Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К модульному курсу «Мировая культура и искусство»




 

В условиях отсутствия в современном российском обществе детально разработанной и общепринятой идейной концепции развития общества изучение истории культуры дает обширный материал для выработки самостоятельной мировоззренческой позиции, необходимой для выпускника высшей школы.

Обучение строится на сочетании лекций, семинаров и самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Лекции являются аудиторными занятиями, которые предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины. Практические занятия являются также аудиторными и проводятся в виде семинаров по заранее известным темам. Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным лектором источникам.

Данный модульный курс состоит из 5 модулей.

Модуль 1 включает в себя введение в предмет и 12 учебных тем, по завершению которых будут получены следующие образовательные результаты (ОК-1, ОК-6, ПК-1, ПК-8):

Результат 1. Понимать значение знаний по дисциплине «Мировая культура и искусство» в будущей профессиональной деятельности.

Результат 2. Уметь выделять характерные черты основных стилей искусства.

Результат 3. Уметь определять характерные черты культуры первобытного общества, первых цивилизаций, Античности.

Результат 4. Понимать сущность и уметь использовать на практике знаний основных стилистических направлений.

Модуль завершается письменной контрольной работой по решению практических задач.

Модуль 2 охватывает шесть тем.

Планируемые образовательные результаты по модулю:

Результат 5. Уметь определять характерные черты культуры Византии, Средневековья, Возрождения, европейской культуры реформации, культуры арабского мира.

Результат 6. Понимать сущность и уметь использовать на практике знаний основных стилистических направлений.

Модуль завершается письменной контрольной работой по решению практических задач.

Модуль 3 включает в себя восемь учебных тем, по завершению которых будут получены следующие образовательные результаты ((ОК-1, ОК-6, ПК-1, ПК-8):

Результат 8. Уметь определять характерные черты культуры России разных исторических периодов.

Результат 9. Понимать место российской культуры в мировом цивилизационном процессе.

Результат 10. Уметь определять современные тенденции в развитии современной российской культуры.

Модуль 4 – курсовая работа.

Результат 11. Владеть навыками научного анализа по тематике изучаемой дисциплины,

Результат 12. Уметь использовать полученные знания применительно к сфере профессиональной деятельности.

Оценка успеваемости студентов проводится в рамках рейтинговой системы по баллам в ходе семестрового и заключительного контроля.

Семестровый контроль – это оценка уровня усвоения знаний, формирования умений и навыков у студента, который осуществляется в ходе семинарских занятий (устные сообщения и 3 контрольных работы).

Студенты выполняют курсовую работу в соответствии с утвержденным перечнем тем курсовых работ и защищают её в конце третьего семестра.

Заключительный контроль – экзамен.

 

Рабочая программа.

Модуль 1.

Тема 1. «МКИ» как учебная дисциплина. Искусство. Виды, стили искусства.

«Мировая культура и искусство» как учебная дисциплина. Место данной дисциплины в подготовке специалистов по сервису и туризму. Сущность понятий «культурология», «культура», «мировая культура». Структура культуры. Функции культуры. Основные школы, направления и теории в культурологии. Искусство как целенаправленное, образно-художественное познание действительности и как сфера специфического воздействия на эмоционально-интеллектуальный мир личности. Функции искусства. Принципы классификации видов искусства. Искусства временные и пространственные, изобразительные, выразительные, зрелищные, простые и синтетические. Внутривидовое деление искусства на роды и жанры. Современная система искусств. Синтез видов искусств как проблема культуры. Своеобразие декоративно-прикладного искусства. Архитектура, скульптура, живопись как виды искусства. Литература как искусство слова. Особенности музыкального искусства. Игровая природа зрелищных искусств. Театр как синтетическое искусство. Возникновение киноискусства и его общественное значение. Эстрада, цирк, хореография как зрелищные искусства. Художественный стиль. Понятие о стилях в пространственных и временных видах искусства.

 

Тема 2. Первобытная культура.

