Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности подготовки членов дивизии Викинг




С началом военной подготовки «нордические» добровольцы превра­тились в объект практического при­ложения методов обучения, весьма отличавшихся от тех, что применя­лись в традиционной германской ар­мии. Многочисленные реформы, про­веденные в жизнь Феликсом Штейнером, привели его к конфликту со строгими доктринами Пауля Гауссера и довоенной армии — рейхсвера. Как и многих других представителей своего поколения, прошедших гор­нило четырехлетней кровавой бойни, вошедшей в историю под названием Первой мировой или Великой войны и характеризовавшейся ужасающи­ми потерями живой силы, представ­ления о возможности повторения этой мясорубки преследовали Штейнера подобно неотвязному кошмару. Он стремился к тому, чтобы обеспе­чить своим эсэсовцам возможность воевать в совершенно иных условиях. Слух добровольцев, призванных составить в будущем яд­ро «новой расы нордических сверх­людей», которую воспевал еще Эрнст Юнгер в «Стальных грозах», вне вся­кого сомнения, ласкали следующие пассажи листовок, призывавших их вступать в Ваффен СС:

«...Доброволец может ехать в Гер­манию со спокойной душой, ибо зна­ет, что Фюрер всегда держит свое слово и что о семье добровольца по­заботятся самым наилучшим обра­зом.

...Он не будет брошен в бой, как пу­шечное мясо...Кровь всех воинов Фю­рера слишком драгоценна для того, чтобы расходовать ее впустую. По­этому доброволец проходит в Герма­нии самую лучшую военную подготовку, какую только может получить солдат, и получает самое лучшее воо­ружение, какое только может быть произведено. Первым пунктом сбора всех добровольцев из других герман­ских стран является учебный лагерь СС Зеннегейм в Верхнем Эльзасе, где собираются все храбрецы, достаточ­но храбрые и умные для того, чтобы воспользоваться предоставившимся им шансом на будущее. Германца не нужно учить героизму, героический идеал с рождения живет в его серд­це... Все, в ком не угас еще воинст­венный дух, будут на переднем крае борьбы за победу».

Немаловажным нововведением в юнкерских училищах СС было пер­востепенное внимание, уделявшее­ся чисто военным дисциплинам. Об­щеобразовательные и теоретические дисциплины имели второстепенное значение. В результате, между про­чим, около 40 процентов кандидатов в офицеры, принятых в училище до 1938 года, имели только среднее школьное образование (10 классов). Это послужило поводом для серьез­ной критики со стороны высшего ко­мандования вермахта. Уровень про­фессиональной квалификации многих довоенных офицеров СС значительно уступал уровню офицеров вермахта.

С другой стороны, Готтлоб-Христиан Бергер не случайно уделял пер­востепенное значение чисто военно-практическим аспектам подготовки. Хотя предшественники Ваффен СС — части СС особого назначения — были не столь многочисленными, как вер­махт, эсэсовцы облада­ли нередко лучшей физической фор­мой. Во главу угла в СС были постав­лены физическая подготовка, практи­ческие и полевые занятия и весь спектр спортивных дисциплин, начи­ная от марш-бросков, бега на длин­ные и короткие дистанции, бокса, борь­бы, велосипедного, мотоциклетного, автомобильного спорта, ориентирования на местности и т.д. Эсэсовцев не готовили к ожиданию неприятеля за стенами крепостей или в траншеях. Боевой дух рождал­ся в ходе спортивных и атлетических состязаний, а не в ходе учебных боев. Что же касается практической во­енной подготовки, эсэ­совцы учились искусству быть мо­бильными солдатами штурмовых и ударных частей, отдельных отрядов особого назначения и подвижных бое­вых групп. Различия в чинах были ме­нее формальными, чем в армии. Вне зависимости от ранга и должности, в СС было принято обращение «камерад», сокращенно «камрад» (то­варищ, соратник). Вместо уставной винтовки предпочтение отдавалось более легким, мобильным и простым в обращении видам оружия. Наступа­ла эра пистолетов-пулеметов и руч­ных гранат. Когда стало ясно, что, благодаря этим нововведениям, вой­ска, не обремененные излишним воо­ружением, могут преодолеть 3,2-ки­лометровую дистанцию всего за 20 ми­нут, умолкли даже самые строгие кри­тики, и даже самые консервативные умы в высших эшелонах вермахта стали все более внимательно пригляды­ваться к тому, что происходит в учебных лагерях и на полигонах «зеленых СС».

