Лекция 4.2. Анализ конъюнктуры рынка товаров и услуг
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Экономика (код специальности) (наименование направления подготовки).
Волгоград 2011 Содержание
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины
1.1. Понятие и сущность маркетинга, его цели, принципы и функции, информационное обеспечение маркетинга на базе маркетинговых информационных ресурсов, стратегия и система маркетинга, их особенности в России. Исследования рынков, разработка продукции. Особенности ценообразования в маркетинге, продвижение продукции, реклама. Маркетинговый контроль, маркетинг в системе контроллинга. Организация и деятельность маркетинговой службы. Маркетинговые коммуникации, специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внешних рынках.
Дидактические единицы по учебной дисциплине «Маркетинг»
ДЕ 1Функции маркетинга ДЕ 2. Организация службы маркетинга ДЕ 3. Управление маркетингом ДЕ 4.Маркетинговые исследования ДЕ 5. Сегментирование рынка ДЕ 6 Стратегическое планирование рыночной деятельности ДЕ 7. Комплекс маркетинг-микс ДЕ 8. Товарная политика ДЕ 9. Маркетинговая политика цен ДЕ 10.Политика распределения ДЕ 11. Политика продвижения ДЕ12 Контроль маркетинга
1.2. Цель дисциплины заключается в обучении основам практического маркетинга. Прикладной аспект предмета связан с использованием будущими специалистами по управлению знаний в области маркетинга с целью совершенствования управления предприятием, способствующее росту конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, в том числе за счет: проведения маркетинговых исследований, формирования товарной политики, политики цен, организации сбыта, проведения рекламы, пропаганды, стимулирования сбыта и личной продажи. Основными задачами данного учебного курса являются:
Изучение дисциплины «Маркетинг» предусматривает включение следующих вопросов: § Понятие и сущность маркетинга, его цели, принципы и функции, информационное обеспечение маркетинга на базе маркетинговых информационных ресурсов, стратегия и система маркетинга, их особенности в России.
§ Исследования рынков, разработка продукции. § Особенности ценообразования в маркетинге, продвижение продукции, реклама. § Маркетинговый контроль, маркетинг в системе контроллинга. § Организация и деятельность маркетинговой службы. § Международный маркетинг. § Маркетинговые коммуникации, специфика маркетинговой деятельности российских предприятий на внешних рынках. 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины В результате изучения предмета «Маркетинг» студент должен знать: 1. Понятие и сущность маркетинга, его цели, принципы и функции. 2. Информационное обеспечение маркетинга на базе маркетинговых информационных ресурсов, исследование рынков. 3. Стратегию и тактику. 4. Разработку продукции. 5. Особенности ценообразования в маркетинге. 6. Продвижение продукции, маркетинговые коммуникации. 7. Организацию и деятельность маркетинговой службы. Студент, прошедший курс обучения, должен уметь осуществлять: · планирование деятельности организации и подразделений; · формирование организационной и управленческой структуры организаций; · организацию работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления конкретных проектов, видов деятельности, работ; · разработку и реализацию проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления); · контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников; · мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных целей; · информационно-аналитическую деятельность: · сбор, обработку и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; · построение внутренней информационной системы организации для сбора информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля; · создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций; · оценку эффективности проектов; · подготовку отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;
· оценку эффективности управленческих решений; · предпринимательскую деятельность: · разработку бизнес-планов создания нового бизнеса; · организацию предпринимательской деятельности. . Студент, прошедший курс обучения, должен приобрести следующие навыки: · Осуществление подбора сотрудников службы маркетинга с учетом особенностей предприятия; · Создание эффективной структуры службы маркетинга; · Распределение обязанностей среди сотрудников службы маркетинга в соответствии с их профессиональными способностями; · Предупреждение возможных конфликтов в процессе управления маркетингом; · Оценка эффективности работы отдельных подразделений службы маркетинга на предприятии; · Комплексный контроль эффективности работы службы маркетинга. Изучение дисциплины маркетинг предполагает межпредметную связь с такими дисциплинами, как: психология, управление персоналом, экономическая теория, финансы, менеджмент, правоведение, социология, политология, культурология, демография др.
