1.2.4. Функциональный уровень анализа журналистики как системы
Анализ внешних взаимосвязей журналистики можно назвать функциональным уровнем анализа ее как системы. Он включает в себя описание взаимодействия журналистики с окружающей действительностью. В первую очередь это взаимодействие происходит посредством массовой информации. Различные объекты действительности сначала становятся предметом отражения в журналистских произведениях, а затем уже тексты воздействуют на массовую аудиторию СМИ, а она распространяет это воздействие на остальных членов социума, социальные институты и другие объекты социальной действительности и мироздания в целом. При этом тексты реализуют социальные функции журналистики, ее миссию, чем и определяют ее место и роль как социального института в функционировании и развитии целостной общественной системы. Социальные функции журналистики описаны нами подробно в первой части учебного пособия. В свою очередь, социальная среда и процессы развития мироздания выступают в роли объективного судьи публикаций. Всякое несовпадение реального с отображенным в текстах, обнаруженное аудиторией, снижает уровень доверия к СМИ, дискредитирует журналистику как вид деятельности. А иная ошибка, намеренная или нет, может непосредственно отразиться на безопасности и качестве жизни людей, может привести и к трагическим последствиям. Особенно ярко такая взаимосвязь журналистики с социумом, а также мирозданием в целом проявляется в критические моменты. Например, когда Япония переживала сильнейшее землетрясение и цунами в марте 2011 года, находились журналисты, которые пытались привлечь внимание к своим СМИ за счет броских сенсационных заявлений. Так, одна из передач центрального телевидения России настойчиво рекламировала себя всю неделю, заявляя, что она покажет миру, кто и что скрывает от людей в столь тревожные для мира минуты. Весь мир в эти дни следил за развитием событий на атомной станции «Фукусима», где шла борьба за сохранение целостности атомных реакторов и предотвращение атомной катастрофы. Японцы проявляли чудеса выдержки, самообладания и героизма, о чем свидетельствовали СМИ многих стран. Руководители различных компетентных ведомств постоянно выходили в эфир с заявлениями о развитии событий, чтобы не допустить паники среди населения. А наша передача целую неделю создавала интригу, усиливая напряженность и тем самым привлекая внимание зрителя. Когда же наконец она вышла в эфир, то оказалось, что никаких сенсационных разоблачений ее авторы не осуществили. Это был так называемый пиар-ход. Думается, что таким поведением журналисты не столько привлекли внимание зрителей, сколько разочаровали свою аудиторию, видимо забыв о том, что СМИ – это система с обратной связью и что как аукнется, так и откликнется.
Однако если бы все СМИ вели себя подобным образом, то они непременно породили бы панику, которая, как известно, влечет за собой неконтролируемые разумом действия людей. Первое, что происходит в таких случаях, - люди близлежащих районов начинают без меры употреблять йод в качестве средства защиты от радиации. И это, как правило, приводит к массовым тяжелым заболеваниям. Примеров таких, к сожалению, множество. Редакции взаимодействуют не только со своей реальной аудиторией через тексты, но и проводят другую массовую работу с потенциальной аудиторией, о чем рассказано нами выше при описании организационной деятельности редакций. Эта работа имеет своим результатом не только увеличение аудитории СМИ, но и популяризацию тех видов деятельности, в поддержку которых выступают или в которых участвуют редакции. Так, выступая информационным спонсором какого-либо мероприятия, СМИ не только вступает во взаимовыгодные отношения с организаторами мероприятия, но и показывает свою идейную солидарность с данным проектом. Именно поэтому почти всегда можно увидеть участие СМИ в различных акциях, направленных на борьбу с наркоманией и алкоголизмом. Так журналисты выражают свою озабоченность решением наиболее острых проблем современности. Это вызывает ответную благодарную реакцию социума.
