Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Истории способны создавать ощущение эмоционального движения, мотивирующего к действию.




Введение

Тема моего проекта – «Особенности нарративной рекламы в современном русском видеоблогинге». В широком смысле я обращаюсь к столь малоизученной, но интенсивно растущей в наши дни среде как YouTube, чтобы на примере творчества одного из известных русских видеоблогеров показать, как функционирует нарратив в данной сфере.

Объектом настоящего исследования стал видеоблог очень популярного в современной молодежной среде YouTube-деятеля – Юрия Хованского. Предметом исследования послужила та часть его видеотворчества, которая непосредственно очень тесно связана с наррацией, а именно рубрика «Байки», в рамках которой видеоблогер рассказывает зрителям некоторые истории из своей жизни.

Прежде чем ответить на логичные вопросы о выборе объекта и предмета исследования, хотелось бы обозначить цель и задачи.

Цель исследования – проанализировать рубрику «Байки» в качестве нарративного поля видеоблогера и выделить особенности функционирования сторителлинга в среде видеоблогов вообще.

В рамках проекта мы выделяем несколько взаимосвязанных задач:

1. Вычленить общую схему повествования в каждой байке как нарративном элементе;

2. Обнаружить особенности интеграции рекламы и наррации в байках;

3. Дифференцировать словесные конструкты, посредством которых в нарративное поле «баек» вводятся рекламные элементы.

Особое внимание в проекте будет уделено особенностям нарративного представления рекламы в «байках».

YouTube как нарративная сеть

Теперь хотелось бы пояснить выбор объекта исследования в его широком смысле, объяснить, почему в настоящей работе внимание обращено именно к YouTube. Это самый популярный видеохостинг в мире. Аудитория YouTube – больше миллиарда человек. Это почти треть всех пользователей Интернета. Миллиарды просмотров и сотни миллионов часов воспроизведения – такова ежедневная статистика этой платформы.

Но есть и обратная сторона медали. Ютуб – это огромная часть виртуального пространства, представляющая собой нарративный сгусток, который развивается столь интенсивно, что законы его развития невозможно отследить. Это не просто видеоролики, а видеоролики, в которых люди рассказывают бесчисленное множество историй. И в этом плане Ютуб – не что иное как «tabula rasa». На данный момент не существует ни одного исследования, посвященного нарративному полю Ютуба в какой-либо его области, что дает проекту актуальность и новизну.

Марина, ну, это вы, конечно, загнули. А англоязычную литературу смотрели?

http://isites.harvard.edu/fs/docs/icb.topic989302.files/WEEK%2011%20-%20NOVEMBER%2028/Burgess%20and%20Green%20-%20Youtubes%20Popular%20Culture.pdf

http://www.uh.cu/static/documents/RDA/Web%202.0%20Storytelling%20c.pdf

http://159.226.42.3/doc/2010/ACMCS-Vlogging%20A%20Survey%20of%20Video%20Blogging%20Technology%20on%20the%20Web.pdf

И, конечно, хотелось бы, чтобы вы как-то очертили границы этой нарративной области Youtube – интересно работать с концептом, когда у него есть ограничения. Если у вас весь Youtube = Narrative – это уже не так интересно.

Между тем в настоящие дни YouTube стал масштабной ареной для всех сфер человеческой жизни, начиная от культуры и развлечений и оканчивая политикой и религией. Все больше людей уходят на эту виртуальную арену, где никто не ограничен в высказываниях.

Существует особая каста среди этих людей – видеоблогеры. Ее представители приходят на Ютуб, чтобы легко заработать или прославиться, но с точки зрения нарративного дискурса они всего лишь рассказывают истории, тем самым неосознанно попадая в интенсивно растущую нарративную сеть Ютуба.

Теоретическая база

В настоящее время пока не существует научных работ, посвященных Ютубу и видеоблогерам в контексте нарративного дискурса. Это не так. То обстоятельство, что вы даже не стали утруждать себя поиском, меня смущает невероятно. Может быть, успеете еще куда-то заглянуть до презентации, чтобы не выглядеть столь уязвимо? На просторах интернета встречаются только редкие любительские заметки на этот счет.

Поэтому теоретическая часть настоящего исследования базируется на стыке нарратива, рекламы и фольклора, а также их взаимосвязи. Очень рекомендую все же не ограничиваться фольклором, а заглянуть в специальную литературу про видеоблоггинг – на английском ее валом. Ищите через google scholar.

Недавняя статья Е. Г. Соболевой и А. М. Чудиновой «НАРРАТИВ В РЕКЛАМЕ КАК СПОСОБ ВАРЬИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ» непосредственно относятся к изучению нашей темы. В статье говорится об истоках нарратива и его нынешней связи с рекламой:

«Понятие «нарратив», сформировавшееся под влиянием формалистских (В. Шкловский, Б. Томашевский) и структуралистских (Р. Барт, К. Леви-Стросс, Цв. Тодоров, Ж. Женетт, П. Лаббок, С. Чэтмен, А. Греймас, К. Бремон) теоретических школ и изначально использовавшееся при исследовании художественных текстов, стало применятся и в рекламной коммуникации.