Общая характеристика первобытности. Собственно первобытная и традиционная первобытная культуры. Отличительные черты первобытной культуры. Памятники материальной культуры первобытности. Развитие практических знаний. Мифология. Антропогонические, зооантропоморфные, солярные, лунарные, астральные, космогонические, теогонические мифы. Проблема происхождения искусства. Первобытное искусство. Пещерная живопись. Общая характеристика первобытной скульптуры. Декоративно-прикладное искусство. Петроглифы. Мегалиты. Музыкальное искусство первобытности. Религиозные представления древних людей: анимизм, тотемизм, магия, фетишизм, культы возделываемых растений и покровителей скота, культ предков, нагуализм. Шаманизм как особая религиозно-мировоззренческая система.

Тема 3. Культура Древнего Египта

Периодизация древнеегипетской культуры. Влияние природных условий на специфику культуры. Ирригационная система земледелия. Государственность Древнего Египта. Древневосточная деспотия. Древнеегипетская письменность и история ее дешифровки. Древнеегипетская литература: поучения и пророчества, «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов», особенности художественной литературы. Эзотеричность знания, жречество и его роль в культурном развитии. Религия древних египтян. Заупокойный культ и представления египтян о загробной жизни, их роль в культуре Древнего Египта. Архитектура древних египтян: пирамиды Джосера, Хуфу, Хафра и Менкаура, храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Скульптурный канон и отход от него в период Нового царства. Специфика древнеегипетской живописи. Амарнский период в развитии древнеегипетского искусства. Важнейшие черты древнеегипетской культуры. Место культурного наследия Древнего Египта в мировой культуре.

 

Тема 4. Культура Месопотамии

История развития культуры Двуречья, ее специфика. Правовая культура Древней Месопотамии. Первые правовые кодексы: законы Шульги, законы Хаммурапи. Образование в Древней Месопотамии, освоение письменности как его основа. Самобытность мифологии и литературы. «Эпос о Гильгамеше». Представления о «золотом веке», миф о потопе. Религиозные представления жителей Древнего Двуречья: политеизм и антропоморфизм богов, анимизм, представления о загробном мире. Архитектура дворца и дома, месопотамский зиккурат. Развитие изобразительного искусства: мелкая пластика, рельефы, «Стела охоты», «Стела коршунов», стела законов Хаммурапи. Достижения культуры Двуречья и их влияние на мировую культуру.

 

Тема 5. Культура Древней Индии

Истоки индийской культуры. Культура Мохенджо-Даро и Хараппы. Единство многообразных культурных форм как основная черта индийской культуры. Структура древнеиндийского общества и особенности государственного управления. Кастовая система, теории происхождения кастового деления общества, каста и варна. «Законы Ману» о системе четырех варн. «Артхашастра» как источник по управлению древнеиндийским обществом. Богатство религиозных верований Древней Индии: ведийская религия, индуизм, буддизм, джайнизм. Священные книги «Вед»: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Философские школы и их связь с ведийскими текстами. Письменность и литература: ведийская литература, «Махабхарата» и «Рамаяна», литература буддийского канона. Архитектура Древней Индии. Ступа – буддийское культовое сооружение. Пещерные храмы. Изобразительное искусство. Традиция изображения Будды. Росписи в Аджанте. Влияние наследия Древней Индии на современную индийскую и мировую культуру.

 

Тема 6. Культура Древнего Китая

Территория, население и природные условия Древнего Китая. Космологические взгляды древних китайцев. Идея неразрывного единства человека и природного мира, личности и общества как основополагающая идея китайской цивилизации. Традиционность китайской культуры. Составляющие китайской цивилизованности: письменность и ритуал. Специфика письменности Древнего Китая. Древнейшие литературные памятники: конфуцианская «Книга песен», «Чуские строфы», прозопоэтических произведений фу, народные песни юэфу, «Исторические записки» Сыма Цяня. Религия и философия: верования царства Шань-Инь и Чжоу, конфуцианство, легизм, даосизм. Роль религии в культурном развитии. Государство и общество Древнего Китая. Научные и технические достижения. Китайская медицина. Особенности китайской архитектуры. Традиционный китайский дом, дворец и храм. Особенности скульптуры и живописи. Своеобразие китайского искусства: единство живописи, поэзии, каллиграфии.

