Объем дисциплины и виды учебной работы
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Медиация и другие примирительные процедуры в российском праве
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курс 2 Семестры III, IV Форма обучения очная, заочная Срок освоения ООП по форме обучения 2 года Квалификация выпускника магистр
Москва, 2015 Составитель: Лисицын Валерий Владимирович, кандидат юридических наук, доцент Заслуженный юрист России _______________ «__» ________ 2015г. подпись
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») Программа обсуждена на заседании кафедры гражданского права, протокол № от 2015г.
Зав. кафедрой В.В.Кулаков, доктор юридических наук, профессор
_______________ «__» ________ 2015г. подпись
Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом РГУП, протокол № ______ «__» ________ 20___г.
© Российский государственный университет правосудия, 2015 © Лисицын В.В.., 2015
Оглавление
Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины являются формирование методологической основы, доктринальных подходов углубленного понимания нормативно-правовых предписаний и судебной практики, необходимых для использования медиации, а также других примирительных процедур, формирование у студентов специальных знаний для осуществления профессиональной юридической деятельности.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла, является дисциплиной по выбору студента. Для изучения дисциплины, необходимо освоение содержания дисциплин общенаучного цикла («Теория государства и права», «Гражданское право», «Гражданский и арбитражный процесс) и дисциплин профессионального цикла («Актуальные проблемы договорного права»). Изучение дисциплины обеспечивает успешное освоение программ практик, научно-исследовательской работы. Для освоения дисциплины обучающийся должен: знать: - основные доктринальные положения спецкурса; - основополагающие принципы правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере; - систему и структуру медиативного процесса; - основные положения судебно-арбитражной практики, связанной с применением примирительных процедур. Уметь: - оперировать юридическими понятиями и категориями гражданского права, гражданского и арбитражного процесса; - анализировать и правильно применять законодательство, регламентирующее порядок проведения примирительных процедур; - ориентироваться в складывающейся судебно-арбитражной практике. владеть: - юридической терминологией; приемами юридической техники, необходимыми для составления медиативной оговорки, соглашения о проведении процедуры медиации, медиативного соглашения, мирового соглашения; - навыками работы с нормативными правовыми актами; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; - навыками анализа правоприменительной практики.
Требования к результатам освоения дисциплины В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Медиация и другие примирительные процедуры в российском праве» обеспечивает формирование следующих компетенций: Таблица 1
¾ В результате освоения программы дисциплины «Медиация и другие примирительные процедуры в российском праве» студент должен знать:
¾ Сущность основных понятий и категорий примирительного посредничества; ¾ цели и задачи медиативной работы, ее специфику; ¾ порядок подготовки проекта мирового (медиативного) соглашения;
¾ специфику рассмотрения разногласий по проектам мировых и медиативных соглашений; ¾ способы защиты прав участников договорного процесса; ¾ порядок заключения, изменения и расторжения мировых и медиативных соглашений; ¾ особенности и порядок исполнения мировых и медиативных соглашений; уметь: ¾ оперировать понятиями и анализировать юридические факты в сфере примирительного посредничества; ¾ использовать полученные знания при урегулировании договорных и иных споров в арбитражных судах и судах общей юрисдикции; ¾ анализировать и решать юридические проблемы в сфере примирительного посредничества; ¾ принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством; ¾ работать с научной литературой, вести дискуссию по проблемам изучаемой дисциплины; - анализировать и правильно применять законодательство, регламентирующее порядок заключения, изменения и расторжения мировых сделок и медиативных соглашений; - ориентироваться в складывающейся судебно-арбитражной практике.
владеть: ¾ юридической терминологией; ¾ обладать навыками анализа нормативных правовых актов; ¾ навыками анализа и обобщения судебной практики в сфере примирительного посредничества; ¾ приемами работы по разрешению юридических коллизий в правоприменительной практике; ¾ навыками реализации норм материального и процессуального права для защиты прав и законных интересов участников договорного процесса. Объем дисциплины и виды учебной работы Очная форма обучения Таблица 2.1
Заочная форма обучения Таблица 2.2
Содержание дисциплины
Текст рабочей программы Тема 1. Внесудебное (альтернативное) урегулирование споров: система и принципы. Генезис примирительного посредничества (медиации) в России
Лекционное занятие Понятие, предмет и система внесудебного (альтернативного) урегулирования споров. Принципы внесудебного (альтернативного) урегулирования споров. Методы и формы внесудебного (альтернативного) урегулирования споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки внесудебного (альтернативного) урегулирования споров. Исторические аспекты развития правового регулирования в сфере примирительного посредничества по торговым и иным имущественным спорам. Возникновение и развитие примирительных способов и форм улаживания имущественных и торговых споров в древнем русском праве. Примирительные способы и формы урегулирования торговых и иных имущественных споров в условиях зарождения российского коммерческого правосудия. Коммерческие суды Российской Империи – центры медиации (примирительного посредничества) при урегулировании коммерческих споров. Судебная система и внесудебное (альтернативное) урегулирование споров. Введение в гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право. Общая характеристика примирительных процедур в гражданском и арбитражном процессах. Практические занятия Упражнения и деловые игры.
