Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объем дисциплины и виды учебной работы




Медиация и другие примирительные процедуры в российском праве

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

Курс 2

Семестры III, IV

Форма обучения очная, заочная

Срок освоения ООП по форме обучения 2 года

Квалификация выпускника магистр

 

 

Москва, 2015


Составитель: Лисицын Валерий Владимирович, кандидат юридических наук, доцент Заслуженный юрист России

_______________ «__» ________ 2015г.

подпись

 

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)

Программа обсуждена на заседании кафедры гражданского права, протокол № от 2015г.

 

 

Зав. кафедрой В.В.Кулаков, доктор юридических наук, профессор

_______________ «__» ________ 2015г.

подпись

 

 

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом РГУП, протокол № ______ «__» ________ 20___г.

 

© Российский государственный университет правосудия, 2015

© Лисицын В.В.., 2015

 

Оглавление

1. Цели освоения дисциплины  
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)  
3. Требования к результатам освоения дисциплины  
4. Объем дисциплины и виды учебной работы  
5. Содержание дисциплины  
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины  
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины  

 

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины являются формирование методологической основы, доктринальных подходов углубленного понимания нормативно-правовых предписаний и судебной практики, необходимых для использования медиации, а также других примирительных процедур, формирование у студентов специальных знаний для осуществления профессиональной юридической деятельности.

 

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла, является дисциплиной по выбору студента.

Для изучения дисциплины, необходимо освоение содержания дисциплин общенаучного цикла («Теория государства и права», «Гражданское право», «Гражданский и арбитражный процесс) и дисциплин профессионального цикла («Актуальные проблемы договорного права»).

Изучение дисциплины обеспечивает успешное освоение программ практик, научно-исследовательской работы.

Для освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- основные доктринальные положения спецкурса;

- основополагающие принципы правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере;

- систему и структуру медиативного процесса;

- основные положения судебно-арбитражной практики, связанной с применением примирительных процедур.

Уметь:

- оперировать юридическими понятиями и категориями гражданского права, гражданского и арбитражного процесса;

- анализировать и правильно применять законодательство, регламентирующее порядок проведения примирительных процедур;

- ориентироваться в складывающейся судебно-арбитражной практике.

владеть:

- юридической терминологией; приемами юридической техники, необходимыми для составления медиативной оговорки, соглашения о проведении процедуры медиации, медиативного соглашения, мирового соглашения;

- навыками работы с нормативными правовыми актами; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

- навыками анализа правоприменительной практики.

 


Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Медиация и другие примирительные процедуры в российском праве» обеспечивает формирование следующих компетенций:

Таблица 1

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения
1. ОК-1 осознать социально-правовую значимость примирительных процедур в сфере предпринимательства, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению в названной области Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискусии.  
2. ОК-2 выработать способность к добросовестному и этическому исполнению профессиональных обязанностей в сфере примирительного посредничества Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии.
3. ОК-3 посредством углубленного ознакомления с актуальными проблемами примирительного права выработать потребность к совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня в дальнейшем   Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии. Решение ситуационных задач.
4. ОК-4 выработать навык применения специальных, юридических терминов русского языка в деловом обороте   Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с нормативными правовыми актами, а также судебной практикой.
5. ОК-5 компетентно использовать приобретенные знания и умения при участии в примирительном процессе, в организации научно-исследовательской деятельности по вопросам актуальных проблем примирительного права в сфере предпринимательства Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Решение ситуационных задач.
Профессиональные компетенции(ПК)
1. ПК-1 способность разрабатывать различные договорные формы в сфере примирительного посредничества Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с учебной и справочной литературой, анализ нормативных правовых актов. Анализ судебной практики.
2. ПК-2 способность квалифицированно применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в примирительной работе Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Решение ситуационных задач.
3. ПК-4 способность выявлять и пресекать злоупотребления в сфере примирительного посредничества   Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии. Решение ситуационных задач.
4. ПК-5 способность осуществлять предупреждение злоупотреблений в сфере примирительного посредничества, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии. Решение ситуационных задач.
5. ПК-7 способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок подготовки и реализации мировых и медиативных соглашений Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии. Решение ситуационных задач.
6. ПК-8 способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов мировых и медиативных соглашений, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере примирительного посредничества Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Работа с учебной и справочной литературой, анализ нормативных правовых актов. Анализ судебной практики. Решение ситуационных задач.
7. ПК-11 способность квалифицированно проводить научные исследования по актуальным проблемам примирительного посредничества Лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа. Групповые дискуссии. Работа с учебной и справочной литературой, анализ нормативных правовых актов. Анализ судебной практики.

