Древнегреческая философия: круг проблем, основные черты и школы.
Древнегреческая философия – философия, выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Этапы: • демократический — VII— V вв. до н. э.; • классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; • эллинистический - конец IV - IIвв. до н. э.; • римский - Iв. до н. э. - V в. н. э. Особенности: • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов; • была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом; • стержневая идея - космоцентризм; • на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма; • допускалось существование богов; • древнегреческие боги были частью природы и близки людям; • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы; • были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита")
Характерными чертами досократических философских школ являлись: • ярко выраженный космоцентризм; • повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; • поиск первоначала, породившего все сущее; • гилозоизм (одушевление неживой природы); • доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. Милетская школа. Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: • выступали с материалистических позиций;
• занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными; • пытались объяснить законы природы второе название - школа "физиков"); • искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, оставивший большое научное и философское наследие: • первоначалом всего сущего считал воду ("архэ"); • представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; • считал, что неживая природа, все вещи имеют душу; • допускал наличие множества богов; • считал центром вселенной Землю; • точно определил продолжительность года; • сделал ряд математических открытий. Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса: • первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; • вывел закон сохранения материи; • первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных. Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра: • первопричиной всего сущего считал воздух; • выдвинул идею, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха; • проводил параллели между душой человека и воздухом - "душой космоса"; • отождествлял божества с силами природы и небесными светилами. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления: • первоначалом всего сущего считал огонь; • вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики; • считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении; • был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; • признавал относительность окружающего мира; • всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум;
• выступал за материальность человеческой и мировой души; • был сторонником чувственного (материалистического); • движущей силой всех процессов считал борьбу: "война есть отец всему и мать всему". Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика: • первопричиной всего сущего считали число; • выступали за познание мира через число; • считали единицу мельчайшей частицей всего; • пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое). Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Представители: Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. • изучали проблемы познания; • жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое; • были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала; • считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой "строительным материалом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопические частицы — "атомы". Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии. В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: • весь материальный мир состоит из атомов; • атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего; • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); • атомы имеют различную величину, форму; • между атомами существует пространство, заполненное пустотой; • атомы находятся в вечном движении; • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; • атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания. Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудрецы, учителя мудрости).
Для софистов характерно: • критическое отношение к окружающей действительности; • стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; • неприятие основ старой, традиционной цивилизации; • отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; • стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; • восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; • субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. Свою правоту доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях. Заслуги: критически взглянули на окружающую действительность; распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов. Протагор (V в. до н. э.). "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". Выдвинули субъективное мнение человека: • вне человеческого сознания ничего не существует; • нет ничего раз и навсегда данного; • что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности; • если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности; • вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека; • окружающий мир относителен; • объективное (истинное) познание недостижимо; • существует только мир мнения.
Читайте также: Античная философия: Платон и Аристотель. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|