Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 13. Международно-правовое




РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Понятие международно-правового регулирования

Социального обеспечения

 

Право граждан на социальное обеспечение занимает важное место среди иных социально-экономических прав человека, что находит всестороннее закрепление в актах международного права.

Международно-правовое регулирование выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения, гармонизации и координации национальных законодательств по вопросам сохранения приобретаемых прав на социальные выплаты при переезде гражданина из одного государства в другое в процессе трудовой деятельности или сохранения приобретенных прав на конкретный вид пенсии или пособия при изменении страны постоянного места жительства.

Это регулирование следует рассматривать как добровольно-обязательное и дополнительное к национальному законодательству в области социального обеспечения. Оно основывается на ратификации конвенций и иных актов международных организаций и их органов, участником (членом) которых является Россия. В основном это связано с деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН), Международной организации труда (МОТ), Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, это достигается путем заключения Россией двух- и многосторонних международно-правовых договоров с другими государствами либо включения международных норм в текст российских законов.

Право на социальное обеспечение, т.е. право на получение пособия по случаю безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам. Это право закреплено в таких актах, как Всеобщая декларация прав человека[2] и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина [3].

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, причем международные договоры, подписанные и ратифицированные Россией, имеют приоритет перед внутренним законодательством.

Существует несколько вариантов воздействия международных норм о социальном обеспечении на внутреннее законодательство:

· прямое применение международных актов после ратификации;

· включение международных норм в текст законов;

· реализация положений ратифицированных или нератифицированных актов с помощью внутреннего законодательства.

Координация внутригосударственного законодательства разных стран в области социального обеспечения проводится по следующим направлениям:

· запрещение дискриминации граждан стран – участниц международного договора по признаку национальности;

· решение вопросов и применимом праве, т.е. устранение коллизии норм;

· суммирование периодов социального страхования, профессиональной деятельности или проживания в странах –участницах договора для приобретения права на конкретный вид пенсии или пособия;

· установление условий получения выплат в одной из стран-участниц в случаях, когда право на них приобретено в других странах;

· взаиморасчеты между странами по финансированию выплат при переезде граждан из одной страны в другую.

Большую роль в координации законодательства о социальном обеспечении на европейском континенте играет Европейское Экономическое Содружество (ЕЭС) (ныне — Европейское Сообщество).

В 1958 г. Совет ЕЭС принял регламенты № 3 и № 4 «О социальном обеспечении трудящихся-мигрантов», а в 1961 г. — регламент № 16 «О социальном обеспечении семей мигрантов». Эти регламенты распространялись на определенный круг лиц:

· наемных работников и приравненных к ним лиц, которые охвачены законодательством о социальном обеспечении одного или нескольких государств и являются гражданами одного из этих государств;

· лиц без гражданства и беженцев, проживающих на территории одного из государств;

· членов семей указанных групп населения.

Регламенты применялись ко всем действующим и будущим законодательным актам, касающимся общих и специальных страховых систем по всем видам социального обеспечения. Регламенты утвердили принцип равенства обращения для граждан всех государств-членов. Кроме того, они допускали отступление от принципа территориальности, содержащегося в национальном законодательстве многих государств-членов. Это касалось в первую очередь пенсий по случаю потери кормильца, если кормилец был охвачен системой социального обеспечения одной страны, а его семья проживала на территории другой.

И наконец, было разрешено производить подсчет продолжительности периодов занятости и страхового стажа по законодательству различных государств-членов.

Основными субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения в настоящее время являются ООН и МОТ. Устав ООН принят в Сан-Франциско 26.07.1945 МОТ является специализированным учреждением ООН и в соответствии со своим Уставом наделяется полномочиями по принятию международных конвенций и рекомендаций, в том числе и по вопросам социального обеспечения. Постоянным органом МОТ является Международное Бюро Труда (МБТ), выполняющее функции секретариата МОТ.

Субъектами международно-правового регулирования социального обеспечения на региональном уровне или на двусторонней основе могут выступать различные объединения государств. Так, в настоящее время отдельными полномочиями по этому вопросу обладают члены СНГ, которое образовано в 1991 г.

 

Источники международно-правового регулирования

Социального обеспечения

 

Источниками международно-правового регулирования являются акты ООН и МОТ, региональных объединений государств Европы, Америки, Африки, Ближнего Востока, дву-и многосторонние договоры, соглашения стран СНГ.

 

 

Участие ООН в международном регулировании социальных вопросов предусмотрено п. 3 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, которые закрепляют право ООН с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, содействовать:

• повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;

• разрешению международных проблем в областях экономической, социальной, здравоохранения и т.п.; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

• всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Во Всеобщей декларации прав человека закрепляются основные социальные права человека. В соответствии со ст. 25 Декларации каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Второй важнейший документ ООН, закрепляющий социальные права человека, — Международный пакт об экономических, социальных, культурных правах человека.

Согласно Уставу МОТ, одно из главных направлений ее деятельности — нормотворчество, т.е. создание международных стандартов. Это выражается в основном в принятии конвенций и рекомендаций. В числе основных можно назвать Конвенции № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», №117 «Об основных целях и нормах социальной политики», № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» и др.