¾ В результате освоения программы дисциплины «Медиация и другие примирительные процедуры в российском праве» студент должен знать:

¾ Сущность основных понятий и категорий примирительного посредничества;

¾ цели и задачи медиативной работы, ее специфику;

¾ порядок подготовки проекта мирового (медиативного) соглашения;

¾ специфику рассмотрения разногласий по проектам мировых и медиативных соглашений;

¾ способы защиты прав участников договорного процесса;

¾ порядок заключения, изменения и расторжения мировых и медиативных соглашений;

¾ особенности и порядок исполнения мировых и медиативных соглашений;

уметь:

¾ оперировать понятиями и анализировать юридические факты в сфере примирительного посредничества;

¾ использовать полученные знания при урегулировании договорных и иных споров в арбитражных судах и судах общей юрисдикции;

¾ анализировать и решать юридические проблемы в сфере примирительного посредничества;

¾ принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством;

¾ работать с научной литературой, вести дискуссию по проблемам изучаемой дисциплины;

- анализировать и правильно применять законодательство, регламентирующее порядок заключения, изменения и расторжения мировых сделок и медиативных соглашений;

- ориентироваться в складывающейся судебно-арбитражной практике.

 

владеть:

¾ юридической терминологией;

¾ обладать навыками анализа нормативных правовых актов;

¾ навыками анализа и обобщения судебной практики в сфере примирительного посредничества;

¾ приемами работы по разрешению юридических коллизий в правоприменительной практике;

¾ навыками реализации норм материального и процессуального права для защиты прав и законных интересов участников договорного процесса.


Объем дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения

Таблица 2.1

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
III IV
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану        
Аудиторные занятия        
Лекции        
Семинары и практические занятия       -
Самостоятельная работа(СРС)        
Контрольная работа     письменная контрольная работа  
Форма промежуточной аттестации       дифференцированный зачет

Заочная форма обучения

Таблица 2.2

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам
III IV
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану        
Аудиторные занятия        
Лекции        
Семинары и практические занятия       -
Самостоятельная работа(СРС)        
Контрольная работа     письменная контрольная работа  
Форма промежуточной аттестации       дифференцированный зачет

Содержание дисциплины

Текст рабочей программы

Тема 1. Внесудебное (альтернативное) урегулирование споров: система и принципы. Генезис примирительного посредничества (медиации) в России

 

Лекционное занятие

Понятие, предмет и система внесудебного (альтернативного) урегулирования споров. Принципы внесудебного (альтернативного) урегулирования споров. Методы и формы внесудебного (альтернативного) урегулирования споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки внесудебного (альтернативного) урегулирования споров. Исторические аспекты развития правового регулирования в сфере примирительного посредничества по торговым и иным имущественным спорам. Возникновение и развитие примирительных способов и форм улаживания имущественных и торговых споров в древнем русском праве. Примирительные способы и формы урегулирования торговых и иных имущественных споров в условиях зарождения российского коммерческого правосудия. Коммерческие суды Российской Империи – центры медиации (примирительного посредничества) при урегулировании коммерческих споров.

Судебная система и внесудебное (альтернативное) урегулирование споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

 

Тема 2. Примирительное посредничество (медиация) как метод и процедура восстановления (защиты) нарушенных прав

 

Лекционное занятие

Теоретические проблемы определения правой природы примирительного посредничества (медиации) в российском частном праве.

Роль и значение медиации (примирительного посредничества) для развития предпринимательской деятельности в современной России.

Правовая природа примирительного посредничества (медиации).

Правовая регламентация примирительного посредничества (материально-правовой аспект).

Проблемы правовой регламентации медиативного процесса при урегулировании коммерческого спора. Механизм примирительного урегулирования правового спора и его основные элементы.

Посредничество и медиация. Соотношение понятий "конфликт", "конфликтология" и "медиация". Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам урегулирования споров.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

 

 

Тема 3. Примирительное посредничество (медиация) как междисциплинарная область

 

Лекционное занятие

Медиация и юриспруденция. Медиация и психология. Медиация и психолингвистика. Медиация и другие области человеческой деятельности. Философия метода. Медиация и доступ к правосудию. Правовые основы регулирования медиативной деятельности в Российской Федерации. Формирование и развитие современного российского законодательства о примирительном урегулировании коммерческих споров. Правовое регулирование, непосредственно предшествовавшее активному развитию примирительного посредничества (медиации) в России. Три попытки законодательного регулирования отношений в сфере примирительного посредничества (медиации). Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и проблемы его реализации в современных условиях. Проблемы и перспективы формирования законодательства, предусматривающего судебную медиацию.

