Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и значение двойной записи на счетах 2 глава





В оборотную ведомость по синтетическим счетам включены све­дения об остатках на счетах на конец отчетного периода. Это позво­ляет применять оборотную ведомость по синтетическим счетам для составления нового баланса, так как основная часть статей баланса соответствует наименованиям синтетических счетов.

Оборотная ведомость по синтетическим счетам используется для получения обобщенных сведений о состоянии и изменении имуще­ства и обязательств организации, так как в ней содержатся сведения об остатках и движении отдельных групп или видов имущества и обя­зательств.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам составляют по раз­личным формам. Если аналитический учет ведется только в денежном выражении, то оборотная ведомость по аналитическим счетам состав­ляется по форме оборотной ведомости по синтетическим счетам.

Если аналитический учет ведется не только в денежном, но и в на­туральном выражении, то в форме оборотной ведомости по аналитичес­ким счетам предусматриваются колонки не только для стоимостных, но и для натуральных измерителей с указанием единицы измерения.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам, так же как и обо­ротные ведомости по синтетическим счетам, составляются главным образом для проверки правильности записей по аналитическим сче­там. Итоги оборотной ведомости по аналитическим счетам сверяют с итогами соответствующего синтетического счета - они должны быть обязательно равны.

Оборотные ведомости по аналитическим счетам используют так­же для наблюдения и контроля за состоянием и движением отдель­ных видов имущества и их источников.

Оборотную ведомость по аналитическим счетам разных дебито­ров и кредиторов, которые открываются в дополнение к синтетичес­кому счету «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», приме­няют, кроме того, для выведения конечных остатков активно-пассив­ного счета «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

3.6. План счетов бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему ре­гистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бух­галтерском учете. В нем приведены наименования и номера синте­тических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второ­го порядка).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отра­жению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерско-


го учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических сче­тов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назна­чение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяй­ственной деятельности, порядок отражения наиболее распространен­ных фактов.

С 01.01.2001 г. в России действуют новый План счетов бухгал­терского учета и Инструкция по его применению, утвержденные при­казом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. Переход на новый План счетов разрешалось осуществлять в течение 2001 г. по мере готовно­сти организации. С 1991 по 2000 г. в России действовал План сче­тов, утвержденный приказом Минфина СССР от 11.11.91 г. № 56.

План счетов 2001 г. (см. Приложение 1) является единым и обя­зательным к применению в организациях всех отраслей народного хо­зяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учрежде­ний) независимо от подчиненности, формы собственности, органи­зационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.

На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий План счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических сче­тов (включая субсчета).

Для учета специфических операций организации могут по согла­сованию с Министерством финансов вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свобод­ные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исхо­дя из требований управления организацией, включая нужды анали­за, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить, исключать или объединять допол­нительные субсчета.

Следует иметь в виду, что организация не обязана использовать все синтетические счета, приведенные в Плане счетов, - она выби­рает те из них, которые ей действительно необходимы.

Например, если организация выпускает один вид продукции или оказывает один вид услуг, то все расходы можно считать прямыми, и в этом случае отпада­ет необходимость в использовании счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Порядок ведения аналитического учета устанавливается органиг зацией исходя из положений Инструкции по применению Плана сче­тов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основ­ных средств, материалов и т.п.).

Новые хозяйственные образования (например, малые предприя­тия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых суще­ственно сокращается количество применяемых счетов.


В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки сче­тов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов. В каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Разделы расположены в определенной последовательности, в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте: разделы со сче­тами имущества, необходимого для производственного процесса (раз­дел I «Внеоборотные активы», раздел II «Производственные запасы»), затем разделы со счетами издержек производства, готовой продукции и товаров, денежных средств и расчетов (разделы III-VI). Таким об­разом, в первых шести разделах сгруппированы счета имущества и процессов в сферах производства и обращения. Имущество отра­жено по разделам по принципу ликвидности - от труднореализуемо­го к легкореализуемому. В последующих разделах (VII, VIII) отраже­ны капитал и финансовые результаты организации.

Основная часть организаций осуществила переход на новый План счетов с 01.01.2002 г.

