Методы работы социального педагога по профориентации учащихся
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
На основании вышеперечисленных функций формируются основные направления деятельности социального педагога в рамках профориентации: 1. Работа с учащимися (осуществляется на протяжении всего процесса обучения). При всем обилии методов работы социального педагога по профессиональному самоопределению, основным является профессиональная консультация. Основной целью профконсультации можно считать формирование профплана личности и составление прогноза стратегий деятельности человека по достижению желаемой цели с учетом индивидуально-психологических его характеристик, особенностей жизненной ситуации, профессиональных интересов, склонностей, состояния его здоровья. Профессиональная консультация – научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, а также потребностей общества. Профессиональная консультация имеет своей целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии. Она проводится в следующих формах: · справочная консультация, в ходе которой учащимся сообщается о каналах трудоустройства, требованиях о приеме на работу и учебу, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста; · диагностическая консультация, направленная на изучение личности учащегося, его интересов, склонностей, особенностей с целью выявления их соответствия избираемой или близкой к ней профессии; · формирующая консультация, имеющая целью руководство выбором учащимися профессии, коррекцию этого выбора, она рассчитана на длительный период времени, предполагает систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения;
· медицинская профконсультация, направленная на выявление состояния здоровья школьника, его психологических свойств в отношении к избираемой профессии, его переориентацию (если необходимо) на другую или близкую к избираемой области деятельность, которая будет больше соответствовать его психофизиологическим данным. В проведении профессиональной консультации выделяют два этапа – первичная профконсультация и углубленная профконсультация. Первичная профконсультация – это форма индивидуальной консультации, проводимой с группой, в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом профконсультации является формирование профплана оптанта, повышение степени осознанности и ответственности выбора. Углубленная индивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня и структуры внимания, типа мышления, умелости рук и координации движений, особенностей характера. При этом учитывается мнение учителей и родителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этих данных дает возможность воздействовать на учащихся не только с целью профориентации, но и развития личности в целом. Социальный педагог задает вопросы, систематизирует ответы, анализирует их, дает советы и полностью несет ответственность за их последствия. Результаты диагностики должны помочь школьнику объективно оценить себя и найти наиболее эффективные способы самосовершенствования. Специалист дает только общие советы, не влияя напрямую на выбор профессии, если для этого нет медицинских или прочих оснований. В одних случаях необходимо оказать помощь в самооценке, в других – требуется углубление работы по формированию профессиональной направленности к уже сделанному выбору или его изменению (в связи с выявлением каких-либо психофизических качеств). В последнем случае желательно, чтобы рекомендуемая профессия не шла в разрез со склонностями и способностями учащихся.
Общая классификация методов профессиональной консультации выглядит следующим образом: · информационно-справочные методы; · диагностические; · методы морально-эмоциональной поддержки клиента; · методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента. Владение этими методами обеспечивает не только эффективность профессионального самоопределения клиента, но и способствует осознанию смысла выполняемой работы. Охарактеризуем подробнее группы методов профессиональной консультации. Информационно-справочные и просветительские методы: · профессиограммы; · справочная литература; · информационно-поисковые системы как ручные (карточные, бланковые, в виде картотек), так и компьютерные (банки информации ЭВМ); · профессиональная реклама и агитация; · экскурсии на предприятия и в учебные заведения; · встречи со специалистами; · просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения; · система профориентационных уроков; · учебные фильмы; · использование средств массовой информации с учетом их специфики; · приемы и методы совместного с учащимися знакомства с миром профессий (проблемные вопросы, отдельные задания с последующим обсуждением их выполнения); · методы активизации познавательной деятельности (задание самостоятельно узнать что-то о профессии с объяснением порядка и приемов получения информации о данной профессии, учебном заведении). Диагностические методы в идеале направлены на помощь клиенту в самопонимании: · беседы-интервью закрытого типа; · открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов); · опросники профессиональной мотивации; · опросники профессиональных способностей;
· личностные опросники; · проективные личностные тесты; · наблюдение; · сбор косвенной информации о клиенте (от знакомых, родителей, друзей, педагогов, других специалистов); · психологические обследования; · профессиональные пробы в специально организованном учебном процессе; · исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (работа с испытательным сроком); · использование тренажеров для отработки трудовых навыков и изучения готовности осваивать новые профессиональные действия); · методы и приемы совместного рассмотрения результатов диагностического обследования; · методы активизации самопознания клиента (готовность оценивать людей по определенным критериям, готовность к самооценке и рассмотрению различных ситуаций самоопределения). Методы морально-эмоциональной поддержки: · группы общения (используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия); · тренинг общения (освоение коммуникативных навыков при приеме на работу, деловых контактах, на экзаменах); · сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (гештальтгруппы, логотерапия); · публичные выступления; · профориентационные активизирующие методы (игры с элементами психотренинга); · положительные примеры самоопределения; · обсуждение и проигрывание ситуаций по формированию эмоциональной устойчивости, морально-эмоциональной готовности к возможным сложностям самоопределения; · приемы формирования самостоятельной готовности к преодолению возможных трудностей профессионального и личностного самоопределения. Методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития: · построение цепочки последовательных действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив; · построение системы различных вариантов действий клиента, позволяющие выбрать наиболее оптимальные варианты перспектив; · использование различных схем альтернативного выбора (при уже имеющемся варианте) профессии, учебного заведения, специальности (используется обычно на заключительном этапе консультации);
