Общесоциальные принципы бытия. как основа онтологических принципов и методов журналистики
Общесоциальные принципы бытия как основа онтологических принципов и методов журналистики
Как было сказано выше, существуют разные уровни структурности бытия, и последнему из них – социальной действительности журналистика уделяет наибольшее внимание. На этом структурном уровне материи действуют дополнительно к вышеназванным свои онтологические принципы, обуславливающие функционирование и развитие социума. Их изучением занимается, прежде всего, социальная философия. Ее предметом, по определению В. Конева, является «разработка онтологий (возможных видений) человеческого мира, которые становятся методологическим основанием исследования человеческого бытия». [9] Иными словами говоря, социальная философия дает возможность определить, что именно и как можно анализировать в жизни социума. На основе принципов, сформулированных социальной философией, аналогично формулируются онтологические принципы журналистики, реализуемые в ее практике, при отражении и анализе в ее произведениях социальных явлений и процессов. Рассуждая о сущности феномена «человеческое общество», философы подчеркивают, что общество как целостная система имеет три составляющих, гармонично дополняющих друг друга. Соблюдение принципа гармонии природного и социо-культурного начала общества, их сбалансированность есть необходимое условие, то есть принцип, общественного бытия. Прежде всего, исследователи подчеркивают связь общества с природным миром, причем не только внешнюю, но и внутреннюю. Внешнее взаимодействие природы и общества – процесс противоречивый. С одной стороны, природа – источник и условие жизни человека, с другой, она созидательна по отношению к самой себе и потому обладает защитной сопротивляемостью. Общество тоже ведет себя неоднозначно. Оно вмешивается в природные процессы, разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, но вместе с тем и созидает новые. Безграничны возможности природы, но и безграничны потребности людей, поэтому на каждом этапе взаимодействия природа сопротивляется воздействию общества, диктуя ему необходимость соблюдать взаимоприемлемые принципы сосуществования. Естествоиспытатель В. И. Вернадский выдвинул идею о формировании ноосферы, как некой общей сферы природы и человеческого разума. Современные ученые сформулировали совокупность ноосферных принципов развития, реализация которых обеспечит бытие, неразрушительное для природной среды и приемлемое для человеческого сообщества. Пропаганда их практического применения и контроль над этим процессом становятся чрезвычайно важными для жизни людей. И журналистика, реализуя методы пропаганды и общественного контроля, может оказать в этом деле неоценимую услугу как самая массовая информационно-коммуникативная система. Способствуя сохранению среды обитания людей, журналистика способствует и сохранению себя как социального института со всей совокупностью своих функций.
Существует и внутренняя связь общества с природным миром. По выражению И. Канта, «Природа в самом общем смысле слова есть существование вещей, подчиненное законам». [10] Человек в процессе трудовой деятельности рассматривается К. Марксом именно как «предмет природы, вещь, хотя и живая, сознательная вещь», [11] безусловно, подчиняющаяся природным законам. Причем, природное начало в человеке и в обществе, проявляет себя очень мощно и серьезно влияет на личное и общественное бытие. Попытки его игнорировать приводят к существенным искажениям представлений о сущности человеческого общества.
Природное начало присутствует и в любой материальной вещи, сделанной человеком, потому что все создается из природного вещества. Кроме того, природа предстает как всеобщее условие и предмет человеческого труда. К. Маркс подчеркивал: «Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа». [12] Иными словами говоря, человек в своей производственной деятельности не может делать что-либо против природы, а это, несомненно, свидетельствует о том, что природа с ее законами присутствует в жизнедеятельности человека не как некое внешнее условие, а как внутреннее, неотъемлемо присущее ему качество. Природное проявляет себя и в социальной сфере общества. Оно лежит в основе семьи, главная функция которой – продление рода. Расовое деление общества тоже выступает как природная дифференциация людей. Естественно-природная основа есть и в национально-этническом, и даже в классово-групповом разделении людей. В духовной сфере жизни человека и общества природное выступает как объект духового освоения и творчества. Таким образом, природное начало, имманентно присущее человеку и всем сферам его деятельности, а, значит, и обществу в целом, его и называют одним из трех составляющих сущности индивида и социума. Другая составляющая сущности общества – это его культура. Общество как мир культуры представляет собой такие социальные механизмы, которые обеспечивают возможности для развития человека в направлении должного идеала, способствуют как можно более полной реализации его сущности в соответствии с высшими, всеобщими духовно-нравственными принципами. Пропаганда этих принципов и общественный контроль над их практической реализацией – таковы методы журналистской деятельности, в процессе реализации духовно-нравственных принципов как культурной составляющей сущности общества и человека. И, наконец, третье сущностное начало человеческого общества - мир, сотворенный самим человеком, так называемая вторая природа. Человек благодаря труду переносит свои качества на созданные им предметы, перевоплощается в них. Так он продолжает себя в продуктах своей жизнедеятельности. А вещи, впитав в себя суть их создателя, обретают широкий спектр социальных значений. Человек создает не только материальные, но и духовные ценности. Он создает организационно-управленческие структуры и процессы, формирует отношения. Весь созданный обществом мир представляет собой проявленную в реальных формах человеческую духовность.
