Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические (семинарские) занятия.

Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся:

 

                                                                                                             

Трудоемкость освоения дисциплины (модуля) составляет _ 3  ЗЕТ.

По очной форме обучения:

 

Отчетность (семестр)

  Всего учебных занятий по дисциплине (модулю) (в академических часах) 108
Экзамен(ы) 1      
Зачет(ы)     Контактная работа, в т.ч.:  
Курсовой проект     Лекции 8
Курсовая работа     лабораторные  

Контрольная(ые) работа(ы)

 

 

практические (семинарские) 16
   
Реферат(ы)     Самостоятельная работа 57
Эссе     Экзамен(ы) 27
РГР     Зачет(ы)  

 

По заочной форме обучения:

Отчетность (семестр)

  Всего учебных занятий по дисциплине (модулю) (в академических часах) 108
Экзамен(ы) 1      
Зачет(ы)     Контактная работа, в т.ч.:  
Курсовой проект     Лекции 4
Курсовая работа     лабораторные  

Контрольная(ые) работа(ы)

 

 

практические (семинарские) 8
   
Реферат(ы)     Самостоятельная работа 87
Эссе     Экзамен(ы) 9
РГР     Зачет(ы)  

 

 


Язык преподавания

Изучение дисциплины осуществляется на русском языке.

Цели и задачи дисциплины (модуля)

Преподавание дисциплины «Интеллектуальные системы» имеет целью ознакомить магистрантов с областями использования систем управления знаниями (СУЗ) в решении различных задач подготовки принятия решения, корпоративного обучения и проектирования.

К основным задачам относятся: освоение базовых понятий систем управления знаниями; изучение студентами методологии и технологии создания систем управления знаниями (СУЗ); развитие умений в определении архитектуры и общей схемы функционирования, методов организации знаний в проектируемой СУЗ; развитие умений в построении системы целей и карты знаний в конкретной проблемной области, онтологии, отборе и организации источников знаний, разработке технологии доступа к знаниям; получение практических навыков проектирования СУЗ с использованием программных средств моделирования и разработки процессов управления знаниями.

4 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Таблица 1. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю),
 соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Код компетенции Формулировка компетенции Индикаторы достижения компетенции (связанные с данной дисциплиной)
ОПК-4 Обладает владением, по крайней мере, одним из иностранных языков на уровне социального и профессионального общения, способностью применять специальную лексику и профессиональную терминологию языка Знает: английский язык в объеме, позволяющем для текущей профессиональной деятельности разобраться с родственными работами; лексику и терминологию в предметной области «Искусственный Интеллект» Умеет извлекать из Интернета (публикации, отчёты) полезную информацию по вопросам разработки и использования интеллектуальных систем (ИС). Имеет практический опыт в исполнении роли «технического писателя» для документирования и изложения результатов профессиональной деятельности.
ПК-4 Владение существующими методами и алгоритмами проектирования и использования интеллектуальных систем Знает Существующие методы и Алгоритмы решения задач, включающих необходимость их интеллектуализации. Умеет применять и модифицировать методы и алгоритмы решения задач проектирования и использования ИС. Имеет практический опыт решения задач, включающих необходимость интеллектуальной обработки данных.

Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Дисциплина относится к базовой части блока Б1 (Б1.Б.01) Дисциплины (модули).

Содержание дисциплины (модуля), структурированного по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Распределение видов и часов занятий по семестрам

Таблица 2. Бюджет времени с учетом семестром и видов занятий

Вид учебной работы

Количество часов в семестр
по формам обучения

очной очно-заочной заочной
Семестр 1 - 1
Аудиторные занятия, в т.ч.: 24 - 12
- лекции 8 - 4
- лабораторные работы - - -
- практические занятия 16 - 8
- семинары - - -
Контроль самостоятельной работы - - -
Самостоятельная работа, в т.ч.: 57 - 87
- проработка теоретического курса 20 - 30
- курсовая работа (проект) - - -
- расчетно-графические работы - - -
- реферат 24 - 34
- эссе - - -
- подготовка к практическим (семинарским) занятиям, выполнение домашнего задания   13 -   23
- подготовка к выполнению и защите лабораторных работ - - -
- самотестирование - - -
- подготовка к зачету (включая его сдачу) - - -
Самостоятельная работа при подготовке к экзамену, предэкзаменационные консультации и сдача экзамена 27 - 9
Итого 108 - 108
Вид промежуточной аттестации Экзамен - Экзамен

