Управленческие основы формирования качеств творческой личности.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Под управлением в кибернетике понимают такое воздействие на объект (процесс), которое выбрано из множества возможных воздействий с учетом поставленной цели, состояния объекта (процесса), его характеристик и ведет к улучшению функционирования или развития данного объекта, т.е. приближению цели. Все виды управления могут быть поделены на разомкнутые и с обратной связью. · Первый вид - управление без обратной связи и, следовательно, без регуляции хода управляемого процесса со стороны управляющей системы. · Второй вид предполагает и то и другое. Это более эффективный способ управления и наиболее характерный для технических устройств. Цикличное управление, в свою очередь, может осуществляться по-разному: · по принципу так называемого "черного ящика", когда обратная связь, а следовательно, и регуляция процесса осуществляются только с учетом "выхода", конечного продукта процесса (путь, ведущий к этому продукту, остается неизвестным); · по принципу так называемого "белого (прозрачного) ящика". В этом случае обратная связь несет сведения о процессе получения конечного продукта [25]. В процессе развития творческих способностей "объектом" управления является человеческая личность, различные виды психической деятельности человека. Для того чтобы представить сложность этих процессов достаточно указать на то, что самое большое число, за которым стоит какой-то реальный смысл, - это число состояний головного мозга. При выборе принципа управления необходимо учесть, что между воздействием, оказываемым на человека, и внешней реакцией нет однозначной связи. Так, одному и тому же ответу учащегося при решении математической задачи могут вести существенно разные виды познавательной деятельности: в одном случае это может быть результатом памяти, в другом - результатом самостоятельного мышления. Известно, что правильный ответ можно получить даже при ошибочных действиях.
В этом процессе действия учащихся определяются не только воздействием на них и состоянием их психической деятельности в настоящий момент, но и всей предшествующей истории их познавательной деятельности. Кроме того, в ходе обучения возникают новые промежуточные перемены, которые вносят дополнительные осложнения в этот процесс. Готовность учащихся к обучению касается не только интеллектуальных, познавательных видов психической деятельности, она охватывает все стороны человеческой личности. Естественно, что в начале производится диагностика общего уровня развития учащихся и устанавливается степень готовности их к обучению на данном этапе или к изучению данного предмета. При проверке наличия необходимых предварительных знаний и умений могут быть два случая: а) все необходимые знания и умения налицо; б) часть предварительных знаний и умений не сформирована или сформирована не с теми показателями, которые нужны для усвоения новых знаний и умений. В первом случае в изучающей программе предусматривается формирование только новых знаний и умений, определенных целью изучения, во втором - вначале формируются недостающие звенья из системы предварительных знаний и умений, а уже затем - предусмотренные целью обучения. Анализ исходного состояния психической деятельности может быть проведен также с целью выяснения индивидуальных особенностей учащегося. Эти данные используются для индивидуализации обучающих программ, для приспособления их к особенностям психической деятельности обучаемых; индивидуализация в данном случае касается не содержания обучающей программы (чему учить), а способа и быстроты ее подачи.
Успешность достижения цели (конечного состояния) прямо зависит от знания основных промежуточных состояний и их последовательности. Программа управления процессом учения, следовательно, должна обеспечить прохождение формируемых видов психической деятельности через основные качественные этапы этого процесса. Указать конкретное содержание этих этапов и их последовательность можно только при обращении к специфическим закономерностям управляемого процесса. В нашем случае - при обращении к теории учения. Особенности этапов процесса усвоения определяют как основную программу обучения, так в значительной мере и программу регулирования. Организация воспроизводящей и творческой деятельности учащихся. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся складывается и протекает в общей системе процесса обучения, обладающего своей, присущей ему логикой. Тот или иной вид познавательной деятельности возникает не изолированно от предшествующей и последующей работы, а в органическом единстве с ней. Было бы прожектерством рассчитывать на творческую деятельность учащихся в таких сферах научного знания и общественной практики в которых они не ориентированы и не обладают необходимыми для этой деятельности знаниями и практическими умениями. Необходимо изучить зависимость видов, форм и методов воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся по организации процесса обучения и его логики и одновременно показать, какое влияние оказывает тот или иной вид познавательной деятельности учащихся на общую структуру и логику учебного процесса. К первой группе относятся психологические и дидактические основы воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся в обучении: психология восприятия и осмысливания учебного материала при воспроизводящем и творческом его изучении; логика учебного процесса и место в этом процессе воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся в обучении. Всякое обучение включает в себя предмет и метод. Овладение знаниями и овладение методами познавательной деятельности неразрывны. Как нельзя овладеть знаниями, не прибегая к тому или иному методу, так нельзя овладеть методами познания вне самой познавательной деятельности.