Кроме взаимодействия с действительностью через тексты журналистика имеет ряд взаимосвязей с отдельными структурными подсистемами общества. Как и любой другой вид деятельности, она кроме саморегулирования подвергается внешнему регулированию со стороны системы, в которую входит. Внешними субъектами регулирования деятельности системы «Журналистика» являются органы государственного управления в лице соответствующего комитета Государственной Думы и министерства в правительстве, а также правоохранительные и судебные органы. Законы, распоряжения и решения этих управляющих структур обязательны для исполнения и составляют правовую основу журналистской деятельности, которая описана и изучается в рамках соответствующей учебной дисциплины журфаков. Журналистика как система вступает также в партнерские взаимоотношения с различными внешними организациями и субъектами, с помощью которых она осуществляет свое функционирование. Партнерское сотрудничество предполагает действия, которые выстраиваются на добровольной договорной основе по принципу взаимной необходимости и равной выгоды для участников. Редакции сегодня являются медиапредприятиями и, соответственно, взаимодействуют с другими участниками рынка, о чем подробно рассказывается в рамках курса «Основы медиабизнеса». Необходимо, однако, особо подчеркнуть, что в эти отношения редакции могут вступать тем успешнее, чем больше аудитория СМИ, которое они выпускают. Например, одним из самых крупных финансовых партнеров редакций являются рекламодатели. Они выкупают часть печатной площади СМИ или эфирного времени для размещения рекламы своих товаров и услуг. Естественно, что рекламодатель будет сотрудничать в первую очередь с изданиями, которые имеют наибольший рейтинг популярности, чтобы реклама нашла своего потребителя. Существует даже такое выражение: редакция продает рекламодателю не рекламную площадь, а аудиторию. Таким образом, можно сказать, что забота об увеличении аудитории издания диктуется не только социальной миссией журналистики, но и ее коммерческими целями. Система прямых и обратных связей между партнерами представляет собой циклический процесс: издание, качественно реализующее миссию журналистики, имеет массовую аудиторию, наличие которой обеспечивает привлечение финансовых средств, достаточных для выпуска издания, качественно реализующего миссию журналистики. Неразрывность цикла обеспечивает выживание и развитие изданий, а значит, и журналистики в целом, которая и занимается выпуском СМИ как своей главной задачей.
Другими партнерами, обеспечивающими выход изданий в свет, являются типографии, печатающие СМИ. Партнерами редакций также являются организации, распространяющие СМИ: почта и система продажи для печатных изданий, система трансляционных сетей для аудиовизуальных СМИ и провайдеры для интернет-СМИ. Партнерами могут стать дизайн-студии, рекламные и PR-агентства, если таких специалистов нет в составе самой редакции. Эти связи также оказывают взаимное влияние на взаимодействующие структуры. Все внешние связи системы «Журналистика» отображены на общей структурной схеме (см. рис. 3). Необходимо подчеркнуть, что журналистика как система представляет собой социальный институт со всеми отличительными признаками этого понятия. Во-первых, она обладает набором социально значимых функций. Во-вторых, эти ее функции закреплены в законодательстве страны, что придает им легитимный характер. И, в-третьих, существует организация, специально предназначенная для реализации этих функций – редакция, которая занимается производством СМИ. Этот ряд признаков и позволяет утверждать, что журналистика является социальным институтом.
А ее место среди других социальных институтов определяется объективно присущими ей от природы функциями и миссией. И это место давно обозначилось в общественном мнении яркой метафорой - «четвертая власть». В число трех официальных ветвей власти, записанных в Конституции РФ, журналистика, разумеется, не входит, а значит, не имеет права издавать распорядительные решения, обязательные для исполнения кем бы то ни было. Этим она и отличается от официальной власти. Но вот сила ее природного воздействия на массовое сознание позволяет считать журналистику властью, способной влиять на ход общественной и личной жизни, причем во всех ее сферах. Однако это, конечно, не означает, что журналистика всегда полноценно реализует свои функциональные возможности и миссию и способствует реализации основной онтологической цели социума – его устойчивому развитию. Как мы уже говорили в первой части учебного пособия, цели информационной политики СМИ определяет не только природа вещей, но и различные субъекты (государство, организации, группы и лица-учредители, редакторы, журналисты). Эти субъекты и способны уводить журналистику от ее онтологически обусловленной цели к иным, частным задачам. В этих случаях мы становимся свидетелями того, как мощное информационное влияние журналистики используется в интересах частных групп и лиц. Хорошо, если их потребности успешно сочетаются с общественными. Но иногда они существенно противоречат им. И в этих ситуациях журналистика нередко превращается в средство манипуляции массовым сознанием. Тогда она из мощного фактора созидания превращается в информационную опасность для общественного развития, причем той же силы, только теперь уже разрушительной. Иными словами говоря, она была и остается властью, вопрос только в том, в чьих руках и интересах. Таким образом, признавая справедливость объективной оценки места журналистики в системе социальных институтов как «четвертой власти», нельзя отрицать и возможности ее субъективного функционирования в реальности как представителя частных интересов и даже манипулятора. Разнообразие современных типов журналистики, начиная от гражданской, качественной и заканчивая «желтой», бульварной и порнографической, лишь подтверждает данный вывод. Итак, мы закончили структурно-функциональное описание системы «Журналистика». Теперь необходимо определить, к какому типу систем она относится, потому что каждый из них характеризуется своими закономерностями функционирования, а изменение типа системы в процессе ее развития приводит к изменению каждого ее компонента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|