Современные рекламные практики показывают, что в рекламном тексте нарратив может быть использован в различных жанрах: житейской истории, отзыве, репортаже, экспертном отзыве, истории бренда, комиксе и др. Богатая палитра нарративных жанров ставит перед исследователями проблему анализа нарративный структуры рекламного текста», - отмечают авторы статьи.

Именно жанр житейской истории, так называемой байки, интересует нас в настоящем исследовании. Однако значение слова «байка» в наши дни расширилось, и нельзя не обратить на это внимания. Изначально байка является определенным жанром фольклора с определенным значением.

Согласно книге А.Л. Фокеева «Неиссякаемый источник. Устное народное творчество», байка – это краткое сказание, нравоучительное стихотворение, вымышленный рассказ. В наши дни байка стала именно житейской историей, причем зачастую приукрашенной, неким воспоминанием из прошлого – анекдотического или нравоучительного характера.

Еще одним немаловажным источником для исследования стала статья А. В. Абукаевой, Н. И. Ефимовой, Т. А. Золотовой «ФОЛЬКЛОРНЫЕ НАРРАТИВЫ В СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЕ».

Исходя из факта, что фольклорные модели в современной молодежной культуре представлены довольно разнообразно, авторы статьи задаются вопросами: какова связь современной молодежной культуры с традиционной фольклорной? Можно ли выявить их взаимодействие на уровне текста? А также исследуют характер интеракции данных типов культур в присущих им нарративах.

Под нарративом в данной статье понимается развернутая монологическая речь, повествующая о каком-либо событии в прошлом (синонимы: повествование, рассказ, наррация). При исследовании данной темы авторский коллектив выделяет два существенных момента:

1) использование традиций повествовательного фольклора в творчестве молодежных объединений;

2) возможность рассмотрения вербального творчества молодежных объединений/субкультур в рамках современного городского фольклора.

О важных функциях нарратива также говорит Е. И. Шейгал в своей статье «МНОГОЛИКИЙ НАРРАТИВ». Автор пишет:

«В традиционном понимании нарратив определяется как текст, описывающий некую последовательность событий; то же, что история, рассказ, повествование. Д. Шифрин определяет нарратив как "форму дискурса, через которую мы реконструируем и репрезентируем прошлый опыт для себя и для других" [Schiffrin 2006: 321].»

Е.И. Шейгал рассматривает в основном политический нарратив, однако некоторые его функции, которые она выделяет, играют пусть и не политическую, но немаловажную роль в случае изучения нарратива видеоблогеров. Речь идет о личностном нарративе, который выполняет презентационную функцию и играет важную роль в создании имиджа самого нарратора. Для видеоблогеров Ютуба имидж играет едва ли не главнейшую роль и напрямую зависит от историй, которые они рассказывают. От имиджа в свою очередь зависит количество подписчиков, от количества подписчиков – популярность и прибыль.

«Нарратив выступает как объект дискурсивной деятельности, как сознательно конструируемый с определенной целью текст. Нарратив отличает ясность и простота, доступность для понимания, что делает его мощным инструментом политического воздействия», - пишет Е. И. Шейгал, однако нельзя не отметить, что все указанные качества нарратива, плюс его воздействующая сила, функционируют не только в политическом дискурсе, но и в малоизученном видеоблогерском дискурсе.

Аналогично политикам видеоблогеры борются за последователей и единомышленников, за внимание многочисленной публики в несколько миллионов человек. Нарратив необходим им для создания имиджа, презентации своей личности, привлечения внимания и воздействия на своих подписчиков. Ну а какие-то отличия от политиков у видеоблоггеров есть?

Также была изучена статья английского автора Сары Уокер в русском переводе под названием «Как работать со сторителлингом в рекламе», где разобраны плюсы и минусы нарративной рекламы: «Большинство людей по большей части достаточно равнодушны к брендам, но интересные истории в состоянии изменить положение. Основная задача любой рекламы – это привлечение и удержание внимания аудитории. Именно это и делают истории.

Истории способны создавать ощущение эмоционального движения, мотивирующего к действию.

После того, как реклама привлекла к себе внимание, она должна создать мотивацию к какому-то действию, обычно к покупке. Академические исследования показали, что степень «растворения» бренда в сюжете рекламы может помочь предсказать, насколько успешно зритель сможет вспомнить сюжет и приведет ли все это к какому-либо действию.

Рекламную историю, как правило, проще «брендировать», нежели обычную рекламу. Сюжетность повествования позволяет создавать и использовать некие символы, которые могут даже не иметь ничего общего с продуктом.

Хорошо выстроенная нарративная реклама создает своего рода «знаки» и позволяет даже выйти за пределы категории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...