 

Тема 7. Культура Японии.

Периодизация культуры Японии и ее своеобразие. Среда обитания и ее влияние на хозяйственную жизнь и менталитет японцев. «Островное», сознание, «дух Ямато», тенденция к миниатюризации. Роль религии в сохранении самобытности японской культуры. Синтоизм. «Кодзики» и «Нихонги» как источники сведений по истории японской религии. История становления буддизма в Японии. Дзэн-буддизм. Конфуцианство. Японская письменность и литература. Основные литературные жанры: моногатари, никки, вака (танка), хайку, гэсаку. Японское сценическое искусство, основные театральные жанры: бугаку, но, кёгэн, бунраку, кабуки. Самобытность японской архитектуры: неразрывность внутреннего пространства и окружающей природы, храмовая и дворцовая архитектура, стили синдэн-дзукури и сёин. Традиционная японская живопись ямато-э. Живописная школа Каноо, стиль укиё-э. Повседневная культура японцев.

Модуль 2.

Тема 8. Культура Древней Греции

Понятие «античность». Периодизация культуры Древней Греции. Влияние природных условий на специфику древнегреческой цивилизации. Полисный характер древнегреческой культуры. Автономия и автаркия как основные черты греческого полиса. Афины и Спарта. Место гражданского идеала в культуре. Антропоцентризм. Агональный характер древнегреческой культуры. Древнегреческая мифология и религия: теогония, политеизм, антропоморфизм богов. Древнегреческая литература: творчество Гомера, Гесиода, Эзопа. Роль театра в культуре Древней Греции. Древнегреческая драматургия: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. Древнегреческая архитектура. Ионический и дорический ордер. Основные типы храмов: простиль, амфипростиль и перипетр. Выдающиеся памятники архитектуры: Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон, храм Афины-Победительницы. Древнегреческая скульптура: курос и кора, творчество Фидия, Мирона, Поликлета, Праксителя. Вазопись. Культура Древней Греции как исток и парадигма европейской культуры.

Тема 9. Культура Древнего Рима

Влияние Греции на римскую культуру. Основные особенности культуры Древнего Рима. От полиса – к империи: эволюция государственного устройства и политических принципов Древнего Рима. Римское право. Древнеримская религия, влияние мифологии Древней Греции на религиозные представления римлян, восточные культы, возникновение христианства и отношение к нему. Древнеримская литература. Творчество Лукреция Кара, Вергилия, Горация, Овидия. Древнеримская архитектура: основные принципы строительства. Архитектурные памятники: амфитеатр Флавиев (Колизей), колонна Траяна, Пантеон, термы Каракаллы. Древнеримская скульптура и живопись. Скульптурный портрет. Место наследия Рима в современной культуре.

 

Тема 10. Культура Византии.

Образование византийского государства. Византийская культура – синтез античной, восточной, христианской культуры. Религия и государство. Единство христианского учения и императорской власти. Место искусства в Византийском государстве. Роскошь, декоративность, «византийская форма», ориентализм византийского искусства. Главные формы византийской живописи: монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконы, книжная миниатюра. Мозаичные циклы – иллюстрация основных догматов христианства. Возникновение византийских лицевых подлинников. Влияние византийской культуры на страны Запада и Востока. Историческое значение византийской культуры. Светские и культовые сооружения Константинополя. Храм Святой Софии — купольная базилика нового типа, где наиболее последовательно выражены тенденции, характерные для византийского зодчества VI века. Храм Апостолов как пример развития крестово-купольной системы в Константинополе. Особенности архитектурных сооружений в Равенне (базилика, Сант Аполлинаре Нуово; базилика Сант Аполлинаре ин Классе; церковь сан Витале). Знаменитые мозаики церквей Сан Витале, Сант Аполлинаре Нуово (характер образного строя, особенности художественных приемов и т. д.).

