Мир качеств предметов -8 часов.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Пояснительная записка Актуальность программы состоит в значимости формирования творческого мышления учащихся. В «Кратком словаре системы психологических понятий» творческое мышление определяется как мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами. Творческий стиль жизни – это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития общества. Период младшего школьного возраста является сенситивным для развития внимания, памяти, воображения, в 8- 9 лет у детей наблюдается всплеск исследовательской активности, наступает благоприятный период для развития причинного мышления. К сожалению, и сегодня остаются современными слова Д. Родари «…воображение все еще находится в нашей школе на положении бедного родственника – вниманию и запоминанию отдается куда больше предпочтения; умение тщательно слушать и хорошо запоминать по сей день составляет отличительную особенность примерного, то есть наиболее удобного, наиболее податливого ученика». Воображение представляет собой основу творческого мышления. Большинство учителей не дают на своих уроках детям возможности не только мыслить по-своему, но даже просто мыслить. Ребенок не может бесконечно запоминать, накапливать знания, он интуитивно требует их творческой переработки, практического применения. Классическая методика сегодня, к сожалению, эти потребности учитывает мало. Место и миссия курса. Перед родителями, учителями стоит задача развития в ребенке творческого начала, создания условий для стимулирования и развития природного исследовательского потенциала детей. Учитель должен превратиться в «воодушевителя» творческого роста своих учеников. Над тем, как управлять процессом творчества, люди задумывались давно. Создан ряд методов развития творческого мышления: метод проб и ошибок, метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод мозгового штурма, синектика, метод контрольных вопросов, список Т. Эйлоарта и др. Но наиболее ярким и проработанным педагогическим направлением развития творческого мышления является ТРИЗ. Все это и послужило причиной возникновения в нашей школе спецкурсов: РТВ (развитие творческого воображения) и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
ТРИЗ создавалась как стратегия мышления для замены «озарения» четко продуманной системой действий для решения той или иной поставленной задачи. Основателем ТРИЗа является Генрих Саулович Альтшуллер. Задавшись вопросом, чем отличается талантливое мышление от обычного, он в 1945 году приступил к разработке научной технологии творчества. Технология автора в течение многих лет с успехом использовалась при работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась её вторая часть – творческая педагогика. Цель ТРИЗа – не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Сегодня ТРИЗ – учебная дисциплина, которая завоевала прочные позиции и у нас в стране, и за рубежом в обучении детей, начиная с дошкольного возраста, и взрослых. Предлагаются образовательные программы для обучения школьников с 1 по 11 класс. Мы не имеем таких временных ресурсов и разработали образовательную программу для учащихся 3 и 4 классов. Исходя из вышеизложенного, целевое назначение программы “ТРИЗ” состоит в формировании у детей стремления и способности к развитию своего мышления как сильного, системного и творческого. В процессе обучения решаются следующие задачи:
Образовательные: - формирование у школьников умения мыслить логически, системно; - овладение умением выявлять и разрешать противоречия в задаче, увидеть в любом объекте его сильные и слабые стороны; - знакомство учащихся с элементами диалектики и практическим пониманием закономерностей развития объектов и явлений окружающего мира; - овладение способностью находить оригинальные решения в учебных и жизненных ситуациях, умение прогнозировать возможные варианты развития таких решений. Воспитательные: - стремление к расширению и углублению знаний; - снятие психологического барьера боязни нового, неизвестного. Развивающие: - формирование творческой личности, подготовленной к стабильному решению сложных нестандартных задач в различных областях человеческой деятельности; - ориентированность работы мысли в наиболее перспективном направлении; - развитие творческого воображения, креативного мышления, памяти. Условия реализации программы: занятия проходят в классах по расписанию 1 раз в неделю и являются для учащихся 3 и 4 классов школы обязательными, входят в школьный компонент учебного плана. Содержание и технология обучения. Методология ТРИЗ состоит из двух составляющих компонентов: упражнения для развития воображения и упражнения для развития мышления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего объекта. Воображением «без плана можно только бредить», любому человеку в процессе развития воображения необходима направленность. Главная идея ТРИЗа состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам, эти законы можно познать и применять для сознательного решения изобретательских задач. Алгоритм решения изобретательских задач Г.Альтшуллер (АРИЗ) – комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития теоретических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач. Основными частями теории решения изобретательских задач являются: АРПС – алгоритм решения проблемных ситуаций; ИФ – информационный фонд (объем знаний о законах природы); РТВ – развитие творческого воображения (управляемое воображение).
