Тема 13. Русская культура XVII В.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН: Особенности культуры в этот период. Просвещение. Наука. Литература и общественная мысль. Зодчество. Изобразительное искусство Раскол. Основные понятия и выводы по теме. 1. Со II половины XVII века начинается развитие Новой светской культуры, 2. Просвещение: Распространение грамотности преимущественно в городах и среди мужского населения (24% посадского населения) связано с оживлением государственного аппарата (в Москве - 1600 дьяков служили в приказах). Большой спрос на печатные и рукописные учебные пособия: Букварь В. Бурцева 1634 г. (тираж до 2400 экз.), “Грамматика” М. Смотрицкого 1648 г.. “Считание удобное” (Таблица умножения)1682 г. Школы - потребность в образованных людях приводила к созданию школ. Использовался опыт организации школ на Украине и в Белоруссии, привлекались учителя. 1649 г. - школа Ф. Ртищева (пригласил в Москву из Киева 30 ученых монахов для организации школ в Андреевском монастыре: греч., лат. языки, философия, риторика). 1640 -е гг. - школа Епифания Славинецкого в Чудовом монастыре. 1681 г. - Типографская школа открыта по инициативе патриарха; ее возглавили русский монах Тимофей и грек Мануил. 1687 г. - первое учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия (возглавили братья Лихуды (греки). 3. Наука - дальнейшее накопление научных знаний, которые в это время носили прикладной, практический характер, без теоретического осмысления, системы. “Книга сошного письма” - геометрия, применение геометрических знаний при изменении земельных площадей. “Устав ратных, пушечных и др. дел, касающихся до воинской науки” Онисима Михайловича (1621 г.). Широкое распространение получили различные “Травники”, “Лечебники”, “Фармакопея” Ивана Венедиктова (формакология). “О строении тела человеческого” перевод Епифания Славинецкого.
XVII в. - век великих географических открытий. Сводная карта Русского государства (“Большой чертеж”). «Роспись Сибирским городам и острогам” (1640), “Чертеж Сибирской земли” (1672) и др. Научная экспедиция в Китай 1675-1678 гг. О.Н. Спафария: «Описание первыя части Вселенныя, именуемой Азии”, «Сказание о великой реке Амуре”. В 1692-1695 гг. голландец Исбрант Идес совершил путешествие в Китай по поручению царей Иоанна и и Петра Алексеевичей и составил описание части России в районе границы с Китаем. В 1690 г. офицер Дубровин составил карту Туркестана. История - многочисленные списки различных исторических сочинений, повести о начале Москвы, “Повесть об Азовском осадном сидении” и др. Первое печатное историческое произведение, содержащее краткий обзор русской истории с древних времен до 70-х гг. XVII века - “Синопсис” (1678) Иннокентия Гизеля. 4. Последние рукописи: “Новый летописец”. Постепенно летописная форма изживала себя, уступая другим видам исторических сочинений. Сибирские летописи (или Есиповские - по имени дьяка Сибирского архиепископа. Нет погодной сетки изложения, центральная фигура - Ермак Тимофеевич). Осмысление событий смуты: ”Временник” дьяка Ивана Тимофеева, “Сказание” келаря Троице-Сергиева монастыря Авраама Палицына, сочинения Катырева-Ростовцева, Ивана Хворостина, так называются “Псковские летописи”. Обоснование принципов абсолютизма: Юрий Крижанич - “Думы политичны” (“Политика”) - идея самодержавия для блага подданных). Симеон Полоцкий -многочисленные стихотворные произведения. Те же мысли, что и у Ю. Крижанича, - моральные качества, знания человека и т.д. Образ монарха “просвещенного” А. Ордин-Нащокин - автор Новоторгового устава 1667 г., Псковской городской реформы 1665 г. Стремился провести ряд преобразований, направленных на поддержку купечества, способствующих развитию торговли, ограничению власти бояр, воевод, передача части административных и судебных функций в руки органа самоуправления, выступал за создание кредитных учреждений.
