Основные направления и проблемы социально-экономической политики Временного правительства
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 военный экономический временный правительство К февралю 1917 г. экономика России находилась в плачевном состоянии. Во-первых, разрушалась железная дорога - не хватало средств на ее содержание. Недоставало топлива. Уменьшилось производство железа и стали. Донецкие шахты значительно сократили добычу угля. Сократился выпуск хлопчатобумажных тканей. По сельскому хозяйству сильно ударил разрыв с международным рынком. К тому же из сельской местности было мобилизовано порядка 13 млн. человек. Площадь посевов в 1916 г. уменьшилась по сравнению с 1913 г. на 8,4%. В 1917 г. Россия потеряла до 20 млн. голов крупного рогатого скота. Война вызвала значительный рост государственных расходов. За три года количество бумажных денег в обращении выросло в девять раз. Курс рубля упал на лондонской бирже наполовину. Заработная плата с февраля по октябрь 1917 г. повышалась по разным категориям рабочих на 70, 45, 29%. Но в это же время цена на ржаной хлеб поднялась на 150%, на одежду и обувь - на 170%, на картофель - на 175% и т.д. Надвигался серьезный экономический кризис. Пришедшему Временному правительству необходимо было что-то делать. В своей декларации оно заявило, что будет «неуклонно и решительно бороться с хозяйственной разрухой страны дальнейшим планомерным проведением государственного и общественного контроля над производством, транспортом, обменом и распределением продуктов, а в необходимых случаях прибегать и к организации производства». [6, c. 87] Временное правительство при активной поддержке Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов приняло решение о регулировании народного хозяйства и создании совещательных и исполнительных органов по экономике страны. Несогласный с такой политикой министр торговли и промышленности А. И. Коновалов подал в отставку. Он был против регулирования производства и контроля за ним, считая необходимым лишь полноту правительственной власти и борьбу с «непомерными требованиями социалистов».
Утвержденный министром вместо Коновалова левый кадет Степанов обратился к правительству с докладной запиской, где говорилось, что «хозяйственная разруха исключает допустимость господства частных интересов». Свободной экономики в настоящее время быть не может. Но и покушаться на частный капитал никто не собирается, ибо «стремиться охватить регулированием все хозяйство целиком - значит явно идти на утопическую авантюру». Главной силой экономики остается частно-хозяйственное начало. По мнению Степанова, искусственно создать монополии не всегда возможно, «но где имеется подготовленная в известной степени почва (например, для сахара, угля, чая), там правительство может решиться на подсказываемый обстоятельствами шаг». Допускались, таким образом, лишь торговые монополии, но не производственные. Предлагалось по примеру Германии только объединить отдельные ветви индустрии. Суть предложений, в общем, сводилась к принудительному объединению предприятий. Образовался экономический совет, который должен был выработать общий план организации народного хозяйства и создать законопроекты по урегулированию хозяйственной жизни. В него вошли 9 представителей правительства, 7 от промышленности, торговли и банков, 2 от союзов земств и городов, 2 от вольноэкономического общества, 3 от совета съездов кооперации, по 2 от районных комитетов, председатели комиссий и 8 от партий эсеров, социал-демократов и кадетов. На первом заседании выступил А. Ф. Керенский. Он сказал, что война разрушила былые экономические отношения и заставила все здравомыслящие силы различных слоев и партий пойти «по пути весьма строгого, серьезного и определенного регулирования всех сторон финансово-экономической жизни государства. Государство Российское в этом отношении до сих пор еще шло довольно кустарно, и общего плана необходимых финансовых и хозяйственных задач и выполнения их не проводило планомерно в сознание, с подчинением всех частных классовых и групповых интересов, каковы бы они ни были, кем бы они ни диктовались, интересам государства и необходимости спасти самые основы экономической и хозяйственной жизни страны. Поэтому первая задача, которую Временное правительство возлагает на экономический совет - выработка плана и постепенное регулирование всей хозяйственно-финансовой жизни». [7, c. 304]
Однако, упования Керенского не оправдались. Хотя с июля по август состоялось 8 заседаний совета, программу он так и не выработал. Сами члены совета называли свои заседания академической говорильней. Главный экономический комитет из представительств ведомств занял место совета. Первым вопросом, обсуждавшимся комитетом, было массовое закрытие фабрик и заводов. Комитет вынес постановление, запрещающее самовольное со стороны владельцев полное или частичное прекращение работ предприятий, работающих на оборону или непосредственное снабжение населения. Заводским комитетам необходимо было прекратить вмешательство рабочих в административные дела, поднять производительность труда. В августе было выработано постановление о порядке составления и выполнения государственного плана снабжения армии и населения продуктами и предметами массового потребления. Составлять план должен был Главный экономический комитет. Правительственные учреждения, частнопромышленные и профессиональные объединения, общественные организации (земства и кооперативы) обязаны были в определенный срок давать в комитет данные о необходимых продуктах, нуждающихся в заготовке на основании общегосударственного плана. Предварительный план составляли специальные комиссии, созданные по категориям однородных предметов. Заявления поступали в управление делами комитета, их распределяли по комиссиям, информируя одновременно регулирующие комитету по топливу, транспорту, металлам и пр. Комиссии намечали районы производства, количество и род транспорта, сроки выполнения заказов, цены. Из комиссий планы шли на заключение экономическому совещанию, потом их утверждал Главный экономический комитет.
