Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние конфликтов на физическое и психическое здоровье детей




Сколько неприятных моментов приносят в нашу жизнь конфликты. Конечно, без конфликтов трудно представить человеческое общество. Так что же такое конфликт? Само слово конфликт латинского происхождения и означает столкновение. Конфликтэто столкновение противоположных интересов, взглядов, спор, грозящий осложнениями. Конфликт возникает там, где есть проблема. Что же способствует возникновению конфликтов? Возникновению конфликтов способствуют следующие факторы:

1. Неверная, избыточная информация (сплетни).

2. Отсутствие самоконтроля у собеседников.

3. Низкий уровень культуры.

Как же возникают конфликты?

Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникают помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей не знают о них, либо не придают им значения. Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены, (порождающие конфликты). Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.

Конфликты в семье отрицательно сказываются на психике и в целом на здоровье детей, потому как создают почву для стрессов, которые в свою очередь снижают защитные функции организма, тем самым способствуя частым заболеваниям малышей.

Поэтому запомните следующие заповеди:

1. Ребенок не должен видеть родителей ссорящимися.

2. Не затягивайте ваши ссоры, ибо это создает в семье длительный эмоциональный дискомфорт для детей.

3. Если ссора вспыхнула, ни в коем случае не втягивайте в неё ребенка в качестве свидетеля.

4. Под «горячую руку» не формируйте у ребенка плохое представление друг о друге.

5. Умейте вовремя поставить точку и овладеть собой в процессе ссоры.

Помните: если даже вы остынете и помиритесь, ребенок ещё долго будет переживать.

Используйте замечательный христианский принцип: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Лучшего способа бесконфликтного общения ещё не придумали и вряд ли придумают.

Детские конфликты

Умение разрешать конфликты – это, наверное, главный навык, которым должен овладеть ребенок в раннем детстве. В период дошкольного детства малыш должен получить опыт взаимодействия с другими людьми, столкнутся с конфликтами и научиться разрешать проблемы таким образом, чтобы никому не навредить.

У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста - из-за ролей, а старшего возраста - из-за правил игры. Таким образом, причин возникающих между детьми столкновений отражают их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры.

Детские конфликты могут возникнуть по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами, дисциплины (поведения, трудности в общении (отношений, ценностей и потребностей (физиологических и психологических).

Протекание конфликта непостоянно, изменчиво и может то усиливаться, то затухать. Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков.

Конфликтная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но не понимает, что каждый сверстник - личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Вот почему очень важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения. Однако воспитатель не должен брать на себя решение детских конфликтов в игре - это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве.

Основной круг проблем, возникающих у детей в дошкольном возрасте, связан не только с их возрастными или индивидуально-психологическими особенностями, но и с социальной ситуацией, которая окружает ребенка, т. е. семья.

В более легких случаях агрессия выражается в словесной форме, а в более тяжелых - это физическая агрессия (драка, разрушение, нанесение повреждений себе или другим, что представляет опасность, как для самого ребенка, так и для других детей. В более легких случаях агрессия выполняет преимущественно защитную функцию и может снижаться благодаря воспитательным воздействиям, направленным на ее преодоление, преобразование в социально приемлемые формы взаимодействия ребенка с окружающим миром. Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой трудно разобраться. Все детские ссоры разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга, момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Нравоучения о справедливости, угрозы, внушения чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Задача взрослых (родителей, воспитателей) состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желания другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера. Главная задача взрослых - помочь детям увидеть в каждом человеке, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации.

Для эмоционально стабильной обстановки характерны: уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организация продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Здоровый нравственно-психологический климат создает комфортную обстановку творчества и взаимопонимания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...