Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и формы работы редакции с читательской аудиторией




 

Организационный метод Текстовый метод
Создание системы маркетинговой информации Журналистская (редакционная) акция
Редакционная почта Публикация тематической или целевой полосы
«Горячая» линия Кампания
Организация «круглых столов», клубов деловых встреч, творческих вторников (четвергов, понедельников) Обсуждение
Проведение читательских конференций Обзоры редакционной почты и читательских комментариев в сетевых версиях изданий
Проведение референдумов Публикация произведений народного творчества
Формирование авторского актива  
Создание внештатного отдела  
Создание общественной приемной  
Создание общественной редколлегии  
Создание корреспондентских пунктов при острых событийных ситуациях  
Проведение общественных мероприятий  
Проведение через газету конкурсов, лотерей  

 

Каждая из названных форм представляет собой совокупность процессов, необходимых для ее реализации. Подробно все формы работы описаны в учебных пособиях по курсу «Организация работы редакции». Мы же рассмотрим в целом процесс организационной работы редакции.

Позиционирование этого процесса во времени выглядит следующим образом. Прошлым является СМИ, настоящим – процесс взаимодействия в той или иной форме – результат взаимодействия в виде отношения аудитории к данному СМИ (авторитет, имидж, бренд). Чтобы обеспечить единство трех состояний процесса, нужно иметь четко разработанную стратегию организационной работы, которая способна обеспечить ее регулярность и разнообразие форм. А затем привлечь весь редакционный коллектив к реализации этой стратегии. При этом каждый должен в организационной работе быть столь же ответственным, как, например, при написании хорошего текста.

Позиционирование процесса в пространстве выдвигает требование единства внутренней сущности процесса (качества организационной деятельности) и внешнего его проявления (ее эффективности). Отсюда формируется требование осуществлять контроль над качеством и эффективностью реализации организационной работы. Это значит, что должны быть определены критерии оценки эффективности каждой формы работы и методы их измерения.

Если рассмотреть направление изменения организационной работы во времени, то необходимо определить четкую последовательность осуществления организационных процедур. Так, маркетинговые исследования должны проводиться до принятия решений и после их осуществления, потому что информационные потребности аудитории в первую очередь определяют информационную политику издания, а степень их удовлетворенности заставляет вносить в нее изменения. Мы уже говорили, что именно так работает механизм обратной связи, обеспечивающий эффективное управление системой. Стоит изменить порядок действия и поставить цели редакции впереди интересов читателя – и мы изменим миссию журналистики.

Направление изменения организационной работы в пространстве выдвигает требование интегрирования в единое целое текстовых и организационных методов.

Чем больше и чаще будет проводиться организационная работа с аудиторией, тем больше будет читателей у газеты – такова закономерность количественных изменений процесса. Качественные изменения при этом, разумеется, также увязаны с количественными.

Проанализировав процесс взаимодействия СМИ и аудитории в целом, мы дадим характеристику его качеств. Это, как и два предыдущих процесса, уникальный и нелинейный, а вместе с тем вариативно повторяющийся и линейный процесс. А значит, организация взаимодействия с аудиторией также требует творческого подхода, разнообразия форм и контроля над качеством его реализации. Собственно, этот контроль обеспечивается цикличностью самого процесса взаимосвязи.

Закончив описание процессов создания, передачи и восприятия информации массовой аудиторией, мы переходим к описанию процесса взаимосвязи таких элементов, как наука о журналистике, со всеми остальными элементами системы, каждым в отдельности и всеми в совокупности. Очевидно, что речь идет о процессе научного изучения каждого из элементов и всех их связей между собой, изучении системы «Журналистика» как целого с ее внешними связями. Обратная сторона этого процесса – выработка научных рекомендаций по оптимизации и развитию журналистской деятельности. Единицей процесса является соответственно изучение системы и выработка рекомендаций по ее оптимизации и развитию.

Прошлое в данных процессах – это сами элементы системы и их взаимосвязи, то есть процессы. Настоящее – изучение структуры системы «Журналистика», а также теоретическое осмысление  онтологических закономерностей ее существования и развития. Будущее – выработка рекомендаций на основе сопоставления онтологических моделей системы с реально действующими. В этих процессах практика выступает критерием истинности теории, а теория – обобщением практики, прогнозированием дальнейшего развития, эталоном профессионального действия.

Весьма печально, что сегодня очень часто можно наблюдать в редакциях пренебрежительное отношение к научному осмыслению проблем и обучению кадров в университетах на факультетах журналистики. Эмпирическое освоение профессии, конечно, увлекательно и быстро дает результаты. Это и создает иллюзию, что в журналистике можно обойтись без теории, а теоретики – это те, кому не далась практика.