3.7. Классификация счетов бухгалтерского учета

Все счета бухгалтерского учета классифицируют по экономичес­кому содержанию, а также по назначению и структуре. Классифика­ция счетов по экономическому содержанию показывает, что отража­ется на тех или иных счетах, по назначению в структуре - как отра­жаются отдельные объекты учета на счетах, т.е. какой смысл имеет запись по дебету и кредиту, сальдо.

Основу классификации счетов по экономическому содержанию составляет группировка объектов бухгалтерского учета. В соответ­ствии с данной группировкой различают счета для учета:

• имущества организации (счета учета основных средств, немате­риальных активов, доходных вложений в материальные ценнос­ти, финансовых вложений, производственных запасов, денежных средств, средств в расчетах);

• источников формирования имущества (счета уставного, добавоч­ного и резервного капитала, целевого финансирования, прибыли, кредитов банка, займов, кредиторской задолженности, обяза­тельств по распределению);

• хозяйственных процессов (счета основного и вспомогательных производств, обслуживающих производств и хозяйств, общепро­изводственных и общехозяйственных расходов, процессов заго­товления и продажи имущества) и финансовых результатов.


По назначению и структуре счета подразделяются на основные, регулирующие, операционные. На основных и регулирующих счетах отражаются имущество организации и источники его формирования, на операционных - хозяйственные процессы и их результаты.

Основные счета состоят из инвентарных (материальных) счетов собственного капитала и резервов и расчетных счетов.

На инвентарных счетах* учитываются имущественно-материаль­ные ценности и денежные средства. К ним относятся счета основных средств, материалов, кассы и др. По структуре все инвентарные сче­та активные, сальдо их только дебетовое, оборот по дебету показы­вает увеличение средств, оборот по кредиту - уменьшение.

На счетах собственного капитала и резервов учитывают уставный, добавочный и резервный капитал, целевое финансирование, нерас­пределенную прибыль, резервы предстоящих расходов. По структу­ре все счета собственного капитала и резервов - пассивные, сальдо - только кредитовое, оборот по кредиту показывает увеличение соот­ветствующих источников, оборот по дебету - уменьшение. Счета ка­питала и резервов ведутся только в денежном выражении.

Расчетные счета используются для учета расчетов организаций с другими предприятиями, организациями и лицами. Они бывают трех видов: расчетные счета дебиторов, кредиторов и дебиторско-креди-торской задолженности.

Счета дебиторов - активные. Сальдо отражается по дебету счета и показывает остаток дебиторской задолженности, оборот по креди­ту - уменьшение дебиторской задолженности. Счетами дебиторов яв­ляются счета расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов с под­отчетными лицами и др.

Счета кредиторов - пассивные. К ним относятся счета расчетов с поставщиками и подрядчиками, расчетов с персоналом по оплате труда и др. Сальдо таких счетов отражается по кредиту и показывает остаток кредиторской задолженности. Увеличение кредиторской за­долженности записывают в кредит счетов, уменьшение - в дебет.

Счета, на которых одновременно отражается дебиторская и кре­диторская задолженность, по структуре являются активно-пассивны­ми. Поэтому значение записей по дебету и кредиту у них неодинако­во. Сальдо по кредиту показывает остаток кредиторской задолжен­ности, а сальдо по дебету - остаток дебиторской. Запись по кредиту счета означает увеличение кредиторской задолженности либо уменьшение дебиторской, а запись по дебету, наоборот, увеличение дебиторской или уменьшение кредиторской. К активно-пассивным расчет­ным счетам относятся счета «Расчеты с разными дебиторами и кре­диторами», «Прибыли и убытки» и др.

*Ценности, учитываемые на этих счетах, могут быть проинвентаризированы.


Регулирующиминазываются счета, предназначенные для уточне­ния (регулирования) оценки имущества организаций и источников их формирования. Они дополняют основные активные и пассивные счета и делятся на контрарные (противостоящие) и дополнительные.

