Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления деятельности социального педагога в рамках профориентации




Школьный социальный педагог – действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы школьный социальный педагог даёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Социальный педагог поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание он уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. 

Профессиональное самоопределение личности требует организованной, целенаправленной работы не только социального педагога, но и других работников школы (психолога, классного руководителя).

Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. Особенностью профессиональной ориентации в общеобразовательной школе является то, что воздействие на учащихся осуществляется систематически на протяжении всего периода обучения, что и обуславливает последовательность и дифференцированный подход в процессе управления профессиональным самоопределением школьников.

В рамках профориентационной работы можно выделить следующие задачи учреждения образования:

1) обеспечение социально-педагогических и психологических условий для успешного обучения, воспитания и развития личности, ее социализации и профессионального становления;

2) оказание помощи в самообразовании, самовоспитании и самореализации (в том числе профессиональной) учащихся, в развитии самосознания будущих рабочих и специалистов;

3) развитие индивидуальных интересов и потребностей учащихся, способствующих их социальному становлению, развитию нравственности, гражданственности, ответственности.

Помощь в профессиональном самоопределении учащихся – одна из основных функций социального педагога, которая связана с развитием у учащихся профессионально значимых качеств, выработкой рекомендаций по их переводу на более высокую ступень обучения, целесообразности обучения и повышения профессионального уровня.[15]

Реализуя данную функцию, социальный педагог ведёт работу по следующим направлениям:

1) профессиональное просвещение, включающее профинформирование, профпропаганду и профагитацию;

2) предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов, способностей личности к той или иной профессии;

3) профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии;

4) профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Тесное взаимодействие педагогических работников учреждения образования является организационно-методической базой для создания гуманистической воспитательной системы и залогом их успешной деятельности. Четкое распределение функциональных обязанностей и ведущих направлений деятельности специалистов позволит грамотно спланировать профориентационную деятельность в школе, обеспечить социально-психологическое сопровождение воспитательного процесса, будет способствовать личностному, профессиональному развитию учащихся и их готовности к жизненному самоопределению.

К сожалению, практика показывает, что направления профессиональной деятельности между педагогом-психологом и социальным педагогом относительно профориентационной работы во многих школах распределены не четко, зачастую можно обнаружить дублирование и размытость функций, что, естественно ведет к перекладыванию обязанностей друг на друга, непониманию своей конкретной воспитательной миссии и снижению эффективности воспитательной работы.

Основные функции социального педагога в решении проблемы профориентации могут быть следующими:

1) Диагностическая функция. Социальный педагог изучает и реально оценивает особенности личности с целью профориентации, степень и направленность влияний условий жизни, социума, круга общения, семьи на подростка, вникает в мир его интересов и потребностей. 

2) Организационная функция. Предполагает организацию социально-значимой, культурно-досуговой деятельности учащихся для развития интересов, склонностей и способностей.

3) Информационно-просветительская функция. Предполагает информирование учащихся о возможностях получения образования и ситуации на рынке труда.

4) Мотивационная функция. Социальный педагог осуществляет работу по формированию технологии мотивации к трудовой деятельности.

5) Профилактическая функция в профориентации заключается в предупреждении неправильного выбора учащимися профессии. Социальный педагог предупреждает воздействие негативных явлений, занимается профилактикой ошибок выбора профессии, организует социотерапевтическую помощь молодежи, помощь в профессиональном определении.

6) Воспитательная функция. Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом организует процесс социального воспитания, содействует его протеканию в семье, по месту жительства, детском и молодежном формировании.

7) Коммуникативная функция в профессиональной деятельности социального педагога заключается во взаимодействии с педагогами и преподавательским составом (прежде всего с коллегами: педагогом-психологом, педагогом-организатором, классными руководителями), администрацией школы; представителями учебных заведений, руководителями кружков и объединений, медицинскими работниками, инспекторами по делам несовершеннолетних, а также с семьями подростков.[16]

Эффективность профориентационной работы социального педагога с учащимися определяется многими факторами, в том числе и уровнем его информированности. Основными составляющими информированности социального педагога в области профориентации являются:

· знание классификации профессий, владение информацией о содержании труда, требованиях профессии к человеку;

· владение информацией о путях получения образования (информация об учебных заведениях, специальностях в ПТУ, средних и высших учебных заведениях, условиях поступления);

· владение информацией о правилах приема, итогах вступительной кампании (конкурсах, рейтингах);

· знание особенностей рынка труда (специалисты каких профессий востребованы на рынке труда сейчас, какие профессии будут востребованы в будущем, какие профессии являются трудоизбыточными и т.д.);

· знание особенностей детского, подросткового и юношеского возраста и грамотное применение этих знаний в организации профориентационной работы.

Кроме этого социальный педагог при консультировании должен соблюдать определённые правила профессионального консультанта:

· знать перечень специальностей, характерных для данного региона;

· во время консультации иметь показания и противопоказания к профессиям, набор диагностических методик;

· все рекомендации давать тактично, консультацию проводить в доверительной обстановке, при этом направлять усилия личности с учетом условий и требований общества;

· делать выводы на основе комплексного изучения личности, причем необходимо учитывать в большей степени последние данные о личности, чем предыдущие;

· воздействуя на интеллектуальную и эмоциональную сферы учащегося, должен учитывать его психологическое состояние. Его цель – понять собеседника и быть понятым им.[17]

Таким образом, можно сделать вывод, что профконсультирование учащихся в системе образования обладает достоинством конкретности и актуальности. Эта услуга отвечает неотложным нуждам учащихся в правильности выбора своей профессиональной деятельности, носит целевой, зачастую и адресный характер в том смысле, что молодому человеку предлагается поступить в то или иное учебное заведение. Соблюдение такого рода конкретности и актуальности в практической работе повышает мотивированность и заинтересованность учащихся в получении профконсультационной помощи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...