Тема 11. Средневековая культура

Смысл термина «средние века». Особенности средневековой культуры. Феодальное поместье и средневековый город. Христианская религия и церковь. Место христианства в культуре. Крестовые походы и их влияние на культуру. Борьба церкви с инакомыслием, ереси, деятельность инквизиции. Образование и наука в период средневековья. Средневековая книга. Латинская и национальная литературная традиция. Романская архитектура, скульптура, живопись. Типичные памятники романской архитектуры: замок в Куси, Нотрдам Ла Гранд в Пуатье, аббатство Сен Жермен де Пре, аббатство Клюни, замки Луары. Описание замков Луары в поэзии Пьера де Ронсара, в романах Дюма, Бальзака, Стендаля, Альфреда де Виньи. Отличительные черты готической архитектуры. Собор в Шартре, Собор Парижской богоматери, Реймский собор. Своеобразие готической скульптуры. Значение средневековья для мировой культуры.

Тема 12. Европейское Возрождение

История термина «Возрождение» и его различные трактовки. Проблема датировки начала Ренессанса. Периодизация Возрождения. Гуманизм как определяющая черта культуры эпохи Возрождения. Активность, универсализм, титанизм как черты нового человека. Преодоление средневековой системы образования, академия как гуманистический образовательный центр. Художественный характер культуры Ренессанса. Литература эпохи Возрождения: путь от Петрарки и Боккаччо до Шекспира и Сервантеса. Изобразительное искусство эпохи Ренессанса. Джотто ди Бондоне как основоположник европейской живописи. Творчество Мазаччо. Донателло как создатель станковой и монументальной круглой скульптуры и рельефа. «Весна» и «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Выдающиеся представители Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти. Творчество Тициана. Архитектура. Строительство палаццо и соборов. Творчество Ф. Брунелески, Д. Браманте. Значение культуры Возрождения.

 

Тема 13. Европейская культура периода Реформации

Сущность термина «Реформация» и ее причины. Реформация в Германии. Деятельность М. Лютера и его основные требования. Лютеранство. Реформация в Швейцарии. Идеи Ж. Кальвина: сходство и отличие от взглядов М. Лютера. Кальвинизм. Проблема совмещения в кальвинизме полного детерминизма с требованием активной деятельности. Реформация в Англии. Англиканская церковь. Английский пуританизм как попытка осмысления трудностей, возникающих в лютеранстве и кальвинизме. Контрреформация. Необратимость процессов Реформации. Влияние Реформации на европейскую и мировую культуру.

 

Тема 14. Культура арабского мира

Дихотомия Восток-Запад. Особенности традиций мусульманского Востока. Доисламская Аравия. Исторические, социально-экономические и культурные условия возникновения ислама. Истина и легенды о жизни Мохамеда. Основные религиозные направления и течения в исламе. Шариат и фикх. Ислам как религиозная доктрина, образ жизни, основа исторических традиций, нравственных принципов и социального поведения. Коран: структура и основное содержание. Коран и Библия: сравнительный анализ мотивов и сюжетов. Мусульманское искусство. Византийское и персидское влияние. Роль орнамента в искусстве Халифата. Арабески, геометрический, эпиграфический фриз (декоративная надпись). Каллиграфическое письмо. Арабская поэзия и музыка: придворные панегиристы и любовная лирика, суфийская поэзия. Культовые сооружения. Планировка ранних арабских мечетей. Мечеть Амра в Фустате. Архитектурные ансамбли Каира (гробницы Мамлюков), Мавританской Испании (Замок Альгамбра). Прикладное искусство: текстильное производство, ковроткачество, изготовление керамики, выделка оружия. Влияние искусства и науки арабов на христианскую Европу.

 

Модуль 3.