«Если представить общество как сложную, развивающуюся, непрерывно пульсирующую систему самых разнообразных связей и отношений людей, как реальную совокупность общественных отношений, - а это вполне научно обоснованное представление, ибо реальный мир людей – это мир их отношений, - пишет исследователь общих проблем социальной философии, доктор философских наук, профессор В. С. Барулин, - то в таком случае вся совокупность вещей, созданных человеком, социальных предметностей, организационных форм и т. д., все множество движений, процессов, свойственных этим вещам, предстанут ничем иным, как воплощением общественных отношений, моментами этих отношений, его звеньями и фрагментами». [13] Таким образом, созданный человеком мир, должен твориться в соответствии с природными и одновременно культурными принципами бытия, то есть представлять собой меру их сочетания. Общий же принцип гармонии предполагает сбалансированное существование и развитие в человеке и обществе природного, деятельностно сотворенного и культурного начала. История советского времени, например, демонстрирует явную недооценку природного начала человека, а современность игнорирует культурные ориентиры. Журналистика в качестве массово-информационной деятельности, реализующая и в своем функционировании, и в своих произведениях, онтологический принцип гармонии природного и социо-культурного начала общества, проявляющийся через высшие, всеобщие духовно-нравственные принципы, а также совокупность ноосферных принципов, безусловно, может способствовать устойчивому развитию общественного бытия. При этом методами ее деятельности будет пропаганда данных принципов и общественный контроль над их практической реализацией.
Размышляя далее о принципах социального бытия как целостности, мы акцентируем внимание на том, что в основе существования человека и любого объединения людей лежит действие, причем осмысленное. Субстанциональным началом всего социального мира называет В. Конев «способность быть в ситуации осмысленного действия». [14] «Человек «с самого начала» помещен в смысл… он (смысл – авт. ) неотъемлем от социальности как таковой», - подчеркивает исследователь. Рассматривая общество как целостное явление В. С. Барулин, наряду с системным подходом, использует субъективно-деятельностный подход, в рамках которого ставится задача выявления человеческого смысла истории. [15] Очевидно, можно сформулировать телеологический (смыслообразующий) принцип как онтологический принцип социального бытия. Действительно, весьма важно определить смысл любого социального явления для его полноценного и продуктивного анализа и в журналистском произведении. И, разумеется, свой онтологический смысл, называемый миссией, есть и у журналистики как системы. Социальная система, как и любая другая, существует в пространстве и во времени. Пространственные и временные принципы ее существования отличаются от таковых, реализуемых в неорганическом мире и мире живой природы. Пространство для вещи – это ее форма и место расположения среди других предметов. Пространство живого существа – это его собственные размеры и территория, благоприятная для его обитания. Пространство человека – это то же пространство живого существа, но только такого существа, действия которого осмыслены. И тут, кроме обычных внешних физических характеристик у пространства появляется некая внутренняя характеристика, обозначающая его отличие от окружения и в связи с этим его значимость. Таким образом, принцип пространственного существования социума заключается в единстве внешних и внутренних характеристик социального пространства. Отсюда очевиден и метод пространственной характеристики социума. Так, например, нация как совокупность людей должна быть охарактеризована не только местом проживания (внешняя характеристика пространства), но и особенностями менталитета, своеобразием культуры (внутренняя характеристика), а также ее местом и ролью среди других наций. Пространственные характеристики человека – это тоже не только его размеры, но и характеристики его внутреннего мира, а также его социальный статус, то есть его значимое место в социуме. Журналист не может игнорировать данный принцип социального бытия, и принцип единства внешних (территориальных) и внутренних (духовных) характеристик социального пространства становится онтологическим требованием в его творческом отражении явлений действительности с точки зрения их интегрирования в общее социальное пространство.
