Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приёмы изобретательства.




Прием частичного или избыточного действия. Задача «Компостирование билета». Решение: Чтобы в салоне автобуса не было мусора, дырочки в билете надо пробивать не до конца.

Прием «Антивес». С.Маршак «Про кошку». Задача «Авария самолета». Решение: закрепить под крыльями самолета надувные баллоны для компенсации веса самолёта и переместить его в ремонтную мастерскую с помощью вертолета.

Прием «Проскока и непрерывности полезного действия». Задача «Цирковой трюк». Решение: свет в цирке на секунду гаснет и одного артиста сменяет другой. Артист, одетый в другой костюм. Задача «Трудолюбивый трактор». Решение: летом трактор используется на с/х работах, а зимой на лесозаготовках.

Прием «Обратить вред в пользу». Задача: «Неровности на лыжне». Решение: спортсмены используют неровности дороги для толчка и развития скорости. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их поедают?

Прием «Самообслуживание». Объект должен сам себя обслуживать. Задачи: «Столовая для кроликов». Решение: клетку сделать круглой, тогда кролики сами будут кормиться на лугу и не убегут. Задача «Новая библиотека». Решение: читатели берут книги в старом здании, а возвращают книги в новое здание библиотеки.

Прием «Дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности». Задача «Догадливая невеста». Решение: невеста вставляла короткие нитки любимому жениху, он быстрее справился с работой, чем нелюбимый, который шил длинными нитками. Примеры: разовая посуда, бумажные салфетки и носовые платки. Заменить дорогой объект набором дешевых объектов.

Приём «Предварительное действие». Задачи «Вечная краска». Решение: деревья поливают цветным раствором, и древесина окрашивается еще на корне. Задача «Винегрет для Буренки». Решение: травы на лугу сеять полосками разного вида трав, при скашивании они сами будут перемешиваться.

Приём «Динамичность». Задача «Вместительный автобус». Решение: автобус состоит из двух салонов и соединены салоны так называемой «гармошкой» для удобства поворота на перекрестках. Задача «Колодец». Решение: дверки колодца сделать из упругой резины, которая хорошо пропускает ведро, при этом всегда закрыта от грязи вода.

Приём «Изменение окраски». Задача «Бесцветные нитки. Решение: чтобы на цветной ткани шов был невидим, используются бесцветные нитки. Задача «Очки от солнца». Решение: изменим степень прозрачности очков (используем засвеченную фотопленку).

 

 

Синектика.

Приём аналогии. Называется предмет или явление. Необходимо назвать как можно больше аналогов, т.е. сходных с данным предметом или явлением других вещей по функции, по признакам, по подсистемам.

Приём эмпатии. Работа с приемом эмпатии. «Если бы я была конфетой…», «Если бы я был микстурой».

Метод «Золотой рыбки». Анализ сказок, выявление базовой идеи для сказок Колобок, Курочка Ряба, Репка. Внесение изменений в сказку с сохранением базовой идеи. Ф – рыбка исполняет желания. Ф – Колобок ожил и говорит

Метод «Снежного кома» Стартовая идея: человек летает, ручка сама пишет. Одевая слои реальности, получить новую ситуацию.

ММЧ (метод маленьких человечков). Три состояния воды изображаем с помощью человечков (сценически, рисунком). Изобразить стакан со льдом, стакан с водой, пустой стакан (с воздухом) с помощью человечков.

Стремление к идеальности. Назовите некоторые принципиальные изменения, которые произойдут в будущем с наручными часами при их движении к идеалу.

Идеальный конструктор. Игра «Живые картины», «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем». Две парты – это два берега. Как построить мост? Сделать башню до потолка.

Приёмы разрешения противоречий.

Знакомство с полями. Задачи «Удав в цирке». Решение: используя тепловое поле, артист перед выступлением охлаждает тело удава, чтобы он стал менее опасен. Задача «»Ёж в яблоках». Решение: ежи надевают кислые яблоки на иголки, чтобы убить мелких насекомых (возникает химическое поле).

Противоречия. Велосипед будущего (коллективная работа).

Ступенчатый эвроритм. Система «Зимние санки». Этажное конструирование новых санок.

