Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Балетного спектакля С.С. Прокофьева

«Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича

Удивительно совершенная хореографическая постановка Ю.Н. Григоровича. Он сам сочинял систему движений для спектакля «Каменный цветок» С.С. Прокофьева. Ю.Н. Григорович весьма тактично соединил хореографию нескольких балетмейстеров классического танца.

Юрий Николаевич в своей постановке активно использовал demi-seconde, en avant, demi-seconde и др. Не упускал он и семь позиций рук французской классической балетной школы. Главные герои пьесы активно использовали первые пять позиций движения рук:

- руки опущены вниз, округлены, ладони направлены вверх;

- руки плавно поднимаются до уровня живота, плечи опущены вниз;

- плавное поднятие рук вверх над головой, кисти сохраняют балетную позицию;

- одна рука на уровне живота, вторая над головой;

- одна рука поднята вверх и сохраняет балетную позицию, а вторая рука прямая и чуть-чуть в стороне от корпуса.

Главные героини балетного спектакля выполняют следующие позиции движения рук:

- плавное поднятие рук вверх и плавное опущение их вниз;

- обе руки разведены в стороны, образуя от локтя до запястья полукруг;

- одна рука остается у корпуса, другая плавно опускается вниз до уровня свободного опущения.

Данила и купец – главные герои балетного спектакля все чаще разводят руки в стороны, образуя от локтя до запястья полукруг. Кроме этого они производят следующие движения рук:

- поднятие округленных рук на уровне диафрагмы;

- на уровне плеч разведенные в сторону руки образуют полукруг;

- поднятие рук над головой помогают главным героям показать направление взгляда и наклон головы.

Port de bras лежит в основе движений рук балетного спектакля «Каменный цветок». По стилистике балетмейстера Ю.Н. Григоровича руки, ноги и корпус воспитываются в отдельности особыми упражнениями; развивается мускулатура ног, манера держать корпус, но только правильное нахождение своего места для рук завершает художественный облик танцовщицы спектакля и дает полную гармонию танцу, голова окончательно отделывает его, дает красоту всему рисунку, а завершает его взгляд. Поворот головы, направление взгляда играют решающую роль в облике каждого arabesque, attitude и всякой другой позы.

Port de bras — это наиболее трудная часть танца, которая требует большой работы и заботы. Умение управлять руками сразу обнаруживает хорошую школу главных героев балетного спектакля.

Кисть руки Катерины находится на уровне сгиба руки в локте, она ее поддерживает и не слишком сгибает, — иначе линия будет сломлена. В балетном спектакле наблюдается чрезмерное вытягивание кистей рук, которое дает напряженную жесткую линию в движении Катерины.

Локти рук Хозяйка Медной горы поддерживает, а пальцы держит соединенными в указанной группировке. Она не допускает оттягивания большого пальца. Плечи держит опущенными и неподвижными.

Чтобы позиции рук и port de bras казались непринужденными главные героини балетного спектакля каждое движение рук совершают через первую позицию.

Когда руки придут на вторую позицию, главные героини раскрывают кисти, делая спокойный, глубокий, но не утрированный вздох (не поднимать плеч). После этого они поворачивают кисти ладонью вниз и с выдохом плавно опускают их вниз, позволяя пальцам слегка мягко и непринужденно отставать.  

У Данилы в спектакле голова склоняется налево, когда руки идет на первую позицию, взгляд устремляется на кисти. Когда же руки мастера движутся на третью позицию, голова находится в прямом положении. После чего руки раскрываются, голова поворачивается и отклоняется направо.

У каждого актера взгляд везде следует за кистями рук. Следовательно, участвуют в движении мускулы лица. При окончании движения направление головы снова повернуто прямо.

При исполнении небольших танцевальных движений allegro или adagio, то есть при маленьких позах, руки не поднимаются высоко. Таким образом производилось движение рук купца на всем протяжении балетного спектакля. Только при больших позах руки на полной высоте. Это принимается актером во внимание даже при маленьких adagio и allegro, чтобы не получить игры рук за счет движения ног.