Тема 2. Примирительное посредничество (медиация) как метод и процедура восстановления (защиты) нарушенных прав
Лекционное занятие Теоретические проблемы определения правой природы примирительного посредничества (медиации) в российском частном праве. Роль и значение медиации (примирительного посредничества) для развития предпринимательской деятельности в современной России. Правовая природа примирительного посредничества (медиации). Правовая регламентация примирительного посредничества (материально-правовой аспект). Проблемы правовой регламентации медиативного процесса при урегулировании коммерческого спора. Механизм примирительного урегулирования правового спора и его основные элементы. Посредничество и медиация. Соотношение понятий "конфликт", "конфликтология" и "медиация". Основные принципы медиации. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам урегулирования споров. Практические занятия Упражнения и деловые игры.
Тема 3. Примирительное посредничество (медиация) как междисциплинарная область
Лекционное занятие Медиация и юриспруденция. Медиация и психология. Медиация и психолингвистика. Медиация и другие области человеческой деятельности. Философия метода. Медиация и доступ к правосудию. Правовые основы регулирования медиативной деятельности в Российской Федерации. Формирование и развитие современного российского законодательства о примирительном урегулировании коммерческих споров. Правовое регулирование, непосредственно предшествовавшее активному развитию примирительного посредничества (медиации) в России. Три попытки законодательного регулирования отношений в сфере примирительного посредничества (медиации). Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» и проблемы его реализации в современных условиях. Проблемы и перспективы формирования законодательства, предусматривающего судебную медиацию.
Практические занятия Упражнения и деловые игры.
Тема 4. Принципы примирительного посредничества (медиации)
Лекционное занятие Принципы в медиации. Конфиденциальность. Добровольность. Нейтральность и беспристрастность третьей стороны. Ответственность сторон за принятие решений. Открытость ("прозрачность"). Равноправие сторон. Практические занятия Упражнения и деловые игры.
Тема 5. Подготовка к процедуре примирительного посредничества (медиации)
Лекционное занятие Обращение сторон к медиатору или организации, обеспечивающей проведение процедуры примирительного посредничества (медиации). Выбор медиатора. Критерии возможности урегулирования спора с помощью процедуры примирительного посредничества (медиации). Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры примирительного посредничества (медиации). Правила проведения процедуры примирительного посредничества (медиации). Заключение соглашения о проведении процедуры примирительного посредничества (медиации). Практические занятия Упражнения и деловые игры.
Тема 6. Процедура примирительного посредничества (медиации) и ее основные стадии. Цели и задачи медиатора на каждом этапе процедуры
Лекционное занятие Процедура примирительного посредничества (медиации) и ее основные стадии. Значение стадий в примирительном посредничестве (медиации). Подходы специалистов к определению количества и значения стадий примирительного посредничества (медиации). Первая стадия примирительного посредничества (медиации). Ее цели и задачи. Вторая стадия примирительного посредничества (медиации). Ее цели и задачи. Третья стадия примирительного посредничества (медиации). Ее цели и задачи. Четвертая стадия примирительного посредничества (медиации). Ее цели и задачи. Пятая стадия примирительного посредничества (медиации). Ее цели и задачи. Формулирование условий медиативного соглашения. Предупреждение неисполнения договоренностей и выработка механизмов преодоления трудностей в процессе осуществления решений, отраженных в медиативном соглашении. Подписание медиативного соглашения. Реализация договоренностей, контроль за их исполнением. Практические занятия Упражнения и деловые игры.
Тема 7. Результаты процедуры примирительного посредничества (медиации) и порядок их оформления
Лекционное занятие Критерии оценки результатов процедуры примирительного посредничества (медиации) и порядок их оформления. Завершение процедуры примирительного посредничества (медиации). Соглашение сторон об урегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением. Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Исполнение соглашения об урегулировании спора (медиативного соглашения). Утверждение медиативного соглашения судом, третейским судом. Практические занятия Составление примерного соглашения об урегулировании спора с помощью процедуры медиации в малых группах. Перекрестная проверка группами соглашений (тестирование соглашений на возможность исполнения). Подготовка эссе о возможности применения медиации при урегулировании конкретного спора.
5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план) Таблица 3.1 Тематический план для очной формы обучения
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 100 %.
Таблица 3.2 Тематический план для заочной формы обучения
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме, составляет 100 %.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|