В дидактике сравнительно широко всесторонне раскрыт вопрос о процессе передачи учащимися знаний и значительно слабее - вопрос о методах познавательной деятельности учащихся, в особенности вопрос о единстве и особенностях процесса овладения учащимися знаниями и методами познавательной деятельности. В каких же отношениях находятся методы познания с методами обучения? Нередко эти понятия отожествляют между собой, вернее, когда говорят о методах обучения, то включают сюда и методы познания. Исходя из природы происхождения методов правильнее будет методы обучения относить к деятельности учителя, а методы познания - к деятельности учащихся. Это позволит в теории и практике обучения внести большую ясность в отношения между методами познания и методами обучения. Обучение не может протекать вне познавательной деятельности учащихся, а следовательно, одной из функций методов обучения является организация и руководство этой деятельностью. В дидактике сравнительно широко всесторонне раскрыт вопрос о процессе передачи учащимися знаний и значительно слабее - вопрос о методах познавательной деятельности учащихся, в особенности вопрос о единстве и особенностях процесса овладения учащимися знаниями и методами познавательной деятельности. Методы деятельности учащихся можно подразделить на методологию и логику познания и методику и технику работы с учебным материалом. В первом случае идет речь об общих подходах и логики познавательной деятельности, во втором - о методике и технике работы с различными учебными пособиями и средствами обучения (методы наблюдения, методы работы с книгой, методы работы в лабораториях и т.д.). Методологией и логикой познавательной деятельности учащиеся овладевают в процессе всепознавательной деятельности, включая сюда и овладение методологией самой науки, входящей в предмет школьного образования.
Вто рая группа вопросов предусматривает исследование воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся на отдельных этапах усвоения ими знаний, умений и навыков: при изучении нового учебного материала, при обобщающем повторении, при овладении учащимися умениями и навыками. Восприятие, осмысливание и запоминание учащимися изучаемого материала на отдельных этапах его изучения протекает по-разному. По-разному протекает этот процесс и при воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся. Раскрыть специфику воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся на различных этапах овладения знаниями, умениями и навыками и составляет задачу исследования. При исследовании воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся, при изучении нового учебного материала существенно важно вскрыть, какой учебный материал по своему характеру требует воспроизводящего изучения и какой может быть по-настоящему усвоен лишь при творческом к нему отношении. Необходимо изучить психологию воспроизводящего и творческого изучения учащимися нового учебного материала и методы его изложения и объяснения учителем. Существенное значение имеет исследование воспроизводящей и творческой деятельности учащихся при закреплении и повторении изученного материала. Широко распространен взгляд на закрепление и повторение знаний как на такой род занятий, который по своей природе носит воспроизводящий характер. Такой взгляд по меньшей мере односторонен. В процессе закрепления и повторения учебного материала учащиеся воспроизводят не только то, что им известно, но и раскрывают новые стороны изучаемых явлений и вопросов, уточняя связи и отношения между ними, в ряде случаев расширяют и углубляют свои знания. При изучении обобщающего повторения, которое проводится в конце изучения темы, раздела и курса в целом, особенно важно вскрыть творческое отношение учащихся к выделению основных вопросов и важнейших идей изучаемого курса, овладение ими методами обобщений изученного материала. Формирование умений и навыков большей частью относятся к воспроизводящему виду деятельности учащихся. Соответственно, основным методом обучения учащихся умениям и навыкам принято считать упражнения. Третья группа вопросов включает в себя исследование воспроизводящей и творческой деятельности учащихся в системе отдельных методов обучения: при работе с учебниками и книгой, в лабораторной работе, в системе письменных работ. Работа с учебником и книгой - самый распространенный вид познавательной деятельности учащихся в обучении. Широк и диапазон методов и приемов работы с анализом тех или иных положений и книг в целом. Все это придает исследованию воспроизводящей и творческой работы с учебником и книгой особый интерес.