Аналогично обстоит дело и с понятием социального времени. Время в неорганическом мире – это мера движения. В органическом мире время – не просто счет последовательных моментов в бесконечном процессе движения, здесь время измеряет жизнь организма. Каждый организм стремиться продлить свою жизнь, для чего и осуществляет различные действия по самосохранению, то есть продлению времени. Так действие становится источником и мерой времени. В социальном мире результатом действия является событие. Именно событие и их последовательная связь свидетельствуют о течении времени и одновременно порождают его. Но событие не совершается одномоментно, оно представляет собой процесс длинною от цели до результата. Именно поэтому социальное настоящее – это целенаправленный результативный процесс. Прошлое в социальном времени является лишь следами в настоящем, а будущее – это еще нереализованные, новые цели, вытекающие из настоящего. Так осуществляется связь времен, и эта единая цепочка времени (исторический процесс) превращается в вечность. При этом вечность понимается не столько как количественно беспредельно длящееся время, сколько как сосредоточие ценностных достижений, результатов всех трех времен: ценное из прошлого переходит в настоящее, которое длится во имя достижения поставленных целей, порождающих новые цели для будущего. «Вечность есть способность человека постоянно открывать, создавать, держать настоящее», - пишет В. Конев. [16] Таким образом, социальное время – это состояние деятельности, смена одного результата другим. Праздная жизнь не дает результата, а значит, не продляет времени. Чтобы жить, временем нужно овладеть, то есть продуктивно использовать настоящее, полностью отдаваясь тому делу, которое ты совершаешь сейчас. Такое понимание социального времени позволяет сформулировать принцип историзма как онтологический принцип социальной действительности и порождаемый им метод исторического подхода к анализу социальной жизни. Реализация такого принципа и метода журналистом в своем творчестве обеспечивает долгую жизнь его произведениям в силу их ценностного содержания. Именно поэтому мы и можем назвать данный принцип онтологическим принципом журналистики. Человек – элемент системы общества, но элемент индивидуальный, единичный в своем качестве, неповторимый. Однако он не может существовать в отрыве от других индивидуальностей, ему требуется со-бытие с другими единичностями, требуется со-общество, без которого невозможно само проявление его эксклюзивности. Социальное бытие, таким образом, есть соединение единичностей (субъективного) в целое (объективное). Такое единство закономерно для функционирования социальных систем. Но отличие социальных законов от природных заключается в том, что элементы системы (индивиды) не движутся, а действуют, то есть придают своему движению субъективные цели и формы. Однако с другой стороны, для их осуществления используются наличные средства, предметы и объективно существующие условия действия, определяемые уже не субъектом, а окружающим его миром, и он не может не подчиняться этим условиям. Достижение результата действия, а, значит, и само существование индивида и социума возможно только при коррелировании (взаимном регулировании) субъективного и объективного начал. Принцип диалектического единства субъективного и объективного начала общества – есть онтологический принцип существования социальных систем. А изучение действительности с точки зрения этого принципа предполагает использование метода коррелирования (взаимной увязки) субъективного и объективного начал. Принято выделять четыре социетальные сферы совместной деятельности людей: производственно-экономическую, политическую, социальную и духовную. В каждой из них действуют свои социальные законы – внешний по отношению к человеку, объективный порядок, непременные условия, в которые вписывается субъективная инициатива. Особенно сильны социальные условия в сферах деятельности, связанных с получением материальных продуктов, необходимых для существования человека. Внешние объективные принципы функционирования различных сфер деятельности изучаются соответствующими науками и их методами: политологией, экономикой, социологией, этикой и т. п. И не случайно в университетской образовательной программе журналистов, занимающихся социальным анализом, присутствуют данные дисциплины. Однако необходимо подчеркнуть, что само понятие социального порядка, социальной закономерности представляет собой парадокс, который, как объясняет В. Конев, «заключается в том, что, действуя как будто порядок уже есть и требует своего соблюдения, действующий индивид тем самым делает порядок действительным, соблюдает