Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Судьбы народов. Взлеты и падения.

Афинская и спартанская Остается большой загадкой, почему  народы (даже его

цивилизации.                  отдельные части) так не равномерно развиваются. Почему одни так взлетают высоко, что вокруг никого не видно, как будто их и вовсе нет (например, Египет и Месопотамия в начале человеческой истории). Некоторые моменты ясны, другие совсем непонятны.

          Афины в древней Греции сделали неимоверный скачок, в то же время Спарта, живущая рядом (тот же греческий народ) пошла другим путем и получил совершенно иное развитие. Здесь очевидно, что развитие зависит от многих факторов, которые переплетаясь и связываясь, образуют те узлы и вырвавшись они наружу дают те мощные силы развития. Афинская цивилизация произвела такой взрыв и ушла в такой отрыв, что остальные народы многие столетия не могли достичь этого уровня. Какие же основные причины такого бурного роста? Некоторые известны и понятны. Само географическое положение, горный ландшафт, окруженный морем, определили свой круг деятельности (образ жизни), где акцент падал на личную инициативу, смышленость, изобретательность, развитие ремесел, постоянное их совершенствование, торговлю, а значит развитие товарно-денежных отношений. Постоянные передвижения, где имелись часто контакты с другими цивилизациями (особенно изначально повлияла Финикийская), таков сложился динамический образ у греков, особенно у афинян.

          Сама природа и рельеф Балканского полуострова сказались на общежитии самих людей – обусловили изолированность мест проживания небольших греческих общин, разбросанных по всей ее территории. А это в свою очередь определило одну из характерных черт, присущих полисным общинам, - автаркию, т.е. самодостаточность, экономическую независимость. Приходилось рассчитывать только на свои силы, на собственные физические и духовные способности. Сформировался свой национально-психологический характер: смелость, решительность, жизнелюбивый оптимизм, вера в свое будущее.

          Все это и само полисное устройство не давало сформироваться деспотической власти, которая была у соседей – Персидского царства, где подавлялось инициатива, самостоятельность, интеллектуальные способности. В Афинах возникла демократическая форма управления, которая в тоже время способствовала динамическому развитию всего общества.

          Земледелия было мало. Основные занятия – ремесло, мореплавание, торговля. Без знаний уже было не обойтись. Усовершенствовав финикийское письмо, греки создали самую совершенную письменность, которую потом приняли почти все народы. У афинян на то время была самая развитая разноуровневая система образования. Очень большой высоты добились наука и искусство. Многое, что имеет современное общество, было взято из античности. Их вклад в мировую копилку огромен.

    Спарта – это тоже Греция, тот же народ, почти те же условия, но пошла совершенно другим противоположным путем, чем Афины. Это совершенно две противоположные цивилизации. Ни ремесла, ни торговли, ни образования, ни науки, ни культуры, ни политической системы (демократии), как у Афин не было. Спартанцы занимались, практически, только одним военным делом (а у афинян акцент деятельности лежал на интеллектуальной основе). Захваченное население - илоты занимались всем остальным. Эта система в чем-то похожа на франкскую – где одни только работали, другие только воевали. В Спарте буквально все было подчинено одному делу – военному, даже вовлекались дети – всем известное своей жестокостью «спартанское воспитание», где было только физическое совершенство и овладение искусством убивать. В плане героизма, защиты своей Родины, способности отдать, не раздумывая, свои жизни – они были первыми. Всем известен подвиг «трехсот спартанцев», которые пошли на верную смерть, чтобы задержать врага (персов) и тем самым спасли от гибели многих беззащитных людей.

       Возможно, если бы не было захвата илотов, которые работали на спартанцев, а заняли бы другую нишу в общественном положении (ведь не только зависит от географического положения, но и очень важно какое место будет занято среди других людей и народов) и путь развития был бы другим. Но судьбой было определено, то место, которое оказалось на самом деле. Мы очень любим рассуждать: если бы, да кабы, не было бы того, да было бы то и все пошло бы по-другому. А история идет своим чередом и нет смысла махать кулаками после драки, но анализ происходящих событий нужен, чтобы избежать ошибок и отрицательного опыта. Нужно уметь вглядываться намного вперед и видеть какие факторы и их взаимодействие могут привести к тем или иным последствиям и что по возможности можно изменить ход развития событий.

