Военные суды. ФКЗ «О военных судах РФ».
Важным этапом стало Положение о военных трибуналах 1958 г., которое практически исключило из подсудности этих судов дела о преступлениях, совершенных лицами, не состоящими на военной службе, и предусматривало отправление правосудия по тем же правилам судопроизводства, которые действовали в отношении других судов. В период перестройки и воссоздания современной системы правоохранительных органов РФ Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 3037-1 «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР» Военная коллегия Верховного Суда СССР была включена в состав Верховного Суда РСФСР, тем самым все военные трибуналы, расположенные на территории России и в группах войск за рубежом, перешли в юрисдикцию Российской Федерации. Очередной поправкой, внесенной 27 апреля 1992 г. в Конституцию РСФСР-1978 г., военные. трибуналы были переименованы в военные суды. Дальнейшее реформирование военно-судебной системы осуществлялось путем внесения отдельных норм в федеральное законодательство, регулирующее судебную сферу. Так, Законом РФ от 26 июня 1992 г Nfe 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливалось, что правовое положение военных судей определяется федеральным законом. Федеральным законом от 3 декабря 1994 г. № 55-ФЗ «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» был регламентирован. порядок прохождения воинской службы в военных судах и решены вопросы материального обеспечения судей. Указывалось, что Положение о военных трибуналах 1980 г. применяется в части, не противоречащей действующему законодательству. Принципиальные вопросы о месте и роли военных судов нашли отражение в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации».
Военные суды исключены из состава вооруженных сил, введен институт прикомандирования судей и работников аппарата судов из числа военнослужащих к судам для прохождения военной службы, что позволило вывести их из подчинения командования военных ведомств и исключить зависимость от военных должностных лиц. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г, № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» финансирование и обеспечение деятельности военных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета Судебным департаментом, Военной коллегией и самим Верховным Судом РФ. Установлен механизм заключения контрактов между Судебным департаментом Верховного Суда РФ и Министерством обороны РФ, в силу которых обеспечение военных судов и соответствующих подразделений Судебного департамента транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями, их обслуживанием, эксплуатацией и охраной, а также, хранение соответствующих архивов осуществляется подразделениями Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с оплатой фактически произведенных ими расходов Судебным департаментом за счет средств федерального бюджета. Охрана военных судов, лиц, содержащихся под стражей на гауптвахте, а также их конвоирование осуществляется соответственно воинскими частями или военными комендатурами гарнизонов. Организационное обеспечение деятельности Военной коллегии осуществляется аппаратом Верховного Суда РФ, а других военных судов - Судебным департаментом и аппаратами соответствующих судов. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации». военные суды входят в систему судов общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ. Их создание и упразднение осуществляется на основании федерального закона. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей устанавливается Верховным Судом РФ. Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Заместители Председателя Военной коллегии назначаются Советом Федерации по представлению Председателя Военной коллегии. Все другие судьи военных судов, включая председателей и их заместителей окружных (флотских) и гарнизонных военных судов - указами Президента РФ после прохождения соответствующей процедуры отбора и выдвижения на должность. В состав военных судов помимо военнослужащих, имеющих офицерское звание, входят и непрофессиональные судьи - присяжные заседатели. Их статус и порядок привлечения к участию в осуществлении правосудия в военных судах определяется приведенным ранее законодательным актом - Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции» (см. гл. 3.2). Военные суды не специализированные суды, а суды общей юрисдикции, т.е. осуществляют правосудие, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Основными задачами при рассмотрении дел, как установлено упомянутым Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г., являются обеспечение и защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, прав и интересов органов государственной власти и местного самоуправления. Характерно, что закон специально подчеркивает вопрос о местонахождении военных судов: «военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах», размещаются в зданиях, внешний вид и внутреннее убранство которых должны соответствовать конституционному статусу судебной власти. В зданиях военных судов не могут размешаться другие учреждения, в том Числе военного ведомства. В судебных помещениях устанавливаются символы судебной власти (флаг, герб), а на здании - Государственный флаг РФ, что важно еще и в том случае, если военные суды расположены по месту дислокации войск за пределами Российской Федерации.
Судопроизводство в военных судах ведется по правилам, установленным гражданским, административным и уголовным процессуальным законодательством, т.е. по единым для всей системы судов общей юрисдикции РФ. Язык судопроизводства - русский, государственный язык Российской Федерации. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Подсудность военных судов включает рассмотрение уголовных дел о преступлениях военнослужащих, а также гражданских и административных дел. Таким образом, в сферу полномочий военных судов включено, во-первых, рассмотрение дел не только в отношении военнослужащих, но и гражданских лиц, и, во-вторых, речь идет не о воинских преступлениях, а о любых преступлениях военнослужащих. Следует иметь в виду, что к лицам, состоящим на военной службе, относятся не только военнослужащие Вооруженных Сил РФ, но также и лица, состоящие на военной службе в пограничных войсках, органах Федеральной службы безопасности РФ, внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, железнодорожных войсках (железнодорожные войска в настоящее время вошли в состав Вооруженных Сил РФ в соответствии со ст. 77 Федерального закона от 29 июня 2004 г. N° 59-ФЗ «О создании и упразднении некоторых гарнизонных военных судов»), военнослужащие Министерства по чрезвычайным ситуациям и некоторых других ведомств, где предусмотрена военная служба. Военнослужащими признаются и граждане, призванные на военные сборы в период их прохождения.
Принцип подсудности военным судам уголовных дел включает два важных момента. Во-первых, при обвинении группы лиц в совершении одного или нескольких преступлений, если хотя бы в одном участвовал военнослужащий, дело подлежит рассмотрению в военном суде, если против этого не возражают обвиняемые, которые не являются военнослужащими. В противном случае в отношении них дело должно быть вынесено в отдельное производство, а при невозможности такого вынесения дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции (п. 7 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Во-вторых, дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется военнослужащий или лицо, призванное на военные сборы, при условии, что преступления совершены до призыва на военную службу или сборы, не подсудны военным судам и рассматриваются другими судами в установленном законом порядке. Военным судам подсудны гражданские дела о защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц или принятых ими решений, а также дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. Кроме разбирательства гражданских, административных и уголовных дел военные суды рассматривают ходатайства о применении ареста в виде меры пресечения в досудебных стадиях судопроизводства, а также о продлении предельных сроков содержания обвиняемых под стражей и ряд других. К полномочиям военных судов отнесено и рассмотрение ходатайств при проведении оперативно-розыскных действий, связанных с ограничением конституционных прав на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и неприкосновенность жилища. Система военных судов согласно Федеральному конституционному закону «О военных судах Российской Федерации» включает три звена: Военную коллегию Верховного Суда РФ, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Ранее существовавшие суды соединений, объединений, флотилий получили статус гарнизонных военных судов, а флотов и ракетных войск стратегического назначения - статус окружных (флотских) военных судов. Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и считается высшей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Структура Военной коллегии включает председателя, его заместителей, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ. К полномочиям Военной коллегии как суда первой инстанции отнесены рассмотрение дел
• об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы; преступлениях в совершении которых обвиняется судья военного суда, военнослужащие, депутаты парламента (по их ходатайствам), а также дела, отнесенные федеральным законом к ее подсудности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|