Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основная литература. Дополнительная литература. Практическое задание. Вопросы для самоконтроля. Терминология. Характеристика элементов и процессов системы «Журналистика»




Основная литература

1. Алексеев, П. В. Философия: Учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Изд-во Проспект, 1996. – 504 с. - С. 360-376 (Глава XVI, п. 1-4).

2. Ахмадулин, Е. В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие / Е. В. Ахмадулин. – М. : ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: издательский центр МарТ, 2006. – С. 80-94, 133-204.

3. Мрочко, Л. В. Теория и практика массовой информации: учебное пособие / Л. В. Мрочко. – М. : Флинта: МПСИ, 2006. – С. 162-185.

4. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: учебник для студентов вузов / С. Г. Корконосенко. – 2 изд., и доп. – М. : Аспект Пресс, 2009. – 318 с. – С. 163-181 (Аудитория СМИ).

5. Прохоров Е. П. Исследуя журналистику /Е. П. Прохоров. – М.: РИП-холдинг, 2005. – 202 с. – С. 61-63, 86-94.

6. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник / Е. П. Прохоров. - М. : Аспект Пресс; Изд-во МГУ, 2002. – с. 322. с. - С. 6-13; 208-241.

7. Свитич, Л. Г. Феномен журнализма / Л. Г. Свитич / Под ред. Я. Н. Засурского. – М. : Икар, 2000. – 252 с. - С. 191-213.

 

Дополнительная литература

1. Капица, С. П. Синергетика и прогнозы будущего / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. – 2-е изд. – М. : Эдиториал УРСС, 2001 – 288 с.

2. Новосельцев, В. И. Системный анализ: современные концепции / В. И. Новосельцев, изд. второе, испр. И доп. – Воронеж: Изд-во Кварта, 2003. – 360 с.

3. Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. – Пер. с анг. – М. : Эдиториал УРСС, 2000. – 312 с.

4. Рубинов, А. З. Секреты журналистики / А. З. Рубинов, В. Я. Басков – М. : Изд-во Икар, 2008. – 382 с.

5. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин, пер. с англ., вст. Статья В. В. Сапова. – М. : Астрель, 2006. – 1124 с.

6. Шкондин, М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога / М. В. Шкондин. – М. : Пульс, 2002. – 120 с.

 

Практическое задание

Проанализируйте реальную проблемную ситуацию (или уже написанный журналистский текст) по плану, приведенному в конце лекции.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое система, структура системы, элемент системы, подсистема, уровень, интеративный цикл?

2. От чего зависит качества системы?

3. От чего зависит устойчивость системы?

4. Что такое элементарный, структурный и функциональный анализ системы?

5. Назовите и охарактеризуйте все элементы системы «Журналистика».

6. Каковы признаки системности у системы СМИ (по Шкондину)?

7. Что такое стратификация системы? Какова стратификация системы «Журналистика»?

8. Какова структура системы «Журналистика»?

9. Что такое процесс?

10. Каковы составляющие процесса и критерии его характеристики (по Сорокину)?

11. Опишите последовательно все процессы, происходящие в системе «Журналистика».

12.  Каковы связи системы на внешнем, функциональном уровне?

13. Что такое тип системы?

14. Охарактеризуйте журналистику как целостную органическую систему.

15. Какой системой является журналистика: биологической, социальной, биосоциальной?

16. Является ли журналистика развивающейся системой?

17. Можно ли сказать, что журналистика - открытая система?

18. Что такое системный подход и системный анализ?

19. Каковы признаки системных проблем?

20.  Каковы признаки системы, на основе которых формируется процедура системного подхода к анализу систем?

21. Опишите алгоритм системного анализа проблемной социальной ситуации для журналиста.

 

Терминология

Система, элемент системы, подсистема, структура системы, уровень анализа системы, стратификация системы, интеративный цикл системы, производители массовой информации, СМИ, система СМИ, аудитория СМИ, потенциальная, расчетная и реальная аудитория СМИ, процесс, составляющие процесса, критерии характеристики процесса, тип системы, целостные и суммативные системы, нефункциональные и развивающиеся системы, биосоциальные системы, закрытые и открытые системы, синергетика, бифуркация, флуктуации, диссипативные структуры, признаки системных проблем (конфликтность, неопределенность, неоднозначность, наличие риска, многоаспектность, комплексность, саморазрешимость, эволюционность), признаки системы (расчленимость, целостность, связность, неадитивность), эмерджентность.

