Силлабус составлен на основании рабочей программы дисциплины «Первая доврачевная помощь».
Силлабус обсужден на заседании кафедры.
Протокол № __ ___/ ___/ 2016 г.
Зав. кафедрой к.м.н., и.о. доцента Сейдахметова А.А.
1.7 Сведения о преподавателях:
№
Список
Степени и должности
Приоритетные научные интересы
Достижения
Сейдахметова
Айзат Ашимхановна
Зав.кафедрой, к.м.н., доцент
Гастроэнтерология, ревматология, кардиология
Сертификаты по терапии, инновационным методам обучения, конгрессов, съездов
Алдешев
Алмас Алдешевич
зав.курсом, к.м.н., доцент.
Ведет диссертационную работу на соискание степени доктора медицинских наук по проблемам интенсивной терапии при критических состояниях. у больных гнойно-септическими заболеваниями.
Является автором пяти учебных пособий и методических рекомендаций.
В 1988 г. награжден знаком «Отличник здравоохранения СССР», в 1998 г, почетной грамотой Комитета Здравоохранения
РК. В этом году награжден знаком здравоохранения ЮКО.
Юнусходжаева
Гулжанат
Данияровна
к.м.н., доцент.
Организатор
научно-практический конференции на 2013-2014 учебный год.
Автор 2-х статей по научно- практический конференции.
Жумабаев
Тулебай
к.м.н., доцент.
Диагностика и лечение паразитарных заболевание человека.
Автор более 40 статей.
Калменов Н.Д.
ассистент кафедры.
Скорая неотложная медицинская помощь.
Разработка учебно методической пособии.
Султанова Жанат Сарсеновна
ассистент кафедры.
Оценка состояния здоровья у детей.
Разработка учебно методической пособии.
1.8 Контактная информация: Местонахождение кафедры: пр. Абая 19, подстанция №4 Шымкентской городской станции скорой медицинской помощи, тел.560180. [ШГССМП]
1.9 Политика дисциплины:
1. При прохождении цикла на кафедре необходимо носить мед.форму: халат, колпак, маску.
2. Соблюдать дисциплину, тишину на станции СМП, этику и деонтологию, субординацию с персоналом.
3. Соблюдать меры техники безопасности: не трогать влажными руками предметов, связанных с электрическим током.
4. Бережно относится к медицинской аппаратуре СМП и техническим средствам обучения на кафедре
5. Активно участовать в обсуждении всех тем СРС.
Запрещается:
1. Курить на территории Шымкентской городской станции скорой медицинской помощи [ШГССМП].
2. Появляться на рабочем месте без формы (халат, калпак).
3. Выходить в форме за пределы ШГССМП.
4. Громко разговаривать, шуметь, на территории ШГССМП.
Требования, предъявляемые к студентам:
· Не пропускать занятия без уважительных причин;
· Активность во время практических занятий;
· Подготовка к занятиям;
· Своевременно, по графику, выполнять и сдать СРС;
· Не опаздывать на занятия;
· Не заниматься посторонними делами во время занятий;
· Быть терпимым, открытым и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям;
· Бережно относится к имуществу кафедры;
· Своевременно отрабатывать пропущенные занятия по уважительным причинам.
Программа
Введение
Независимо от специальности медицинского работника оказание неотложной помощи является его первостепенным долгом. Знание основных принципов диагностики неотложных состояний, угрожающих жизни, правил оказания медицинской доврачебной помощи поможет будущим провизорам правильно оказать помощь, спасти от гибели тысячи больных и пострадавших.
Изучение первой доврачебной помощи необходимо для того, чтобы любой пострадавший своевременно мог получить грамотную медицинскую помощь до прибытия бригады скорой медицинской помощи, что во много раз повышает эффективность последующего врачебного этапа лечения, а главное увеличивает выживаемость пострадавших (больных) при неотложных состояниях.
2.2 Цель дисциплины обучить студентов основным методам диагностики угрожающих жизни состояний, требующих оказания неотложной доврачебной медицинской помощи.
