Практические (семинарские) занятия.
Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:
Трудоемкость освоения дисциплины (модуля) составляет _ 3 ЗЕТ. По очной форме обучения:
Отчетность (семестр) | Всего учебных занятий по дисциплине (модулю) (в академических часах) | 108 | |||||||
Экзамен(ы) | 1 | ||||||||
Зачет(ы) | Контактная работа, в т.ч.: | ||||||||
Курсовой проект | Лекции | 8 | |||||||
Курсовая работа | лабораторные | ||||||||
Контрольная(ые) работа(ы) |
|
| практические (семинарские) | 16 | |||||
Реферат(ы) | Самостоятельная работа | 57 | |||||||
Эссе | Экзамен(ы) | 27 | |||||||
РГР | Зачет(ы) | ||||||||
По заочной форме обучения: | |||||||||
Отчетность (семестр) | Всего учебных занятий по дисциплине (модулю) (в академических часах) | 108 | |||||||
Экзамен(ы) | 1 | ||||||||
Зачет(ы) | Контактная работа, в т.ч.: | ||||||||
Курсовой проект | Лекции | 4 | |||||||
Курсовая работа | лабораторные | ||||||||
Контрольная(ые) работа(ы) |
|
| практические (семинарские) | 8 | |||||
Реферат(ы) | Самостоятельная работа | 87 | |||||||
Эссе | Экзамен(ы) | 9 | |||||||
РГР | Зачет(ы) |
Язык преподавания
Изучение дисциплины осуществляется на русском языке.
Цели и задачи дисциплины (модуля)
Преподавание дисциплины «Интеллектуальные системы» имеет целью ознакомить магистрантов с областями использования систем управления знаниями (СУЗ) в решении различных задач подготовки принятия решения, корпоративного обучения и проектирования.
|
|
К основным задачам относятся: освоение базовых понятий систем управления знаниями; изучение студентами методологии и технологии создания систем управления знаниями (СУЗ); развитие умений в определении архитектуры и общей схемы функционирования, методов организации знаний в проектируемой СУЗ; развитие умений в построении системы целей и карты знаний в конкретной проблемной области, онтологии, отборе и организации источников знаний, разработке технологии доступа к знаниям; получение практических навыков проектирования СУЗ с использованием программных средств моделирования и разработки процессов управления знаниями.
4 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Таблица 1. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю),
соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Код компетенции | Формулировка компетенции | Индикаторы достижения компетенции (связанные с данной дисциплиной) |
ОПК-4 | Обладает владением, по крайней мере, одним из иностранных языков на уровне социального и профессионального общения, способностью применять специальную лексику и профессиональную терминологию языка | Знает: английский язык в объеме, позволяющем для текущей профессиональной деятельности разобраться с родственными работами; лексику и терминологию в предметной области «Искусственный Интеллект» Умеет извлекать из Интернета (публикации, отчёты) полезную информацию по вопросам разработки и использования интеллектуальных систем (ИС). Имеет практический опыт в исполнении роли «технического писателя» для документирования и изложения результатов профессиональной деятельности. |
ПК-4 | Владение существующими методами и алгоритмами проектирования и использования интеллектуальных систем | Знает Существующие методы и Алгоритмы решения задач, включающих необходимость их интеллектуализации. Умеет применять и модифицировать методы и алгоритмы решения задач проектирования и использования ИС. Имеет практический опыт решения задач, включающих необходимость интеллектуальной обработки данных. |
Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
|
|
Дисциплина относится к базовой части блока Б1 (Б1.Б.01) Дисциплины (модули).