Фантастическое сложение. Примеры сложения: «Луна + портфель», «запах + думать», «похвала + увеличение массы», «скорость + тяжесть».

Вещественно – полевой ресурс. Игра «Битва двух королей». Одна группа детей предлагает вредное действие, другая группа превращает вред в пользу. Задача «Дрессировщик и тигр». Решение: чтобы тигр не откусил голову дрессировщику во время исполнения циркового номера, дрессировщик натягивает тигру губы на зубы.

Разрешение противоречий во времени и в пространстве. Задача «Летающий Карлсон». Решение: во время полета лопасти пропеллера увеличиваются, в спокойном состоянии складываются и уменьшаются.

ОЗ (оперативная зона) и ОВ (оперативное время). Задачи: «Флаг гасконцев». Решение: когда флаг на сцене должен развеваться, во флагшток с дырочками подается воздух. Задача «Сквозь забор». Решение: свинье на шею надевает предмет, из-за которого она теперь не может пролезать в дыру забора.

Оператор РВС (размер – время – стоимость). Игра в мяч. Увеличение мяча в 100 раз. Что это будет за игра? Какие условия?

Метод числовой оси. В чём переход количественных изменений в качественные: изменение воздушного шарика, мороженое, объем памяти человека.

 

Применяем ТРИЗ.

Решение олимпиадных задач. Анализ решений. Самые красивые решения. Самые интересные решения.

Фантастика в литературе. Анализ фантастических приёмов в книгах Н.Носова «Незнайка на Луне», К. Булычева «Двести лет тому вперед».

Решение творческих задач: изобретательские задачи; логические задачи; вербальные задачи; на нахождение закономерностей. Задачи из сборника «Игры для ума».

Ярмарка фантастических изобретений. Работа в творческих группах. Вы – фирма. Придумайте свое название. Выбор объекта. Определение противоречий. ИКР. Творческий процесс. Защита проектов.

Творческая мастерская. Конкурс изделий – изобретений, выполненных в результате знакомства с курсом ТРИЗ.

 

Литература:

Для детей:

1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель.- М.: Детская литература, 1989.

2. Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина.-М.: Вита-Пресс, 2000.

3. Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Мир интеллектуального творчества. Игры для ума.- СПб.: 2003

Для педагогов:

1. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель.- М.: Детская литература, 1989.

2. Альтшуллер Г.С. Найти идею.- Новосибирск: Наука, 2002.

3. Гин А. Задачки-сказки от кота Потряскина.- М.: Вита –Пресс, 2002.

4. Гин А. Приёмы педагогической техники.- М.: Вита-Пресс 2005.

5. Гин С. Мир логики.- М.: Вита-Пресс, 2003.

6. Гин С. Мир фантазии.-М.: Вита-Пресс, 2006.

7. Давыдова В.Ю., Таратенко Т.А. Мир интеллектуального творчества. Игры для ума.- СПб.:2003.

8. Журнал ТРИЗ под редакцией Кислова А.В.-СПб.: Взлёт 2005.

9. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звёздами фантазии.- Кишенёв: Лумина, 1988.

10. Иванов Г.И. Формулы творчества или как научиться изобретать.- М.: Просвещение, 1994.

11. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ.- СПб.: Акцидент, 1998.

12. Нестеренко А.А. Страна загадок.- Ростов-на-Дону: изд. Ростовского университета, 1993.

13. Сборник «Учителям о ТРИЗ» № 1-5. Сост. Крячко В.Б.- СПб.: центр внедрения педагогического опыта, 1997-2004.

14. Серия «Техника-Молодёжь-Творчество». Сост. Селюцкий А.Б. изд. Петрозаводск, Карелия: нить в лабиринте, 1998; Правила игры без правил 1989; Как стать еретиком, 1991.

15. Тамберг Ю.Г. Как научить ребёнка думать. – СПб, 2002.

16. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребёнка. – СПб,: Речь, 2002.

17.Таратенко Т. А. Технология развития творческих способностей. СПб,; 2005.

18. Толмачев А.А.Диагноз: ТРИЗ.- СПб.: 2004.

19. Шрагина Л.И. Логика воображения. Учебное пособие. – М.: народное образование, 2001.

 

Приложение 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...