Однако обучение методом профессионального тыка, во-первых, может оказаться опасным в такой ответственной профессии, как журналистика, ибо не предупрежден знанием, значит, не вооружен. А во-вторых, изначально быстро полученный результат освоения профессии с годами не преумножается так стремительно и эффективно, как это происходит у людей, изучивших теоретические основы профессии. Выпускники вузов приходят в редакцию с малыми навыками, но, как правило, быстро догоняют и обгоняют тех, кто работает на основе только собственного опыта. Истина о том, что знания лишними не бывают, если, конечно, ими уметь пользоваться практически, дает о себе знать довольно скоро.

К тому же очевидно, что онтологические эталоны профессии являются нестареющими смыслами и вечными ориентирами для прогрессивного развития профессионала. Это важно особенно в такие времена, когда в обществе случаются идеологические перестройки. И тогда особенно трудно сохранить сущность своей профессии и ее социальную значимость, соответствуя при этом новым формам функционирования.

Так, в период перестройки в России в конце прошлого века появилось много изданий, публикующих различные журналистские расследования. Сенсационные разоблачения стали модными. Они буквально заполонили страницы желтой прессы и часто присутствовали в качественных изданиях. Однако качество проведенных расследований было настолько низким, что в результате прочтения огромных публикаций даже нельзя было понять, что именно произошло, не говоря уже о том, почему такое случилось, кто виноват и что с этим теперь делать. Журналисты игнорировали абсолютно все требования, предъявляемые к массовой информации, забыли о неразрывном единстве свободы и ответственности в журналистском деле и других профессиональных принципах. Результат был онтологически предсказуем: СМИ потеряли доверие у своей аудитории, социальная значимость профессии резко снизилась, тиражи упали. Такова расплата за игнорирование онтологических принципов журналистики.

Можно, конечно, говорить о том, что люди стали другими, перестали читать. Но лучше честно сравнить, например, судебные очерки Евгения Богата или Ольги Чайковской с современными образцами расследований, и тогда, может быть, станет очевидным, почему читатель перестал читать.

Осмысление трансформации профессии в книге Анатолия Рубинова и Вячеслава Баскова «Секреты журналистики», изданной в 2008 году, убедительно показывает, что профессиональные «секреты» не меняются во времени и пространстве (они общие для всех и всегда), если помнить о своем профессиональном предназначении быть «социальным корреспондентом»[42].

Рассмотрим теперь описываемый нами процесс теоретического осмысления журналистики с точки зрения его позиционирования в пространстве. Как было сказано выше, самыми значимыми для любой системы являются связи, интегрирующие все элементы в единое целое (внутренняя сторона процесса). Теория журналистики, осуществляя свои взаимодействия со всеми элементами системы, выступает именно как таковая. Она же активно участвует в процессе интегрирования целостной системы «Журналистика» в более широкую систему – «Общество» (внешняя сторона процесса). Очевидно, что качество теории и ее адекватное внедрение в практику существенно влияют на качество изучаемой системы. И уж тем более на качество системы сильно влияет полное отсутствие интегрирующего процесса, связанного с теоретическим осмыслением практической деятельности, что, как мы говорили, нередко можно наблюдать в редакциях. Отсутствие интегрирующих связей приводит к развалу системы, о чем и свидетельствует приведенный нами выше пример изменения журналистики в период перестройки.

Направление развития процесса во времени выражается в последовательности научных процессов: сбор эмпирических данных – их научное осмысление – сопоставление полученных выводов с теоретически выведенным знанием - формулирование теоретических выводов в научных работах – обучение и подготовка профессиональных кадров - внедрение в практику теоретических положений в процессе деятельности обученных журналистов. Успех научного процесса обеспечивается его цикличностью (практика – теория – практика – теория) и непрерывностью. Ученый не перестает изучать практическую деятельность, а практик – учиться.

Однако фактически мы нередко наблюдаем иную картину. Ученые изучают практическую деятельность журналистов и обсуждают полученные результаты, но в основном в своей научной среде, в научных журналах, которые практики не читают. Неохотно посещают журналисты и научно-практические конференции. Не очень востребованными, особенно практиками в провинции, оказываются и различные формы повышения квалификации через дополнительное обучение. Таким образом, теория развивается, но в значительной части не внедряется в реальную профессиональную практику, теряя при этом смысл своего существования. Проигрывают от этого все.

