Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»




Как определено в Конституции РФ и Федеральном конституционном Законе «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных» народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конституционным Законом о судебной системе, не допускается.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система — совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации. Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с учетом в необходимых случаях федерального и административно-территориального устройства страны. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

— установления судебной системы Российской Федерации Конституцией
Российской Федерации и Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ;

— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

— применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской
Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов
Российской Федерации;

— признания обязательности исполнения на всей территории Российской
Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Кроме того Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Конституционный Суд Российской Федерации — один из высших федеральных судов, осуществляющий конституционный контроль (ст. 125 Конституции РФ). Не поднадзорен никаким органам, его решения носят обязательный характер;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные
(уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.

 

 

17. Мировые судьи.

Мировой судья назначается на свою должность законодательным органом субъекта РФ либо избирается населением соответствующего судебного участка. Мировой судья единолично рассматривает дело в мировом суде. Срок полномочий судьи устанавливается законом соответствующего субъекта РФ. Первый раз судья назначается на срок не более 5 лет, при повторном и последующих назначениях, не менее чем на 5 лет.

По закону мировым судьей может стать гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, количество которых определено федеральным законом с учетом предложений органов субъектов РФ, согласованных с Верховным Судом.

Мировые судьи единолично могут рассматривать следующие гражданские дела:

· о выдаче судебного приказа;

· о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

· дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

· иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;

· дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления;

· дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

· дела об определении порядка пользования имуществом;

· иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей.

Также мировые судьи вправе пересматривать свои собственные решения по гражданским делам по вновь открывшимся обстоятельствам.

Мировой суд рассматривает часть дел, отнесенных к категории административных правонарушений. К таким делам относятся правонарушения, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в области охраны собственности, окружающей природной среды и природопользования, ветеринарии, на транспорте и ряд других.

К уголовным делам, которые могут рассматриваться в мировом суде, относятся дела, максимальное наказание которых не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, которые перечислены в содержащемся там же перечне - причинение вреда здоровью, неквалифицированные виды краж, мошенничество, коммерческий подкуп, подкуп свидетелей или принуждение или принуждение их к даче заведомо ложных показаний, вандализм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и другие дела.

Приговор или постановление мирового судьи может быть обжалован сторонами в течение 10 суток со дня провозглашения. С момента назначения на должность судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы, исключать совершение действий, умаляющих авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызывающих сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судьи не вправе быть депутатами, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать свою работу с другой оплачиваемой деятельностью.

Законом установлены гарантии независимости судьи, которые обеспечиваются:

1. Предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия и

недопустимостью вмешательства в деятельность судьи. Всякое вмешательство в отправление правосудия в зависимости от характера вмешательства

определенного лица влечет за собой административную или уголовную ответственность.

2. Несменяемостью судьи. Однако необходимо иметь в виду, что судьи

районных (городских) народных судов и приравненные к ним судьи военных судов (армий, флотилий, гарнизонов, соединений) впервые назначаются на эту должность на срок не более трех лет. Потом, если они зарекомендуют себя положительно, их назначают бессрочно (ст. 11 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации”).

3.Установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи. Полномочия судьи приостанавливаются (временно прекращаются) решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:

. признании судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

. согласии квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к

уголовной ответственности или заключение его под стражу;

. участии судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или субъекта РФ и избрание его в эти органы власти.

Решение о приостановлении полномочий судьи действует до исчезновения оснований к их приостановлению, и его полномочия возобновляются решением той же комиссии. Полномочия судьи прекращаются при наличии значительного числа оснований, главными из которых являются:. письменное заявление об отставке;

. неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;

. прекращение гражданства РФ;

. занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи, и др.

4. Правом судьи на отставку, т.е. на почетное удаление с занимаемой должности (по не компрометирующим его основаниям). За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, принадлежность к судейскому сообществу и гарантии личной неприкосновенности.

5. Неприкосновенность судьи. Она включает в себя неприкосновенность его личности, жилища, служебного помещения, используемых им средств связи, его корреспонденции, принадлежащего судье имущества и документов. Так, судья не может быть привлечен к дисциплинарной или административной ответственности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором и лишь при наличии согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Без ее согласия судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу. Заключение под стражу судьи допускается исключительно с санкции Генерального прокурора либо по решению суда.