 

Тема 15. Эпоха Просвещения

Новое время и место Просвещения в нем. Сущность термина «Просвещение». Идейные предпосылки культуры Просвещения. Рационализм как ведущая черта культуры Просвещения. Деизм и атеизм. Просветительский оптимизм и вера в прогресс разума. Попытка последовательно проведения принципа свободы и его взаимосвязь с идеей равенства. Естественные права человека. Закрепление просветительских идей в «Декларации прав человека и гражданина». Космополитизм и его место в культуре Просвещения. Литература. Творчество Даниеля Дефо, Джонотана Свифта, Вольтера, Жан-Жака Руссо, Иогана Вольфганга Гете. Музыка: Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт. Ведущие стили изобразительного искусства: классицизм, барокко, рококо. Творчество Антуана Ватто, Франсуа Буше, Жана Батиста Шардена, Томаса Гейнсборо. Просвещение и современная европейская культура.

 

Тема 16. Культура XIX века

Формирование индустриального общества. Глобализация истории, раздел мира между европейскими державами. «Век науки». Основные научные открытия и их влияние на общий социокультурный процесс. Дальнейшая секуляризация культуры. Стремление к объединению как общая культурная тенденция: рабочие движения, профсоюзы, партии, литературные кружки. Возрастающая роль литературы в духовной жизни общества. Романтизм: разочарование в просветительском «царстве разума» и попытка создания идеальной реальности (Байрон, Шелли, Гофман). Реализм в литературе (Бальзак, Мериме, Диккенс, Стендаль). Натурализм (Золя), символизм (Рембо, Рильке). Появление жанров фантастики и детектива. Архитектура XIX в.: поиск стиля (неоклассицизм, необарокко, неоренессанс, неоготика). Эклектика в архитектуре, возникновение стиля модерн. Основные стили в живописи: неоклассицизм (Жак Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр); романтизм (Теодор Жерико, Эжен Делакруа); натурализм (Гюстав Курбе). Возникновение импрессионизма и постимпрессионизма. Музыка: творчество Р. Шумана, Р. Вагнера, Г. Берлиоза, К. Дебюсси, М. Равеля. Новые виды искусства – фотография и кинематограф. Кризис европейской культуры в конце XIX в.

 

Тема 17. Культура Европы и США в ХХ в.

Основные особенности культуры ХХ в. Роль научно-технических открытий в культурном развитии. Глобальные проблемы человечества. Антисциентизм. Плюрализм и синкретизм в культуре. Возникновение «массовой культуры». Нетрадиционные религиозные верования. Литература: «потерянное поколение» в литературе (Э.-М. Ремарк, У. Фолкнер), исторический роман (Л. Фейхтвангер, Т. Манн), философская проза (Г. Гессе), детектив (А. Кристи, Ж. Сименон, Дж. Чейз), фантастика (А. Азимов, Р. Шекли, Р. Брэдбери). Театр и кинематограф. Музыка: от Шнитке до «Битлз». Теория и практика постмодерна. Плюрализм в изобразительном искусстве: фовизм, примитивизм, абстракционизм, кубизм, сюрреализм. Новое в архитектуре. Перспективы развития культуры на рубеже XX–XXI вв.

 

Тема 18. Основные мировые культурно-исторические и туристские центры

Париж как культурный и туристский центр. Основные достопримечательности Парижа: Лувр, Эйфелева башня, Монмартр, Собор Парижской богоматери, Вандомская площадь, Триумфальная арка и др. Лондон как культурный и туристский центр, Основные достопримечательности Лондона: Биг Бен, Вестминстерское аббатство, Тауэр, дворец Хэмптон Корт, собор Святого Павла, Трафальгарская площадь. Основные достопримечательности Берлина: Бранденбургские ворота, здание рейхстага, замок Бельвю, церковь Фридриха Вердерша, церковь Мариенкирхе; «Остров музеев»: Пергамский музей, Египетский музей, Берлинская картинная галерея. Основные достопримечательности Афин: Акрополь, Древняя Агора, Римская Агора, театр (Одейон) Герода Аттика, Национальный парк, Кесарьянский монастырь. Рим как культурный и туристский центр. Основные достопримечательности: Собор Св. Петра, замок Св. Ангела, Сикстинская капелла, Пантеон, Колизей, Арка Константина, Римский Форум, Колонна Траяна, Термы Диоклетиана. Иерусалим – священный город трех религий. Основные достопримечательности Иерусалима: храм Гроба Господня, Гефсиманский сад на Масличной горе, церковь Марии Магдалины, Стена Плача, Храмовая гора, мечеть «Купол скалы», собор Святого Иакова, базилика Мук Христовых (церковь Всех Наций). Стамбул – столица трех империй. Византийские древности: Ипподром, собор Святой Софии, Цистерна Базилики. Святыни Османской империи: обзорная башня Галата, Султан-Ахмет Джами – Голубая мечеть, мечеть Эйюп, мечеть Сулеймана I, баня Джагалоглу, дворец Топканы.