       Часто бывает в истории, когда положительное через некоторое время оборачивается отрицательным. В первоначальный период греческие полисы дали огромный толчок к развитию, а потом сами себя и уничтожили. Между полисами началась вражда и войны, столкнулись две главных греческих цивилизаций – спартанская и афинская. Они с переменным успехом уничтожали друг друга. Война не только остановила развитие, но и начала разрушать все, что было достигнуто, в первую очередь пострадала культура. Все приходило в упадок. На арену выходят далеко неразвитые народы – Македония. В одном месте и сила, энергия (пассионарность) начинает уходить, то в другом она начинает зарождаться, скапливаться, чтобы потом вырваться наружу. В Греции при столкновении полисов, особенно афинской и спартанской энергия уходит, как говорил Л.Гумилев «пассионарность иссякает», в Македонии она начинает собираться в мощный кулак. Была создана сильнейшая армия на то время. И судьба греческих цивилизаций, практически была предрешена. Образовалась Македонская империя, которая держалась в основном на военной силе, поэтому империя долго не просуществовала. После Македонии возникла еще более мощная империя и не только по размеру, но и по культурно-экономическому потенциалу.

Римская империя –       Поэтому Римская империя просуществовала намного дольше,

цивилизация – или        чем Македонская. Становление Римской империи было другим

продолжение греческой Племена, заселявшие Аппенинский полуостров еще

цивилизации.                 окончательно не смогли выйти из первобытности. Но рядом с ними жили другие народы, стоявшие на более высокой ступени развития, - греческие, карфагенские       поселенцы и племя этрусков. Берега Южной и Средней Италии были заселены греческими колонистами. Возникло много городов. Неаполь и Сиракузы стали крупными, торговыми и культурными центрами. Это сыграло определяющую роль в развитии будущей римской цивилизации. Западная часть Сицилии была колонизирована карфагенянами. Карфаген крупнейшая колония финикийцев – очень развитого народа (к стати много давшего грекам – без них они не смогли бы достичь того уровня, который они достигли, поэтому во многом они схожи).

       Этруски оказали сильное влияние на римлян: это проявилось в искусстве, религии, планировке городов, в особой архитектуре домов – с внутренним двориком.

       Римляне вобрали все, что им было нужно, а точнее «проглотили», не оставив ничего для дальнейшего развития этим народам. Органически «переварив» римляне создали себе основы будущей цивилизации. По словам В.Хачатуряна, не только природные условия благоприятствовали становлению Рима, но и окружение народов, стоявших на более высоком уровне культуры.                                                                          Но и собственные внутренние факторы тоже играют большую роль. Историки, философы еще той поры считали, что в Риме сложилась самая совершенная и своеобразная государственность. Полибий (201-120г.г. до н.э.) грек по происхождению создал теорию, которое объясняло, почему римляне сумели возвыситься над многими народами. По его мнению, в Риме была лучшая форма правления – смешанная, сочетающая и демократию (народные собрания), и монархический принцип (консулы), и аристократический (сенат). Ни один из этих принципов правления не подавлял остальные, а взятые вместе они составляли единое гармоничное целое.                                         Система ценностей людей очень влияет на судьбу народа. Патриотизм, представление об особой богоизбранности римского народа, служить Риму всеми силами, не щадя жизни, общее дело выше личного, мужество, стойкость, подчинение железной дисциплине на войне, власть закона и обычаям предков, - сильнейшая сторона римлян, которая тоже определила их путь развития. Начались непрерывные войны, территория были расширена до огромных размеров. Потекли рекой огромные богатства и большие потоки рабской силы. Наступил расцвет Римской империи. Но не надолго. Войны, богатства, рабство, стали расшатывать те нравственные нормы, на которых строилась жизни республики. Римляне все больше и больше втягивались в развратные развлечения, праздникам все больше отводилось времени – ко 2 веку их уже проводилось 180 дней в год. Ни философия, ни литература, ни театр (если там не было эротических сцен) уже не привлекали римлян. Они устремлялись в цирки и амфитеатры, где постоянно устраивались жестокие бои гладиаторов друг с другом, со зверями, травля зверей, смертные казни превращались в театральные представления.