Контрарные счета предназначены для учета сумм, уменьшающих оценку имущества организаций и источников их формирования. На­пример, основные средства с момента ввода в эксплуатацию и до вы­бытия отражаются в учете по первоначальной стоимости на счете «Основные средства». Сумма амортизации основных средств учиты­вается отдельно на контрарном счете «Амортизация основных средств». Такой порядок учета позволяет постоянно иметь сведения о первоначальной стоимости основных средств и легко определять их остаточную стоимость путем вычитания из первоначальной сто­имости суммы амортизации. В данном случае контрарный счет «Амортизация основных средств» противостоит активному счету «Ос­новные средства», поэтому он называется контрактивным. Сальдо контрактивных счетов - кредитовое.

Контрактивные счета, противостоящие основным пассивным сче­там, называются контрпассивными. Примером контрпассивного сче­та является счет 81 «Собственные акции (доли)».

Дополнительные регулирующие счета предназначены для учета сумм, увеличивающих или уменьшающих оценку имущества органи­заций или источников их формирования. Такими счетами являются счета «Отклонение в стоимости материальных ценностей», «Торго­вая наценка» и др.

Помимо контрарных и дополнительных счетов в учете применя­ются контрарно-дополнительные счета - например, счет «Выпуск про­дукции (работ, услуг)».

Операционные счета бывают калькуляционными, распределитель­ными и сопоставляющими.

Калькуляционные счета предназначены для учета затрат, связан­ных с производством продукции, выполнением работ или оказанием услуг и исчисления фактической себестоимости единицы продукции, выполненных работ или услуг. К ним относятся счета основного про­изводства, вспомогательного производства и др. Калькуляционные счета - активные. Сальдо показывает затраты на незаконченную про­изводством продукцию и на незаконченные работы и услуги (неза­вершенное производство). По дебету счета отражаются фактические затраты на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг, а по кредиту - фактическая себестоимость выпущенной из про­изводства продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

Распределительные счета бывают собирательно-распределитель­ными и бюджетно-распределительными.


Собирательно-распределительные счета предназначены для уче­та расходов по какому-либо хозяйственному процессу с целью их пос­ледующего распределения между объектами калькуляции. К ним от­носятся счета общепроизводственных расходов, общехозяйственных расходов и др. По дебету собирательно-распределительных счетов за­писывают затраты, а по кредиту - распределение затрат на другие сче­та. По истечении месяца эти счета, как правило, закрываются и саль­до не имеют. Если распределение затрат не производилось, то саль­до дебетовое.

Бюджетно-распределительные счета служат для распределения затрат между смежными отчетными периодами. Они могут быть ак­тивными и пассивными. К активному бюджетно-распределительно-му относится счет расходов будущих периодов. В дебет его записы­вают расходы, произведенные в данном периоде, но относящиеся к будущим периодам, по кредиту эти расходы списывают по мере на­ступления тех периодов, к которым они относятся. Сальдо может быть только дебетовым. С помощью данного счета распределяют равномер­но в течение года расходы на подписку, арендную плату, вносимую авансом на предстоящий период, и др.

Пассивным бюджетно-распределительным счетом является счет «Резервы предстоящих расходов». По кредиту данного счета учиты­вают создание соответствующих резервов, а по дебету - их исполь­зование.

Сопоставляющие счета используют для выявления финансовых результатов от хозяйственных процессов. В них одни и те же объек­ты учета отражаются по дебету и кредиту в разных оценках, поэтому их можно сопоставить. Сопоставляющим является счет «Продажи»; по дебету его отражается фактическая себестоимость реализованной продукции, а по кредиту - выручка от реализации продукции. Сопо­ставление дебетовых и кредитовых оборотов показывает результат от реализации продукции: прибыль (если кредитовый оборот выше) или убыток (дебетовый оборот выше). Этот результат списывают на счет прибылей и убытков, сальдо по счету «Продажи» не убывает.

К сопоставляющим относится также активно-пассивный счет «Прибыли и убытки»; в кредит его записывают все виды прибылей, в дебет - все виды убытков. При сопоставлении этих сумм выявля­ется окончательный финансовый результат деятельности предприя­тий - чистая прибыль, если прибыль превышает убытки (сальдо кре­дитовое), или чистый убыток, если убытки превышают прибыль (саль­до дебетовое).

