Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды стилистики балетного спектакля

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История балетного искусства»

на тему: Специфика движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля

 

Выполнил студент группы

Ф. И. О.

Проверила преподаватель:

Должность

Ф. И. О.

 

Москва

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….

3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ДВИЖЕНИЙ РУК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛИСТИКИ БАЛЕТНОГО СПЕКТАКЛЯ ………….     4
1.1. Виды стилистики балетного спектакля …………………….. 4
1.2. Общая структура движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля.……………..………….   9
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ДВИЖЕНИЙ РУК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛИСТИКИ БАЛЕТНОГО СПЕКТАКЛЯ С.С. ПРОКОФЬЕВА «КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК» В ПОСТАНОВКЕ Ю.Н. ГРИГОРОВИЧА............................................................     12
2.1. Стилистика балетного спектакля С.С. Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича..........   12
2.2. Структура движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля С.С. Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича …..…     14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...

18

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….….

20

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Балетом является вид искусства, в котором воплощаются средства хореографии в зависимости от стилистики произведения. Балетный спектакль всегда имеет сюжет, идею, тему, драматургическое наполнение, либретто. Танцор балета - актер, который при помощи танца передает взаимоотношение героев, их общение друг с другом, суть происходящего на сцене.

Балет появился в Италии в XVI столетии. В это время хореографические сценки входили как эпизод в музыкальное представление или оперу. Позже уже во Франции, балет уже получает развитие как пышное, возвышенное придворное действо. Первые французские балеты в своей базе имели придворные и народные мелодии и танцы. В спектакле, наряду с музыкальными были и разговорные и драматические сюжеты.

    Актуальность исследования специфики движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля определена основной проблемой хореографии, как культуры радикального изменения оперно-балетных произведений. Например, как писатель пишет роман, оперируя словом; так и балетмейстер, оформляя творческую работу над произведением, формирует некую специфику движений рук в соответствии со стилистикой балетного спектакля.

    Объект исследования: стилистика балетного спектакля.

    Предмет исследования: специфика движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля.

    Цель исследования: изучить специфику движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля.

    Для достижения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:

1. изучить литературу по заданной теме;

2. описать виды стилистики балетного спектакля;

3. определить общую структуру специфики движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля;

4. охарактеризовать стилистику балетного спектакля С.С. Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича;

5. рассмотреть структуру движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля С.С. Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича.

Гипотеза исследования: специфика движений рук напрямую зависит от стилистики балетного спектакля.

Для нашего исследования значение имели работы современных теоретиков и практиков балетно-хореографического искусства: Л.Д. Блок, А.Я. Вагановой, И.Я. Вершиной, В.М. Богданова-Березовского, Р.В. Захарова, Ю.Е. Соколовского, др. Эстетические проблемы формирования пластической культуры балета рассматривали В.В. Ванслов, А.Л. Волынский, П.М. Карп и др.; тему специфики движений рук и правил их исполнения – Н.П. Базарова, В.С. Костровицкая, А.А. Писарев, Н.И. Тарасов и др.

В контексте изучения специфики движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля выделены труды Г.П. Блиновой, Т.И. Баклановой, Е.И. Григорьевой, Е.М. Клюско, Л.И. Михайловой, Е.И. Смирновой, Э.И. Петровой и др. В выше указанных исследованиях рассматриваются направления движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных историков, исследователей балетного искусства, в основу которых положены идеи стилистики балетного искусства и специфики движений актера на сцене.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

СПЕЦИФИКИ ДВИЖЕНИЙ РУК

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛИСТИКИ

 БАЛЕТНОГО СПЕКТАКЛЯ

Виды стилистики балетного спектакля

В период средневековья хореографическое искусство постепенно двигалось вперед. Ограниченный в свободе народ искал веселья в танцах. Именно народные пляски послужили основой для развития придворных танцев, в частности балета.

В период средневековья все острее ощущается разделение между танцами простого народа и танцами аристократии. Придворные танцы представляли собой переработанные и видоизмененные согласно правилам этикета танцы. Попадая в дворцовые залы, они приобретали сдержанность, величавость, замедленность.

Балет – вид искусства, воплощенный в движении средствами хореографии. Согласно стилистическим особенностям балет можно подразделить на несколько видов:

- романтический балет;

- классический балет;

- неоклассический балет;

- современный балет или модерн;

- драмбалет.

Романтический балет нашел свое воплощение в эпоху романтизма в начале и середине XIX века. Многие литографии данного периода склонялись к идее невесомости в балетах романтизма. Например, активно идея невесомости прослеживалась в таких балетах, как «Сильфида», «Жизель». Романтический балет всегда отличался отдельной идентичностью сценариста или автора от хореографа. Так же стилистика романтического балет всегда основывалась на музыке для балета конца XVIII и начала XIX веков [5, c. 86].