       Работать никто уже не хотел – для этого были рабы. Народ требовал «хлеба и зрелищ» притом кровавых. Духовный кризис поразил общество. Необузданная тяга к роскоши. Знать соревновалась друг с другом в роскошных туалетах, изысканных кушаньях, украшений своих дворцов. Усиливалось имущественное расслоение в обществе, а вместе с ним – отчуждение высших кругов от народа. Карьеризм, жестокость, целомудрие считалось уже уродством. Постоянное искание врагов, которые были виновны в разрушении обычаев, традиций.

       Рабство не стало эффективным способом хозяйствования, а крупные восстания рабов чуть не погребли Римскую империю. Пополнять рабов было уже неоткуда – не было успешных войн, да и воевать уже никому не хотелось, (и принятая новая христианская вера была здесь не причем, за короткий период никак бы не смогла погасить воинствующий пыл римлян, роковую роль сыграла роскошь и разврат, падение моральных устоев), хотя роль армии сильно возросла – это проявилось в милитаризации политической жизни – т.е. бесцеремонное вмешательство армии в политику. Неповоротливый огромный бюрократический аппарат управления, произвол чиновников порождал неразбериху и провоцировал сепаратистские движения в провинции (кстати, и достоинства и пороки в чем -то схожи с нашими).

       Все, что было силой, стало слабостью. Вот такой поворот получился в истории. хотя все это закономерно. Непомерная военизация, непрерывные войны, насилие, грабеж разрушили ту культурную основу, на которой держится любое общество и народ. В Восточной части Римской империи – Византии, не было такого культурного падения и, поэтому Византийская империя еще просуществовала тысячу лет. Уверовав во всесилие самой военной силы, думая, что их власть и положение непоколебимы, но такая позиция стала глубочайшей ошибкой, приведшей к очень катастрофическим последствиям. Развитие истории в Риме пошла вспять. Города пустели, горожане становились аграриями – предпочитали жить в укрепленных усадьбах-виллах. Набирали вооруженные отряды для их защиты. Крупные земледельцы (магнаты) владели тысячами гектаров земли, которые отдавали в аренду колонам. Хозяйство становилось натуральным – т.к. все необходимое делалось в этих усадьбах-виллах. Деньги быстро обесценивались и исчезали из обращения. Нарушалась торговля. Уже при Константине, большинство государственных налогов взималось продуктами. Натуральность хозяйства и земледелие, как главного занятия большинства людей станут важнейшей чертой Средневековья.

       Рим так и не смог достичь того уровня развития, что было достигнуто Афинской цивилизацией. Только в некоторых отраслях, как законодательное (Римское право), в архитектуре (Пантеон) и некоторые в технике, прикладных искусствах смогли опередить греков. Римская империя не стала той цивилизационной волной, которая бы дала толчок другим цивилизациям и народам. Наступило долгое время застоя и стагнации – усредненного развития (Средние века) продлившийся, почти тысячу лет. Такое замедление произошло оттого, что состояние интеллектуального развития у варварских племен по сравнению с Грецией и Римом был очень отсталым. У волны просто не было пространства, где бы она могла иметь свое продолжение. Это пространство не создали  Римляне, т.к. они занимались войнами, которые только ухудшили ситуацию.

       Финикийские, греческие же колонии были теми волнами, которые с долгим постоянством доносили свою культуру, достижения, свое развитие, создавая условия для восприятия. Благодаря этому Рим и стал Римом, который поглотив все, не оставив другим ничего и тем самым заглушив волну. Может, поэтому у О. Шпенглера и А. Тойнби сложилось мнение, что история Рима – это всего лишь последняя стадия жизни единой Греко-римской (античной) цивилизации. В чем-то они правы, продолжение римского пути развития не получилось, и не могло быть, как и у всех военных империй. Все вернулось на круги своя. Как Рим поступил с другими культурами, как, например, с Карфагеном, Коринфом, которые были стерты с лица земли, так поступили и с Римом. Хотя Рим и ушел, он оставил после себя свой мир, свою своеобразную систему ценностей и государственности, которую положили расцвету Римской цивилизации, но не были виновны в гибели империи. Империи уходят, а достижения остаются. В копилку мировую римляне, как и греки, положили не мало.      