 

Тема 19. Культура Америки.

Специфика культуры племён: ольмеки, майя, ацтеки, инки. Географическое расположение древнейших очагов культуры. Религиозные и космогонические представления. Обычаи и праздники. Календарь. Материальная культура. Развитие искусства. Культура о. Пасха. Версии происхождения и предназначения гигантских рисунков в пустыне Наска, которые были найдены в 30-х годах XX века. Влияние «Конкисты» – завоеваний испанцев и португальцев в конце XV-XVI вв. Образование новой культуры в результате этнокультурного смешения. Англия как отправная точка культурного развития. Роль войны за независимость в культуре. Возникновение США. Приток иммигрантов из других стран. Просвещение и образование в Америке. Влияние интеллектуальных исканий Европы на американскую культуру. Развитие искусства, гуманитарных и естественных наук. Технические достижения. Американская литература, живопись, театр и архитектура.

Тема 20. Специфика африканской культуры.

Миф как основной элемент, упорядочивающий знание о прошлом в традиционной африканской ментальности. Формы выражения мифа: обряд и ритуал. Религиозная основа африканских культур. Тотемизм, фетишизм, анимизм, культ предков как составляющие традиционных религий черной Африки. Ведовство и чародейство как формы африканских религий. Обряды и инициации – ритуальные символические элементы жизни африканского общества. Понятие «полидемонические религии». Религиозный синкретизм: разнообразие форм и типов. Кимбангизм как синтез западного христианства с религиозными верованиями Африки. Африканское декоративно-прикладное искусство и архитектура. Ритуальные предметы, маски и скульптура как неотъемлемая часть религиозной культуры. Подход к произведениям искусства как к фетишам. Экспрессионизм и угловатость форм произведений декоративно-прикладного искусства. Керамические портреты культуры Нок. Пластика Ифе: царские портреты. Архитектура: разнообразие форм в зависимости от принадлежности мастера к определенному африканскому племени. Музыкальный фольклор африканцев. Примат танцевальной пластики над звуковой составляющей в музыкальном искусстве. Импровизация как основа музыкальных произведений. Роль ритма и ударных инструментов. Второстепенность мелодического начала. Джаз: африканские музыкальные традиции в пространстве европейской культуры.

Модуль 4.

Тема 21. Культура Киевской Руси

Специфика русской культуры. Киевская Русь как первое государственное объединение восточных славян. Проблема происхождения русской государственности, норманнская и антинорманнская теории. «Русская правда» как древнейший свод законов. Древнерусское общество. Славянское язычество. Религиозная реформа 980 г., ее мотивы и причины провала. Принятие христианства и его значение. Влияние византийской культуры на культуру Руси. Двоеверие Руси. Древнерусская письменность и литература. Летописание, «Повесть временных лет» Нестора, «Слово о Законе и Благодати» Иллариона, «Хождение» игумена Даниила, «Поучение» Владимира Мономаха. Особенности древнерусского зодчества. Крепостные сооружения, типы жилищ. Языческие культовые места – требища. Храмовое строительство. Крестово-купольный тип храмов. Софийский собор в Киеве. Фрески Софии Киевской как начало русской иконографической традиции.