Направление развития процесса в пространстве выражается в интеграции присутствующего в науке о журналистике знания. Единство дедуктивного (от общего к частному) и индуктивного (от частного к общему) методов изучения журналистики обеспечивает получение наиболее полного теоретического знания, представляющего собой фундаментальные основы и прикладные исследования. Есть тенденция считать журналистику чисто прикладной наукой, лишенной фундаментальных закономерностей. Но в этом случае она лишается возможности осмысления временного и пространственного интегрирования журналистики, что принципиально невозможно для любого социального процесса, а значит, и для журналистики как вида деятельности.

Попытка сделать журналистику только прикладной наукой приводит к тому, что в каждый новый исторический период и в каждой стране пытаются сформулировать свои отличительные принципы функционирования профессии и, конечно, в конце концов оказываются в роли изобретателей велосипедов. Например, сегодня в России стремится утвердиться концепция развития журналистики как массмедиа-бизнеса, где во главу угла ставится получение прибыли. Но от такого направления развития Америка отказалась минимум сто лет назад, убедившись в его несостоятельности. На смену там официально пришла концепция социальной ответственности журналистики, от которой мы как раз отказались в период перестройки, перепутав ее с партийной ответственностью. Это произошло потому, что вместе с прикладными исследованиями из науки и практической деятельности выкинули и фундаментальные основы профессии, полагая, что таковых не существует.

Направление развития процесса с точки зрения его количественных и качественных характеристик выражается в количестве и качестве представленного научного знания, в первую очередь - в системе журналистского образования. Несколько данных, озвученных профессором Воронежского государственного университета, доктором педагогических наук В. М. Коровиным на лекции в рамках курса повышения квалификации для работников университетов, наглядно характеризуют изменения в системе образования в России с 1993 по 2006 год. За этот период число студентов увеличилось в три раза, общее количество вузов выросло в два раза, а количество преподавателей почти не изменилось. Общие тенденции, вытекающие из такого положения вещей, весьма характерны и для журналистского образования: количество выпускников растет, а качество образования падает. Но причиной такого состояния, кроме общих тенденций, свойственных современному российскому образованию, является, как мы многократно убеждались, игнорирование онтологических основ журналистики.

Процесс научного осмысления журналистской практики и построения оптимальных (онтологических) концепций ее функционирования, разумеется, как и все вышеописанные процессы в журналистике, является процессом уникальным и нелинейным, а также вариативно повторяющимся и линейным одновременно. Он цикличен и непрерывен. Отсюда и требования к организации его как творческого процесса, имеющего фундаментальные закономерности, постоянно развивающегося на основе непрерывного взаимодействия теории и практики как взаимокорректирующих начал.

И наконец, нам необходимо рассмотреть последнюю группу взаимосвязей между элементом «общественные организации журналистов» и всеми остальными элементами системы. Эти процессы в каждой из взаимосвязей имеют одинаковую сущность – являются процессами внутреннего саморегулирования системы.

Единицей процесса является внутреннее саморегулирование системы. С позиции социального времени прошлым в таком процессе являются проявившиеся разнообразные внутренние проблемы в системе «Журналистика» и проблемные ситуации во внешних связях системы. Настоящее – это поиск способов решения проблем с помощью внутренних механизмов системы. Будущее – это проектирование оптимальных моделей функционирования системы.

Общественные организации оказывают помощь редакциям и журналистам как производителям массовой информации в решении их насущных проблем. Например, Фонд защиты гласности по заказу редакций проводит правовой аудит их внутренней документации, организует правовое обучение, защищает права журналистов. Комиссия по доступу к информации занимается проблемами беспрепятственного доступа журналистов к информации. Национальный институт прессы организует обмен опытом между коллегами, дискуссии по различным профессиональным проблемам.

Общественные организации заинтересованно относятся к качеству журналистского продукта – массовой информации и СМИ. Например, Большое этическое жюри Союза журналистов России регулярно рассматривает жалобы, поступившие на действия журналистов. Это своеобразный суд профессиональной чести, который не имеет юридической силы, но является коллективным, весьма авторитетным мнением лучших профессионалов пера. Свои оценки авторитетное жюри выносит не произвольно, а в соответствии с положениями Этического кодекса Союза журналистов РФ. Это и есть способ этического регулирования отношений, возникающих внутри системы и системы с внешним миром.

Союз журналистов также стремится всячески стимулировать развитие творчества в профессиональной среде, обеспечивая тем самым качественное улучшение продукции своей системы. Для журналистов и СМИ постоянно проводятся конкурсы профессионального мастерства, что обеспечивает возможность публичной оценки работ и поощрения лучших авторов и редакций.

Создаются ассоциации профессионалов, которые позволяют им обмениваться опытом, обучать друг друга, а при необходимости и помогать. Таковым, например, является Агентство журналистских расследований «Чистые перья».