Содержание дисциплины (модуля), структурированного по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Распределение видов и часов занятий по семестрам
Таблица 2. Бюджет времени с учетом семестром и видов занятий
Вид учебной работы | Количество часов в семестр | ||
очной | очно-заочной | заочной | |
Семестр | 1 | - | 1 |
Аудиторные занятия, в т.ч.: | 24 | - | 12 |
- лекции | 8 | - | 4 |
- лабораторные работы | - | - | - |
- практические занятия | 16 | - | 8 |
- семинары | - | - | - |
Контроль самостоятельной работы | - | - | - |
Самостоятельная работа, в т.ч.: | 57 | - | 87 |
- проработка теоретического курса | 20 | - | 30 |
- курсовая работа (проект) | - | - | - |
- расчетно-графические работы | - | - | - |
- реферат | 24 | - | 34 |
- эссе | - | - | - |
- подготовка к практическим (семинарским) занятиям, выполнение домашнего задания | 13 | - | 23 |
- подготовка к выполнению и защите лабораторных работ | - | - | - |
- самотестирование | - | - | - |
- подготовка к зачету (включая его сдачу) | - | - | - |
Самостоятельная работа при подготовке к экзамену, предэкзаменационные консультации и сдача экзамена | 27 | - | 9 |
Итого | 108 | - | 108 |
Вид промежуточной аттестации | Экзамен | - | Экзамен |
6.2 Тематический план изучения дисциплины
Таблица 3. Тематический план с указанием выделенных академических часов на освоение каждого из разделов
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов по очной/очно-заочной/заочной форме обучения | Всего часов | |||
Контактная работа | Самостоятельная работа | |||||
Лекции | Практические (сем.) занятия | Лабораторные работы | ||||
1 | Раздел 1. Основы интеллектуальных систем | 2/-/1 | 4/-/2 | -/-/- | 14/-/22 | 20/-/25 |
2 | Раздел 2. Статика и динамика интеллектуальных систем | 2/-/1 | 4/-/2 | -/-/- | 14/-/22 | 20/-/25 |
3 | Раздел 3. Проектирование ИС | 2/-/1 | 4/-/2 | -/-/- | 14/-/21 | 20/-/24 |
4 | Раздел 4. Гибридные ИС | 2/-/1 | 4/-/2 | -/-/- | 15/-/22 | 21/-/25 |
5 | Самостоятельная работа при подготовке к экзамену, предэкзаменационные консультации и сдача экзамена | -/-/- | -/-/- | -/-/- | -/-/- | 27/-/9 |
Итого часов | 8/-/4 | 16/-/8 | -/-/- | 57/-/87 | 108/-/108 |
Теоретический курс
|
|
Таблица 4. Основные вопросы, освещаемые на лекциях
Раздел, тема учебной дисциплины, содержание темы |
Раздел 1. Основы интеллектуальных систем |
1.1. Понятие и особенности интеллектуальных систем. Исторический обзор исследований в области искусственного интеллекта. Понятие интеллектуальной информационной системы, основные свойства. Области применения и классификация ИИС. 1.2. Знания и данные в информационных системах. Классификация знаний в ИИС. Предметное (фактуальное) и проблемное (операционное) знания. Экспертные системы (ЭС). Составные части экспертной системы: база знаний, механизм вывода, механизмы приобретения и объяснения знаний, интеллектуальный интерфейс. |
Раздел 2. Статика и динамика интеллектуальных систем |
2.1. Организация базы знаний. Декларативная и процедурная формы представления знаний. Методы представления знаний. Проблемы и основные подходы в приобретении знаний. Особенности статических и динамических экспертных систем. 2.2. Механизмы вывода в ИИС. Логический и эвристический методы рассуждения в ИИС. Рассуждения на основе дедукции, индукции, аналогии. Нечеткий вывод знаний. Немонотонность вывода. Стратегии вывода в ЭС. Представление и обработка неопределенности. ЭС с нечеткой логикой и нечеткий вывод. |
Раздел 3. Проектирование ИС |
3.1. Проектирование ИИС. Основные этапы построения экспертных систем (идентификация, концептуализация, формализация, реализация, тестирование, опытная эксплуатация). Участники процесса создания ЭС: эксперты, инженеры по знаниям, конечные пользователи. 3.2. Методы извлечения и приобретения знаний. Стратегия извлечения знаний. Стратегия приобретения знаний. Классификация методов извлечения знаний. |
Раздел 4. Гибридные ИС |
4.1. Нейронные сети. Системы интеллектуального анализа данных. Машинное обучение на примерах. Нейронные сети: основные понятия и области применения. Обучение нейронной сети. Алгоритм обратного распространения ошибки. 4.2. Генетические алгоритмы. Гибридные системы. Алгоритм работы генетического алгоритма. Архитектура гибридных интеллектуальных систем |
Практические (семинарские) занятия.
|
|
Таблица 5. Распределение часов на выполнение практических занятий
Номер занятия | Содержание практического занятия |
1 | Концептуально-алгоритмическое мышление (на примере Design Thinking) |
2 | Концептуальное экспериментирование |
3 | Итеративное формулирование постановки задачи |
4 | Когнитивное моделирование в решении задач |
5 | Когнитивно-ориентированный анализ задач |
6 | Иерархический анализ задач |
7 | Мотивационно-целевой анализ задач |
8 | Прикладной когнитивный анализ задач |
Лабораторный практикум
Лабораторные занятия учебным планом направления 09.04.01 Информатика и вычислительная техника (магистерская программа «Информационное и программное обеспечение автоматизированных систем») не предусмотрены
Курсовой проект (работа)
Курсовой проект учебным планом направления 09.04.01 Информатика и вычислительная техника (магистерская программа «Информационное и программное обеспечение автоматизированных систем») не предусмотрены
|
|