Феодальная Европа.    Через некоторое время, пусть немалое, когда Европа покрылась сетью школ, университетов, когда ум освободился от мракобесия – наступила эпоха Возрождения, где уже была воспринята и далее развита культура античности.

       После падения Рима Европа развивалась, хоть и медленно, но своим чередом. От римлян они в первую очередь переняли воинственность и боевое искусство      . В этот период у варварских племен было главным военная составляющая, двигаемая стремлением занять лучшее место для проживания. Создавалась новая система, новый мир, продиктованный военной необходимостью. Возникла феодальная Европа с ее вассалитетным устройством    . Так возникла новая государственность, а лишь потом на этой основе военно-политической начали складываться и экономические, и этические. Франки образовали свою империю, распространили эту систему по всей территории Европы.

Англия преемница        Но эта система совсем не прижилась в Англии. Там были

Афинской цивилизации. совершенно другая культура, другие ценности, другой образ жизни в чем то схожий с греческой. Свобода торговли (в противоположность Франции, где ее не было), товарно-денежные отношения, плавания, затем колонизация многих территорий, свобода граждан, некоторая схожесть в политическом устройстве с Афинами(Народное собрание-парламент, которые играли в обществе не последнюю роль). Англия стала продолжательницей Афинской цивилизации. Эта была одна линия, исходящая от финикийцев: Финикия – Греция – Англия.

       Другая линия исходила от Спарты – Македония, поздний Рим, Франкская империя, где доминирующее положение занимала военная структура, которая подчинила все остальные.

       Англия не имела ничего общего с Францией (а до этого с Франкской империей). Это были две противоположные цивилизации, которые никак не могли мирно существовать друг с другом. Очень много войн произошло между ними – одна война вообще называется Столетней, которая с некоторыми перерывами шла более ста лет. В конечном счете, победила Англия и ее система.

       До этого Англия разгромила Испанию и получила господство в море, торговле. Утвердила новые экономические и политические отношения. Захватила много колоний. Англия превратилась в самую развитую, богатую и мощную державу мира. Эта было до тех пор, пока не было конкурентов, пока колонии, являясь главным источником перемещения денег и материальных ресурсов (такое перемещение было и у Афин, правда, в не таких объемах). Но когда эти два фактора начали движение в противоположные стороны, т.е. появление сильных экономик и распад колониальной системы – господство рухнуло, народ потерял дух первенства и кажется, до сих пор  не может с этим смириться. Могущество Англии ушло в прошлое.

США. Американский   Выдвинулась новая страна. Она не была воплощением Англии,

рывок.                             хотя много от туда взято – она когда-то же была колонией Англии. Это США. Американцы нашли свою нишу, другой путь развития. Они не стали как Германия вести борьбу за перераспределение колоний и тем самым развязав две страшные мировые войны. И направили на это огромные ресурсы, которые в конечном счете были потрачены зря. США пошло другим путем. Обороты ресурсов они начали производить не через колонии, как Англия, а через свои предприятия, создаваемые в других странах. Да и другого выбора у них не было. В мире сложилась совсем другая ситуация. Эта система была более гибкая и динамичная.

       Также американцы привлекли и привлекают из многих стран лучшие интеллектуальные силы, создав им наиболее благоприятные условия для деятельности и реализации своего потенциала. Почему бы и не поехать! Там где есть динамика, где создаются лучшие системы (и политические, и экономические), где собираются лучшие умы, где люди активны и не безразличны, здесь будет всегда рост и немалый. США стали сильнейшим государством     и заняли господствующее место, которое раньше принадлежало Англии.

       Но постепенно США начинает терять мировые позиции. Почему? Те же причины –милитаризация, вмешательство во все конфликты. От чрезмерного всесилия – всегда возникает бессилие. Силы, энергия покидает США. Это тоже закономерность. Чем больше вкладывается энергии в завоевание мира, тем быстрее она покидает и, как всегда властители остаются у «разбитого корыта».