Все ранее рассмотренные счета служат для учета имущества, при­надлежащего данной организации. Такое имущество отражается в балансе, поэтому счета называются балансовыми. В организациях


может находиться имущество, не принадлежащее им и поэтому не отражающееся на балансе (арендованные основные средства, мате­риальные ценности, принятые на ответственное хранение, и др.).

Средства, не принадлежащие данной организации, но находящи­еся у нее во временном пользовании или временном хранении, учи­тывают на забалансовых счетах (счета арендованных основных средств, сырья и материалов, принятых в переработку, бланков стро­гой отчетности и др.).

На забалансовых счетах, в отличие от балансовых, учет ведется без применения метода двойной записи. Поступление ценностей за­писывают на таких счетах в приход, а выбытие - в расход. Забалан­совые счета не корреспондируются с другими счетами.

3.8, Вопросы и задания

1. Какие виды бухгалтерских балансов применяются в бухгал­терском учете?

2. Какие типы балансовых изменений происходят под влиянием хозяйственных операций?

3. Каково назначение счетов бухгалтерского учета?

4. Каков порядок записи в активных и пассивных счетах?

5. Что такое субсчета?

6. Какие три равенства должны быть в оборотной ведомости по синтетическим счетам?

7. Может ли организация вводить новые синтетические счета?

8. Назовите регулирующие счета.

9. Какие счета называются калькуляционными?

10. Каковы особенности записей на забалансовых счетах?

 

 


Глава 4

Техника, формы и организация бухгалтерского учета

4.1. Учетные регистры, их классификация и способы записи в них

Записать операцию на счетах - значит отразить ее содержание в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющих­ся учетными регистрами.

Совокупность и расположение реквизитов в регистре определя­ют его форму, которая зависит от особенностей учитываемых объек­тов, назначения регистров, способов учетной регистрации. Под учет­ной регистрацией понимают запись хозяйственных операций в учет­ных регистрах.

Учетные регистры могут иметь вид книг, карточек и свободных листов (ведомостей) в виде машинограмм, полученных при исполь­зовании вычислительной техники, а также магнитных лент, дисков, дискет и иных машинных носителей. В бухгалтерских книгахвсе страницы пронумерованы и заключены в переплет. На последней странице указывается общее число пронумерованных страниц за под­писью главного бухгалтера или другого уполномоченного лица. В не­которых книгах, например кассовой, страницы не только нумеруют, но и прошнуровывают шпагатом, скрепляют сургучной печатью. В зависимости от объема учетных записей в книге отводится одна или несколько страниц для того или иного счета. Книги применяют для синтетического и аналитического учета.

Карточкииз плотной бумаги или неплотного картона не скреп­ляются между собой - их хранят в специальных ящиках - картоте­ках. Карточки открываются на год. Открытые карточки регистриру­ют в специальном реестре для обеспечения контроля за их сохран­ностью. В настоящее время они являются самым распространенным видом регистров в нашей стране.

Свободные листы (ведомости)отличаются от карточек тем, что они изготовляются из менее плотной бумаги и имеют больший фор­мат. Хранят их в особых папках-регистраторах, которые заводятся, как правило, на месяц или квартал.

Запись в учетные регистры осуществляют ручным или машинным способом. В первом случае операции регистрируют вручную черни­лами или шариковой ручкой (в тех случаях, когда необходимо иметь


несколько экземпляров, - путем копирования). Машинную запись про­изводят при использовании вычислительной техники. Записи в учет­ных регистрах должны быть краткими, аккуратными, четкими, ясны­ми, разборчивыми. После регистрации хозяйственной операции в учетном регистре на бухгалтерской проводке или на самом первич­ном документе делают соответствующую отметку для облегчения пос­ледующей проверки правильности разноски. По окончании месяца по каждой странице учетных регистров подводятся итоги. Итоговые за­писи синтетических и аналитических регистров обязательно сверя­ются путем составления оборотных ведомостей или другим способом. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтер­ской отчетности является коммерческой тайной.

После утверждения годового отчета учетные регистры группиру­ют, переплетают и сдают на хранение в текущий архив организации.

