Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «30 апреля – День пожарной охраны. История Нижегородской пожарной охраны. Силы и средства МЧС России. Правила пожарной безопасности».

Дорогие ребята!

30 апреля – День пожарной охраны России.

История пожарного дела в России насчитывает не один век.Пожары на Руси были издавна одним из самых тяжких бедствий. В летописях они упоминаются и как одно из мощных орудий борьбы с врагами.

Много опасностей таил огонь и при его использовании в мирное время. Печей тогда не было, огонь разводили в яме прямо в доме, причем дым выходил наружу через отверстие, сделанное в соломенной крыше. При пожаре никто не принимал мер по его тушению - спасали только детей, имущество. Огонь распространялся от дома к дому и прекращался только тогда, когда все вокруг выгорало. Крупные пожары оставили след в истории многих городов.

В 1649 году на Руси принимаются два документа, имеющие непосредственное отношение к пожарному делу. Первый из них - "Наказ о градском благочинии", подписанный царственной рукой 30 апреля. Он предписывал всем состоятельным людям держать во дворе медные водоливные трубы и деревянные ведра. В "Наказе" также специально оговаривалось и время приготовления пищи - "с первого часу дни до четырех часов дни".

Второй документ - "Уложение царя Алексея Михайловича". В нем также имелся ряд статей, регламентирующих правила обращения с огнем. "Уложение" вводило уголовную ответственность за поджоги и устанавливало различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом.

В 1670 и 1680 гг. выходят новые постановления. В них подтверждаются все положения по пожарной безопасности, принятые ранее. С принятием "Уложения" были заложены и осуществлены первые организационные меры предупреждения и тушения пожаров.

В 1221 году владимирским князем Юрием Всеволодовичем был основан Ниже-Новый Град,после успешного похода на ВолжскуюБулгарию. Город стал важнейшим торговым и ремесленным центром в Поволжье.

Уже в 1229 году Нижний Новгород сгорел полностью и выгорал полностью или частично каждые 10-12 лет. Когда пожар истреблял 2-3 десятка дворов, о нем жители много не говорили. Только тот пожар считался большим и оставлял о себе память, когда огнем истреблялось, по крайней мере, несколько сотен или тысяч дворов. Семнадцать раз за историю города подступали к Нижнему враги и не раз разоряли его.

Но город снова и снова отстраивался. А в далеком 1509 году начал возводиться каменный кремль, который бы не взял ни огонь, ни злой враг.

 

В ночь с 3 на 4 июля 1530 года около Рождественского ручья загорелся Нижний Посад. Пламя перебросилось к Кремлю и загорелась крыша Ивановской башни, в которой хранился запас пороха. Башня взорвалась, запылали улицы Кремля, сгорело множество домов, церквей, всего около тысячи различных строений.

Очередной пожар начался в Нижнем 28 июля 1768 года в кабаке у Окской переправы в Кунавине. В результате выгорела значительна часть Нижнего Посада- 10 каменных церквей, 5 амбаров с хлебом, 5 кабаков и винный государственный склад с 3374 ведрами вина, здание магистрата, 445 лавок и 378 домов. Убыток от пожара был подсчитан в сумме 126 тысяч рублей.

После рассмотрения в сенате губернаторского рапорта и приложенного к нему плана погоревших мест, последовал Указ, предписывающий «самым наилучшим образом сей погоревший город в безопасность привести». Менее 10 месяцев потребовалось архитектору А.В.Квасову на составление проекта по городской планировке Н.Новгорода, утвержденного Екатериной II в апреле 1770 года. В ней впервые были предусмотрены меры, направленные на повышение пожарной безопасности города: “чтобы каждый деревянный дом не был более 12 сажен (25,5 м) и не ближе одно от другого строения было 5 сажен (10,65 м)” - что близко к современным противопожарным нормам застройки.

В 1818 году правительство предписало губернским начальникам разделить город на части и кварталы и в каждой части иметь точное количество пожарных инструментов, обоза, людей и лошадей в полном ведении полиции.

Архивы не сохранили точных дат и сроков введения в строй пожарных частей, известно только, что в 1851 году в Нижнем уже были три пожарных части, которые имели свои сигналы и располагались в следующих местах города - 1-я Рождественнская пожарная часть располагалась на Новобазарной площади (ныне пл.Горького), 2-я Рождественнская пожарная часть находилась на Старосенной площади, на Большой Печерке (ныне улБ.Печерская), 3-я Рождественнская пожарная часть в Кремле.

В историческом формуляре одной из частей города записано: “Отцы города” обратились с ходатайством о помощи городу в постройке специального здания пожарной части.

В 1862 году все команды были объединены под единым руководством, для чего была утверждена должность брандмайора. Первым нижегородским брандмайором стал Степан Михайлович Чапин. 42 года возглавлял он пожарное дело в Нижнем. Затем его дело продолжил его сын - Тихон Степанович Чапин.

В первые годы существования Нижегородской Ярмарки, одним из первых встал вопрос об охране ее от огня. Для этого были предприняты конкретные меры. На том месте, где Московская улица поворачивала, уходя к Московскому вокзалу, высилось ярмарочное пожарное депо - здание с мотивами шотландской архитектуры. С разрешения брандмейстера можно было, преодолев 165 ступеней, подняться наверх башни, чтобы полюбоваться открывающимся с высоты видом на ярмарку, на Оку, на город. Отсюда и сделал М.П.Дмитриев свои панорамы ярмарки с Александро-Невской улицы.