Ожидаемый результат В результате изучения курса ТРИЗ учащиеся: - овладеют инструментарием изобретателя: противоречие, ИКР (идеальный конечный результат), ВПР (вещественно – полевые ресурсы); - будут знать технические принципы устранения противоречий; - овладеют понятиями «ресурсы», «функции» и другими основными терминами ТРИЗ, доступными для младших школьников; - овладеют основными мыслительными процессами: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование; - смогут использовать методы активации творческого процесса: метод мозгового штурма, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, метод синектики. - снизят инерцию мышления; - научатся рассматривать предмет во времени и в пространстве, производить его анализ и синтез; - будут стремиться к получению нескольких вариантов решения задачи; - будут уметь целенаправленно строить ассоциативные ряды и расширять рамки привычных цепочек рассуждений; - овладеют приемами фантазированияи РТВ и за счёт этого расширят диапазон и усилят мощность воображения. - будут уметь формулировать ТП (техническое противоречие) и ИКР и решать задачи, используя системный оператор, ВПР, приемы разрешения противоречий. Формы отслеживания результатов обучения: · устный контроль, · проверка знания терминов, · конкурсы – выставки творческих работ, · участие в школьной и других олимпиадах, · психологические тесты определения уровня мышления, фантазии и воображения для отслеживания динамики когнитивного развития учащихся. Формой итоговой аттестации является выполнение учащимися тестовых заданий: -Изобрази букву, с которой начинается твое имя различными способами. - В кого бы ты хотел превратиться на время, и что бы ты делал после превращения? - Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить? - Продолжи: «Я дарю тебе семена цветов, они…» - Нарисуй, каким бы увидела твой нос муха, сидящая на твоей губе. - Как срезать розу и не уколоться? - Как переплыть реку, не замочив ног?
- Согласны ли вы с предложением: Арбуз всегда больше яблока. - Напишите, что вы знаете и чего не знаете о самолете. Конечно, младшим школьникам еще сложно за 40 – 45 минут выдвинуть 60 – 80 идей, как в идеальном варианте происходит у профессионально подготовленных взрослых ТРИЗовцев. Наличие 6-10 идей будет говорить о значительном развитии познавательных возможностей у десятилетних школьников. Нициевская Светлана Евгеньевна, преподаватель ТРИЗ, познакомилась с технологией ТРИЗ в 1992 году на занятиях мастера ТРИЗ Крячко В.Б. В 2003 году защитила диплом технического факультета МУНТТР (Международного университета научно – технического творчества) по теме «Предметы РТВ и ТРИЗ как инструмент развития творческого мышления». Учащиеся школы в течение ряда последних лет участвуют в городских олимпиадах по ТРИЗ, занимали призовые места в своих возрастных группах.
Учебный план
Учебно-тематический план для 3-го класса
Учебно-тематический план для 4-го класса
ТРИЗ для 3-го класса Ожидаемый результат: - овладеют понятиями «ресурсы», «функции», «качества предмета», «противоречия»; - овладеют основными мыслительными процессами: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование; - смогут использовать методы активации творческого процесса: метод мозгового штурма, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, метод синектики; - научатся видоизменять предмет через приёмы “наоборот”, “дробление-объединение”, “ускорение-замедление”, “увеличение-уменьшение”, “изменение свойств”; - будут стремиться к получению нескольких вариантов решения задачи; - будут уметь целенаправленно строить ассоциативные ряды и расширять рамки привычных цепочек рассуждений; - будут уметь применять методы системного анализа: системный оператор, ёлочка ассоциаций, морфоанализ, метод Робинзона Крузо; - овладеют приемами разрешения противоречий: матрёшка, наоборот, посредник, копирование, “заранее подложенная подушка”. Методы отслеживания результативности: Учащимся предлагаются тестовые задания примерно следующего плана: -Квадратный, синий с белым, размером с портфель, металлический – что это может быть (дорожный знак). - Назови красные предметы, кислые предметы, колючие предметы, что стучит, с запахом гари (по 3 предмета). - Чем похожи и чем отличаются тетрадь и альбом? - Составь загадку про зонт. - На чем бы ты хотел полететь на Марс? -Что может быть – маленьким и большим, острым и тупым одновременно? - Дорисуй (предлагаются фигуры: круг, квадрат, треугольник). Основное содержание Введение - 1 час. Зачем человеку творчество. Что такое ТРИЗ, история его возникновения и развития. Цели мышления. Фантазирование как основа творчества. Системное восприятие мира. Любой предмет – это система. Мир качеств предметов -8 часов. Свойства предмета. Площадь простых загадок: форма, цвет, размер, вещество. Загадывание предмета через называние его свойств. Фантазирование как создание новых свойств. Наши помощники – органы чувств: слух, обоняние, зрение, осязание, вкус. Как развить чувственность и восприятия мира. Сравнение предметов. Парк похожестей и непохожестей. Аналогия и ассоциации. Анализ предмета. Станция разнообразных предметов. Алгоритм составления загадок. Знакомство с подсистемой. Изменение количества подсистем. Синтез предмета. Знакомство с надсистемой. Классификация предметов. Умение задавать отсекающие вопросы, выделять группы предметов. Метод мозгового штурма. Этап генерации максимального количества идей. Этап анализа и отбора идей. Умение слышать собеседника. Некритичное восприятие. Противоречия. Антонимы – свойства, действия. Знакомство с физическим противоречием. Предъявление к одной системе противоположных требований.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|