· приемы совместного анализа ситуаций самоопределения с использованием различных методов и приемов оценки и самооценки профконсультационных ситуаций; · приемы формирования у клиента самостоятельной готовности анализировать различные ситуации жизненного и профессионального самоопределения с помощью имеющихся методов формирования у клиента готовности выделять собственные критерии оценки профессиональных планов и перспектив. Владение социального педагога перечисленными выше методами во многом определяет эффективность профессионального самоопределения. Активизирующими в некотором смысле можно считать почти все методы. И лекцию можно провести так, что слушатели будут активизированы. Но иногда и «беспроигрышные» методы могут проводиться неумело и скучно. Это зависит и от специалиста, и от позиции клиента. Однако есть методы, которые несут более высокий активизирующий потенциал. Таких методик немного, поэтому практики заимствуют многое из психотерапии, клинической и социальной психологии, из астрологии и даже мистики. Формы работы с учащимися: · Индивидуальные и групповые консультации по вопросам профессионального самоопределения; · Профессиографические уроки; · Беседы, классные часы по профориентационной тематике; · Встречи с представителями профессий; · Конкурсы мастерства; · Экскурсии на предприятия и в учебные заведения; · Привлечение учащихся к участию в олимпиадах, конференциях; · Вовлечение учащихся в работу кабинета профориентации, оформлению стендов, плакатов и т. д. 2. Работа с родителями. Содержание сотрудничества социального педагога и родителей включает два основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Психолого-педагогическое просвещение родителей в рамках профориентации предполагает организацию следующих форм работы с семьей: · родительские собрания, лектории, конференции; · тематические беседы по вопросам профориентационной работы с детьми; · информационно-справочные консультации. Традиционно сложившейся формой работы социального педагога с родителями являются родительские собрания: Примерная тематика родительских собраний: · «Роль семьи в профессиональном самоопределении учащихся», · «Система профессионального образования в РФ», · «Пути получения профессий», · «Ошибки выбора профессии», · «Учет состояния здоровья при выборе профессии», · «Рынок труда и его требования к профессиональному образованию».
Родители могут оказывать помощь в организации и проведении различных профориентационных мероприятий (совместных дней творчества детей и их родителей, профессиографических уроков, экскурсий и т.д.) Их можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.[18] Тема работы была бы раскрыта не полностью, если бы были упущены из внимания те диагностические методики, которые позволяют определить способности, интересы личности, дать прогноз по успешности профессиональной деятельности в той или иной сфере. Можно выделить следующие группы профориентационных диагностических методик: 1. Диагностика интеллекта: 1.1. Методики для изучения памяти · Методика «Оперативная память» · Методика «Память на числа» · Методика «Память на образы» 1.2. Методики для изучения внимания · Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) · Методика «Красно-белая таблица» · Методика Мюнстерберга · Методика «Расстановка чисел» 1.3. Методики для обследования логического мышления · Методика «Количественные отношения» · Методика «Закономерности числового ряда» · Методика «Компасы» · Методика «Сложные аналогии» · Методика «Выделение существенных признаков» · Методика «Интеллектуальная лабильность» · Тест возрастающей трудности (методика Равена) 2. Диагностика психических состояний и свойств личности: · Шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина) · Личностная шкала проявлений тревоги (А. Тейлор) · Шкала депрессии (адаптирован Т.И. Балашовой) · Тест Люшера · Тест «Несуществующее животное» · Метод «Незаконченные предложения» · Опросник EPJ · Опросник минимульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPJ) · Характерологический опросник Леонгарда · Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК) · Методика личностного дифференциала (ЛД) · Тест Кэттелла (16PF – опросник) · Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича · Определение направленности личности (ориентационная анкета Б. Басса) 3. Диагностика межличностных отношений в коллективе и семье: · Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга · Рисуночный тест «Деловые ситуации» – модификация метода С. Розенцвейга · Методика определения стиля руководства трудовым коллективом А.Л. Журавлева, (адаптация В.П. Захарова) · Методика «Выявление стиля саморегуляции деятельности» · Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (опросник из 128 вопросов) · Методика «Q‑сортировка» В. Стефансона (60 утверждений) · Тест описания поведения К. Томаса (30 пар высказываний) · Метод социометрических измерений (социометрия) · «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (8 вопросов) · Методика PARJ (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл) · Методика Рене Жиля предназначена для изучения социальной приспособленности ребенка, его взаимоотношений с окружающими 4. Тесты профессиональной ориентации: · Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест Е.П. Ильина) · Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) · Методика «Карта интересов» · Методика «Определение предпочтительного типа будущей профессии» основывается на классификации Е.