Общественные организации (Союз журналистов РФ, «Медиасоюз», Национальный институт прессы) помогают журналистам организовать общение с массовой аудиторией в тех ситуациях, когда журналистам необходимо сделать те или иные заявления от имени своего профессионального сообщества.

В союзе с учеными общественные организации осуществляют различные исследовательские проекты с целью выработать предложения по решению актуальных проблем. Такое совместное осмысление проблемы взаимоотношений собственника и коллектива редакции происходило, например, при анализе ситуации с телередакцией канала НТВ, работавшей под руководством Киселева. Тогда выяснилось, что творческий коллектив редакции, зарегистрированной как коммерческое предприятие, полностью утратил возможность влиять на информационную политику своих программ. На эту тему вышло несколько научных публикаций, а Фонд защиты гласности развернул широкомасштабный проект по правовому обучению редакторов и работников редакций.

И наконец, общественные организации обращаются к руководящим структурам государства по поводу своих профессиональных проблем. И делают они это от имени всего журналистского сообщества, вступившего в данные организации. Примером такого обращения является создание инициативных групп журналистов (так называемый «Индустриальный комитет», а также группа под руководством М. Федотова), предложивших свои услуги Государственной Думе при разработке различных вариантов проектов нового закона «О СМИ».

С точки зрения позиционирования процесса саморегулирования в социальном пространстве необходимо говорить, во-первых, о горизонтальном саморегулировании, когда журналисты, объединившись, сами решают свои проблемы. Примеры такого сотрудничества приведены выше. И, во-вторых, об участии саморегулирующихся структур в иерархическом регулировании процессов. Последний из приведенных примеров, кстати, представляет собой вариант такого участия журналистского сообщества в управлении системой «Журналистика» со стороны государства. Единство двух видов саморегулирования (внутреннего и внешнего) позволяет сделать процесс более широким и эффективным.

Направление развития процесса саморегулирования во времени представляет собой последовательную цепочку процессов: обнаружение проблемы – ее неорганизованное исследование и осмысливание – организация структур, которые берутся за решение проблемы (самоструктурирование) – исследовательский процесс, организованный созданными структурами, – принятие управленческих решений (самоуправление) – реализация принятых решений (самоорганизация) – разрешение проблемы и выбор пути дальнейшего развития (саморазвитие). Все это мы и наблюдали в описании деятельности общественных организаций журналистов, направленной на решение их профессиональных проблем. Необходимо подчеркнуть, что далеко не весь спектр актуальных проблем журналистики имеет сегодня свои механизмы саморегулирования. Так, существует фонд, защищающий права журналистов от всех внешних по отношению к собственной системе сил. Но если права журналиста нарушили в его же редакции, то профессионального профсоюза, который мог бы ему помочь в таком случае, обычно не создают.

Направление развития процесса саморегулирования в пространстве выражается в стремлении объединяться для самостоятельного решения проблем. Один в поле не воин, а вместе журналисты могут стать серьезной социальной силой, способной решать как свои внутрикорпоративные проблемы, так и общесоциальные. Для этого процесса характерно единство свободы объединения и ответственности за свои свободные действия. Культура совместного достижения целей не является ментальным признаком россиян. Наша коллективность слишком долгое время не была добровольной и потому основана скорее на противопоставлении личного и коллективного интересов, чем на их союзе. Отсюда приходится делать вывод о том, что развитие процесса саморегулирования требует ментальных трансформаций даже в такой активной части общества как журналисты.

Процесс саморегулирования развивается количественно и качественно. Количество общественных организаций самого разного направления в России в 90-х годах прошлого века увеличивалось очень стремительно, а потом стало сокращаться. Оставались действующими только те организации, качество работы которых отвечало требованиям законодательства и времени. Те же тенденции характерны и для журналистских организаций. Но у них есть одна заметная особенность: как правило, это сетевые организации, то есть имеющие центральный офис и множество филиалов, действующих по всей стране. Все вышеназванные организации как раз такие. Именно поэтому они и оказались более устойчивыми. Кроме того, как правило, все они имеют постоянных лидеров, которые десятки лет занимаются своей работой, что, конечно, также способствует эффективности общественного движения в журналистике.

Описанный процесс саморегулирования системы с помощью общественных организаций - уникальный и нелинейный и одновременно вариативно повторяющийся и линейный процесс, он также непрерывный и цикличный. И, естественно, требует творческого подхода, тесной консолидации журналистского сообщества и непрерывности действий.

На этом мы заканчиваем описание процессов, происходящих в системе «Журналистика». Структурный анализ этой системы, включающий описание ее элементов и процессов их взаимодействия, представлен в обобщенном виде в табл. 2 (см. п. 1. 2. 7). Далее мы переходим к описанию внешних связей системы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...