Оценка и отметка. Критерии и нормы оценивания.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Результаты учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценка – это определение степени усвоенности ЗУН. Количественным выражением оценки является отметка. Отметка – это условное выражение количественной оценки ЗУН обучаемых в цифрах и баллах. До настоящего времени не только в педагогической практике, но и в дидактической и методической литературе термины «оценка» и «отметка» иногда понимались как синонимы. Так, часто, когда имеется в виду отметка, говорят «оценка» (выставление оценок, система оценок и т. д.). Между тем, «оценка» и «отметка» хотя и близкие, но далеко не идентичные. Оценка – понятие более широкое и емкое, так как оно выражает качественное состояние подготовленности учащегося, тогда как отметка – дает лишь условную количественную характеристику. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах (или в %), а качественные в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т. п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее установленный балл. Например, оценочному суждению «отлично» - балл 5. Функция оценки не ограничивается только констатацией уровня обученности. Оценка – единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияние на личность. Она не должна быть наградой или средством наказания. Поощрением или порицанием должны служить слова и указания учителя в связи с выставлением оценки.
Какие же типичные субъективные ошибки оценивания в школе? - великодушие, снисходительность (проявляется в завышении отметок) - перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку)
- оценка по настроению - отсутствие твердых критериев (учитель ставит высокие отметки за слабые ответы, и наоборот) - центральная традиция (например, не ставить двоек и пятерок) - неустойчивость системы (то долго не спрашивает, то опрашивает весь урок) - близость оценки той, которая была выставлена ранее - перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету - завышение и занижение отметок (когда, например, с хорошим почерком отдает предпочтение «каллиграфистам»). 4. Безотметочная система оценивания В течение более 20 лет в Грузии с помощью Министерства просвещения республики осуществлялась безотметочная система оценивания. Широко использовал эту систему учитель начальных классов. В своей книге «Размышления о гуманной педагогике» (глава «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников») рассматривает направления мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, условия, при которых могли бы исчезнуть страх и волнение учеников перед отметкой. 5. Меры предупреждения неуспеваемости учащихся. В итоге оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости или неудач в учебе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные часто бросают школу, пополняют группы риска. Исследования установили три группы причин школьных неудач.
1. Социально-экономические – материальная необеспеченность семьи, неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное – недостатки семейной жизни. 2. Причины биопсихического характера – это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развивается при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцами примерно одинаковые возможности развития, которые зависят от социальной, семейной среды и от воспитания. 3.Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя – решающий фактор развития школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям – психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда психотерапевтического вмешательства. Дидактогении – грубый брак в работе учителя. Исследования показали более конкретные причины неудач в учебе: - жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, неудовлетворяющее потребности детей; - единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении; - неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами; - пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зарубежку. Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе. Для устранения дидактических причин неуспеваемости есть такие средства: 1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю. Бабанским для этого была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения. 2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдения за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю. Бабанским предложен педагогический консилиум – совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учащихся.
3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе – это дополнительные занятия. На Западе – группы выравнивания. Преимущество последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|