Задачи обучения
· обучить студентов принципам диагностики неотложных состояний, угрожающих жизни;
· cформировать знания и умения оказания неотложной медицинской доврачебной помощи:
· научить применять стандартные средства для временной остановки кровотечения;
· обучить правилам транспортировки заболевших и пострадавших;
· научить накладывать повязки на раны; знать и уметь применять противоядия;
· научить основам асептики и антисептики;
Конечные результаты обучения
Дублинские дескрипторы
Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА
Результаты обучения дисциплины
Результаты обучения по концепции
(ГОСО)
А
Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области
Компетенция в области естественных наук и специальных наук
Выделяет симптомы и синдромы патологических состояний, травматических поражений, отравлений угрожающих жизни больного (пострадавшего) и требующие оказания неотложной доврачебной медицинской помощи;
Знает основные методы асептики и антисептики
Знает правилу общего и специального ухода за больными с различными заболеваниями и повреждениями
Р14
Р 4
Р19
Р6
Р2
Р2
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция,
критическое мышление,
креативность,
способность работать в команде,
иноязычная компетентность).
Знает вопросы деонтологии при оказании медицинской доврачебной помощи и при возникновнии экстремальных ситуаций, катастрофах;
Понимает большую значимость способности работать в команде и обучению других
Компетенция предпринимательства
Знает организацию работы, структуру, оснащение службы скорой помощи и особенности работы бригад скорой медицинской помощи, в том числе специализированных.
Компетенция «Адвокат
здоровья»
Знает нормативно-правовую документацию и учетно-отчетную медицинскую документацию станций скорой медицинской помощи;
Компетенция «Навыки научных исследований»
Знает, как оформляеть рефераты и презентации для выступления в студенческих аудитории, при участии в работе студенческих кружков и студенческих научных исследовании.
Компьютерная и информационная компетентность
Знает пути сбора информации по неотложным состояниям в интернете.
Компетенция «Клинические навыки»
Знает принципы оказания неотложной доврачебной помощи на догоспитальном этапе при состояних угрожающих жизни.
Знает принципы транспортировки больных с угрожающими состояниями.
Р14
В
Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне
Компетенция в области естественных наук и специальных наук
Диагностирует неотложные состояния на догоспитальном этапе
Проводит физикальное обследование больных догоспитальном этапе
Оказывает неотложную помощь на догоспитальном этапе
Р16
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция,
критическое мышление,
креативность,
способность работать в команде,
иноязычная компетентность).
Взаимодействует с больным, его родственниками, коллегами и другими работниками СНМП при оказании неотложной доврачебной помощи
Р8
Компетенция предпринимательства
Применят Стандарты оказания неотложной медицинской помощи.
Р8
Компетенция «Адвокат
здоровья»
Заполняет нормативно-правовую документацию и учетно-отчетную медицинскую документацию станций скорой медицинской помощи;
Заполняет учебные карты вызывов,сопроводительные и сигнальные листы..
Р6
Компетенция «Навыки научных исследований»
Оформляет рефераты и презентации для выступления в студенческой аудитории,при участии в работе студенческих кружков и студенческих научных исследовании.
Р4
Компьютерная и информационная компетентность
Применяет информационную и коммуникационную технологии и использует базы данных и других информационных ресурсов в профессиональной деятельности.
Р2
Компетенция «Клинические навыки»
Применяет манипуляции, связанные с диагностикой и оказанием неотложной доврачебной помощи на догоспитальном этапе и во время транспортировки больного в стационар.
Использует медицинскую аппаратуру,владеет техникой наложения транспортных шин,повязок.
Владеет техникой снятия электрокардиограмм.
Проводит базовую сердечно-легочную реанимацию.
Р16
С
Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области
Компетенция в области естественных наук и специальных наук
Оценивает и интерпретирует результаты субьективных и обьективных данных состоянии угражающих жизни.
Решает вопросы транспортровки больных с угрожающими состояниями.
Р16
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция,
критическое мышление,
креативность,
способность работать в команде,
иноязычная компетентность).