Японское чудо.   Япония это та страна, которая может занять место США. Для этого она уже много сделала. За короткий период из отсталой страны она превратилась в самую развитую. Какие же причины такого стремительного продвижения? Что именно позволило это сделать? Самое главное Япония отказалась от милитаризации страны и огромные силы, и средства были направлены в другие сферы. Это в первую очередь на образование (оно стало одним из лучших в мире), науку, культуру. Японцы быстро воспринимают все новое (важнейшее качество), в совершенстве развиты мыслительные способности, изобретательность, смекалка, инициатива не ради наживы любым способом, а в первую очередь они работают на успех самого предприятия и ради него готовы отдать все. У японцев самая быстрая материализация своих идей, т.е. очень быстро они внедряются в производство. Ум работает на дело, а не занимаются пустословием и пустозвонством. Нет голой, никому не нужной заумности и очковтирательства, когда на бумаге имеется все, а на деле ничего.       Постоянная поддержка своих духовных сил, верность своим традициям, которой не мешает брать все лучшее и передовое у других народов, имея тесные контакты с ними и не бояться за свою культуру. Народ с сильной культурой и духом, и связью поколений – очень устойчивый народ, его никто не может поколебать и сможет преодолеть огромные трудности. Вот, где сила заключена, а  не в военной мощи. Японцы смогли сделать правильные выводы и повернуть на правильную дорогу – интеллектуально-духовно-нравственную, где во главе стоит КУЛЬТУРА.

       Разное движение, состояние, положение у народов – одних развитие выпячивает и разносит так, что они занимают господствующее положение в мире. Другие думают, набираются сил и предпринимают все, чтобы занять место первых. А у третьих жизнь проходит тихо, спокойно и незаметно и может даже очень плодотворно для собственного народа. Возможно, они ждут своего времени.

Восток начало всему.   Два полюса – Запад и Восток. В одном буря, в другом затишье. Но перед бурей всегда затишье. В мире все изменчиво.

          Европейцы, почему-то считают, что они превосходны во всем, что все должны с

                       них брать пример и идти по их пути развития, т.к. закономерность лежит на их стороне, и она будет исходить только оттуда. Да, Запад в недавнем прошлом по всем направлениям опережал Восток. Это было время Запада, но картина меняется. Восток догоняет, а в чем то уже и опережает. Мир не постоянен. Рассвет всегда заканчивается упадком. В древности же восточные народы, культуры очень сильно опережали весь остальной мир. Это было их время. И возможно оно дается однажды, но, по крайней мере, еще никто не смог повторить успех и выйти вновь на господствующее положение.

          Истоки цивилизации исходят из Востока – это колыбель цивилизации. На Востоке зародилась письменность, образование, наука, искусство, культура земледелия и ремесла. Народы Востока дали столько открытий, без которых в дальнейшем не могло быть успешного развития других народов, цивилизаций. Импульс и различные направления развития даны Востоком.

Направление движения Каждое направление исходило и исходит из мест, где

дает природа.                  проживал народ, который создал только свой образ жизни и ее определенные формы. Место обитания как бы отпечатывалось и давало каждому народу свою неповторимую самобытность. Движение природы дает направление движению природы человеческой. Народы, проживавшие по большим рекам, назывались речными цивилизациями. Приморские - окруженные морем, степные - степью (ни рек, ни моря, ни леса). Существовали народы, которые были окружены лесом, горами (а также было сочетание, например, окруженные и морем и горами). Все это определило их будущее развитие, их характер, ценности, устройство экономической и политической системы. Здесь люди создали себе культуру, с которой потом никогда уже не будут расставаться, (ядро культуры не изменяется и не эволюционирует) – она уходит вместе с народом.

          Каждое место определяет и темп развития. Как показывает исторический опыт приморские цивилизации и народы более активны и энергичны, развитие у них проходит быстрее, оттого, что у них больше перемещений и обмена всякого рода. Умственные и физические силы находятся в постоянном напряжении.