 

Тема 22. Культура Руси периода раздробленности

Период раздробленности как новый этап русской истории. Причины и последствия дробления Киевской Руси. Особенности архитектуры Руси периода раздробленности: зодчество новгородской земли; владимиро-суздальская и киево-черниговская архитектура. Причины появления новых художественных форм в русском зодчестве конца XII–начала XIII вв. в русском зодчестве. Развитие иконописи. Складывание местных школ живописи. Известнейшие иконы: «Богоматерь Оранта – Великая Панагия» из Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, «Спас Нерукотворный» и «Святой Георгий» из Успенского Собора Московского Кремля, «Успение» из Новгородского Десятинного монастыря, «Дмитрий Солунский» из Успенского собора г. Дмитрова. Монголо-татарское нашествие и его последствия для культуры. Отражение опыта монголо-татарского ига в литературных памятниках («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели русской земли» «Сказание о граде Китеже» и др.).

Тема 23. Русская культура XIV–XVII вв.

Причины возвышения Москвы. Деятельность московских князей по объединению русских земель. Влияние монголо-татарского ига на формирование евразийского социокультурного типа. Роль православной церкви в становлении российской государственности. Доктрина «Москва – Третий Рим» и ее место в политической культуре Московской Руси. Спор иосифлян и нестяжателей. Возникновение ересей. Взаимоотношения государства и церкви в России в XVII в. Церковные реформы Никона. Раскол. Старообрядчество. Начало книгопечатания на Руси. Литература и публицистика в XIV–XVI вв. Расцвет русской иконописи в XIV–XV вв. Фрески Феофана Грека. Творчество Андрея Рублева. Московская архитектура XIV–XV вв. Начало обмирщения русской культуры в XVII в.: просвещение (возникновение государственных школ, создание Славяно-греко-латинской академии), литература (появление новых жанров, таких как переводной рыцарский роман, авантюрные повести, поэзия, драматургия), новые стили в архитектуре и живописи (московское барокко, портретная живопись).

 

Тема 24. Культура России в XVIII веке

Влияние петровских преобразований на развитие русской культуры: секуляризация культуры, распространение научных знаний, европеизация быта, развитие гражданской архитектуры. Русское просвещение как просвещение «сверху». Попытка либерализации общественной жизни. «Наказ» Екатерины II: обоснование принципов абсолютной монархии. Положение церкви во второй половине XVIII в. Распространение масонства в России. Возрастание роли литературы в культурном процессе во второй половине XVIII в. Творчество Д. Фонвизина, Г. Державина, Н. Карамзина. Рождение русского театра (Ф. Волков). Скульптура и живопись. Развитие портретной живописи: Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, И.П. Аргунов. С.Ф. Щедрин – родоначальник русского пейзажа. Жанровая и историческая живопись. Барокко и классицизм в архитектуре (В. Растрелли, А. Кокоринов, В. Баженов, М. Казаков). Место культуры XVIII в. в истории русской культуры.

Тема 25. Русская культура XIX – начала XX вв.

«Золотой век» русской культуры (первая половина XIX в.). Основные направления в литературе: сентиментализм, романтизм, реализм. Академизм, сентиментализм, романтизм и реализм в живописи. Творчество К.П. Брюллова, А.А. Иванова, А.Г. Веницианова, О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, П.А. Федотова. Развитие архитектуры: ампир и русско-византийский стиль. Музыкальное искусство, творчество М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского. Влияние либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в. на развитие российской культуры. Меры, направленные на повышение уровня образованности, и их результаты. Критический реализм в литературе: творчество И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Изобразительное искусство: Товарищество передвижных выставок, творчество И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, В.А. Серова, И.И. Левитана, А.И. Куинджи и др. Эклектика и «ропетовщина» в архитектуре. Развитие русской национальной музыкальной школы. Композиторы «могучей кучки»: М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Творчество П.И. Чайковского. «Серебряный век» русской культуры: многообразие тенденций в общественно-политической мысли, литературе, изобразительном искусстве на рубеже XIX–XX вв.