Судья, задержанный в порядке административного или уголовного судопроизводства, по установлении его личности немедленно должен быть освобожден.

Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров и другие действия, ограничивающие его права, производятся с соблюдением Конституции РФ и других законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.

Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до судебного разбирательства, в соответствии с действующим законодательством может быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.

6. Материальным и социальным обеспечением судьи, соответствующим его статусу. Закон РФ “О статусе судей в Российской Федерации” предусматривает повышенные должностные оклады, доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, ученую степень и т. д.

7. Наличием системы органов судейского сообщества.

Органами судейского сообщества (судейского самоуправления) являются Всероссийский съезд судей; совет судей РФ, избираемый съездом судей и действующий в период между съездами; конференции судей субъектов РФ, арбитражных судов и военных судов среднего (второго) звена, а также советы судей этих судебных органов, избираемые конференциями судей и действующие в период между конференциями.

Органы судейского сообщества проводят общественную экспертизу законов, рассматривают проблемы кадрового, организационного и материального обеспечения судебной деятельности, обсуждают вопросы судебной практики, представляют интересы судей в государственных органах и общественных объединениях, избирают квалификационные коллегии судей отдельно для общих, арбитражных и военных судов, а также выполняют другие правомочия.

Квалификационные коллегии судей создаются для отбора кандидатов на должность судьи; аттестации судей и присвоения им квалификационных классов; обеспечения неприкосновенности судьи; приостановления и прекращения полномочий судей. Коллегии действуют на основании специальных положений.

 

 

Районный (городской) суд.

В соответствии со ст. 21 Федерального конституционного закона «О судебной системе» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим более 90% уголовных и гражданских дел. До принятия Закона "О судебной системе Российской Федерации" районный суд назывался народным. Этим подчеркивалась его близость к населению и то обстоятельство, что судьи районного суда избирались жителями района. С изменением порядка наделения судей полномочиями отпало основание для такого названия, однако социальная сущность районного суда не изменялась; по своему местоположению районные суды наиболее близки к населению. Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район и город может быть создан один суд. К районным судам по статусу приравнены городские, межмуниципальные, окружные суды. По существу, Закон вводит судебные районы, не совпадающие с административным делением. Идея такого принципа образования судов была впервые изложена в Концепции судебной реформы. Одно из направлений судебной реформы заключалось в максимальном обеспечении независимости судов. Образование районных судов по территориальному принципу, соответствующему административно - территориальному делению, предопределяет их зависимость от местной власти.

При проведении судебной реформы предлагалось создание окружных судов, которые, действуя в качестве судов первой инстанции в судебных округах, не совпадающих с административно - территориальным делением, выводились бы из-под влияния местной исполнительной власти. Окружные суды должны были быть крупнее по численному составу, чем районные суды, что позволяло создать специализированные составы для рассмотрения определенных категорий дел (несовершеннолетних, трудовых и др.). Практическая возможность устранить какую-либо зависимость судов от местной власти и административной системы появляется с образованием судебных районов (ч. 2 ст. 21 ФКЗ «О судебной системе»).

Районный суд, прежде всего, является судом первой инстанции. Закон относит к подсудности районных судов все гражданские дела, подавляющее большинство уголовных дел и ряд дел об административных правонарушениях.

Впервые районные суды наделены статусом суда второй инстанции. В соответствии с ч. 2 ст. 21 Закона о судебной системе РФ районный суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Районный суд рассматривает апелляционные жалобы и протесты на не вступившие в законную силу решения мировых судей. При этом районный суд как апелляционная инстанция вправе непосредственно исследовать доказательства, а также проверять обоснованность применения процессуальных норм, то есть решать вопросы факта и права. Наделение районного суда контрольными функциями по отношению к мировым судьям повышает оперативность судопроизводства, упрощает порядок обращения граждан в суд с жалобой на неправосудное, с их точки зрения, решение мирового судьи.

Кроме того, районные суды разрешают процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговора (например, освобождение от отбывания наказания по болезни, условно - досрочное освобождение и др.), а также возобновлением дел по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 333.1 - 334 ГПК РФ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...