 


Таблица 2.

Характеристика элементов и процессов системы «Журналистика»

 

Элемент системы Краткая характеристика элемента Уровень анализа в системе «журналистика» Раздел теории журналистики, описывающий элемент Требования, предъявляемые к процессам взаимодействия элементов друг с другом Требования, предъявляемые к элементу в процессах взаимодействия с другими элементами (эмерджентные свойства элемента) Требования, предъявляемые к элементу системой в целом (общесистемные свойства элемента)
Производитель информации Редакция; информационные агентства и службы (агентства печати, аудиовизуальной информации, телеграфные агентства, пресс-центры и службы по связям с общественностью, рекламные службы); самостоятельно работающие журналисты (free-lance, stringer). Журналистика как вид информационной деятельности Основы теории журналистики (ч. 1, гл. 1) Организация работы редакции   Процесс взаимодействия элементов производитель информации и массовая информация – процесс создания текста, состоящий из 5 подпроцессов. I. Требования, предъявляемые к процессу выбора темы: 1.. Объект отражения должен иметь место в реальности, то есть не быть выдуманным. 2. Объект отражения должен быть доступным для изучения журналистом с помощью законных и этически безупречных методов. 3. Выбранная тема должна быть актуальной, интересной и полезной для аудитории. 4. Тема должна быть адекватной по широте объекту исследования. 7. Формулировка темы должна конкретизироваться определением целей автора. 8. Для достижения предполагаемых целей надо разработать план необходимых  и реально возможных действий на всех стадиях подготовки текста. 9. При выборе темы необходимо определить возможный жанр будущей публикации. 10. Требуется определить время, необходимое для осуществления запланированной работы, а также другие непременные условия ее осуществления. 11. Необходимо определить степень разработки темы, чтобы изложенный материал был понятен предполагаемой аудитории. 11. Выбранная тема должна вписываться в информационную политику издания. 12. Необходимо при выборе темы предположительно определять размер текста, который должен быть адекватен сложности темы и размеру площади, которую данное СМИ может отвести под эту тему. 13. При выборе темы планируется время работы над ней в соответствии с планом реализации темы, периодичностью издания и графиком его выпуска.     2. Требования, предъявляемые к процессу сбора информации: 14. Необходимо собирать структурную и относительную информацию об объекте описания. 15. Необходимо собирать все факты, которые касаются объекта  исследования, не осуществляя при этом произвольной селекции фактов. 16. Факты должны соответствовать действительности. 17. Собранные факты должны иметь подтверждение: аудио или видеозаписи, фотографии, документы (подлинники или заверенные копии), свидетели. 18. Необходимо использовать несколько источников информации, чтобы обеспечить ее объективность. 19. Источники информации должны быть легитимными и компетентными. 20. Надо собирать столько фактов, сколько необходимо для достаточной аргументации всех тезисов в тексте.   3. Требования, предъявляемые к процессу осмысления собранной информации: 21. Необходимо оценить значение каждого факта с точки зрения его значимости (существенный он или  второстепенный) для объекта исследования. 22. Необходимо сделать выводы, аргументированные имеющимися соответствующими фактами в достаточной степени. 23. Необходимо связать выводы между собой в соответствии с логическими правилами мышления и сформировать логическую схему или план будущего текста. 24. Сделав эмпирическое обобщение фактов, необходимо вести поиск теоретического обоснования описываемых явлений. 25. Необходимо сопоставить эмпирические и теоретические обобщения для получения окончательного вывода. 26. Полученный вывод должен быть доступен для понимания массовой аудиторией. 27. Количество выводов должно быть оптимальным для раскрытия заявленной темы соответствовать возможностям успешного усвоения их читателем.     4. Требования, предъявляемые к процессу написания текста: 28. Осмысленная информация должна быть точно отражена в тексте. 29. Текст должен полностью раскрывать заявленную тему. 30. Текст должен быть понятен аудитории. 31. Изложение содержания должно быть интересным, чтобы аудитория захотела с ним ознакомиться. 32. Необходимо обеспечить в тексте наличие всех видов информации (дескриптивной, прескриптивной, валюативной и нормативной). 33. Пропорции присутствия разных видов информации в тексте определяются целями текста и выбранным жанром. 