В начальный период существо­вания СС обязательной предпо­сылкой для подачи заявки на зачис­ление в их ряды являлось требование прохождение двухлетней службы в армии, иными словами, в довоенном рейхсвере. По мере увеличения доли иностранных легионов СС и, с обост­рением военной обстановки это тре­бование, соблюдение которого стало попросту невозможным, было отме­нено, и введены ускоренные програм­мы обучения. Естественно, с учетом многонационального состава СС, дело не обходилось без тре­ний и сложностей во взаимоотноше­ниях между представителями разных национальностей, с одной стороны, и между ними и немецкими инструкто­рами — с другой. Один из доброволь­цев полка СС Вестланд вспоминал о периоде своей военной подготовки под Мюнхеном:

«Прежде всего необходимо было преодолеть языковой барьер. И гол­ландским товарищам приходилось, после целого дня тяжелых полевых занятий, посещать по вечерам уско­ренные курсы немецкого языка. Для «имперских немцев» физическая под­готовка особых сложностей не пред­ставляла. Ведь они еще до поступле­ния в СС получали необходимую во­енную и физическую подготовку в ря­дах отрядов «Гитлеровской молоде­жи», а после «Гитлерюгенда» — до­полнительную физическую закалку в строительных отрядах «Имперской Трудовой службы». А вот голландцам все, что немцы делали шутя, дава­лось гораздо труднее. Кроме трудно­стей, связанных с языковым барье­ром, они изнемогали от «прусской муштры», о которой в голландской армии не имели никакого представле­ния. Хотя, конечно, если бы они зна­ли, какие трудности и опасности ожи­дают их на Восточном фронте, самая суровая «муштра» в учебных лагерях Ваффен СС на территории Германии показалась бы им детской иг­рой!»5

В своей книге «Европейские доб­ровольцы», посвященной боевому пу­ти 5-й танковой дивизии СС Ви­кинг, Петер Штрасснер, сам прослу­живший всю войну в рядах дивизии Викинг, подчеркивал, что датские добровольцы, проходившие военную подготовку под контролем немецко­го учебного персонала в Клагенфурте и Вене, «...отличались более креп­ким телосложением и более крепки­ми нервами, чем норвежцы, любили хорошо поесть и выпить, но время от времени проявляли упрямство и по­зволяли себе весьма критические высказывания... В то же время нор­вежцы, вообще-то склонные к созер­цательности, больше работали над собой, были упорнее во всем, серь­езнее относились к занятиям...При­рожденные спортсмены, охотники и воины, они позднее, в ходе боевых действий, отличались инстинктивной осторожностью, что часто позволяло им избежать опасности в самых не­предсказуемых и непредвиденных ситуациях».6

В общем и целом, национальные особенности датчан и норвежцев, помноженные на предрассудки неко­торых немецких инструкторов (не раз­делявших «нордических» пристрастий «черного иезуита»     Генриха   Гиммле­ра)    в  отношении скандинавов, неред­ко

 


побуждали их к резким высказыва­ниям, вроде того, что все иностранцы годятся только для уборки казармен­ных помещений. Правда, многие ко­мандиры взводов, рот и батальонов, осознававших, что от них ожидают превращения рекрутов в первосорт­ный человеческий материал, пригод­ный для боевого применения, осоз­навали важность налаживания со­трудничества с теми, кого они обуча­ли. Ян Мунк, доброволец полка Вест­ланд, вошедшего в состав только что созданной дивизии Викинг, вспоми­нал о своей военной подготовке на ба­зе юнкерского училища СС:

«Большинство командиров нам нра­вилось... и не только потому, что мы их уважали. Когда мы были мокрыми, замерзшими и усталыми, мы знали, что и они были такими же. Я могу при­помнить только один случай, когда один унтерфюрер не пользовался лю­бовью своих подчиненных. Он плохо обращался с фламандцами. Как-то вечером на Рождество, когда он напился до положения риз, мы завернули его в простыню, спустили его вниз нога­ми по ступенькам в подвал, швырну­ли его в один из больших стираль­ных баков и заполнили бак холодной водой. Он заработал себе простуду, а его сослуживцы сделали вид, что ничего не произошло. С тех пор его поведение заметно изменилось к лучшему».7

Другой ветеран дивизии Викинг, будущий оберштурмфюрер СС дат­чанин Эрик Броруп, вспоминал об аналогичных событиях:

«Лично ко мне никто не придирал­ся, не относился плохо или бездуш­но — может быть, потому что я датча­нин. Когда я проходил обучение в юн­керском училище, учебный персонал очень уважительно относился к инди­видуальности каждого из нас...Было ли нам тяжело? Заявляю со всей ответственностью — те методы обуче­ния, которые применялись к нам в Дании, — я сам служил в датской ка­валерии — были гораздо жестче и суровее, чем практиковавшиеся в Ваффен СС. Учения всегда проводи­лись в обстановке, приближенной к боевой. В ходе учебных боев дейст­вительно применялись боевые па­троны — но только после того, как ка­ждый из нас в совершенстве усвоил навыки владения оружием и научил­ся окапываться и укрываться на ме­стности. В полный рост на пулеметы нас никто никогда не гнал, и гранат нам на касках не взрывал...»8

Режим обуче­ния был весьма жестким. В 5 часов утра звучал сигнал побудки, затем наступало время утреннего построе­ния «с голым торсом», зарядкой и пробежкой, после чего добровольцы бежали умываться, чистить зубы, за­правлять койки и пить утренний ко­фе. По прошествии часа все волонте­ры уже были во всеоружии и готовы к занятиям. Маневры проходили в об­становке, максимально приближен­ной к боевой, и проходили под акком­панемент артиллерии и ручного ог­нестрельного оружия. Гиммлер испы­тывал огромное удовлетворение от сознания того, что его «новые викин­ги», как ни в чем не бывало, поднима­лись в атаку и неудержимо шли впе­ред на расстоянии всего 100 метров от разрывов снарядов своей собст­венной артиллерии. В полдень объ­являлся перерыв — но не обеденный. Вместо обеда «викинги» чистили оружие и сапоги, после чего занятия продолжались до пяти часов вече­ра. После окончания занятий добро­вольцы опять чистили оружие, сапо­ги и все, что только было можно. Лишь после этого шли обедать, ду­мая после каждой ложки супа о пред­стоящих вечером теоретических за­нятиях в учебных классах, вечернем построении. Спать ложились в де­сять вечера.

Под суровой дисциплиной иногда понималось унизительное обраще­ние придирчивого инструктора с вы­жатым, как лимон, рекрутом. Бывало, что рекруту, уронившему патрон при снаряжении винтовочной обоймы или магазина пистолета-пулемета, при­ходилось подбирать его зубами. Ко­гда один рекрут, попавший в подоб­ную ситуацию, осмелился подобрать патрон руками, реакция унтерфюре-ра-инструктора не замедлила себя ждать:

«Он побагровел, как помидор, про­рычал что-то невразумительное, пе­редал отделения своему заместите­лю, а сам занялся лично мной. Нача­ли мы с приседаний. Мне предстояло в наказание сделать пятьдесят при­седаний, держа винтовку перед со­бой на расстоянии вытянутой руки... На двадцать первом приседании я устал. Я просто не мог приседать дальше. Сделав из последних сил еще одно приседание, я опустил вин­товку и встал, опираясь обеими рука­ми на ее приклад. Я понимал — со мной все кончено. Я тупо слушал, как он орет на меня, но это оставляло ме­ня совершенно равнодушным, и вдруг я совершенно перестал себя контро­лировать. И я вдруг разрыдался, хотя прекрасно понимал, что плакать пе­ред строем не пристало ни мужчине, ни солдату. Я просто больше не мог. Увидев, что я плачу, он заорал: «Вы только поглядите на него! Плакса! Маменькин сынок! Плачь, детка, плачь! Да слыханное ли это дело, чтобы эсэ­совец — и вдруг ревел, как баба?! Да все твои предки сто раз в гробу пере­вернутся! И с таким народом мы со­бираемся вести войну?!» И так далее, и тому подобнее. Тут протрубили об­щий сбор, занятия окончились, и все пошли на построение. А мне приш­лось мыть целую неделю все убор­ные на первом этаже казармы, и каж­дый раз он приходил с проверкой. А после проверки он бросал на пол патрон и говорил: «А теперь подни­ми!» И я поднимал его, как полага­лось—зубами...»9

Интенсивность и жесткость учеб­ных программ постоянно возрастала. Даже перед уходом в увольнение рекрут был обязан складывать свой носовой платок строго предписан­ным образом. Если солдатская книж­ка оставляла на мундире хотя бы ма­лейшую складку, обладателю этого мундира грозила невыплата жалова­нья. Правила становились все более строгими по мере обострения воен­ной обстановки, и целью стало завер­шить военное обучение к сентябрю 1940 года.

Заключение

Таким образом, вследствие изложенных выше причин дивизия СС Викинг к лету 1941 представляла собой достаточно мощное и хорошо организованное многонациональное воинское соединение, которое включало в себя кроме имперских немцев нордические народы: норвежцев, датчан, голландцев, валлонов, а чуть позднее, и финнов. Этих людей вела в бой под знаменами Гитлера ненависть к коммунизму и желание приобрести себе и своим странам блага в будущем германском Рейхе. Многие из них думали, что защищают свою землю, но вторгнувшись в чужую, они из защитников превратилась в агрессоров. Их война против коммунизма превратилась в войну против русского народа. Кто-то был обманут гитлеровской пропагандой, для кого-то это был самообман.

Эти люди разделили судьбу фашизма. Многие из них полегли на полях сражений в России и Европе, многие попали в плен. Но и судьба выживших была тяжела. Все страны послевоенной Европы в той или иной мере осудили их деяния и привлекли к ответственности наравне с рехдойчами.

Совершенно очевидно, что поступки большин­ства эсэсовцев не могут быть оправданы никакими смягчающими обстоятельствами. Международный суд в Нюрнберге констатировал, что СС использовались для целей, которые являются преступными, «включая преследование и уничтожение евреев, пытки и убий­ства в концлагерях, эксцессы на оккупированных тер­риториях, осуществление программы рабского труда и плохое обращение и умерщвление военнопленных». Далее в приговоре суда говорилось, что Ваффен-СС «в теории и на практике являлись неотъемлемой частью организации СС, такой же, как и любая другая ее ветвь», и что они «несут прямую ответственность за убийства пленных и массовые казни на оккупирован­ных территориях».

Дивизия Викинг не является исключением. На Нюрнбергском был допрошен офицер дивизии Викинг Гейнц-Карл Фанслау, который показал, что служащие дивизии в июле 1941 года участвовали в действиях эйнзацгруппы А, которая занималась фильтрацией и расстрелами еврейского населения в районе Львова. Установлено, что в состав данного формирования входило 340 человек из дивизии Викинг. Доказано, что в экзекуциях принимали участие солдаты хозяйственной роты дивизии СС Викинг. Также в дивизии не гнушались, по показаниям Освальда Поля, использовать принудительный труд евреев. За данные преступления  Гейнц-Карл Фанслау был осужден на Нюрнбергском процессе на 25 лет тюремного заключения. И это только один из многих примеров.