          Речные цивилизации по перемещению и обмену уступают приморским, но имеют довольно высокий уровень активности. Перемещения чаще всего ограничивались вдоль реки, передвигаться далее особой необходимости не было.

          Степные (кочевые, полукочевые народы), хотя и носились по степи, как ветер, но развитие пошло в ином направлении. Деятельность ограничивалась только захватом, в другом направлении мысль не работала. Иного и не было дано – весь смысл лежал в степном, кочующем образе жизни со всеми отсюда, вытекающими последствиями.

       Люди, жившие среди лесов, в основном были зажаты степями и кочевниками. Движение и обмены были затруднены. Но развитие имели более высокие, чем степные народы. Им приходилось жить не за счет захвата, а за счет своего производства, а значит, нужно было задействовать свои ресурсы. Горные люди без выхода в море лишались преимуществ, в отличие от тех, кто имел такую возможность и поэтому, развитие было уже другим - замедленным.

Первые очаги                 Первые цивилизации возникли на реках, это Месопотамия и

 на Востоке.                    Египет, потом Индия и Китай. Сам переход от дикости к цивилизации связан с развитием письменности и самой культуры. Письменность, образование, собирание и передача информации, научные представления подняли человеческое общества на ту ступень, которая называется - цивилизация.

       Первые шаги по созданию письменности были сделаны в Шумере (Месопотамия так по-гречески называлась область между реками Тигр и Евфрат, где и возник один из самых древнейших очагов культуры) между 3,4 тысячелетиями до н.э. Клинописные знаки сохраняли еще незначительное сходство с первоначальными    рисунками. Такой письменностью пользовались еще в течение 3-х тысяч лет. Но более в этом преуспели приморские цивилизации. Финикия – страна, находившаяся недалеко от Месопотамии, придумала первый алфавит – 22 простые по написанию буквы, согласных звуков. Финикийское письмо быстро распространилось среди других народов. Греки, которые переняли это письмо, усовершенствовали алфавит, добавив к нему гласные звуки.      

       Письменная фиксация упорядочило социальную и хозяйственную жизнь. Ввели нормы отчетности, которые были уже с родни закону, а закон Вавилонского царя Хаммурапи дали начало всему законодательному процессу. Первая систематизация всех собранных знаний на основе письменных источников была предпринята в Месопотамии, именно здесь появились библиотеки, архивы, словари, стала развиваться литература. Месопотамия во всех отношениях стала самой развитой цивилизацией, опередившая других на века. Понадобиться немало времени, чтобы другие народы смогли достичь этого уровня.

Взаимодействие              Далеко не один фактор может быть определяющим, приводя-

факторов.                        щим на высокий уровень развития. Например, приморские ци-

Определенность или     вилизации могут быть противоположными: Испания – Англия,

случайность.                  Испания и ее колония Нидерланды. Из взаимодействия всех факторов будет выводиться то направление, по которому и будет развиваться тот или иной народ. Это и географическое расположение, и ландшафт, и климатические условия, и биологическая среда, и соседство с их определенными взаимоотношениями с другими народами, и какое место они займут среди этих народов, и в соответствии всего этого возникает органическая система движения, которая соакцентирует на ту или иную деятельность самих людей.Не приспосабливаясь, отвечая на вызовы природы и борясь с ней – теория «вызов – и – ответы» А. Тойнби, а гармоническое соединение природного движения и человеческого (как и биологического). Человек, как и все животные, живут в соответствии с природным движением. Куда вытолкнула природа, что она дала, какие задатки, какое движение нам определила и в соответствии со всем этим и будем реализовываться.