Таким образом, специфика движения рук актеров балетного спектакля «Каменный цветок» была подобрана балетмейстером Н.Ю. Григоровичем на основе собственного опыта. Его творческое амплуа совершенно четко показало зрителям прямую зависимость движения рук от стилистики балетного спектакля. В основе спектакля был положен классический балет с включенными сюжетами народных танцев. Главные герои балетного спектакля активно применяли в своей роли следующие классические элементы движения рук, послужившие прямой зависимостью движения рук и стилистики балетного спектакля: опущение рук вниз, направление ладоней направлены вверх; понятие рук вверх до уровня живота, в свою очередь, опущение плеч вниз; нахождение одной руки на уровне живота, а другой над головой.

Практическая часть курсовой работы повествует о том, что балетный спектакль «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича отличается целостностью и живописностью. Одновременно данный спектакль уподобляется классическому стилю балетного спектакля, соединенному с драматургией сказа П. Бажова. В своей постановке балетмейстер активно использует demi-seconde, en avant, demi-seconde и др. Главные герои все чаще принимают несколько позиций движений рук, показывающих стилистику произведения: опущение рук вниз ладонями вверх, поднятие рук до уровня живота, направление рук на уровне живота и над головой, плавное поднятие рук вверх и плавное опущение рук вниз и т.п. позиции. Данная характеристика балетного спектакля показала автору курсовой работы о том, что движение рук напрямую зависит от стилистики балетного спектакля. Балетмейстер в произведении выбирает именно те движения, которые необходимо исполнить актерам для повествования решающей роли облика персонажа. Движение рук и головы всегда происходит совместно, таким образом проявляется специфические составляющие произведения в движении мимики лица.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Балетные спектакли классического наследия служат одной из основополагающими ценностями отечественной и мировой театральной культуры балетного искусства. Особенное место среди них принадлежит постановкам, созданным в конце XIX века на петербургской сцене балетмейстерами М.И. Петипа и Л. И. Ивановым и др. – «Спящей красавице», «Лебединому озеру», «Сказ о каменном цветке», «Раймонде» и ряду других.

Эти шедевры до сих пор сохраняют силу непосредственного художественного воздействия на зрителя. Они и поныне служат высшей школой исполнительского мастерства, проходя ступени которой совершенствуют свое искусство движения рук в зависимости от стилистики балетного спектакля.

Цель исследования была нами достигнута. Мы изучили специфику движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля на примере С.С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке».

Для достижения цели исследования нами были решены следующие задачи:

1. изучить литературу по заданной теме;

2. описать виды стилистики балетного спектакля;

3. определить общую структуру специфики движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля;

4. охарактеризовать стилистику балетного спектакля С.С. Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича;

5. рассмотреть структуру движений рук в зависимости от стилистики балетного спектакля С.С. Прокофьева «Каменный цветок» в постановке Ю.Н. Григоровича.

Гипотеза исследования нашла свое подтверждение: специфика движений рук напрямую зависит от стилистики балетного спектакля.

Основой хореографического решения спектакля в постановке Ю.Н. Григоровича «Каменный цветок» явился классический танец, связанный с драматической составляющей спектакля. Элементы пантомимы танцевальных систем были включены в систему спектакля, имевшую действенный характер. Ю.Н. Григорович в своей постановке дает образ торжественного шествия не как в балетах прошлого периода. Он показывает ярмарку в танце. Ю.Н. Григорович кордебалет использует не только для изображения на сцене толпы людей, но и как эмоциональное дополнение к танцу солистов.

Специфика движения рук актеров балетного спектакля «Каменный цветок» была подобрана балетмейстером на основе собственного опыта. Его творческое амплуа совершенно четко показало зрителям прямую зависимость движения рук от стилистики балетного спектакля.

Юрий Николаевич в своей постановке активно использовал demi-seconde, en avant, demi-seconde и др. Не упускал он и семь позиций рук французской классической балетной школы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...