причем быстрее и дешевле. Традиционным посредникам приходится ломать голову над вопросом – а что мы теперь можем дать клиенту такого, чего он не получит, не отходя от компьютера?

Появился музыкальный формат MP3, и многие сейчас скачивают через Интернет почти любые музыкальные произведения. Производители музыкальных дисков в панике.

Однако сказанное не следует понимать, как отказ от посредничества. Да, посредники в их старом понимании, будут уходить. Появляются новые посредники, которые основывают весь свой бизнес на свободном обмене информацией.

Вопрос – а для чего ты мне теперь нужен? – для одних станет кошмаром уже завтра, для других послезавтра. И чем раньше фирма осознает, что скоро этот вопрос могут задать и ей, тем лучше. Задайте и вы себе этот вопрос от имени ваших клиентов. Прямо сегодня.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...