6.2 Тематический план изучения дисциплины

Таблица 3. Тематический план с указанием выделенных академических часов на освоение каждого из разделов

Наименование разделов, тем

Количество часов по очной/очно-заочной/заочной форме обучения

Всего часов

Контактная работа

Самостоятельная работа

Лекции Практические (сем.) занятия Лаборатор­ные работы
1 Раздел 1. Основы интеллектуальных систем 2/-/1 4/-/2 -/-/- 14/-/22 20/-/25
2 Раздел 2. Статика и динамика интеллектуальных систем 2/-/1 4/-/2 -/-/- 14/-/22 20/-/25
3 Раздел 3. Проектирование ИС 2/-/1 4/-/2 -/-/- 14/-/21 20/-/24
4 Раздел 4. Гибридные ИС 2/-/1 4/-/2 -/-/- 15/-/22 21/-/25
5 Самостоятельная работа при подготовке к экзамену, предэкзаменационные консультации и сдача экзамена -/-/- -/-/- -/-/- -/-/- 27/-/9
  Итого часов 8/-/4 16/-/8 -/-/- 57/-/87 108/-/108

Теоретический курс

Таблица 4. Основные вопросы, освещаемые на лекциях

Раздел, тема учебной дисциплины, содержание темы
Раздел 1. Основы интеллектуальных систем
1.1. Понятие и особенности интеллектуальных систем. Исторический обзор исследований в области искусственного интеллекта. Понятие интеллектуальной информационной системы, основные свойства. Области применения и классификация ИИС. 1.2. Знания и данные в информационных системах. Классификация знаний в ИИС. Предметное (фактуальное) и проблемное (операционное) знания. Экспертные системы (ЭС). Составные части экспертной системы: база знаний, механизм вывода, механизмы приобретения и объяснения знаний, интеллектуальный интерфейс.
Раздел 2. Статика и динамика интеллектуальных систем
2.1. Организация базы знаний. Декларативная и процедурная формы представления знаний. Методы представления знаний. Проблемы и основные подходы в приобретении знаний. Особенности статических и динамических экспертных систем. 2.2. Механизмы вывода в ИИС. Логический и эвристический методы рассуждения в ИИС. Рассуждения на основе дедукции, индукции, аналогии. Нечеткий вывод знаний. Немонотонность вывода. Стратегии вывода в ЭС. Представление и обработка неопределенности. ЭС с нечеткой логикой и нечеткий вывод.
Раздел 3. Проектирование ИС
3.1. Проектирование ИИС. Основные этапы построения экспертных систем (идентификация, концептуализация, формализация, реализация, тестирование, опытная эксплуатация). Участники процесса создания ЭС: эксперты, инженеры по знаниям, конечные пользователи. 3.2. Методы извлечения и приобретения знаний. Стратегия извлечения знаний. Стратегия приобретения знаний. Классификация методов извлечения знаний.
Раздел 4. Гибридные ИС
4.1. Нейронные сети. Системы интеллектуального анализа данных. Машинное обучение на примерах. Нейронные сети: основные понятия и области применения. Обучение нейронной сети. Алгоритм обратного распространения ошибки. 4.2. Генетические алгоритмы. Гибридные системы. Алгоритм работы генетического алгоритма. Архитектура гибридных интеллектуальных систем

Практические (семинарские) занятия.

Таблица 5. Распределение часов на выполнение практических занятий

Номер занятия Содержание практического занятия
1 Концептуально-алгоритмическое мышление (на примере Design Thinking)
2 Концептуальное экспериментирование
3 Итеративное формулирование постановки задачи
4 Когнитивное моделирование в решении задач
5 Когнитивно-ориентированный анализ задач
6 Иерархический анализ задач
7 Мотивационно-целевой анализ задач
8 Прикладной когнитивный анализ задач

Лабораторный практикум

Лабораторные занятия учебным планом направления 09.04.01 Информатика и вычислительная техника (магистерская программа «Информационное и программное обеспечение автоматизированных систем») не предусмотрены

Курсовой проект (работа)

Курсовой проект учебным планом направления 09.04.01 Информатика и вычислительная техника (магистерская программа «Информационное и программное обеспечение автоматизированных систем») не предусмотрены

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...