34. В тексте должно быть обеспечено единство семантической, синтактической и прагматической сторон. 35. Выбранный жанр должен наилучшим образом раскрывать все богатство содержания текста. 36. Необходимо сформировать композиционную идею текста, полноценно используя при этом особенности выбранного жанра. 37. Композиционная идея должна органично вписывать в себя логическую схему или план текста. 38. Кроме использования типовых композиционных приемов, автору необходимо проявить творческий подход к выбору композиционной идеи текста и обеспечить ее оригинальность. 39. Необходимо точно использовать лексические значения слов, соблюдать орфографические, синтаксические и стилистические нормы. 40. Необходимо использовать выразительные средства русского языка. 41. Необходимо обеспечить соразмерность темы, глубины ее анализа и объема текста. 42. Необходимо соразмерять объем текста с общим объемом рубрики, в которой планируется публикация текста.     5. Требования, предъявляемые к процессу редактирования текста:   43. Правка должна содержать следующие последовательные этапы: смысловая правка текста – композиционное корректирование – стилистическое корректирование. 44. Редактирование текста должно производиться в соответствии с выбранными целями правки, которые определяются качеством текста. 45. При редактировании используются методики, соответствующие разным видам правки. 46. Необходимо, чтобы после правки текст полностью соответствовал всем сущностным характеристикам массовой информации и ее конкретному жанру. Производитель массовой информации должен уметь: 1. Обеспечить себе этико-правовым путем доступ к информации об объекте исследования. 2. Находить актуальные темы для своих выступлений в соответствии с интересами и потребностями аудитории. 3. Правильно определять границы разрабатываемой темы. 4. Формулировать цели, ради которых журналист берется за выбранную тему. 5. Определять наилучший для раскрытия темы жанр. 6. Составлять план действий, необходимых для разработки темы. 7. Рассчитывать время, необходимое для реализации плана, с учетом периодичности издания и графика его выпуска. 9. Определять предполагаемый размер текста по выбранной теме. 9. Органично вписывать выбранную тему в информационную политику издания.     10. Уметь собирать полную информацию об объекте исследования. 11. Уметь находить источники информации и собирать все факты, относящиеся к теме. 12. Владеть методами получения сведений. 13. Уметь документировать полученные сведения. 14. Уметь доказать достоверность собранной информации.   15. Уметь оценивать значимость фактов. 16. Уметь логически мыслить. 17. Уметь находить теоретические сведения об описываемых явлениях. 18. Уметь сопоставлять эмпирические и теоретические данные о предмете исследования и делать журналистское обобщение, доступное для понимания читателю. 19. Уметь сделать столько и таких выводов, сколько необходимо для полного раскрытия заявленной темы.   20. Уметь адекватно воплотить в текст осмысленную информацию. 21. Уметь раскрывать заявленную тему полностью. 22. Уметь писать понятно и интересно для своей аудитории. 23. Уметь соразмерно целям текста и избранному жанру употреблять в тексте разные виды информации. 24. Уметь обеспечить семантическое, синтактическое и прагматическое единство теста. 25. Уметь выбрать жанр, наилучшим образом раскрывающий содержание текста. 26. Уметь творчески выстраивать композицию текста, эффективно используя особенности выбранного жанра и органически вписывая в нее логическую схему текста. 27. Хорошо владеть русским литературным языком и его выразительными средствами. 28. Уметь обеспечить соразмерность темы, глубины ее анализа и объема текста. 29. Уметь писать текст заданного рубрикой, в которой он будет публиковаться, и редакционным планом размера.     30. Уметь определить виды необходимой правки на каждом ее этапе. 31. Владеть методами  редактирования текста. 32. Уметь соотносить полученный результат с требованиями, предъявляемыми к массовой информации и ее конкретному жанру. Производители массовой информации должны выполнять миссию журналистики: 1. Оперативно отражать события, происходящие в окружающей действительности. 2. Обеспечивать широту тематики выступлений, удовлетворяя любые информационные запросы аудитории. 3. Предоставлять как можно более объективную и полную информацию об окружающей действительности. 4. Обеспечивать общеполезность (не вредность никому) предоставляемой информации.