4.2. Способы исправления ошибок в учетных регистрах

Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляется кор­ректурным способом, способом дополнительных проводок и спосо­бом «красное сторно».

Корректурный способприменяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей. Сущность данного спо­соба состоит в том, что ошибочный текст или сумма зачеркивается и над зачеркнутым пишут правильный текст или сумму. Зачеркива­ние производят тонкой линией, так, чтобы можно было прочесть за­черкнутое. При этом зачеркивается все число, если даже ошибка до­пущена только в одной цифре. Исправление ошибки оговаривается и подтверждается: в документах - подписями лиц, подписавших доку­мент; в учетных регистрах - подписью лица, производящего исправ­ление. Оговорку об исправлении делают на полях или в конце стра­ницы, записывая в ней «исправлено» и правильный текст или сумму.

Способ дополнительных проводок применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана пра­вильная корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. Для исправления такой ошибки на разность между правильной и пре­уменьшенной суммами операции составляют дополнительную бухгал­терскую проводку.

Если, например, подотчетным лицам выдали из кассы 40000 руб., а оши­бочно записали 10000 руб., то на разность между этими суммами - 30000 руб. (40000 - 10000) нужно составить дополнительную проводку.

Если в учетных записях указана неправильная корреспонденция счетов, то для исправления ошибок применяется способ «красное

3 - 8455 Кондраков 65


сторно». Сущность данного способа состоит в том, что вначале оши­бочная проводка повторяется в той же корреспонденции счетов, но запись производится красными чернилами. Эта проводка записыва­ется красными чернилами также в соответствующие учетные регис­тры. При подсчете итогов в учетных регистрах суммы, записанные красными чернилами, не прибавляются, а вычитаются из итога. Тем самым неправильная запись аннулируется, снимается отрицательны­ми числами. После этого составляется новая проводка с правильной корреспонденцией счетов и записывается в регистры обычными чер­нилами. Исправление ошибочных записей способом «красное стор­но» покажем на следующем примере.

Пример. В организации совершена следующая операция: из кассы выдано подотчетным лицам 40000 руб.

Ошибочно была составлена проводка:

1) Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Кредит счета 50 «Касса» } 40000 руб.

При проверке записей на счетах ошибка была обнаружена (дебетовать нуж­но не счет расчетов по оплате труда, а счет подотчетных лиц).

Для снятия ошибочной записи неправильную проводку повторяют красны­ми чернилами и записывают ее в учетные регистры.

1а) Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Кредит счета 50 «Касса» } 40000руб.

После этого составляют правильную проводку:

16) Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кредит счета 50 «Касса» } 40000руб.

На счетах эти суммы будут отражены следующим образом.

 

 

Способ «красное сторно» применяют для исправления ошибок и в тех случаях, когда корреспонденция счетов не нарушена, но пре­увеличена сумма операции. Для исправления такой ошибки состав­ляют вторую сторнировочную проводку на разность между преуве­личенной и правильной суммами операции.

Способ «красное сторно» применяется в бухгалтерском учете не только для исправления ошибок, но и для корректировки учетных дан­ных по отдельным счетам.

4.3. Формы бухгалтерского учета

Форма учета определяется следующими признаками: количество, структура и внешний вид учетных регистров, последовательность свя­зи между документами и регистрами, а также между самими регист­рами и способ записи в них, т.е. использование тех или иных тех­нических средств. Следовательно, под формой бухгалтерского учета следует понимать совокупность различных учетных регистров с ус­тановленным порядком и способом записи в них.

В настоящее время в организациях наиболее распространены мемо­риально-ордерная, журнально-ордерная и автоматизированная формы учета. Состав учетных регистров и последовательность записи в них при мемориально-ордерной форме учета представлены на рис. 4.1.

При мемориально-ордерной формеучета по данным первичных или накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал и затем в Главную книгу (регистр синтетического учета). Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делают на основании первичных или сводных документов. По данным синтетических и аналитических сче­тов по окончании месяца составляют оборотные ведомости, которые сверяются между собой.

