Принципы построения инновативных структур управления.
Тема: «Организация инновационной деятельности» 1. Принципы построения инновативных структур управления. 2.Организационные формы реализации инновационных проектов. 3. Фирмы, занимающиеся инновационной деятельностью
Принципы построения инновативных структур управления. Конкурентная политика, основанная на инновативности компаний, требует создания гибкой организационной структуры, позволяющей оптимизировать процесс разработки и внедрения инноваций. Для создания гибкой ОСУ выделяют ряд общих положений, характеризующих современные особенности организации инновационного процесса: усиление тенденции к децентрализации управления инновациями. Компании все активнее используют U-образную форму баланса между инновационной активностью снизу и сверху. При данной форме высшее звеноуправления разрабатывает лишь общие стратегические направления инновационной деятельностью и координирует отдельные инновационные направления, используя при этом не административные, а финансовые рычаги. Отделы НИОКР в фирмах выполняют коммуникативную функцию между низовыми звеньями компании и высшим руководством. На среднем уровне происходят также функционально-стоимостная оценка альтернативных проектов, их отсев и предоставление наиболее эффективных на высший уровень управления компанией. Реальная инновативность сосредоточена в производственных подразделениях компании, которые инициируют нововведения во всех областях благодаря своей близости к рынку и его потребностям; региональная ориентация инновационной деятельности, выражающаяся в перемещении лабораторий НИОКР и маркетинговых центров непосредственно на потенциальные рынки сбыта.
развитие внутри корпорации только прикладных научных исследований и разработок. наиболее инновативные компании проводят реорганизацию с целью объединения отделов НИОКР и маркетинга в единые подразделения по управлению нововведениями; планомерный отказ от последовательной и параллельной форм организации внедрения инновационного проекта и переход к интегральным организационным структурам; активное использование внутрифирменных венчурных подразделений. Организация инновационного процесса может осуществляться различными путями. Выбор наиболее эффективного способа в каждом конкретном случае зависит от таких условий и факторов, как: характер технологии; характер рынка конечной продукции; потенциал организации; экономический климат; степень компетентности руководства. При организации процесса освоения нововведения осуществляется контроль над последовательностью многоэтапных процессов, осуществляемых различными группами, динамичным взаимодействием многих людей, подразделений и организаций. Успех, как правило, связан с преодолением многих препятствий и сопротивления, поэтому нововведения невозможны без инициативы и настойчивости, крупных затрат в области технических, организационных и социальных факторов. Специфика управления нововведениями вытекает из того, что они: требуют знания мировых технологических достижений, благоприятных для творческих идей; коллективной работы и сотрудничества многих специалистов; систематического принятия решений; глубокого знания технологии; понимания путей превращения технологий в полезные продукты; знания меняющихся запросов потребителя. Различные типы инноваций связаны с различной конкурентной стратегией, разными методами управления и видами инвестиций.
Проигрыш фирм в рыночном соперничестве часто связан с негибкостью управления, и прежде всего, с традиционным подходом к управлению производством и сбытом, сущность которого определяется как статическая оптимизация. Таким образом, можно выделить два основных подхода к организации инновационной деятельности: 1. Концепция тейлоризма. Представляет собой жесткое иерархическое управление, определение способов и норм функционирования сверху, отсутствие возможностей для рабочей инициативы, необходимость больших усилий для контроля и координации. Данный подход достаточно эффективен в условиях стабильности и предсказуемости. Вместе с тем он ведет к недостатку мотивации и инициативы, искусственному и дорогостоящему противопоставлению инноваций в области продукции и технологии производства, принижению роли последних в обеспечении конкурентоспособности 2. Альтернативный стратегический подход к управлению производством. Основан на принципе «децентрализации», который предполагает более широкую автономию рабочей силы и выработку у нее навыков принятия решений, более высокий уровень мотивации и согласованности целей рабочей силы и управления, групповые (бригадные) формы организации труда. При организации работы по освоению (разработке и применению) нововведений в задачу руководства фирмы входит выработка концепции, позволяющей новатору определить эффективную стратегию выхода на рынок, прогнозировать успех или неудачу. При этом особое внимание уделяется предупреждению возможности неудачи. При организации управления инновационным процессом особое внимание уделяется таким проблемам, как: целесообразность выбора эффективной технологии, наилучших организационных форм; создание организационного климата, способствующего нововведениям, и стимулирование работников; решение проблем передачи технологии, взаимодействия отделов НИОКР и маркетинга; отбор потенциально успешных проектов; определение экономически целесообразного объема затрат и ресурсов. В процессе освоения нововведений можно выделить три основных этапа: 1) научные исследования и разработки; Понимание первого этапа связано с тем, что эффективное управление исследованиями затруднено невозможностью выработки универсального критерия, позволяющего выявить приоритеты в финансировании и распределении ресурсов между различными исследованиями, в том числе теми, которые соответствуют традиционной сфере деятельности корпорации, и теми, которые ведутся в новых направлениях. Здесь в первую очередь необходимы интуиция и опыт руководителя. Идеи и проекты, лежащие в основе исследовательских программ, обычно выдвигаются отдельными учеными. Эти предложения конкурируют с другими и должны быть оценены менеджером. Концептуализация новых перспектив развития производства может осуществляться в соответствии с одним из трех альтернативных подходов:
менеджер, ориентированный на рынок, направляет исследования в области, связанные с производством наиболее конкурентоспособной продукции (рыночно-ориентированный подход); научные работники, понимающие интересы и цели корпорации, ведут поиск новых технологий и научных открытий с хорошим коммерческим потенциалом (технико-ориентированный подход); специалисты по сбыту и научные работники сотрудничают с целью развития новой технологии с хорошими рыночными возможностями. 2) поиск возможностей применения новых научных результатов в производстве; Второй этап включает две стадии: выработку на основе результатов поисковых исследований новой идеи бизнеса, учитывающей как сложившийся уровень технического развития, так и состояние рынка стадию предварительных разработок, включающую формирование группы из научных специалистов и предпринимателей, занятых разработкой нового продукта или процесса, соответствующих новой идее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|