Какие формы контроля применяются в школе?
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Виды, формы и методы контроля учебной деятельности школьников. На различных этапах обучения используются различные виды контроля: 1. Текущий – это систематическая проверка усвоения ЗУН на каждом уроке. Он проводится с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения. Такой контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам, формам и средствам. 2. Периодический – проводится обычно после изучения логически законченной части, раздела программы (четверти, полугодия), в нем учитываются и данные текущего учета. 3. Итоговый – проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Какие формы контроля применяются в школе? При проведении контроля учителями применяются различные формы. По форме организации контроль может быть: - фронтальным - групповым - индивидуальным - комбинированный (или уплотненный) Фронтальная форма контроля позволяет успешно сочетать проверку с задачами изученного материала, вызывает повышенную активность класса. Групповая используется, когда необходимо проверить итоги учебной работы группы учащихся. Индивидуальный контроль используется для выявления знаний каждого ученика. Комбинированная форма контроля, или «уплотненный опрос», представляет собой сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым. При этом учитель вызывает для ответа нескольких учеников, один из которых отвечает устно, несколько выполняют задание на доске, а остальные готовят письменные задания по карточкам.
Достоинство комбинированного опроса: - за достаточно небольшое время учитель опрашивает сравнительно большое количество учащихся. Недостаток: - ограничивает обучающую функцию проверки, так как учащиеся, работающие по карточкам, не участвуют в общей работе класса. Большое значение имеет самоконтроль и взаимоконтроль учащихся. Самоконтроль учащихся осуществляется при помощи различных программированных средств. Взаимоконтроль имеет большое психологическое значение, стимулирует ученика. Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя. В учебном процессе в различных сочетаниях используются: методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля, дидактические тесты, наблюдение, графического контроля, пользование книгой, проблемные ситуации. 1). Методы устного контроля. Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах. Цель устного индивидуального контроля – выявление учителем ЗУН отдельных учащихся. Обычно для ответа на общий вопрос учащиеся вызываются к доске. Устный фронтальный опрос применяется с целью повторения и закрепления учебного материала за короткий промежуток времени. По отношению к устному индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества: Недостатки: - активизирует работу всего класса - не проверяет глубину знаний - позволяет спросить многих учащихся - возможны случайные удачные ответы - экономит время учащихся. - всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении, но после состоявшегося ответа их товарища. Таким образом, основу устного контроля составляет монологический контроль учащихся. 2). Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные задания, как:
- контрольная работа - изложение - сочинение - диктант - реферат и т. д. В письменной работе ученику нужно показать: · теоретические знания и умения, применять их для решения конкретных задач, проблем; · степень овладения письменной речью; · умение логично, адекватно выстраивать, излагать свои мысли и т. д. 3). Практический контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания. Можно считать эффективным, но мало применяемым способом проверки результатов обучения. В старших классах применяется на уроках химии, физики, математики. - практические работы - лабораторные опыты - создание изделий - монтаж аппарата и т. д. Этот контроль необходим, т. к. помогает выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или сформированность двигательных навыков на уроках физкультуры и рисования. 4). Машинный контроль (программированный), когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. 5). Дидактические тесты (тест достижений) – это набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Тестирование (от анг. Слова - испытание) впервые начало применяться на практике в Великобретании в 1864 году Дж. Фишером для проверки уровня знаний учащихся колледжей. Теоретические основы тестирования были разработаны позже в 1883 году английским психологом Ф. Гельтоном в его работе «исследование человеческих способностей и их развитие» Тестирование определялось Ф. Гельтоном, как применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистическая обработка результатов, определение эталонов оценки. Термин «тест»(проба) впервые был использован в работе американских психологов Кеттела и Маккеона «Умственные тесты и измерения». В 19 веке тестирование развивалось в рамках психологической науки. Только в начале 20 века появилось разграничение психологического и педагогического направлений. Разработка первого педагогического теста принадлежит американскому психологу Э. Торндайку.
В России тестирование начало развиваться в 20-е годы ХХ века и было связано с педологической наукой и практикой. Однако в связи с известным постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», тестирование в советской педагогической литературе в течении длительного времени не освещалось. Только в последние годы появился интерес к тестированию, как к одной из форм проверки ЗУ Н учащихся и студентов. Преимущество тестов: • в их объективности, т. е. независимости проверки и оценки знаний от учителя; • возможность контроля З У Н большого количества учащихся. Требования к тесту: • надежность, что означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в схожих условиях; • валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста; • объективность.
Виды тестов: • эссе свободного высказывания (например, сочинение по литературе) • задание которое требует ответа на вопрос (обычно 3-5) Тесты различаются по видам целей обучения. Типы тестов (по целям обучения): 1 тип тестов проверяет знания фактов, понятий, законов, теорий – всех сведений, которые требуется запомнить и воспроизвести. Здесь требуются репродуктивные ответы. 2 тип тестов проверяет умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний. В основном, это решение типовых задач. 3 тип заданий предполагает проверку умения давать самостоятельную практическую оценку изученного. 4 тип выделяет задания, проверяющие умения решать новые конкретные ситуации на основе полученных сведений. 6). Наблюдение – систематическое изучение учащихся в процессе наблюдения, обнаружение многих показателей: проявлений поведения, говорящих о сформированности ЗУН и др. результатов обучения. 7). Методы графического контроля (цифровой диктант) 8). Пользование книгой, проблемные ситуации (В. Оконь).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|