Романтические балеты делятся чаще всего на два акта. Первый из них представлен зрителям в свете дня, связан с реальностью. Второй же - в сверхъестественном мире, ночью, где чаще всего происходит трагическое окончание. Романтическая эпоха выделила роль танцора: главный герой женщины – основной компонент и важная часть всего балета. Полное подтверждение романтического балета произошло, когда Филипп Таглиони, отец Марии, создал специально для нее знаменитый балет «Сильфида». Для нее художник Эжен Лами создал легкий костюм, позже ставший эмблемой романтической танцовщицы с именем пачки [5, c. 94].  

Балерина в эпоху романтизма являлась доминантой всего спектакля. Стиль движения для романтических балерин характеризовался мягкими округлыми руками передним наклоном в верхней части тела. В сюжетах многих романтических балетов принимали участие женщины-сильфы, вилисы, призраки, порабощающие сердца и чувства смертных людей, не дававши им жить счастливо в реальном мире.

Костюм романтической танцовщицы – романтическая пачка. Романтический балет в своей стилистике много использует газовое освещение. Газовое освещение позволяет смягчать эффекты и другие тонкости.

В классическом балете движения танцора стремятся к геометрической ясности и выворотности. Самобытность русского исполнительства, который соединил в себе различные европейские способности различных европейских школ привела к созданию знаменитого на весь мир классического русского балета [7, c. 34].

Сценарий классического балета сложно структурирован и подчинен шаблону. Основой языка классического балета является классический танец. Он состоит из пар, которые создают алфавит. Балетная музыка была специальной профессией, требовала особых навыков, знаний, опыта. Музыка балета должна была ясно выражать жестикуляцию персонажей, их эмоциональные движения, обладать четким правильным ритмом, верным размером, длительностью, характером; она должна была быть острой и запоминающейся. А главное — удобной для танцев: учитывать и размечать прыжки, пируэты, позировки [7, c. 49]. Кроме того, писать балеты нужно было быстро — императорский театр работал как фабрика.

Классический балет показывает пирамиду идеального государства, цветущего своей красотой. Именно балерина в классическом балете символизирует фигуру монарха. Классический балет всегда являлся любимым зрелищем императорской фамилии.

Неоклассическим балетом является танец, появившийся в 1920 году, развитие получил в XX веке. Балетмейстером неоклассического балета являлся Джон Баланчин. Взаимодействия Д. Баланчини с Пикассо, Матиссом, Шанель, Дебюсси, Стравинским, Прокофьевым и др. привели к исследованию неоклассицизма с помощью танца. В данном стиле балетного жанра не используются белые трико практики, все чаще используются минимальные наборы и огни. Большие наборы и традиционные пачки бессюжетных и музыкально стимулирующих балетов уступили дорогу простым трико и стадийности произведений. Упрощенный внешний вид в неоклассическом балете помогает танцору плавно передвигаться по сцене и увеличивает количество движений.

Танец модерн или современный балет отрицает многие характерные черты классического танца. Например, выворотность, воздушность прыжков, удлиненность конечностей, танец в пуантах. В модерне танцоры часто используют партерную технику и выступают босиком. В настоящее время классический балет и модерн совместно развиваются. Они комбинируют друг друга, сочетая пластические элементы обоих стилистических направлений.

Основу современного модерна заложили известные американские хореографы Хани Хольм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман. Именно они создали основные положения и понятия современного балета [10, c. 53]. Модерн постоянно трансформируется в пост модерн. Многие хореографы полностью отказались от простого сценического пространства, все чаще вынося на улицу, в парки, на крыши и др., тем самым вовлекая зрителя в театральное действие.

Драмбалет – советская хореодрамма, которая занимала важное положение государственности в период социалистического реализма [12, c. 58]. Расцвет драмбалета начался в период 1930-1950 гг. По форме и содержанию драмбалет представляет собой многоактовые балеты-пьесы. Основным составляющим выразительным средством является пантомима и танец. Основными лидерами стилистического напраления балетной хореографии являлись Л.М. Лавровский, Р.В. Захарова, В. М. Чабукиани. Каждый из них по-своему выражал стилистику драмбалета.

Таким образом, видами балетного спектакля можно назвать романтический балет, классический балет, неоклассический балет, современный балет или модерн, драмбалет. Каждый балетный спектакль по-своему интересен. Романтический балет состоит из двух актов: в свете дня и в свете ночи. Классический балет в своей основе имеет определенную форму, систему движений. В классическом балете солистка символизирует монарха. В неоклассическом балете большие наборы и традиционные пачки бессюжетных и музыкально стимулирующих балетов уступили дорогу простым трико и стадийности произведений. В данном виде балетного спектакля упрощенный внешний вид помогает танцору плавно передвигаться по сцене и увеличивает количество хореографических движений. Современный балет был основан американскими хореографами. Танцоры в современном балете часто используют партерную технику и выступают босиком. Драмбалет явился зрителям в период советского реализма. По форме и содержанию он представляет зрителю такие выразительные средства, как пантомиму и танец. Многоактовые балеты-пьесы составляют основу драмбалета или иначе говоря, советскую хореографию.  

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...