Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Строение и структура бухгалтерского баланса




 

В бухгалтерском учете термин «баланс» означает два понятия. В первую очередь, это один из элементов метода бухгалтерского учета. Во-вторых, бухгалтерский баланс – это отчетная таблица, одна из форм бухгалтерской отчетности, содержащая сведения о состоянии активов и обязательств организации на определенную дату.

Для раздельного отражения активов (имущества) и обязательств (источников формирования имущества) организации бухгалтерский баланс строится в форме таблицы, состоящей из двух частей. В одной части, которой приводятся активы (имущество организации по его составу и размещению), эта часть таблицы и называется активом баланса. Активы - имущество, в том числе и имущественные права, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, учитываемые организацией в результате хозяйственных операций. (Термин «актив» происходит от латинских слов actiyus, actum, agere – деятельный, действовать, быть, т.е. под активом следует понимать ту группировку имущества, которая показывает, как они функционируют).

В другой части таблицы - пассиве, отражаются источники формирования этого имущества (обязательства организации за полученное имущество и его назначение). Обязательства – задолженность организации, возникающая в результате совершения хозяйственных операций до отчетной даты, и погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению капитала. (Термин «пассив» имеет своим корнем тоже латинские слова passives, passum, pandere- бездеятельный, воздерживаться, объяснять.)

Под структурой баланса понимают удельный вес отдельного вида имущества (средств) по его видам и источникам образования

в валюте баланса. По структуре актива баланса можно проанализировать удельный вес тех или иных активов организации в общей сумме всех активов, которыми организация располагает на дату составления баланса. Структура пассива бухгалтерского баланса отражает в процентах соотношение отдельных источников (обязательств) в формировании имущества (активов) организации. Структура балансов организации разных организационно-правовых форм и видов деятельности различна, что обусловлено производственной деятельностью организации, ее размером и т.п.

Основным элементом бухгалтерского баланса (единицей отражаемой в нем информации) считается балансовая статья (строка). Статьей называется показатель актива и пассива баланса характеризующий экономически однородный вид имущества или источник его формирования (обязательства организации).

Например: «Основные средства», «Касса», «Товары отгруженные», «Долгосрочные кредиты и займы» и др.

Одинаковые по экономическому содержанию статьи объединены в разделы. В настоящее время в бухгалтерском балансе насчитывается пять разделов:

I - Внеоборотные активы;

II - Оборотные активы;

III- Капитал и резервы;

IY- Долгосрочные обязательства;

Y - Краткосрочные обязательства.

Первые два раздела принадлежат активу баланса, последующие три – пассиву.

Итоги сумм статей актива и пассива баланса всегда равны между собой, так как в них отражается одно и тоже имущество, в активе оно сгруппировано по составу и размещению, а в пассиве - по источникам их формирования.

(Равенство итогов актива и пассива баланса имеет большое контрольное значение, которое является одним из средств проверки правильности учетных записей, его отсутствие свидетельствует об ошибках в записях.)

В разделе I «Внеоборотные активы» показывают данные о затратах инвестиционного характера, связанных с приобретением или созданием основных средств, нематериальных активов и других внеоборотных активов.

Основные средства и нематериальные активы в балансе приводятся по первоначальной и остаточной стоимости, т.е. по соответствующим статьям приводится первоначальная их стоимость, их амортизация и отдельными статьями отражается остаточная их стоимость (как разница между первоначальной стоимостью их и величиной начисленной амортизации), которая включается в итог баланса.

По статье «Доходные вложения в материальные ценности» организации, осуществляющие доходные вложения в материальные ценности, предоставляемые за плату во временное владение и пользование (по договорам аренды (лизинга), найма, проката) с целью получения дохода, показывают справочно первоначальную стоимость активов и сумму начисленной по ним амортизации, остаточная же их стоимость, отраженная по самостоятельной статье, включается в итог баланса.

В разделе II «Оборотные активы» бухгалтерского баланса приводится информация: о запасах и затратах организации, где отражена стоимость сырья и материальных ценностей организации, (для сельскохозяйственных организаций также стоимость животных на выращивании и откорме), отражается сумма затрат по незавершенному производству, стоимость полуфабрикатов, готовой продукции и отгруженных товаров. В этом разделе баланса отражается также сумма учтенных расходов по реализации, выполненные этапы по незавершенным работам, а также суммы расходов будущих периодов.

Отдельной статьей данного раздела баланса представлены суммы налогов по приобретенным товарам, работам и услугам. Значительный удельный вес занимает дебиторская задолженность организации (отдельно отражается сумма дебиторской задолженности платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты и задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), отражается сумма дебиторской задолженности учредителей.

В этом разделе баланса отражается также сумма финансовых вложений, а также денежных средствах организации.