его. Социальный мир не может существовать, если такого исходного начала, такого априористического перфекта (формы совершения a priori) в структуре действия человека нет. Такова онтологическая характеристика человеческого действия». [17] Объективная закономерность, таким образом, изначально понимается или угадывается интуитивно действующим индивидом и только в этом случае субъективное способно действовать, подтверждая своим действием самую закономерность. Но именно субъективное начало вносит нечто новое в существующий мир, развивает его. Это происходит потому, что сама по себе постановка цели действия индивидом говорит о его неудовлетворенности существующим и намерениях изменить его. Отрицательная оценка наличного бытия принуждает к формулированию цели, которая затем детерминирует действие. Цель порождается не ситуацией, а субъектом, и потому его действия являются свободными. Человек добровольно, свободно совершает действия, которые сам для себя осознает как свой долг. Иммануил Кант говорил о существовании у человека особого внутреннего нравственного закона (принципа) – его долга, который является способом проявления его единственности и позволяет ему занять свое определенное место в мире. Человек с его индивидуальностью вносит изменения в окружающий мир через свое свободное, творческое действие и тем самым утверждает новый социальный порядок, который для всех, включая его творца, становится объективным условием всех последующих действий. Иными словами говоря, свобода действия непременно порождает ответственность, которую налагает на человека новый, им же сотворенный социальный порядок. Так осуществляется принцип диалектического единства свободы и ответственности, обеспечивающий в свою очередь единство объективного и субъективного начал общества как системы. Методом реализации данного принципа будет метод коррелирования (взаимоувязки) степени свободы и степени ответственности. Итак, диалектическое единство субъективного и объективного начал в социальном бытии обеспечивается одновременным подчинением субъекта как внешним объективным законам, так и внутреннему нравственному закону долга. Это единство реализуется в свободном действии ответственного индивида. Раскрытие такой взаимосвязи и есть метод анализа социального явления с точки зрения его объективно-субъективной природы. Отражая подобным образом жизнедеятельность общества и его членов в своих произведениях, журналист реализует свою профессиональную миссию, которая как раз и заключается в том, чтобы информационно способствовать жизнеобеспечению и развитию жизнедеятельности как общества в целом, так и человека в частности. Проанализировав онтологические принципы социального бытия как целостной системы, мы сформулировали вытекающий из них ряд онтологических принципов журналистики, реализуемых самой журналистикой как системой и одновременно подсистемой общества, а также реализуемых при отражении процессов социальной жизни в журналистских текстах. Из данных принципов вытекают соответствующие методы социального анализа, использование которых необходимо журналисту в процессе его изучения жизни социума. Совокупность онтологических принципов журналистики, вытекающих из онтологических принципов социального бытия, может быть представлена следующей схемой.
Рис. 2 Взаимосвязь онтологических принципов журналистики, вытекающих из принципов социального бытия как целостной системы. Поскольку общество как система является подсистемой всего мироздания, то оно как структурная составляющая, естественно, подчиняется всем принципам функционирования системы, в состав которой она входит. Проявление действия общих принципов бытия видно уже при формулировании принципов жизни общества. Например, именно принцип системности позволяет говорить о трех составляющих началах общества: природном, социальном и культурном и формулировать принцип их гармоничного сочетания. Принцип развития диктует необходимость рассмотрения изменений, происходящих в жизни общества, что дает основания с учетом особенностей социальной жизни сформулировать принцип историзма. Таким образом, сама журналистика как подсистема общества функционирует в соответствии с онтологическими принципами бытия и социума и для журналиста становится необходимостью осуществлять анализ отражаемых им явлений в соответствии с требованиями тех же принципов, используя при этом соответствующие методы. Именно поэтому мы и определили названные принципы как собственно онтологические принципы журналистики. Далее, обозначив их систему и их структурную взаимосвязь, мы приступаем к более подробному рассмотрению каждого из них.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|