       [В своей книге «Законы атомного мира» В.И Рыдник излагает «…ничто не появляется на пустом месте», что без Г. Галилея, С. Стевина, Б. Паскаля, И. Кеплера не было бы «начала», которую заложил И. Ньютон – его три известнейших закона. «Еще почти два столетия спустя после Ньютона сверхупорядоченность мира…являлось «символом веры» физиков». Перефразировав слова Ньютона, В.И.Рыдник продолжает: «В мире нет, и не может быть никаких случайностей. Все предопределено заранее. Никакой произвол не возможен. Мировая симфония разыгрывается как по нотам и в мировом оркестре вечно царит полнейшая гармония». Затем автор подытоживает: «Все в мире оказалось не так просто и не навеки задано». Но все же в чем то  Ньютон и был прав, хотя бы исходя из того, что говорилось выше – «ничего из пустого места не появляется», да и из «отрицания отрицания» никак не получаются взаимодействия и дальнейшего диалектического продолжения. Развитие от Ньютона все же пошло и жизнь определила основные направления. Не случайности руководят жизнью – «не царит в мире анархия» - В. Рыдник

Р. Шелдрейк в книге «Новая наука о жизни» объясняет: «Развитие канализировано по направлению к определенным конечным точкам…изменения, или пертурбации, в окружающей среде могут «толкнуть» направление развития…». Далее автор объясняет концепцию хреоды К. Х. Уоддингтона и показав на рисунке «эпигенетический ландшафт», иллюстрирующий концепцию хреоды, как канализированного пути изменения (стр. 65 «Новая наука о жизни» Р. Шелдрейк, ноосфера, Москва,2005г.)].

Так устроен мир, наша Солнечная система – Солнце, вытолкнув из себя планеты, определила каждой свою неповторимую для себя жизнь. И планеты в соответствии с этим вертятся вокруг нее, но не эволюционируют, проходя этапы развития (более подробно будет объяснено в следующей моей работе). Одних людей и целых народов толкнуло на земледелие, других, на разведение скота и кочевой образ жизни.

       Земледелие породило другие виды деятельности. Да и земледелием люди по разному занимались – одни с орошением, другие обычным способом. Земледелие повлияло на взаимодействия и взаимоотношения людей, где были созданы специфические политико-экономические системы.

Начало культуры          Все само собой не происходит (это главный закон природы –

земледелия.                      движение может вызвать только другое движение). Нужно

Движение через          было много приложить усилий человеку, чтобы перейти от                 движение.                                           собирательствак земледелию и в первую очередь сил умственных. Физически человек был то готов – и руки были развиты, и орудия труда уже имелись. А вот знаний не хватало – знать то нужно было много. Надо произвести огромное количество умственных операций, чтобы понять, накопить определенную сумму знаний и первичных опытов, апробаций. Знания были необходимы самые широкие о природе, о ее циклах, о растениях и росте и многое другое. Только через длительное время наблюдений и систематизацию знаний, практических опытов постепенно вырабатывалась культура земледелия. Без умственных способностей и определенного уровня развития культуры земледелия не было бы. И чем больше человек знает и умеет и это может применить, тему земледелия будут обстоять дела лучше. В недавнем прошлом явно принижалась роль умственной деятельности. По Марксу бытие определяло сознание. В тех странах, где не принижалась роль умственной деятельности, и к делам подходили с научной позиции продвинулись  вперед, а вот кто науку уничтожал, тем пришлось долго закупать продукты питания.

Бытие или сознание. Или Абсолютизировать сознание или бытие и определять, что

обоюдный процесс.        главнее и что кого, чего порождает, не тот путь, чтобы во всем разобраться, как, например в случае о курице и яйце - кто главнее и кто порождает курица яйцо или яйцо курицу. Без сознания никак не может быть и человеческого бытия. Здесь не идеализируется роль сознания. Это взаимообуславливающий и взаимодействующий процесс. Без человеческой мысли не будут развиваться человеческая практика, как и без практики не будет развития мысли. Парами все рождается, парами все развивается, парами все и умирает (как, например, по крайней мере, устроен ядерный мир и его диалектика). Если исходить из понимания этой точки зрения, то становится ясным, почему цивилизации начинаются с письма, образования, науки - культуры (письменность, образование толкнули к появлению первых цивилизаций; Месопотамия и Египет – толкнули уже другие цивилизации, т.е. один толчок порождает другой).