А. Климова · Методика экспресс-диагностики характерологических черт личности – опросник Айзенка – рассчитана на испытуемых 12–17 лет · Тест механической понятливости В.П. Захарова (на основе теста Беннетта).[19] Таким образом, можно сделать вывод, что роль социального педагога при профессиональном самоопределении старшеклассников огромна. Для того, чтобы учащийся смог определиться в профессии необходима слаженная работа всего педагогического коллектива и родителей. Социальный педагог должен быть знаком не только с разносторонней информацией о различных профессиях, но и владеть разнообразными методами, чтобы эту информацию донести до старшеклассников и их родителей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональное самоопределение личности – очень важный момент в жизни человека. Выбор профессии имеет самое прямое отношение к удовлетворенности жизнью, к будущему человека. Ответственно подходя к работе по профессиональной ориентации социальный педагог, совместно со всем педагогическим коллективом, могут вовремя направить подростка на правильный путь и помочь ему избежать ошибки. Изучив различные подходы к понятию профессионального самоопределения, особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности, профессиональное самоопределение старшеклассников, выделив факторы влияющие на выбор профессии, можно сделать следующие выводы: 1. Профессиональное самоопределение – это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние социальные условия и межличностные отношения в коллективе. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, её активности, ответственности за своё становление. 2. Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации. 3. Профессиональное самоопределение охватывает не только юношеский возраст, когда непосредственно уже происходит окончательный выбор профессии, но и предшествующие ему периоды. Так на этапе дошкольного детства характерны сюжетно ролевые игры, имеющие профессионально ориентированный характер. Происходят первоначальные трудовые пробы, которые развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знание детей о труде взрослых. На этапе младшего школьного возраста, учебная деятельность, получение новых знаний, развитие воображения, развитие мыслительных процессов, способствуют получению дополнительной информации о профессиональном труде. На этапе подросткового возраста появляются профессионально окрашенные фантазии, формирование оценочных категорий, в том числе нравственных в отношении той или иной профессиональной деятельности. На этапе юношеского возраста происходит реальный выбор профессии на основе знания своих возможностей, склонностей, способностей, а так же состоянии рынка труда. На выбор профессии могут оказать влияние ряд факторов выделенных Е.А.Климовым такие как: позиция родителей, позиция товарищей, позиция учителей, личные профессиональные планы, способности, уровень притязаний, информированность и склонности. 4. Не исключён и неправильный выбор в таком случае многие переживают неудовлетворённость и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт. У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора. 5. На правильность профессионального самоопределения оказывает влияние самопознание и самооценка. Если они ошибочны, происходит неправильное самоопределение. К сожалению, адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности. 6. Эффективность профориентационной работы социального педагога с учащимися определяется многими факторами, в том числе уровнем его информированности, владением различными методами подачи информации, активизации процесса профессионального самоопределения. А также планомерностью и целенаправленностью работы по профориентации всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект, 2003. 2. Карелин А.А. Психологические тесты. В 2-т. – М.: Владос, 2000. 3. Климов В.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2007. 4. Климов Е.А Психология профессионала.– М.: АП и СН Моск. псих.-соц. ин.‑т, 2007. 5. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей и прикладной психологии. СПб., 2002. 6. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997. 7. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. 8. Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.П. Дурасановой. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2008. 9. Программа и методика организации и проведения профессиональных проб / Отв. ред. В.А. Власов. – Ярославль, 2004. 10. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М.: «Академия», 2003. 11. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993. 12. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе / Вопросы психологии. – 2007. – №1. – С. 16–19. [1] Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997-с.37. [2] Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М., 1993 – с. 72. [3] Климов В.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 2007 – с. 83. [4] Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2003 – с. 115. [5] Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе / Вопросы психологии. – 2007. – №1. – с. 17. [6] Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997 – с. 64. [7] Климов Е.А Психология профессионала.– М., 2007 – с. 39. [8] Основы профессиональной ориентации молодежи: Учебно-методическое пособие. – Балашов, 2008 – с. 115. [9] Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М., 2003 – с. 78. [10] Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М., 2003 – с.93. [11] Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М., 2003 – с.97. [12] Климов В.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 2007 – с. 123. [13] Климов В.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 2007 – с. 124. [14] Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе / Вопросы психологии. – 2007. – №1. – с. 18 [15]Программа и методика организации и проведения профессиональных проб. – Ярославль, 2004 – с. 28. [16] Программа и методика организации и проведения профессиональных проб. – Ярославль, 2004 – с. 31. [17] Программа и методика организации и проведения профессиональных проб. – Ярославль, 2004 – с. 36. [18] Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей и прикладной психологии. СПб., 2002 – с. 44. [19] Карелин А.А. Психологические тесты. В 2-т. – М.: Владос, 2000 – с. 57.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|