Массовая информация Массовая информация - оперативное, актуальное отражение действительности в любых тематических аспектах, востребованное и адекватно воспринятое массовой аудиторией для ее частной и общей пользы.   Журналистика как текст Основы теории журналистики (ч. 1, гл. 1, п. 2) Основы творческой деятельности журналиста Теория литературы Русский язык и стилистика Процесс взаимодействия элементов массовая информация и СМИ - процесс размещения текста на полосах СМИ: 1. Следует учитывать, что текст должен быть соразмерным общему объему СМИ. 2. Следует учитывать, что текст должен соответствовать качественным требованиям, предъявляемым к массовой информации. Процесс взаимодействия элементов массовая информация и массовая аудитория – процесс усвоения текста массовой аудиторией: 3. Необходимо обеспечить реализацию текстом  функций журналистики. 4. Необходимо обеспечить информативность текста для аудитории.   Требования, предъявляемые к массовой информации в процессах взаимодействия с другими элементами системы 1. Требования, предъявляемые к семантической стороне текста: в тексте должны быть все виды информации (дескриптивная, прескриптивная, валюативная, нормативная). 2. Требования, предъявляемые к синтактическаой стороне текста: - выводы в тексте должны быть логически связаны между собой;; - выводы должны быть аргументированы фактами и другими более мелкими выводами в достаточной степени. 3. Требования к прагматической стороне текста: - неограниченность тематики журналистских текстов; - рассчитан на массовую аудиторию; - небанальность (актуальность, новизна, новое переосмысливание старого, оригинальность); - релевантность; - декодируемость; - объективность; - общеполезность.   Требования, предъявляемые к массовой информации системой в целом: 1. Текст должен соответствовать качественным и количественным требованиям, предъявляемым к массовой аудитории. 2. Текст должен быть информативным для аудитории. 3. Текст должен реализовывать функции массовой информации. 4. Массовая информация должна обеспечивать реализацию миссии журналистики.  
Каналы распространения массовой информации Каналом распространения массовой информации является средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма распространения массовой информации. А также система средств массовой информации.   Журналистика как система СМИ Основы теории журналистики (ч. 2. гл. 1. п. 2) Организация работы редакции Процесс взаимодействия элементов  массовая информация и каналы распространения массовой информации – процесс создания СМИ. Требования, предъявляемые к процессу создания СМИ с точки зрения его содержания: 1. Необходимо создать концепцию издания, в которой определить все его типологические признаки в совокупности, разработать стратегическую тематическую и дизайнерскую модели. 2. Стратегическая тематическая и графическая модели должна отражать информационную политику издания. 3. Необходимо при выработке информационной политики издания уметь сочетать интересы всех, кто реально влияет на содержание издания: информационную политику государства, цели учредителя, издателя, собственника, гл. редактора и коллектива редакции, журналиста как автора текстов, а также информационные потребности и интересы аудитории. 4. Необходимо, кроме стратегического, вести оперативное планирование каждого номера издания. 5. Каждый отдельный номер СМИ должен быть органично вписан в общую информационную политику издания. 6. Организации обратной связи с читателем - непременное условие успешного развития СМИ.   1. Требования, предъявляемые к процессу отбора материалов для номера: 7. Требования, предъявляемые к отдельному номеру издания с точки зрения отбора текстов для него, определяются потребностью аудитории в разнообразии тематической (тема, проблема, «география» объектов отражения) и жанровой палитры в рамках типа конкретного издания, а также в соответствии со стратегической тематической моделью издания. 8. Необходимо сочетать публикацию материалов, предназначенных как для всей аудитории издания, так и для различных ее групп. 9. Каждый номер должен также содержать материалы оперативного характера в соответствии с периодичностью издания. 10. Каждый материал, отбираемый для номера, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к массовой информации, и выполнять функции журналистики. 11. Каждый материал должен вписываться по всем параметрам в информационную политику данного СМИ. 12. Необходимо обеспечивать оптимальную пропорцию критических и позитивных публикаций. 13. Каждый номер СМИ должен иметь разнообразный (штатный и внештатный) авторский состав. 14. Необходимо соблюдать требование относительной краткости публикаций. 