Богатейшие культуры  Индия, Китай (после Месопотамии и Египта) подняли науку

Индии и Китая.               на небывалую высоту. Много было совершено открытий и достижений, без которых люди не могут обойтись. Очень много они положили в мировую копилку. Индийская и Китайская культуры самые жизнеспособные в мире. Они ее пронесли через тысячелетия и тем самым сохранив себя. Китай сегодня набирает такой темп развития, что сможет вновь стать ведущей и могущественной державой. Это пока еще никому не удавалось сделать. И если получится, то может быть, что народы, цивилизации пойдут по второму кругу витка своего мирового развития.

       Кочевые народы, которые имели слабую культуру, хоть с позиции военной силы они и были сильны, но быстро исчезли. Слабость культуры связана на прямую с кочевым образом жизни. Постоянные перемещения (когда слишком много движения тоже плохо) не приводили ни к какому постоянству. Не происходило закрепления связи (или они были очень слабы) в отношениях между людьми – в обряды, обычаев. Людей особенно ничего и не связывало, кроме военных набегов. Вся жизнь сосредотачивалась на этом. Естественно мощный очаг при таких условиях не мог создаться – ему нужна была более спокойная жизнь.

Начало культуры          Самые ранние обработки камня (это миллионы лет назад), его

положило начало           способов, определяли тот или иной тип культуры – шельский,

человечеству и                ашельский, мустьерский, солютрейский, ориньяковский и т. д.

цивилизации.                  и т.п. Это были культуры, которые уже отличались друг от друга. Но сказать, что культура зародилась вместе с камнем, будет не правильно. Человек, который использовал для своей деятельности необработанные куски камня с острыми концами, по времени намного продолжительней тех, что потом уже научились делать. Такой огромный период по времени, без культуры взаимоотношений навряд ли мог прожить. Неверным бы выглядело и то, что вместе с камнем появилось и мышление у людей. Когда человек искал, для каких то особых действий подходящий камень, разве в этот момент он не думал? Как нелепо выглядит, что труд создал человека, т.е. начал обрабатывать камень и через него стал человеком. Тут вернее было бы сказать, что камень создал человека.

       Человек сделал сам себя и делает вместе с другими людьми. Это непрерывный процесс, если будет постоянно перениматься человеческий опыт. Человек не слепил самого себя – ни руки, не ноги, ни туловище. Внешний облик он получил, но человеком может стать, только через другого человека, если усвоит его опыт. Человек сугубо коллективное существо и самым страшным наказанием в то время было изгнание из человеческого сообщества. Общение и налаживание взаимоотношений между собой было наиважнейшим делом для того, чтобы организовать общую деятельность. А для этого нужна была еще и некая субординация. Без речи здесь уже не обойтись. Речь возникла вместе с мыслью, как и без мысли не могло быть и речи (переплетенный взаимнообуславливающий процесс). Это был очень ранний и важный этап становления человека. Без речи не могло быть и культуры.

       Каково было пространство у рода, племени, такова была и организация движения (жизнеобеспечения). Возникали особые отношения, устойчивые связи жизнедеятельности, культура общения, которые закреплялись временем и переходили в привычки, обычаи, обряды, традиции сплотили и упорядочили жизнь каждого первобытного сообщества. Им не нужно все начинать уже с нуля. Устойчивость обычаев освящались религиозными представлениями. Создавалось ядро, без которого потом народ не мог обойтись.

Усложнение жизни.     Постепенно ядро обрастало уровневыми оболочками (новыми

Механизм диалектиче- структурами, формами жизни). Первый уровень соответствовал 

ского развития.               первой оболочке, второй уровень второй оболочке и т.д. Это и есть само усложнение через возникновение новых оболочек, которые имеют строгую последовательность. Вторая оболочка может появиться в том случае, если первая будет выстроена (структурно организована и получит некую основу).

       Обычаи, обряды образовывались не сами по себе, а естественно были продиктованы жизнью и были придуманы людьми не за одну ночь, самыми опытными, знающими, которые очень влияли на остальных соплеменников и вовлекали их в те или иные жизненные обороты, где уже возникала более четкая субординация. Так возникала система управления, связанная со своей культурной основой (ядром). Ядро обрастало новой оболочкой. Сложились ценности, связанные с самим характером человека. появилась следующая составляющая – моральные устои и меры морального воздействия (регулирования).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...