По географической сфере действия международные нормы о социальном обеспечении можно объединить в следующие группы:

· универсальные, которые должны выполняться во всех государствах мира;

· региональные, действующие только в пределах региона;

· двусторонние, обязательные только в пределах стран-участниц.

С момента вступления в силу договора у государства как субъекта международного права возникает юридическая обязанность исполнения договора. Но возможность исполнения требований международного договора зависит от следующих обстоятельств:

· содержания самого договора, от того, насколько точно в нем указаны внутригосударственные правоотношения, их субъекты и т.п.;

· особенностей национального законодательства и практики, например по вопросу о приоритете международного или внутреннего права в случае их расхождения.

Кроме международных договоров в эту группу входят регламенты Совета ЕЭС, которые обязательны и применяются непосредственно в государствах-участниках без ратификации национальными парламентами.

Ко второй группе относятся документы ООН, конвенции МОТ и акты региональных международных организаций, обязательные для соблюдения только после ратификации компетентным государственным органом.

Ратификация конвенции — это юридический акт, совершая который государство заявляет о своем полном признании конвенции и берет на себя обязательство привести в соответствие с нею внутреннее законодательство и практику.

В Международном пакте ООН об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. правам в области социального обеспечения посвящено несколько статей. Соблюдение пакта обязательно для ратифицировавших стран. МОТ постоянно прилагает усилия для воплощения на практике принципов, в соответствии с которыми законодательство стран-членов должно гарантировать справедливые экономические усилия, в том числе и в области социального обеспечения, всем трудящимся, законно проживающим на ее территории.

Конвенции и рекомендации принимаются Международной конференцией труда (МКТ). После ратификации конвенции становятся международными договорами. Вместе с тем действует правило, в соответствии с которым государство, ратифицировавшее конвенцию, не может ухудшать действующее в стране законодательство.

В соответствии со ст. 22 Устава МОТ каждое государство, ратифицировавшее конвенцию, обязуется представлять ежегодные доклады Генеральному директору МОТ о мерах, принятых для ее эффективного применения.

Система международного контроля за исполнением ратифицированных конвенций, установленная в МОТ, является одной из самых совершенных среди других аналогичных международных процедур и осуществляется по следующим направлениям: изучение регулярных докладов правительств; рассмотрение различных видов жалоб.

Контрольные функции выполняют Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций Административного совета и Комитет по применению конвенций и рекомендаций МКТ. Результатом деятельности комитетов может быть следующее: государство под влиянием представлений комитетов вносит необходимые изменения в национальное право с целью приведения его в соответствие с международными нормами; оставляет законодательство без изменения; денонсирует конвенцию.

Жалобы на государства, не соблюдающие ратифицированные конвенции, могут быть поданы в МОТ любым ее членом, национальными организациями трудящихся или предпринимателей, международными организациями. Они рассматриваются комиссиями и комитетами Административного совета, который информирует об итогах заинтересованное правительство. В случае невыполнения правительством предложенных рекомендаций Генеральный директор МОТ передает жалобу в Международный Суд. Решение Международного Суда является окончательным.

Третью группу составляют документы, не являющиеся международными договорами. Они содержат в основном нормы рекомендательного характера, неисполнение которых не влечет каких-либо юридических последствий. Наиболее важными из них являются декларации ООН и рекомендации МОТ по вопросам социального обеспечения.

Среди документов ООН следует прежде всего выделить: Всеобщую Декларацию прав человека (1948) и Декларацию социального прогресса и развития (1969). Данные декларации носят программно-политический характер.

Среди рекомендаций МОТ наиболее важными по содержанию являются следующие: № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983); № 168 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983) и др.

В 1996 г. Российская Федерация присоединилась к Уставу Совета Европы. Особую группу образуют соглашения государств — участников СНГ. Первым шагом на пути гармонизации законодательства в области социального обеспечения стало Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, которое подписали Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим, а также будущим законодательством.

Подписание 28.03.1996 в Москве Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Российской Федерацией юридически закрепляет в качестве главной перспективной цели создание Сообщества интегрированных государств.

Участники Соглашения обязались назначать и выплачивать пенсии по законодательству страны проживания с учетом трудового стажа, приобретенного на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за период до 13.03.1992г.. Размер заработка (дохода) для расчета пенсии определяется из официально установленного курса национальных валют к моменту назначения пенсии. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством страны места жительства.

Вопросы пенсионного обеспечения в государствах — участниках СНГ регулируются и двусторонними договорами. Так, 10.02.1995 Правительство РФ и правительство Республики Молдова подписали двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения. Данное Соглашение относится только к правоотношениям, возникшим после 04.12.1995, т.е. после вступления его в силу. Оно распространяется на граждан РФ и граждан Республики Молдова, членов их семей, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории указанных государств.

Временным соглашением между Правительством РФ и правительством Украины от 15.01.1993 о гарантиях прав граждан, работавших в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в области пенсионного обеспечения предусмотрено, что сумма пенсии, подлежащая выплате за пределами РФ, определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...