15. Запланированный материал должен быть сдан редактору точно в срок.   2. Требования, предъявляемые к процессу распределения текстов по полосам в соответствии с их содержанием: 17. Стратегические тематическая и графическая модели издания должны закрепить распределение постоянных рубрик издания по полосам. 18. Представление каждой рубрики в каждом номере издания должно быть определено в содержательной модели по проблемно-тематическому аспекту темы, жанру, размеру публикаций и предполагаемому типу автора (журналист, эксперт, читатель). 19. Часть площади издания (величина зависит от типа издания) в каждом тематическом разделе должна быть заполнена с оперативным планом редакции. 20. Необходимо  обеспечить единство содержания номера (тематической модели) и его оформления (графической модели), а также ориентироваться на вкусы, интересы и потребности читателя.  21. Необходимо сначала распределять по полосам оперативные материалы, а затем те, что запланированы в тематической модели. 22. Каждый номер должен соответствовать целям издания, а все номера в совокупности - отражать в полной мере информационную политику издания, позволяющую реализовать его цели. 18. Необходимо распределять тексты по полосам таким образом, чтобы они могли уместиться на странице издания без существенного изменения их первоначального объема.   3. Требования, предъявляемые к процессу распределения текстов по полосам (верстка): 19. Наиболее значимые тексты располагаются на самые выигрышные места с точки зрения распределения внимания в пространстве. 20. При необходимости тексты могут быть также выделены иным типом, начертанием или размером шрифта, а также форматом набора и графическими элементами оформления (цветовые подложки, линейки и т. п. ). 21. Внимание читателя может быть привлечено крупным заголовком и иллюстративным материалом. 22. Нельзя допускать чрезмерного шрифтового разнообразия и излишней разнобойности формата колонок. 23. Стиль оформления каждого текста должен органично сочетаться с его содержанием. 24. Сначала заверстываются на полосе основные по значимости материалы, и далее по степени уменьшения значимости. 25. Необходимо сочетать на полосе крупные и мелкие публикации. 26. Каждый номер, как и каждый текст, должен планировать внести свою позитивную лепту в процесс устойчивого общественного развития и развития личности. 27. Каждый номер должен ставить целью оказывать позитивное эмоционально-психологическое влияние на аудиторию. 28. Каждый номер и каждый текст в нем должен способствовать росту авторитета издания.   Требования, предъявляемые к процессусоздания СМИ с организационно-технологической стороны: 29. Организационная структура, технические и финансовые возможности редакции  должны соответствовать концепции СМИ. 30. Необходимо осуществлять одновременно достижение двух целей: реализации концепции издания и получение прибыли от данной деятельности (или ее самоокупаемость). 31. Необходимо последовательное соединение ряда процессов: изучение информационного предпочтения и поведения аудитории – изучение рынка СМИ – организация творческого и технического процесса по выпуску СМИ - организация финансового процесса – организация распространения издания – организация связей редакции с общественностью. 32. Необходимо конвергентное сочетание деятельности творческого коллектива и экономической, технической служб редакции. 33. Необходимо развитие в редакциях  двух типов управления: иерархического и творческого самоуправления. 34. Требуется осуществлять объединение индивидуального творчества авторов в единый коллективный творческий процесс. 35. Необходимо определить оптимальное число сотрудников для выполнения всех работ. 36. Необходимо обеспечить соответствие технического процесса  выпуска СМИ современному уровню развития отрасли. Канал распространения массовой информации должен: 1. Быть организованным как СМИ. 2. Четко соблюдать заявленную периодичность выпуска номеров СМИ. 3. Соответствовать заявленному типу СМИ. 4. Быть доступным для аудитории. 5. Организовать обратную связь с аудиторией в различных формах. 6. Предусматривать в содержании номера реализацию всей совокупности функций журналистики. 7. Каждым номером способствовать реализации миссии профессии и росту авторитета СМИ. 8. Быть самоокупаемым или прибыльным.   Руководитель СМИ должен уметь: 1. Изучить информационные потребности аудитории и степень их удовлетворенности на рынке СМИ. 2. Определить типологическую нишу будущего издания. 3. Разработать типологическую концепцию издания. 4. Создать редакционную структуру, способную реализовать выпуск СМИ данного типа. 5. На основе информационной политики издания разработать стратегическую тематическую модель СМИ и адекватную ей графическую модель СМИ. 6. Осуществлять оперативное планирование каждого номера издания. 