Немногим позднее, в 1864 году, была образована 4-я Макарьевская часть на стыке Ярмарки, Кунавина и Гордеевки, не входившая в состав городской пожарной команды и содержавшаяся на средства ярмарочного комитета. А в 1894 году, к началу Всероссийской промышленной выставки, которая проходила в Нижнем в 1896 году была образована 5-я Выставочная пожарная часть для охраны I-ой Российской промышленной выставки.

В преддверии этой выставки была также проведена реконструкция нижегородского водопровода. Были построены линии специального пожарного водопровода с собственными напорными резервуарами на случай аварии городской системы. Давление воды в противопожарной сети было настолько высоким, что струя воды легко достигала крыши одного из самых высоких зданий на Большой Покровке - драматического театра. Противопожарный водопровод для Нижнего Новгорода был просто жизненно необходим.

Пожарные части города до 1904 года подчинялись полицейскому управлению, а с 1904 года перешли в ведение Городского общественного самоуправления.

17 апреля 1918 года Декретом “Об организации государственных мер борьбы с огнем” пожарная охрана вошла в комиссариат по делам страхования и борьбы с огнем.

В 1920 году пожарное дело было признано относящимся к службе общественного порядка. Совнарком отделяет пожарное дело от страхового и сосредотачивает его в НКВД.

В 1928 году с созданием “большого” Н.Новгорода (Сормово и Канавино были включены в состав города), Сормовская и Канавинская пожарные команды стали непосредственно подчиняться УПО города.

18 июня 1930 года секретариат Нижегородского крайисполкома санкционировал организацию Нижегородской окружной комиссии по борьбе с пожарами.

2 января 1931 года решением крайисполкома произошло объединение УПО Нижегородского края с УПО г.Н.Новгорода.

В 1936 году в г.Горьком было уже 6 пожарных частей, практически в каждом районе города была своя пожарная часть.

В конце 30-х годов в Горьковской области был проведен ряд организационных мероприятий, направленных на усиление противопожарной защиты городов и сел. Были военизированы пожарные команды крупных предприятий г.Горького, таких как машиностроительный, автомобильный, авиационный заводы, Балахнинский бумагоделательный комбинат, а также объекты г.Дзержинска - “Оргстекло”, “Корунд”, “Капролоктам”, Игумновская ТЭЦ.

В 1943 году были военизированы все городские пожарные команды по охране районов г.Горького.

Личный состав пожарных команд в годы Великой Отечественной войны 1941-45 г.г. занимался не только борьбой с огнем, но и в свободное от службы время помогал предприятиям отгружать промышленную продукцию, необходимую для фронта. Кроме того, вместе с рабочими заводов личный состав работал на строительстве линий обороны. Так, начальник политотдела пожарной охраны УНКВД Горьковской области Вылегжанин Н.Н. возглавлял строительство одного из оборонительных рубежей города в качестве прораба.

15 сотрудников Горьковского УПО, погибли при тушении пожаров во время вражеских бомбардировок оборонных заводов.

В послевоенное время пожарная охрана активно включилась в восстановление предприятий и жилого фонда города, и выполняла свои непосредственные функции по тушению и предупреждению пожаров.

Пожарная техника прошла достаточно долгий путь эволюции – от простейшего парового насоса до совершенного пожарного автомобиля с бензиновым двигателем. И этот путь измерялся не одним десятилетием.

Пожарная охрана дореволюционной России оснащалась в основном ручными пожарными поршневыми насосами, устанавливаемыми на конных обозах. К 1914 г. было 6020 поршневых насосов и 120 паровых пожарных труб (насосов).Мощность паровых насосов была 11-30 кВт. Это позволяло при напоре до 15 м обеспечивать подачу воды 750-2250 л/мин. В 1917 г. в стране было около 10 пожарных автомобилей.

Середина XIX века была ознаменована первой попыткой создания паровой машины, которая оказалась успешной. Она обслуживалась, как правило, двумя специалистами и внешне напоминала паровоз. Невысокая скорость не позволяла пока еще паромобилю прибывать на место тушения раньше конных экипажей.

К концу XIX столетия во многих городах Европы паромобиль занял достойное место в пожарных частях, значительно потеснив гужевой транспорт. Примечательно, что способ применения техники, использующей энергию пара, далеко не ограничивался всего лишь доставкой парового насоса –паромобили стали перевозить пожарный расчет и автолестницу. Внешний вид первых паромобилей на рубеже веков напоминал вид привычных конных экипажей: диаметр передних колес был меньше задних, а машинист подобно кучеру восседал на широких козлах.

Если в Европе предпочтение уже отдавали паровым самоходам, то на просторах Российской империи огнеборцы по-прежнему пользовались конной тягой для быстрого прибытия на пожар. Возможно, немаловажную роль в этом наряду с другими причинами играло бездорожье.

Автомобиль АМО-Ф-15

В период социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства (1926-1932 гг.) в стране начато планомерное произ­водство пожарных автонасосов. Первой такой машиной был автонасос АМО-Ф-15.

Технические характеристики пожарного автомобиля АМО-Ф-15: Экипаж– 8 чел. Максимальная скорость– 50 км/ч. Двигатель– 4-х тактный, 4-х цилиндровый. Мощность двигателя– 35 л.с.Подача насоса– 600 л/мин. Глубина забора воды– 7 метров. Дальность струи– 30 м. Количество стволов– 2.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...