Использует навыки вербальной и невербальной коммуникации при общении с больным.
Р8
Компетенция предпринимательства
Формулирует собственные выводы в виде предварительных дтагнозов.
Р14
Компетенция «Адвокат
здоровья»
Использует алгоритмы диагностики и лечения при оказании первой доврачебной помощи.
Р22
Компетенция «Навыки научных исследований»
Формулирует аргументы по результатам научных исследований для выступления в студенческой аудитории, при участии в работе студенческих кружков и студенческих научных исследовании.
Р17
Компьютерная и информационная компетентность
Анализирует базы данных и других информационных ресурсов и решает проблемы в прфессиональной деятельности.
Р10
Компетенция «Клинические навыки»
Обоснует предварительный диагноз и оказывает первой доврачебной помощь.
Р16
Д
Осуществлять сборинтерпретацию информации дляформирования суждений с учетам социальных,
этических и научных соображений.
Компетенция в области естественных наук и специальных наук
Способен представить личные суждения о диагнотике и оказания неотложной помощи,оформить в виде реферата, презентации,проекта и представить на практических занятиях, заседаниях студенческого кружка,студенческих научных конференциях и др.
Р11
Компетенция в области естественных наук и специальных наук
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция,
критическое мышление,
креативность,
способность работать в команде,
иноязычная компетентность).
Использует креативные мышление в сборе информации для ролевых и деловых игр к практическим занятиям.
Р26
Компетенция предпринимательства
Оценивать выводы студентов в постановке предварительных диагнозов неотложных состояний на практических занятиях.
Р26
Компетенция «Адвокат
здоровья»
Использует программу «Саламатты Казахстан» при проведении профилактики при заболеваниях внутренних органов
Компетенция «Навыки научных исследований
Предоставляет полученые данные на заседаниях студенческого кружка,студенческих научных конференциях.
Р26
Компьютерная и информационная компетентность
Осуществляет сбор информацию о диагностике и лечения неотложных состоянии для составления диаграмм и таблиц.
Сообщать информацию, идеи и проблемы и решения,как специалистам, так и не специалистам
Компетенция в области естественных наук и специальных наук
Демонстрирует и передает студентам,преподавателям,врачам,экзаменаторам собственное знания по оказанию первой доврачебной помощи.
Р17
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция,
критическое мышление,
креативность,
способность работать в команде,
иноязычная компетентность).
Проводит информационно-просветительскую работу по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Р17
Компетенция предпринимательства
Передает решения проблемы в постановке диагноза заболеваний студентам, преподавателям.
Компетенция «Адвокат
здоровья»
Сообщает информацию по программе «Саламатты Казахстан» о профилактике заболеваний студентам,преподавателям, медицинскому персоналу.
Компетенция «Навыки научных исследований
Демонструет и передет студентам, преподавателям навыки публичного выступления с представлениям собственных суждений и анализа информаций в изучаемой области.
Р26
Компьютерная и информационная компетентность
Демонструет и передет студентам,преподавателям собственные знания и умения по работе с информацией на государственном и русском языках (учебной,справочной,научной ллитературой на бумажных и электронных носителях).
Р26
Компетенция «Клинические навыки»
Демонструет и передет студентам,преподавателям все навыки связанные с диагностикой и оказанием неотложной доврачебной помощи на догоспитальном этапе и во время транспортировки больного в стационар.
Р26
2.5 Пререквизиты: Анатомия человека, физиология человека.
2.6 Постреквизиты: фармакология.
2.7 Краткое содержание дисциплины.
Терминальные состояние. Остарая дыхательная недостаточность. Первая доврачевная помощь при тепловом, солнечном ударе, обморке коллапсе. Первая доврачевная помощь при болевом синдроме. Первая доврачевная помощь при лихорадочных состояниях асептика и антисептика, отравления ядами. Десмургия. Первая доврачевная помощь при травмах, при кровотечениии. Организация нетложной медицинской доврачевной помощи на предприятии. Первая медицинская доврачевная помощь при неотложных состояниях и акушерско гинекологической практике. Лекарственные препараты, применяемые при оказании неотожной помощи.
