Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация обучения по дисциплине




Пояснительная записка

Место и роль курса в системе дисциплин

Цель изучения дисциплины

Дисциплина «Ландшафтоведение» входит в федеральный компонент раздела общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО специальности (020804) «Геоэкология».

Курс «Ландшафтоведение» представляет собой раздел физической географии, включающий цикл теоретических, научно-методических и прикладных дисциплин.

Ландшафтоведение является одним из базовых курсов в университетской подготовке студентов по специальности геоэкология. Современное ландшафтоведение – одна из тех географических дисциплин, которая особенно близко стоит к экологии и геоэкологии. Это учение о природных и антропогенных комплексах земной поверхности, взаимосвязи и взаимообусловленности между различными природно-антропогенными системами и их компонентами.

Объектом изучения ландшафтоведения является географическая оболочка – сложная система, состоящая из взаимодействующих между собой нижней части атмосферы, гидросферы, верхних слоев литосферы и биосферы. Предметом изучения науки – ландшафтная сфера – наиболее активный центральный слой географической оболочки.

 

Выписка из ГОС ВПО специальности «Геоэкология»

    ОПД.Ф.06 Природно – территориальные комплексы; их структура, функционирование, динамика и эволюция; природные и природно – антропогенные ландшафты; прикладное ландшафтоведение.      

 

Дисциплина изучается в VI семестре студентами третьего курса по специальности «Геоэкология». На изучение дисциплины по учебному плану отводится 100 часов.

Цель курса - углубленное изучение закономерностей строения, развития, функций и генезиса географических систем топологического уровня организации географической оболочки. Содержание дисциплины направлено на выработку и закрепление представлений о природе как о целостной материальной системе.

Тематика лекционных и практических занятий поможет студентам успешно освоить одну из сложнейших дисциплин цикла географических наук. Знания, полученные студентами в процессе изучения данного курса, будут необходимы им в практической деятельности.

В лекционном курсе дисциплины (34 часа) рассматриваются актуальные проблемы современного ландшафтоведения. Особое внимание уделено физико-химическим особенностям функционирования и динамики ландшафтов, затрагиваются вопросы пространственно-временной организации природных систем, рассматривается энергофизический подход к типологической классификации природных систем топологического уровня организации эпигеосферы Земли. Лекционный курс дополнен темой о ландшафтном картографировании, методах ландшафтных исследований.

Тематика практических занятий (16 часов) ставит своей целью формирование навыков анализа комплексных физико-географических явлений, установление взаимосвязей между структурно-функциональными элементами ландшафтов. Предлагаемые задания позволят студентам овладеть современными методами и приемами описания и моделирования пространственно-временной организации природных систем. При этом моделирование процессов, протекающих в ландшафте, рассматривается нами как одно из «сильных» методических средств познания географической реальности. Значительная часть практических заданий составлена с использованием краеведческого материала, что, несомненно, расширит знания студентов о географии родного края.

Задачи дисциплины

 

 

­ Сформировать представление о ландшафтоведении как науке о геосистемах разного уровня, определив круг базовых понятий, которыми должен обладать специалист;

­ Изучить структуру геосистем, их функционирование, динамику и эволюцию

­ Научить студентов современным методам и приемам описания и моделирования пространственно-временной организации природных систем;

­ Показать возможность использования знаний и методов ландшафтного картографирования в практической деятельности, важности регионального подхода в решении ландшафтных основ природопользования и оптимизации ландшафтов.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский.

Структура, особенности изучения, трудоемкость курса,

Формы контроля

 

Курс «Ландшафтоведения» для данной специальности состоит из теоретических и практических занятий.

Теоретические занятия проводятся в форме лекций. Практические занятия проводятся в форме выполнения практических заданий, предложенных преподавателем. Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме решения индивидуальных заданий по основным темам курса.

Объем часов по видам занятий

Виды занятий ОФО
Всего по учебному плану  
Лекции  
Практические занятия  
Внеаудиторная самостоятельная работа  

Организация обучения по дисциплине

2.1 Учебно-тематический план дисциплины

 

№ п/п Раздел ГОС Тема рабочей программы Подтема рабочей программы Объем часов Примечания, дополнительные указания, методические материалы, технические средства и др., необходимые для учебной работы
Общий Аудиторная Самостоятельная работа
Лекции Практические Лабораторные
1.   Природные ландшафты: их структура, функционирование, динамика и эволюция. 1.Ландшафтоведение как наука 1. Объект, предмет ландшафтоведения. Ландшафтоведение и геоэкология. Базовые понятия.     - -   Перечень ключевых понятий.
2. Этапы развития ландшафтоведения. Современный этап развития ландшафтоведения.       -   Методические указания по подготовке к семинару (работа № 1).
2.Основы учения о природных ландшафтах. 3. Природные компоненты геосистем и их связи.     - -    
4. Иерархия природных геосистем. Ландшафт-узловая единица геосистемной иерархии.       -   Методические указания к практической работе № 2.
5. Закономерности ландшафтной дифференциации суши. Ландшафтная зональность, высотная поястность, секторность. Локальные факторы дифференциации геосистем.       -   Методические указания к практическим работам № 3,4,5.
6. История и генезис геосистем.     - - -  
7. Функционирование природных геосистем. Влагооборот, геохимический круговорот, абиотическая миграция вещества.       -   Методические указания к практической работе № 6.
8. Динамика ландшафтов. Природные ритмы ландшафтов. Устойчивость ландшафтов. Механизмы устойчивости геосистем.     - -    
2.   Природно-антропогенные ландшафты. 3.Основы учения о природно-антропогенных ландшафтах. 9.Основы учения о природно-антропогенных ландшафтах. Техногенный ландшафт.     - -    
10. Современные природно-антропогенные ландшафты. Классификация. Антропогенные ландшафты Кемеровской области. Экологический каркас и ООПТ.       -   Методические указания к практической работе № 7.
11. Культурный ландшафт.     - - -  
3. Прикладное ландшафтоведение. 4.Ландшафты и карта. 12.Ландшафтное картографирование.       -   Методические указания к практической работе № 8.
      Итого:       -    

 

Содержание курса

Содержание лекционных разделов дисциплины (34 часа).

 

Раздел 1. Природно – территориальные комплексы: их структура, функционирование,

Динамика и эволюция

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...