 

Тема 26. Советская культура

Революция 1917 г. как коренная ломка культурных устоев России. Неоднозначность отношения к происходящему. Революционный авангард. Приобщение широких масс к культуре, ликвидация безграмотности. Образование СССР. Формирование системы государственного управления культурой, усиление партийного контроля за художественной культурой. Метод социалистического реализма. Борьба с религией и утверждение социалистической морали. Сталинские репрессии и их последствия для культуры. «Хрущевская оттепель» и «брежневский период» в развитии культуры. «Перестройка». Противоречивость процессов в советской культуре, позитивное и негативное в ней. Создание системы бесплатного высококачественного образования, формирование финансируемых государством учреждений культуры, развитие национальных окраин. Советская литература, музыка, театр, цирк. Советская школа балета и оперного искусства. Культура русского зарубежья. Основные тенденции культурного развития в постсоветской России.

 

Тема 27. Культурная ситуация в России в постсоветский период

Многообразие проявлений творческого начала во всех областях общественной жизни как отличительная особенность культуры современной России. Постмодернизм и его влияние на духовную культуру. Формирование российской массовой культуры, «культуры досуга». «Цитатность» современной литературы (В.Пелевин, «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева (1969 г.), «Пушкинский дом» Андрея Битова (1971 г.)), фантастика в стиле «фентази» (М. Семенова («Волкодав»), Н. Перумов («Алмазный меч, деревянный меч» и пр.), современный детектив (В. Доценко («Бешеный»), Ф. Незнанский («Марш Турецкого»), А. Маринина (серия романов о следователе Анастасии Каменской). Культура «глянцевой прессы» в современной России. Современное изобразительное искусство (Н. Сафронов, З. Церетели и др.). «Актуальное искусство»: художественные акции, перформансы, биеннале, ленд-арт, граффити и др. Новое в архитектуре. Новый российский кинемотограф. Современный российский театр. Музыка в жизни российского общества. «Попса», рок-музыка, классическая музыка – разнообразие стилей и неоднородность качества. Феномен современного телевидения России. Современная Рунет-культура: информатизация и глобализация культуры. Возрождение народных промыслов – глиняной и деревянной игрушки (дымковской, богородской), кружевоплетения и ткачества, лаковой миниатюры и деревянной посуды (хохлома). Система образования и наука России сегодня. Роль церкви в общественной жизни современной России. Перспективы развития российской культуры на рубеже XX–XXI вв.

 

Тема 28. Культурно-исторические и туристские центры России

Москва как политический, исторический и культурный центр. Достопримечательности Московского Кремля: Спасская и Троицкая башни, Соборная площадь, Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, церковь Ризположения, колокольня «Иван Великий», Грановитая палата, Теремной и Большой Кремлевский дворцы, оружейная палата, Царь-пушка, Царь-колокол. Красная площадь. Храм Василия Блаженного. Достопримечательности Санкт-Петербурга: Дворцовая площадь, Зимний дворец, Эрмитаж, Летний дворец Петра I, Летний сад, Казанский кафедральный собор, Исаакиевский собор, Кунсткамера. Петергоф – летняя резиденция российских императоров. Основные достопримечательности Петергофа: Большой дворец, Монплезир, Екатерининский корпус, Эрмитаж, дворец Марли, Коттедж, Аллея фонтанов. Достопримечательности Царского села (г. Пушкин): Екатерининский дворец, церковь Знамения, Царскосельский лицей, дом Теппера де Фергюссона, павильоны «Агатовы комнаты», «Эрмитаж», «Грот», Камеронова галерея, Александровский дворец, Египетские ворота, Арсенал. Белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской земли: Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Рождественский собор в Суздале и Георгиевский в Юрьеве-Польском. Сочи как центр культуры и отдыха. Основные достопримечательности Сочи: смотровая башня на горе Большой Ахун, здание морского вокзала, здание Зимнего театра, дачи Якобсона, Трапезникова, Зиновьевой, вилла «Вера», виадуки, собор Михаила Архангела, дольмены, ацангуары, остатки средневековых крепостей. Кижи – уникальный памятник деревянного зодчества. Основные достопримечательности: Преображенская, Покровская, Лазаревская церкви, крестьянские избы – дома Ошевнева, Елизарова, Сергеева, Волкостровская часовня.

 

Планы семинарских занятий.

Семинар 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...