1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу – профессиональный. Изучение дисциплины маркетинг предполагает межпредметную связь с такими дисциплинами, как: психология, управление персоналом, экономическая теория, финансы, менеджмент, правоведение, социология, политология, культурология, демография др.
1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Маркетинг» на 2011 – 2012 уч. год.
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Лекция 1: Введение в дисциплину.
Краткое содержание: Экономические причины возникновения маркетинга как научной области знаний. Маркетинг как инструмент преобразования российской экономики. Понятие и сущность маркетинга, его цели, принципы и функции. Специфика маркетинга в условиях российского рынка. Значение маркетинга в управлении предприятием. Основные категории маркетинга: потребности, товар, обмен, сделка, рынок.
Основные термины и понятия: · маркетинг, · нужда, · потребность,
· обмен, · сделка, · рынок.
Лекция 2.Функции маркетинга на предприятии. Организация службы маркетинга.
Краткое содержание: Функции маркетинга на предприятии (комплексное исследование товарного рынка, планирование выпуска продукции, планирование цен, организация материально-технического снабжения, распределение товара на рынке, продвижение товара на рынке), их краткая характеристика. Организация службы маркетинга на предприятии; принципы структурного построения маркетинговой службы (функциональная организационная структура; организационная структура, ориентированная на потребителей продукции предприятия; организационная структура, ориентированная на товар; организационная структура, построенная по географическому принципу; матричная организационная структура; проектная организационная структура; структура конгломератного типа), основные достоинства и недостатки отдельных принципов построения службы маркетинга.
Основные термины и понятия:
Лекция 3. Управление маркетингом на предприятии.
Краткое содержание: Необходимость управления маркетингом. Сущность и принципы управления маркетинговой деятельностью. Характеристика процесса управления маркетингом (анализ ситуации, выбор целевого рынка, разработка стратегии маркетинга, разработка комплекса маркетинг-микс, контроль маркетинга). Концепции управления маркетингом: концепция совершенствования товара, концепция интенсификации коммерческих усилий, концепция «чистого» маркетинга, концепция социально-этичного маркетинга, концепция стратегического маркетинга.
Основные термины и понятия:
· концепция совершенствования производства, · концепция совершенствования товара, · концепция интенсификации коммерческих усилий, · концепция социально-этичного маркетинга, · концепция стратегического маркетинга, · концепция «чистого» маркетинга, · управление маркетингом.
Лекция 4.1 Система маркетинговой информации. Методические основы планирования и организации маркетинговых исследований на предприятии
Краткое содержание: Роль информации в маркетинге. Элементы системы маркетинговой информации (бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, акты ревизий и проверок, источники внешней информации, маркетинговые исследования), их краткая характеристика. Информационное обеспечение маркетинга с использованием новых технологий. Классификация маркетинговых исследований. Методические основы планирования и организации маркетинговых исследований.
Основные термины и понятия:
Лекция 4.2. Анализ конъюнктуры рынка товаров и услуг
Краткое содержание: Показатели конъюнктуры рынка (показатели для анализа спроса, показатели для анализа предложения, показатели для анализа цен). Конъюнктурообразующие факторы. Составление обзора конъюнктуры и его использование в планировании хозяйственной деятельности предприятия. Прогнозирование спроса на продукцию предприятия. Значение прогнозирования спроса в финансовом планировании. Методы прогнозирования спроса (экстраполяция, нормативные расчеты, математическое моделирование, экспертные оценки, аналогия и др.), их краткая характеристика. Особенности прогнозирования спроса на товары длительного пользования и сезонные товары.
Основные термины и понятия:
Лекция 4.3. Исследование конкурентоспособности товара и предприятия
Краткое содержание: Отличие конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности товара. Понятие о конкурентоспособности товара. Критерии конкурентоспособности товара. Позиционирование товара на рынке. Роль потребительских свойств в оценке конкурентоспособности товара. Проведение оценки конкурентоспособности товара. Методы оценки конкурентоспособности предприятия. Критерии и показатели конкурентоспособности предприятия.
Основные термины и понятия:
Лекция 5: Планирование маркетинговой деятельности
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|