Мемориально-ордерная форма учета отличается строгой последо­вательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, широким использованием стандартных форм аналитических регистров, счетных машин, копировального способа регистрации. Кроме того, эта форма учета позволяет легко разделять учетную ра­боту между квалифицированными и менее квалифицированными ра­ботниками.

Недостатки мемориально-ордерной формы учета:

· трудоемкость учета, вызываемая прежде всего многократным дуб­лированием одних и тех же записей (в мемориальном ордере, реги­страционном журнале, синтетических и аналитических регистрах);

· отрыв и частое отставание аналитического учета от синтетичес­кого, его громоздкость;

 


• формы регистров аналитического учета зачастую не содержат по­казателей, необходимых для контроля, анализа хозяйственной де­ятельности и составления отчетности.

В связи с этим учет имеет сравнительно низкое познавательное значение, а для составления отчетности приходится производить вы­борку и группировку данных текущего учета. В настоящее время ме­мориально-ордерная форма учета применяется в сравнительно неболь­ших организациях.

Первичные и сводные документы

Мемориальные ордера


 


Регистрационный журнал Главная книга Регистры аналитического учета ±

Оборотная ведомость по синтетическим счетам


Оборотная ведомость по аналитическим счетам


Бухгалтерский баланс и другие отчетные формы

————>запись --------> сварка записи
Рис. 4.1. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета

Основные особенности журнально-ордерной формы учета:

• применение для учета хозяйственных операций журналов-орде­ров, запись в которых ведется только по кредитовому признаку;

• совмещение в ряде журналов-ордеров синтетического и аналити­ческого учета;

• объединение в журналах-ордерах систематической записи с хро­нологической;

• отражение в журналах-ордерах хозяйственных операций в разре­зе показателей, необходимых для контроля и составления отчет­ности;

• сокращение количества записей благодаря рациональному пост­роению журналов-ордеров и Главной книги.

Журналы-ордера представляют собой свободные листы большо­го формата, содержащие значительное количество реквизитов. Откры­ваются они на месяц на отдельный синтетический счет или на груп­пу синтетических счетов. Каждому журналу-ордеру присваивается определенный постоянный номер. Как правило, журналы-ордера име-


ют различную форму. Ниже приведена форма журнала-ордера № 1 по счету 50 «Касса».

ЖУРНАЛ-ОРДЕР № 1 ПО СЧЕТУ 50 «КАССА»

        С кредита счета 50 в дебет счетов  
                             
№ строки   Дата   10 «Мате-   26 «Общехозяй­ственные   51 «Расчет­ные   «Расчеты с персо­налом по   И т.д.   Итого  
        риалы»   расходы»   счета»   оплате          
                    труда»          
  20.01                      

Запись в журналы-ордера производят ежедневно - либо непосред­ственно с первичных документов, либо со вспомогательных ведомо­стей, которые служат для накапливания и группировки данных, со­держащихся в первичных документах. Во втором случае в журналы-ордера записывают итоги вспомогательных ведомостей.

В журналы-ордера производятся только кредитовые записи того синтетического счета, операции которого учитываются в данном жур­нале.

Например, в журнал-ордер № 1 по счету 50 «Касса» записываются только те операции, по которым счет «Касса» кредитуется. Операции, по которым счет «Кас­са» дебетуется, будут записаны в Главную книгу. Тем самым исключается дубли­рование оборотов по корреспондирующим счетам.

Месячные итоги каждого журнала-ордера показывают общую сум­му кредитового оборота счета, операции которого учитываются в дан­ном журнале, и суммы дебетовых оборотов каждого корреспондиру­ющего с ним счета.

В ряде журналов-ордеров синтетический учет совмещается с ана­литическим (например, по счетам «Расчеты по краткосрочным креди­там и займам», «Прибыли и убытки» и др.), причем расположение дан­ных аналитического учета обеспечивает получение необходимых пока­зателей для составления периодической и годовой бухгалтерской отчетности без дополнительных выборок и группировок. Самостоятель­ный аналитический учет (в карточках или книгах) ведется при данной форме учета лишь по тем синтетическим счетам, в развитие которых открывается большое количество аналитических счетов, например по Учету материалов, основных средств, готовой продукции и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...