Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможности и условия проявления творческой природы человека в техническом и художественном творчестве.




Природа творческого развития личности

Природа творческого мышления.

Творческое мышление - это процесс, и, как всякий процесс, оно подчинено определенным законам. Пусть последние очень сложны, но в конечном счете мы можем их открыть и на этой основе предвидеть, как будет развиваться творческое мышление в зависимости от тех или иных условий.

На начальных этапах исследования творческое (или продуктивное) мышление обычно характеризуется как некоторый процесс, приводящий к решению новых для человека проблем и задач, - в отличии от мышления репродуктивного, проявляющегося в решении стандартных, однотипных задач, когда способы их решения известны и отработаны.

В психологии уже давно установлено, что творческое мышление берет свое начало в проблемной ситуации, и мыслительные процессы направлены на ее разрешение. Сам процесс решения задачи начинается с постановки гипотезы, мыслительного предвосхищения искомого результата. Выдвижение этих гипотез зависит от того, насколько разносторонними, гибкими и подвижными знаниями владеет человек. Первоначально гипотезы могут быть недостаточно определенными. Но, возникнув, гипотеза начинает направлять действия (в противном случае последние оказались бы слепыми и случайными). Результаты производимых действий сопоставляются с созданными гипотезами, благодаря чему гипотезы проверяются, уточняются, преобразуются, все более приближаясь к искомому результату. Творчество как сложная продуктивная деятельность, направленная на открытие нового. имеющее большое общественное значение, всегда сугубо индивидуально и неповторимо

В психологии вопросы развития творческого мышления тесно связываются с проблемой способностей и одаренности, и это естественно, ибо они в значительной мере определяют успешность той или иной деятельности. Способность есть индивидуальная характеристика личности, то особенное и неповторимое, что свойственно одному человеку в отличие от другого. Потому-то разнообразны виды способностей (музыкальные, технические) организаторские, конструкторские, педагогические и т.д.) и еще более многообразны их разновидности у разных людей.

Взаимодействие педагогических и технических способностей стало предметом глубокого исследования А.А. Толмачева [26]. Он обосновывает то, что при формулировании творческих задач педагог должен обладать определенными качествами:

1. Технической наблюдательностью;

2. Критичностью;

3. Умением находить критические проблемы;

4. Видеть недостатки технических объектов;

5. Способность к ассоциированию;

6. Установление аналогий;

7. Генерирование новых технических идей.

Самым слабым качеством у многих руководителей технического творчества является критичность. А ведь критичность, по мнению известных изобретателей (Туполев, Дульчевский, Логинов и др.), должна стать не только свойством ума, но и свойством личности новатора. Критичность мышления проявляется в умении анализировать и оценивать конструктивные особенности механизмов или особенности технического процесса, в умении анализировать и оценивать свою собственную работу и работу коллег. Однако мастер, преподаватель, руководитель кружка может быть великолепным изобретателем и рационализатором, но не уметь обучить этому своих учащихся.

Возможности и условия проявления творческой природы человека в техническом и художественном творчестве.

Существует мнение, что умение находить, ставить и решать изобретательские и рационализаторские задачи - это "божий дар", которому нельзя обучить. Как относиться к этой точке зрения? Может ли каждый научиться изобретать?

По мнению ряда авторитетных педагогов обучение методом технического творчества заметно повышает творческий потенциал каждого человека. Конечно, у одаренных людей при одинаковом обучении со всеми творческий потенциал остается относительно более высоким.

Разработанные к настоящему времени методы активизации поиска решений изобретательских задач можно разделить на две группы:

· Э вристические методы технического творчества, основанные на использовании достаточно четко описанных методик и правил поиска новых технических решений. Эти методы начали разрабатывать еще с древних времен (Сократ, Архимед); особое внимание им уделили выдающиеся ученые XVII-ХVIII вв. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц. Начиная с 40-х гг. нашего столетия резко возросли исследования и разработки по созданию и применению эвристических методов, методик, приемов, принципов, правил и т.п. В настоящее время известно более 100 эвристических методов, методик, подходов и их модификаций.

· Компьютерные методы поискового консультирования, основанные на использовании ЭВМ в решении творческих инженерных задач. Эти методы начали разрабатывать и применять в 60-х годах. В настоящее время известны десятки различных подходов и методов, поискового конструирования.

Обзор эвристических и компьютерных методов ИТ достаточно широко освещен в литературе [1, 17].

Из названных методов для использования в детском техническом творчестве может быть рекомендована группа эвристических методов и в частности теория решения изобретательских задач [1].

Среди препятствий, мешающих творческому развитию человека, одним из наиболее труднопреодолимых представляется существующее еще раздробление труда и личности. Разделение труда в свое время обусловило величайший прогресс в развитии производства и совершенствовало различные способности. Но в дальнейшем именно разделение труда привело к узкой специализации личности и обратилось преградой ее духовного и профессионально-творческого развития.

"Первым условием образования таланта является многосторонность личности, многосторонность способностей, - писал Б.Г. Ананьев. - Если человек развивается только в одном направлении с раннего детства, то талант этого человека будет нестойким и поэтому очень незначительным, истощаемым... Достаточно сослаться на некоторые примеры. Гоголь, который был великим писателем, был известен своим выдающимся музыкальным дарованием. Шевченко является не только великим поэтом, но и выдающимся живописцем и музыкантом. Достаточно сослаться на примеры Пушкина и Лермонтова, которые были выдающимися деятелями в области литературы, но которые вмести с тем проявляли дарования и в других областям искусств, особенно изобразительного" [2].

Талантливым людям, преимущественно расположенным к творчеству, подчас не достает искусства умелого общения. По какой-то странной несправедливости они часто теряются и оказываются совершенно беззащитными в конфликтных ситуациях и, утрачивая самообладание, своей несдержанностью, резкостью и нелепой манерой поведения еще более усугубляют свою "вину" и то дурное впечатление, которое они произвели своими ошибками и оскорбительной манерой поведения. Талантливость всегда ослабляет способности к приспособлению, к чуткой реакции на неожиданные ситуации жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...