Председателю Главного экономического комитета (им тогда был известный московский биржевик С. Н. Третьяков) давалось право арестовывать имущество предприятий, проводить общие и частные реквизиции, увольнять администрацию. После закона о монополиях в связи с переходом железных дорог на древесное топливо были созданы Центролес, а также Минтоп, занимавшийся углем. Тогда же возникли торгово-промышленные палаты, через которые буржуазия сообщала свои предположения о нуждах промышленности. Иностранные капиталисты в России встретили весть о государственном планировании и государственном контроле резко отрицательно. Более того, американский посол Фрэнсис писал министру Терещенко: «В связи вышеизложенным, до меня дошли слухи, что французы предпринимают активные шаги для защиты своего имущества и что с этой целью ожидаются даже французские войска. В Москве имеются крупные американские компании, а ввиду того, что ко мне часто поступают жалобы от них, я хотел бы иметь возможность успокоить их и обещать им защиту». При плановой организации хозяйства ущемлялась торговая буржуазия, банки. У последних нарушалась непосредственная связь с финансируемыми предприятиями, делалась невозможной спекуляция, получившая распространение в военные года. Правительство четко отделило функции торгового капитала от функций капитала промышленного. При этом, такую политику поддерживали все политические партии. [6, c. 101] Продажа хлеба, сахара перешла в ведение государства, которое определяло цены и потребности. Но и сахар, и хлеб давал крестьянин. Государству предстояло разобраться и с ним. Захват крестьянами помещичьих земель ничего не решал. Правительство объявило о подготовке земельной реформы, учету земельных запасов. Аграрный вопрос должно было решить будущее Учредительное собрание. Правительство же предписывало пока продовольственным комитетам на местах отбирать незасеянные земли и передавать их в аренду другим владельцам, причем арендная плата шла собственникам земли.
Правительство ввело на промышленных предприятиях рабочие комитеты. Их задачей было представительство рабочих перед администрацией по вопросам заработной платы, рабочем времени, решение внутриколлективных вопросов и забота о культурно-социальных проблемах. Эти комитеты, однако, не имели права вмешиваться в вопросы найма и увольнения. Были введены 8-часовой рабочий день, страхование на случай болезни, пособие по родам. Продержись правительство дольше, оно бы вступило на путь более или менее последовательной государственно-капиталистической организации хозяйства. Имеется ряд объективных и субъективных причин падения Временного правительства. В первую очередь необходимо назвать общее ухудшение экономической ситуации в стране, падение уровня дисциплины и производительности труда, вызванное распадом структур власти. Социальные требования масс объективно не могли быть выполнены в короткий срок, а попытка действовать легитимно, дожидаясь созыва Учредительного собрания, не привела к успеху. Приверженность меньшевиков и эсеров к компромиссу не устраивала крайние политические силы, как правые, так и левые, и не могла служить способом решения проблем. Надо признать, наконец, что при всем желании выйти из сложившейся ситуации у Временного правительства не было реальных эффективных рычагов управления и воздействия на обстановку в стране. Все это и привело к тому, что в критический момент у него не нашлось достойных защитников. Заключение
В период империализма в промышленном секторе России формируется монополистическая модель индустриализации, а в сельском хозяйстве осуществляется реализация крупномасштабной столыпинской аграрной реформы, т.е. Россия, несмотря на все проблемы и противоречия, вышла на траекторию эффективного экономического роста, но события первой мировой войны и большевистский леворадикальный переворот прервали логическое продолжение данного процесса. Первая мировая война 1914-1918 гг. возникла в результате первого кризиса капиталистической системы мирового хозяйства, явившегося следствием неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран в эпоху империализма. Царская Россия, несмотря на громадные природные ресурсы и колоссальные резервы рабочей силы, действительные и потенциальные возможности промышленности и сельского хозяйства, все-таки в значительной степени отставала от передовых капиталистических стран в технико-экономическом отношении. В России наряду с передовыми формами высокоразвитого капитализма сохранились самые отсталые пережитки феодализма. Господство монополий сочеталось с сохранением огромной роли полукрепостнических отношений.
В результате экономической и политической отсталости России русский капитализм попал в зависимость от западноевропейского капитала. Первая мировая война вскрыла слабые стороны дореволюционной России, она показала, что в условиях высокотехнического характера современной войны необходим более высокий уровень развития производительных сил, а также что страна должна быть независимой в технико-экономическом отношении от других стран.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|