7. Организовывать деятельность редакции по реализации творческого и технического процессов выпуска номера издания. 8. Организовывать другую необходимую деятельность сотрудников редакции, не связанную непосредственно с выпуском номеров СМИ. Каналы распространения массовой информации в совокупности (система СМИ) должны: 1. Обеспечивать в совокупности все информационные потребности любой аудитории. 2. Обеспечивать аудиторию оперативной информацией в соответствии с заявленной периодичностью. 3. Быть легко доступными (во всех смыслах этого понятия) для аудитории. 4. Успешно функционировать на рынке СМИ. 5. Обеспечить, чтобы информационная политика издания способствовала (или хотя бы не противоречила) устойчивому общественному развитию и развитию личности.   6. Способствовать росту авторитета СМИ как института и профессии журналиста.  
Массовая аудитория СМИ Массовая аудитория СМИ - неопределенно многочисленная и качественно неоднородная группа людей, вступающих во взаимодействие со СМИ   Журналистика как массовая деятельность Основы теории журналистики (ч. 2., гл. 1. п. 2) Организация работы редакции Экономика и менеджмент СМИ Социология СМИ Процесс взаимодействия СМИ и массовой аудитории. Процесс усвоения содержания СМИ аудиторией: 1. Необходимо исследовать информационные интересы и потребности расчетной аудитории, мотивы выбора ею СМИ (рациональные и эмоциональные). 2. Цели, реализуемые изданием, и потребности его аудитории, аудитории должны совпадать. 3. Необходимо изучать информационные интересы и потребности реальной аудитории издания, а также степень их удовлетворенности. 4. Необходимо изучить социально-психологические характеристики  реальной аудитории СМИ. 5. Необходимо периодически производить исследования по определению информативности публикуемых текстов для реальной аудитории СМИ. 6. Необходимо организовать возможность для читателей оперативно давать отклики на опубликованные материалы (интерактивные формы связи с читателем).   Процесс организационной работы СМИ: 6. Необходимо регулярно изучать читательское мнение о СМИ и работе редакции. 7. Нужно иметь четко разработанную стратегию организационной работы, которая способна обеспечить ее регулярность и разнообразие форм. 8. К организационной работе редакции с аудиторией должен быть привлечен каждый работник редакции. 9. Необходимо осуществлять контроль над качеством и эффективностью реализации организационной работы по заранее определенным критериям оценки эффективности каждой формы работы и методам их измерения. 10. Необходимо определить четкую последовательность осуществления организационных процедур. 11. Необходимо интегрировать в единое целое текстовые и организационные методы взаимодействия с аудиторией. Требования, предъявляемые к редакции в процессе взаимодействия с аудиторией: 1. Особенности, интересы и потребности аудитории должны оставаться для редакции главным ориентиром в ее деятельности. 2. Редакция должна стремиться к расширению своей аудитории. 3. Редакция должна обеспечивать читателям возможность выступать в качестве авторов на страницах своего издания. 4. Редакция должна уметь использовать читателей как информационный источник. 5. Редакция должна способствовать развитию сознания и активизации деятельности аудитории во имя устойчивого общественного и личностного развития каждого.   Массовая аудитория СМИ в системе «Журналистика» 1. Является основным элементом системы, на который направлены действия всех других элементов. Количественное и качественное состояние массовой аудитории является критерием оценки деятельности журналистики как системы. 2.  Является потребителем информации. 3. Является источником информации. 4. Является автором публикаций. 5. Является финансовым источником для редакции как покупатель СМИ. 6. Наличие массовой аудитории обеспечивает изданию высокий рейтинг – основное условие успешного привлечения финансовых партнеров редакции. 7. Является предметом исследования для науки о журналистике.  
