Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средневековая философия.




Философия средневековья опиралась на христианское мировоззрение, так как основным социологическим институтом была церковь. Философия средневековья подразделяется на 2 направления:

Патристика - обозначает совокупность теологических, философских и политико-социологичеких доктрин христианских мыслителей 2 - 8 веков, так называемых отцов церкви. Патристика- занимала ведущее место до 10 века, главным вопросом ее была апологетика- это обоснование и оправдание христианской религии. Патристика- учение отцов о сущности христианства- сущность является триада: Вера в Бога- вела предназначение. Надежда - на спасенье души. Любовь к Богу и к ближнему.

Августин - выработал теологию церкви, действовавшую вплоть до реформации. Он пытался согласовать философию со священным писанием, чего не делали более ранние христианские философы. Августин утверждал, что мир был сотворен не из материи, а из ничего. Эти воззрения в христианские времена приводили к пантеизму: бог и мир неотделимы. Августин пытался соотнести эти две теории. Он говорил, что Бог вечен и существует вне времени. Он не предшествует своему собственному творению времени, так как он пребывает вне потока времени. Прошедшее и будущее могут быть осмыслены только как настоящее: прошедшее может быть отождествлено с воспоминанием, а будущее с ожиданием, но они являются фактами, относящимися к настоящему, т.е. время является аспектом наших мыслей.

Августин говорит:

1. о нечестивости языческих богов.

2. в настоящем мире два града - земной и небесный, они перемешаны, а в будущем будут разделены.

3. блаженное вечно, но не все вечное блаженно.

Все существующее в этом мире на 2 части: град земной и град небесный (Божий). Все, что относится к Граду земному- это материальное и телесное, их свойства: они приходящие(не вечны), изменяющиеся главное греховное. Отрицая греховность, человек самосовершенствуется и совершенствует мир вокруг себя, поэтому главный смысл существования человека - достижения града небесного. Град небесный - это все, что относится к духовному, вечному и святому. Это высший духовный идеал, которому должен стремиться человек через телесный. Аскетизм - предполагает пользоваться только необходимыми материальными только необходимыми материальными благами.

Схоластика (IX-XII вв.) усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления. Схоластика возникла и стала приоритетом средневековой философии, начиная с 10 века. Это учение, о соотношении веры и разума (знаний). Философия этого периода была объективно идеалистической, в центре мировоззрения был Бог как объективная реальность. Он существует в идеях как идеал. Такое мировоззрение в центре с Богом называется теоцентризмом (ТЕО- Бог).

Человеку дана абсолютная свобода выбора между добром и злом, а также человек единственное существо в мире, наделенное душой и вниманием, аналитическим разумом. Если человек выбирает добро, он душу спасает, а если зло- развращает.

Фома Аквинский. Главная проблема в философии - соотношения веры и разума(знания). И вера и разум - это два пути, которые приводят к Богу.

Общее:

- и вера и разум объектом познания признает одно и тоже- Бог и созданный или мир.

- эти методы не исключают, а дополняют друг друга.

- оба метода созданы Богом, имеют одинаковое право на существование.

Различия:

- путь веры короткий и правильный

- так как опирается на абсолютную правдивость Бога

Познать сущность Бога человеку не дано, но углубляясь в существо мира, он приходит к постижению Высшего существа. Поэтому доказательства существования Бога не прямые, а косвенные:

1.Первоисточником движения является Бог.

2.Мир- это совокупность причин и следствий. Первой причинной является Бог.

3.Первый закон дан Богом.

4. Доказательство основывается на принципе пирамиды от несовершенства к совершенству.

5. Все в этом мире имеет смысл. Бог источник целесообразности.

4. Человек состоит из 3-х субстанций: тело-функциональная оболочка человека, душа-проявление личных свойств человека, дух-проявление в человеке нравственных законов.

В идеале тело должно подчиняться душе, а душа духу. На самом деле, очень часто человек зная как нужно поступать, поступает наоборот. Это происходит потому, что Бог дал человеку свободу выбора, но не дал свободу воле. Поэтому человек должен развивать в себе силу воли и в этом ему поможет Бог и молитвы.

ФА различал следующие виды бытия: потенциальное, актуальное (реальное). Особенностью актуального бытия является ограниченность, определяемая его формой. Каждая вещь потенциально становиться другой. Все существующее неполно, т.к. оно может стать потенциально другим. Статусом предельного бытия обладает Бог, который является трансцендентной сущностью, бесконечной в пространстве и времени.

В период деятельности ФА обостряется проблема веры и знания (теологии и науки).

Этическая доктрина ФА главной своей целью представляет собой созерцание Бога и подготовку к вечной жизни. Морально-практические действия человека определяются волей через выбор между добром и злом, т.е. человек ответственен за свои поступки.

Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях.

Спор об универсалиях

Универсалии - это общие понятия.

В решении вопроса о природе универсалий философы разделились на 3 лагеря:

1. Реалисты - общие понятия (идеи) имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам и предметам. Реализм - продолжение традиций.
2. Номиналисты - отрицали онтологическое значение универсалий и утверждали что общие понятия существуют только в мышлении, а не в действительности. Номинализм-продолжение традиций Аристотеля.
3. Концептуализм - умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвергался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...