 

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

 

 

Тема 4. Принципы примирительного посредничества (медиации)

 

Лекционное занятие

Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и беспристрастность третьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость ("прозрачность"). Равноправие сторон.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

 

 

Тема 5. Подготовка к процедуре примирительного посредничества (медиации)

 

Лекционное занятие

Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры примирительного посредничества (медиации). Выбор медиатора. Критерии возможности урегулирования спора с помощью процедуры примирительного посредничества (медиации). Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры примирительного посредничества (медиации). Правила проведения процедуры примирительного посредничества (медиации). Заключение соглашения о проведении процедуры примирительного посредничества (медиации).

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

 

Тема 6. Процедура примирительного посредничества (медиации) и ее основные стадии. Цели и задачи медиатора на каждом этапе процедуры

 

Лекционное занятие

Процедура примирительного посредничества (медиации) и ее основные стадии. Значение стадий в примирительном посредничестве (медиации). Подходы специалистов к определению количества и значения стадий примирительного посредничества (медиации).

Первая стадия примирительного посредничества (медиации). Ее цели и задачи.

Вторая стадия примирительного посредничества (медиации). Ее цели и задачи.

Третья стадия примирительного посредничества (медиации). Ее цели и задачи.

Четвертая стадия примирительного посредничества (медиации). Ее цели и задачи.

Пятая стадия примирительного посредничества (медиации). Ее цели и задачи.

Формулирование условий медиативного соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Подписание медиативного соглашения. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением.

Практические занятия

Упражнения и деловые игры.

 

Тема 7. Результаты процедуры примирительного посредничества (медиации) и порядок их оформления

 

Лекционное занятие

Критерии оценки результатов процедуры примирительного посредничества (медиации) и порядок их оформления. Завершение процедуры примирительного посредничества (медиации). Соглашение сторон об урегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением. Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Исполнение соглашения об урегулировании спора (медиативного соглашения). Утверждение медиативного соглашения судом, третейским судом.

Практические занятия

Составление примерного соглашения об урегулировании спора с помощью процедуры медиации в малых группах. Перекрестная проверка группами соглашений (тестирование соглашений на возможность исполнения).

Подготовка эссе о возможности применения медиации при урегулировании конкретного спора.

 

5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)

Таблица 3.1

Тематический план для очной формы обучения

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические и семинарские занятия лабораторные занятия
  Тема 1. Внесудебное (альтернативное) урегулирование споров: система и принципы. Генезис примирительного посредничества (медиации) в России         - проведение групповых дискуссий
  Тема 2. Примирительное посредничество (медиация) как метод и процедура восстановления (защиты) нарушенных прав       - проведение групповых дискуссий
  Тема 3. Примирительное посредничество (медиация) как междисциплинарная область         - проведение групповых дискуссий, анализ и обобщение судебной практики
  Тема 4. Принципы примирительного посредничества (медиации)         - проведение групповых дискуссий, анализ и обобщение судебной практики
  Тема 5. Подготовка к процедуре примирительного посредничества (медиации)         - решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
  Тема 6. Процедура примирительного посредничества (медиации) и ее основные стадии. Цели и задачи медиатора на каждом этапе процедуры         решение ситуационных задач
  Тема7. Результаты процедуры примирительного посредничества (медиации) и порядок их оформления             Подготовка проектов мировых и медиативных соглашений
             
  ВСЕГО       -  
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах       -  

 

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 100 %.

 

 

Таблица 3.2

Тематический план для заочной формы обучения

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические и семинарские занятия лабораторные занятия
  Тема 1. Внесудебное (альтернативное) урегулирование споров: система и принципы. Генезис примирительного посредничества (медиации) в России         - проведение групповых дискуссий
  Тема 2. Примирительное посредничество (медиация) как метод и процедура восстановления (защиты) нарушенных прав       - проведение групповых дискуссий
  Тема 3. Примирительное посредничество (медиация) как междисциплинарная область           - проведение групповых дискуссий, анализ и обобщение судебной практики
  Тема 4. Принципы примирительного посредничества (медиации)         - проведение групповых дискуссий, анализ и обобщение судебной практики
  Тема 5. Подготовка к процедуре примирительного посредничества (медиации)         - решение ситуационных задач, анализ и обобщение судебной практики
  Тема 6. Процедура примирительного посредничества (медиации) и ее основные стадии. Цели и задачи медиатора на каждом этапе процедуры         решение ситуационных задач
  Тема7. Результаты процедуры примирительного посредничества (медиации) и порядок их оформления           Подготовка проектов мировых и медиативных соглашений
             
  ВСЕГО       -  
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах       -  

 

Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 100 %.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...