В разделе III «Капитал и резервы» приводятся фонды и резервы организации, сформированные в прошлые и отчетные периоды, суммы неиспользованной прибыли или непокрытого убытка отчетного года и прошлых лет, доходы будущих периодов и остатки средств целевого финансирования, не использованные на отчетную дату.

В разделе IY «Долгосрочные обязательства» приводится информация о долгосрочных обязательствах организации: кредитах и займах, включая налоговые кредиты, и прочих обязательствах, подлежащих погашению в соответствии с договорами более чем через 12 месяцев после отчетной даты, а также суммы процентов по ним.

В разделе Y «Краткосрочные обязательства» приводится информация о краткосрочных обязательствах организации, краткосрочных кредитах и займах, включая налоговые кредиты, суммах процентов по ним, кредиторской задолженности (перед поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, по расчетам по оплате труда, перед учредителями и прочим расчетам, по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению, по лизинговым платежам), суммах резервов предстоящих расходов и прочим краткосрочным обязательствам.

КЛАССИФИКАЦИЯ БАЛАНСОВ

 

Значимость учетной информации, представленной в балансе, определяется возможностью дать исчерпывающий анализ финансовой устойчивости организации на определенный период. Эта возможность возрастает с учетом четкого представления самой природы исследуемых балансов, познание которой раскрывает их классификация.

По времени составления различают следующие виды бухгалтерских балансов:

- вступительный;

- текущие;

- санируемые;

- ликвидационные;

- разделительные;

- объединительные.

Вступительный (организационный) баланс представляет собой совокупность активов и обязательств, которыми располагает организация вначале осуществления своей уставной деятельности на дату ее регистрации.

Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета данного хозяйствующе­го субъекта. Такой баланс составляет впервые созданная организация на дату государственной регистрации или образования на месте ранее функционирующей в результате реорганизационных процедур.

Текущие балансы. В отличие от вступительного баланса, кото­рый составляется только один раз (в момент организации пред­приятия), текущие балансы разрабатываются в соответствии с принципом учетного периода периодически в течение всего вре­мени функционирования организации и подразделяются на на­чальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходя­щие).

Начальный (входящий) и заключительный (исходящий) балансы разрабатываются в нача­ле и конце финансового года.

Промежуточные балансы составляют за периоды, находя­щиеся между началом и концом отчетного периода. В РБ промежуточные балансы заполняются ежемесячно, а также ито­говыми показателями за первый квартал (за три месяца), за полугодие (за шесть месяцев) и по окончании третьего квартала, т. е. нарастающими данными за девять месяцев.

Промежуточные балансы отличаются от заключительных, с одной стороны, набором прилагаемых отчетных форм, раскрыва­ющих отдельные балансовые статьи; с другой — источниками со­ставления баланса (промежуточные балансы строятся по данным текущего (книжного) учета, а заключительные балансы, кроме того, подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса – основных средств и нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов предприятия).

Санируемые балансы составляют в тех случаях, когда организация приближается к банкротству. В этих случаях перед организацией стоит выбор: принять решение о ликвидации (прекращении деловой активности) путем объявле­ния о банкротстве или испытать последний шанс – убедить креди­торов в целесообразности отсрочки платежей. Для составления санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы, ко­торые еще до срока составления заключительного баланса (т. е. до окончания финансового года) должны выдать заключение о ре­альном состоянии дел в организации, величине понесенного убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния организации. Подобный баланс, как правило, существенно отличается от отчетных балансов, состав­ленных бухгалтерским аппаратом предприятия, так как аудиторы часто подвергают значительной уценке статьи баланса, не соот­ветствующие реальности.

Ликвидационные балансы составляются при ликвидации организации и разрабатываются неоднократно:

на начало периода ликвидации (вступительный ликвидацион­ный баланс);

в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы); их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов);

на конец периода ликвидации (заключительный ликвидацион­ный баланс).

Разделительные балансы составляются в момент разделения крупной организации на несколько более мелких организаций (структурных единиц) или при передаче одной или нескольких структурных единиц данной организации другой организации (в последнем случае баланс называется передаточным).

Объединительные балансы разрабатываются при объединении (слиянии) нескольких организаций в одну организацию или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данной организации.

По источникам составления балансы подразделяются на:

- инвентарные;

- книжные;

- генеральные.

Инвентарные балансы составляются только на основании ин­вентарной ведомости имущества, средств в расчетах, обяза­тельств.

Они представляют собой сокращенный и упрощенный вариант баланса. (Пример инвентарного баланса - вступитель­ный (организационный) баланс).

Книжный баланс строится по данным текущего бухгалтерско­го учета без предварительной проверки книжных записей путем инвентаризации.