Сюда же следует отнести и такие вопросы, как содержание и способы изложения учебного материала в книге и их влияние на воспроизводящий и творческий характер работы учащихся, виды воспроизводящей и творческой деятельности учащихся с учебником и книгой и их взаимосвязь с другими методами познавательной деятельности, руководство учителей познавательной деятельностью учащихся с учебником и книгой. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в лабораторной работе представляет собой интерес, так как эти виды деятельности органически сливаются здесь между собой. Четвертая группа вопросов охватывает исследование воспроизводящей и творческой познавательной деятельности учащихся, протекающей при различной организации учебного процесса и при различном уровне самостоятельности учащихся, воспроизводящее и творческое овладение учащимися знаний и методов познавательной деятельности в системе общих и программированных методов обучения, при проблемном обучении, при алгоритмизации обучения, в системе фронтальной и индивидуальной самостоятельной работы. Названные вопросы и проблемы менее всего разработаны в дидактике, между тем как они таят в себе много нового в совершенствовании учебного процесса и поднятии его на более высокую ступень. За последние десятилетия относительно широко развернулась работа по внедрению в практику программированного обучения. В настоящее время большое внимание привлекает проблемное обучение. Проблемное обучение является одним из действенных средств повышения самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении. К сожалению, нередко проблемное обучение противопоставляют сложившейся теории и практике обучения. Нам же представляется, что проблемное обучение не должно противопоставляться имеющейся системе обучения, а содействовать такому направлению такой организации учебного процесса, при которых перед учащимися выдвигаются поисковые задачи и вопросы, исключающие готовые и однотипные ответы и суждения учащихся. При проблемном изучении от учащихся требуется творческое отношение к изучаемому материалу. Новым в современной дидактике является алгоритмизация учебного процесса. В педагогику понятие алгоритма вошло вместе с программированным обучением, хотя алгоритм, под другим названием, в той или иной мере применялся в обучении и раньше. Учителя школ сообщали учащимся условия и общие подходы к решению тех или иных задач и овладению теми или иными практическими действиями. Что же понимается под алгоритмизацией учебного процесса? Под алгоритмизацией учебного процесса, очевидно, надо понимать предписание учителем и самостоятельное определение учащимися способов изучения тех или иных вопросов или овладение теми или иными навыками и умениями. Эти способы включают в себя последовательно развертывающиеся логические действия и практические приемы. В задачу исследования алгоритмизации обучения входит изучение видов алгоритмов при изучении различного учебного материала, влияние алгоритмов на воспроизводящий и творческий характер познавательной деятельности, на сознательное усвоение учащимися знаний и методов самостоятельной работы. Учебные занятия в школе включают в себя фронтальную и индивидуальную самостоятельную работу учащихся. Сейчас возникает необходимость раскрытия самой сущности воспроизводящих и творческих фронтальных и индивидуальных самостоятельных работ и их сочетание в общей системе учебного процесса. Используемая литература 1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио, 1979. 2. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л., 1945. С. 130. 3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 1968. С. 40. 4. Гальперин П.Я. Курс лекций по общей психологии, прочитанный на философском факультете МГУ. М., 1969. 5. Добралюбов Н.А. Полное собрание сочинений. М., 1936. Т.3. 6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. С. 5. 7. Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. 8. Каргиева З.К. Акмеологический подход к совершенствованию учебного процесса в условиях лицея //Науч.тр./ Под ред. Л.М. Лазаревой. Владивосток. Т.. 1, 1993, - с. 108. 9. Кваша Б. Ф. Ценностное отношение учащихся к профессиональной деятельности. СПб.: АНН7 1993, - с. 166.: ил. 10. Кваша Б.Ф. Хальзов В.И. Акмеологические подходы к принятию управленческих решений.// Актуальные проблемы автоматизации управления организационно-техническими системами в ОВД/ Матер. межвуз. науч.-практ. конф. часть 3. - СПб.: СПбЮИ МВД РФ, 1994, - с. 39-43. 11. Кваша Б.Ф. Сорокин А.А. Ценность творческой акме. СПб.: Академия акмеологических наук, 1996, - с. 303. 12. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища.- М.: ВШ. 1989, - с. 167.: ил. 13. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.- М.: ВШ, 1990 с. 119. 14. Макаренко А.С. Сочинения. т. 2, - с. 425-431. 15. Одаренные дети. Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого.- М.: Прогресс, 1991. 16. Опыт дидактических исследований в СССР и ГДР./ Под ред. И.Т. Огородникова и Э.Д. Дрефенштедта.- М.: Педагогика. Берлин.: Фольк унд Виссен, 1974, - с. 240. 17. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества.- М.: Машиностроение, 1988. 18. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования.- М.: АН СССР, 1958. 19. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории.// Вопросы психологии. М., 1960. N 3. 20. Самарин Ю.А. Воспитание способностей у детей.- Л., 1954,- с. 40. 21. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1980. 22. Сорокин А.А., Юдин В.В. Основы научно-исследовательской работы студентов. Ярославль, 1985, С. 79. 23. Сорокин А.А., Кваша Б.Ф. и др. Реализация инновационной программы: "Выявление, профориентация и социальная поддержка талантливой молодежи''.- Ярославль, 1995, - с. 39.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|