Общественные организации Общественные организации – добровольные объединения профессионалов, работающих в журналистике, самостоятельно и под свою ответственность осуществляющих совместные действия, направленные на удовлетворение своих профессиональных потребностей. Журналистика как самоуправляющаяся система. Основы теории журналистики (ч. 2., гл. 1. п. 2) Этика журналистского труда Процесс саморегулирования системы с помощью общественных организаций: 1. Оказывают помощь редакциям и журналистам как производителям массовой информации в решении их насущных проблем. 2. Участвуют в этическом регулировании отношений, возникающих внутри системы и у системы с внешним миром. 3. Организуют обучение, обмен опытом и профессиональные соревнования. 4. В союзе с учеными организуют различные исследовательские проекты с целью выработать предложения по решению актуальных проблем. 5. Обращаются к руководящим структурам государства по поводу своих профессиональных проблем. 6. Журналисты, объединившись, сами решают свои профессиональные проблемы, реализуя последовательную цепочку процессов: обнаружение проблемы – ее неорганизованное исследование и осмысливание – самоструктурирование – самоуправление - самоорганизация - саморазвитие. Общественные организации при взаимодействии с другими элементами должны: 1. Обладать способностью координировать взаимодействие всех элементов системы. 2. Обладать способностью осуществлять этическое саморегулирование профессиональной деятельности на основе этического кодекса журналиста. 3. Обладать способностью организации творческого профессионального соревнования. 4. Обладать способностью организации обучения, подготовки и переподготовки журналистских кадров через систему обмена профессиональным опытом.   Общественные организации в рамках системы «журналистика» должны: 1. Обладать способностью обеспечивать самостоятельное внутреннее регулирование функционирования системы «Журналистика». 2. Обладать способностью представлять интересы системы «Журналистика» при ее взаимодействии с другими социальными институтами.
Наука о журналистике и система журналистского образования Наука о журналистике формирует онтологические модели функционирования журналистики, а также изучает реальные процессы данной сферы деятельности. Результатом сопоставления  этих двух познавательных процессов является выработка оптимальных моделей функционирования системы в конкретно-исторических условиях. Кроме того, наука о журналистике через систему образования занимается подготовкой профессиональных кадров, обеспечивая образовательный процесс необходимой информацией.     Журналистика  как наука и система образования. Введение в специальность, Основы теории журналистики, Основы творческой деятельности журналиста, Введение в профессию Процесс взаимодействия науки о журналистике со всеми элементами системы: 1. Наука о журналистике должна выступать в роли интегрирующей связи между элементами системы. Аналогичную роль она играет при интегрировании журналистики в более широкую систему – «Общество». 2. Необходимо соблюдать последовательность научных процессов: сбор эмпирических данных – их научное осмысление – сопоставление полученных выводов с теоретически выведенным знанием - формулирование теоретических выводов в научных работах – обучение и подготовка профессиональных кадров - внедрение в практику теоретических положений в процессе деятельности обученных журналистов. 3. Необходимо интегрировать фундаментальную теорию и прикладные исследования журналистики. 4. На основе научного знания о журналистике должна быть организованна система образования и подготовки журналистских кадров. Наука о журналистике и система журналистского образования должна: 1. Теория журналистики должна базироваться на анализе журналистики как системы, осуществляемом на элементарном, структурном и функциональном уровнях. 2. Наука должна выполнять интегрирующую функцию по отношению ко всем элементам системы и способствовать развитию каждого из них в соответствии с миссией журналистики. 3. Успех научного процесса обеспечивается его цикличностью (практика – теория – практика – теория) и непрерывностью. 4. Научные знания должны представлять собой единство фундаментальной теории и прикладных исследований, а также иметь междисциплинарный характер. 5. Система образования и подготовки журналистских кадров должна соответствовать структуре научного знания о журналистике и базироваться на нем.   Наука о журналистике и система журналистского образования в системе должна: 1. Выступать обобщением практики, прогнозированием дальнейшего развития, эталоном профессионального действия. 2. С помощью системного анализа журналистики определить онтологические принципы ее функционирования и развития. 3. Способствовать успешной интеграции журналистики в общественную систему и выполнению ею социальных функций и миссии. 4. Иметь междисциплинарный характер. 5. Система образования и подготовки журналистских кадров должна обеспечивать практическую журналистику высококвалифицированными кадрами.  

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...