Генеральный баланс считается самым реальным, так как в его основу положены текущие учетные (книжные) записи и результа­ты инвентаризации, предшествующие формированию балансо­вых статей.

По объему информации (по степени обобщения и представления информации) балан­сы делятся на:

- единичные;

- сводные.

Единичные балансы характеризуют деятельность только одно­й организации.

Сводный баланс получают путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов. Разновидностью сводных балансов являются консолидированные балансы. Консолидированные балансы представляют собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении.

Т.е. различают два вида сводных балансов в зависимости от объекта и способа их состав­ления.

Во-первых, сводные балансы разрабатывают министерства и ведомства, рассчитывая данные в целом по от­расли или по подведомственным единичным организациям пу­тем простого суммирования одноименных показателей и исклю­чения остатков по взаимным расчетам между организациями внутри отрасли.

Во-вторых, сводные (или консолидированные) балансы со­ставляет группа (холдинг, концерн), представленная материн­ской и ее дочерними компаниями. Так сводный баланс материнской компании формирует информацию о группе как о единой организации и показывает, каким был бы собственный баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние и сама осуществляла непосредст­венное управление их деятельностью. Данный баланс составляет­ся не просто суммированием одноименных показателей, а осу­ществлением некоторых корректировок:

исключением инвестиций материнской компании в уставные капиталы дочерних предприятий и исключением соответствую­щих долей материнской компании в уставных капиталах дочер­них организаций; исключением остатков по взаимным расчетам внутри груп­пы;

исключением дивидендов, выплаченных внутри группы, а также прочих взаимных расходов и доходов.

По характеру деятельности (по видам экономической деятельности) балансы подразделяются на:

- баланс основ­ной деятельности;

-баланс неосновной деятельности.

К основной относится деятель­ность, соответствующая профилю организации и зарегистриро­ванная в его уставе. Все прочие виды деятельности считаются не­основными. В последнее время данному признаку классификации не уделяется должного внимания и, как правило, все виды дея­тельности (основные и неосновные) отражаются в одном балансе (основной деятельности).

По объекту отражения балансы делятся на:

- самостоятельные;

- отдельные.

Самостоятельный баланс имеют только хозяйствую­щие субъекты, наделенные правами юридического лица.

Отдель­ные балансы составляют подразделения организаций (филиалы, отделы, цехи, представительства и т. д.).

По способу очистки выделяются балансы:

- балансы-брутто;

- балансы-нетто.

Баланс – брутто включает в себя регулирующие статьи (амортизация основных средств, амортизация нематериальных активов и др.), используется для научных исследований, совершенствования информационных функций баланса.

Баланс-нетто - это баланс, из которого регулирующие статьи исключены (Исключение из баланса регулирующих статей называют его очисткой).

По форме построения балансы подразделяются на:

-односторонние;

- двусторонние;

- разделительные:

- сводные:

-шахматные.

Односторонние бухгалтерские балансы построены по вертикальному признаку: актив сверху, пассив под активом или наоборот.

В разделительных балансах по центру отражается название статей, а слева и справа от них указываются числовые значения актива и пассива.

При составлении сводных балансов слева приводят названия статей, а справа в двух колонках, перечисляются суммы, относящиеся к активу и пассиву.

Шахматный баланс составляется в виде матрицы, по строкам которой перечисляются статьи актива, а по столбцам – статьи пассива и наоборот.

По способу составления бухгалтерские балансы подразделяются на:

-сальдовые,

-оборотные,

- шахматные.

В сальдовом балансе отражаются остатки активов и обязательств организации. Они используются в целях текущего контроля за правильностью и полнотой проведения хозяйственных операций.

В оборотных балансах показывают остатки и движение активов и обязательств организации.

Шахматный баланс строится, как было отмечено выше, в виде матрицы, в которой по горизон­тальной и вертикальной строке и столбцу записываются статьи балан­са. Из журнала регистрации хозяйственных операций в матрицу, в со­ответствии с корреспонденцией счетов, переносятся суммы, которые отражаются на пересечении соответствующих строк и столбцов. В строке собираются дебетовые обороты, а в столбцы — кредитовые. Подсчитав итоги оборотов, определяют конечное сальдо: дебетовое за­писывают в строке, а кредитовое - в столбце. В правом нижнем углу матрицы отражаются итоговые суммы оборотов и остатки (начальные и конечные). В шахматном балансе видна корреспонденция счетов, на пересечении какой-либо строки и столбца. Его достоинство заключа­ется в сокращении количества счетных записей, поскольку сумма по корреспондирующим счетам записывается за один прием при сохране­нии принципа двойной записи.

По отраслям народного хозяйства балансы подразделяют на:

-промыш­ленные,

- сельскохозяйственные и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...