2.8 Тематический планы: (лекций, практических занятий, самостоятельной работы студентов)
Тематический план лекций
№
Наименования тем
Форма проведения
Продол-
житель-
ность (в часах)
1.
Введение. Предмет, задачи, объем и основные принципы оказания первой доврачебной помощи. Методы клинического обследования больного и диагностика неотложных состояний на догоспитальном этапе.
Обзорная лекция
2.
Терминальные состояния (шок, кома): классификация, стадии, клиническая диагностика, критерии оценки тяжести состояния больного.
Болевой синдром. Первая доврачебная помощь при болевом синдроме. Боли в груди.
Проблемная лекция
6.
Первая доврачебная помощь при лихорадочных состояниях. Методика термометрии.
Обзорная лекция
7.
Раны: виды ран, обследование раненого, первая доврачебная помощь.
Обзорная лекция
8.
Травмы, Классификация. Клиника. Первая доврачебная помощь при травмах.
Обзорная лекция
9.
Отравления. Классификация. Клиника.Первая доврачебная помощь при острых отравлениях.
Обзорная лекция
10.
Кровотечения. Классификация. Клиника. Первая доврачебная помощь при кровотечениях.
Обзорная лекция
Итого:
Тематический план практических занятий
№
Наименования тем
Форма проведения
Продол-
житель-
ность (в часах)
1.
Введение. Предмет, задачи, объем и основные принципы оказания первой доврачебной помощи. Методы клинического обследования больного и диагностика неотложных состояний на догоспитальном этапе.
устный опрос, работа в станции и диспетчерской СМП.
2.
Терминальные состояния: стадии, клиническая диагностика, критерии оценки тяжести состояния больного. Внезапная остановка сердца. Приемы сердечно-легочной реанимации.
работа в малых группах, отработка навыков на фантомах, муляжах, манекенах, решение тестовых вопросов и ситуационных задач.
устный опрос, решение тестовых вопросов и ситуационных задач.
4.
Первая доврачебная помощь при тепловом, солнечном ударе, обмороке, коллапсе, ожогах, отморожениях, общем охлаждении. Уход за тяжело больным и его гигиена.
работа в малых группах, устный опрос, решение тестовых вопросов
5.
Первая доврачебная помощь при болевом синдроме. Боли в груди. Диагностика острого инфаркта миокарда. Головные боли. Зубная боль. Боли в животе, в поясничной области. Диагностика синдрома «острого живота».
работа в малых группах, составление алгоритма, решение тестовых вопросов
6.
Первая доврачебная помощь при лихорадочных состояниях. Методика термометрии.
устный опрос, решение тестовых вопросов и ситуационных задач.
7.
Первая доврачебная помощь при кровотечении, правила остановки наружного кровотечения, техника выполнения передней тампонады носа.
устный опрос, решение тестовых вопросов.
8.
Первая доврачебная помощь при травмах и ранах. виды ран, обследование раненого Закрытые повреждения мягких тканей. Черепно-мозговые травмы. Повреждения грудной клетки. Вывихи и переломы. Транспортная иммобилизация при травмах.
Десмургия. Правила наложения бинтовых повязок, перевязки.
работа в малых группах, отработка навыков на фантомах, муляжах, манекенах, решение тестовых вопросов и ситуационных задач.
9.
Первая доврачебная помощь при острых отравлениях.
Понятие о «пищевых токсикоинфекциях». Первая помощь при рвоте, икоте, диарее, запорах.
работа в малых группах, решение тестовых вопросов и ситуационных задач.
10.
Организация первой доврачебной помощи на предприятии (аптеке), в приемном отделении больницы как при обычном режиме их работы, так и при массовых поступлениях пострадавших в результате последствий ЧС и катастроф.
Политравма. Объем и очередность доврачебной помощи при массовых поражениях.
работа в малых группах, отработка навыков на фантомах, муляжах, манекенах, решение тестовых вопросов и ситуационных задач.