Появление новых жанров в литературе: Демократическая сатира (“О куре и лисице”, “Служба кабаку”, “Калязинская челобитная” и др.). Жития постепенно превращаются в биографическую повесть: “Повесть о Улиании Осорьиной” (автор - ее сын, муромский дворянин Дружина Осорьин). Автобиографическая повесть: “Житие” протопопа Аввакума. Бытовая повесть: “Повесть о Савве Грудцыне”, “Повесть о Горе-Злосчастии” (тема столкновения двух мировоззрений - старшего и молодого поколения. Но авторы XVII в. показывают обреченность героев, невозможность счастливой жизни вне традиционного уклада. Некоторым исключением является “Повесть о Фроле Скобелеве (отсутствие религиозной дидактики). Переводная художественная литература: “Повесть о Боре-Королевиче”, “Повесть о Василии Златовласом”, “История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей”. Силлабическое стихосложение (упорядочено число слогов в строке, пауза в середине строки, ударение на предпоследнем слоге последнего слова): Симеон Полоцкий. Два сборника: “Рифмологион”, “Вертоград многоцветный”. Продолжатели, ученики Полоцкого - Карион Истомин, Сильвестр Медведев. 5. Зодчество - три этапа развития: 1) первая четверть XVII в. - сильная связь с XVI в.; 2) 40-80-е гг. XVII в. - поиски нового стиля и его расцвет; 3) конец XVII в. - отход от старых приемов, утверждение зодчества Нового времени. 1) Церковь покрова на Рубцове (1619-1625) близка по стилю к церкви Годуновского времени; “Дивная церковь в Угличе», церковь в Медведеве - шатровое строительство, первое светское здание на территории Кремля - Теремной дворец (30- е гг. архитектор Баженов, Огурцов, Антип Константинов). 2) Московский стиль или узорочье - типичный стиль XVII в.: живописная ассиметричная группировка масс, усложнение архитектурной формы, конструкции, обилие декора; Церковь Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках. Воскресный собор Ново-Иерусалимского монастыря. Характерной особенностью этого этапа является строительство посадских храмов на средства купцов и жителей храмов: Ильи Пророка (купец Скрипин). Иоанна Златоуста в Коровниках, Иоана Предтечи в Толчкове.
Победа светского начала. Резиденция ростовского митрополита на озере Неро (Ростовский Кремль), Надвратный терем Крутицкого митропольичего подворья (архитектор Старцев, Ковлев) - многоцветные изразцы, праздничность. “Московское” или “Нарышкинское барокко” (большинство храмов этого стиля построено в Москве по заказу бояр Нарышкиных). Основные черты: центричность, ярусность, симметрия, равновесие масс. Стиль получил название “Нарышкинского барокко”. Типичные образцы - церкви в подмосковных усадьбах знати: Церковь Покрова в Филях (1693-1695), церковь Знамения в Дубровицах (1690-1704), Церковь в Троице-Лыкове. Троицы в Уборах (архитектор Яков Бухвостов). Гражданская архитектура - палаты Голицына в Охотном ряду, дом боярина Троекурова. Общественные здания - печатный двор (1679), Монетный двор (1696), здания приказов (аптека на Красной площади), Сретенские ворота Земляного города (буд. Сухарева башня, архитектор М. Чоглоков 1692-1701). 6. На рубеже XVI-XVII вв. сложились два художественных направления: Годуновская школа (большинство произведений исполнялось по заказу Бориса Годунова; следование монументальным образам Рублева и Дионисия, архаичность и эклектичность), Строгановская икона - небольшой по размерам модельный образ, драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя искусства; характерная особенность - очень мелкое письмо, изощренность рисунка, богатство орнаментации, обилие золота и серебра (“Никита-воин” 1593 г., П. Чирин). Середина XVII в. - борьба двух различных эстетических направлений; Симон Ушаков (“Слово к люботщательному иконного писания” - фактически разрыв с древнерусской иконописной традицией, основное внимание на художественную, эстетическую сторону; работы: “Спас нерукотворный”, “Троица””); протопоп Аввакум - защитник старой традиции. Фрески. Отличительная черта - декоративизм, праздничность, постоянный интерес к человеку в его повседневной жизни, акцент в сюжетах Священного писания на красоте природы, труде человека (Ярославские фрески Гурия Никитина, Силы Савина, Дмитрия Григорьева-Плеханова; фрески церкви троицы в Никитниках в Москве).
Парсуны - Скопина-Шуйского, Федора Иоанновича, Ивана IV. 7. В 1653 г. под руководством патриарха Никона началась церковная реформа по унификации обрядов православной церкви. Церковный собор утвердил некоторые новшеств и внес изменения в богослужения и в тексты богослужебных книг. Ответом на реформу стал мощный протест сторонников «старой веры». В целом это движение приобрело массовый характер. Главную движущую силу старообрядцев составляли крестьяне, посадские люди. Черное духовенство, а также местные служилые люди. Краткий тог: Сложное «бунташное» XVII столетие завершило период средневековой истории России и явилось переходным периодом от древнерусской культуре к культуре нового времени. В российском обществе того времени существовали элементы старого и ростки нового. «Старина и новизна перемешалися», - отмечали современники. Главным содержанием культурного процесса XVII стала борьба церковного и светского начал. Церковный раскол послужил предпосылкой для последующего подчинения церкви государственной власти и превращения ее в идеологический придаток государственной машины.
Вопросы для контроля:
Как можно понять термин «обмирщение»? Какие открытия были сделаны русскими казаками в Сибири? Какие основные черты были присущи «Московскому» или «Нарышкинскому» барокко?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|