Изучив фактический материал об истории возникновения дивизии Ваффен СС «Викинг» автор реферата приходит к следующим выводам:

1. Формирование иностранных легионов СС (дивизия «Кама» (Хорватия), дивизия «Хуньяди» (Венгрия), дивизия Шарлемань (Франция), кавалерийская дивизия «Лютцов» (многонациональная), кавалерийская дивизия «Мария Терезия» (Венгрия), горная дивизия «Принц Ойген» (Хорватия), 29 гренадёрская дивизия (Италия), 14 гренадёрская дивизия (Украина), 15 гренадёрская дивизия (Латвия), 20 гренадёрская дивизия (Эстония), 1 русская гренадёрская дивизия и т.д.) в том числе и дивизии Викинг было вынужденной мерой фашистского командования. Несмотря на хвастливое заявление нацистской верхушки, что СС – это элита немецкого народа, нехватка живой силы в ходе уже первого года войны вынудила их принимать в СС иностранцев. Но последних туда вело лишь желание «урвать» для себя и своих стран от выгод в результате победы Германии, в которой в 1940-41 гг. никто не сомневался. В 1945 году эти люди сражались вместе с немцами до конца, зная, что пути назад у них нет.

2. В реферате автор отразил особенности формирования различных полков дивизии Викинг. Это: полк «Нордланд», полк «Вестланд», финский добровольческий батальон. 

3. Наша армия тоже была многонациональной, но сравнивая цели советских и фашистских солдат необходимо отметить, что советский солдат сражался с захватчиками на своей земле и за свою землю. Легионеры дивизии Викинг пришли на нашу землю как захватчики и говорить, что они сражались за родину на чужой земле, в сотнях и тысячах километров от своей – по крайней мере странно. Их деяния, так же как и деяния имперских немцев в составе формирований СС попадают подо все формулировки Нюрнбергского процесса о военных преступлениях и агрессивной войне.

Таким образом, смело можно признать несостоятельными попытки некоторых «историков» показать иностранных легионеров СС борцами за свободу своей страны и демократию. К сожалению, ими двигали отнюдь не патриотические чувства, а элементарное желание пограбить покоренные народы и расовая неприязнь.

Список сносок

1. Акунов В. «Дивизия СС Викинг». – М.: Издатель Быстров, 2006, стр.112.

2. Акунов В. «Дивизия СС Викинг». – М.: Издатель Быстров, 2006, стр. 128.

3. Акунов В. «Дивизия СС Викинг». – М.: Издатель Быстров, 2006, стр.96.

4. Уильямсон Г. «СС – инструмент террора»./ Пер. с английского - Русич – Смоленск – 2003, стр. 37.

5. Гейнц Гудериан «Воспоминания солдата». - Воениздат Германии, 1954 (в России – Русич – 2003), стр. 201.

6. Акунов В. «Дивизия СС Викинг». – М.: Издатель Быстров, 2006.

7. Уильямсон Г. «СС – инструмент террора»./ Пер. с английского - Русич – Смоленск – 2003, стр. 82.

8. Акунов В. «Дивизия СС Викинг». – М.: Издатель Быстров, 2006, стр. 241.

9. Акунов В. «Дивизия СС Викинг». – М.: Издатель Быстров, 2006, стр. 286.

Приложение

Список литературы

1.Акунов В. «Дивизия СС Викинг». – М.: Издатель Быстров, 2006.

2.Вильгельм Кейтль «Размышление перед казнью» – Смоленск: Русич –– 2000.

3.Гейнц Гудериан «Воспоминания солдата». - Воениздат Германии, 1954 (в России – Русич – 2003).

4.Дробязко С. Под знаменами врага. Антисоветские формирования в составе герман­ских вооруженных сил 1941—1945. М., 2004.

5.Дэвидсон Ю. «Суд над нацистами» – Смоленск: Русич –– 2001.

6.Залесский К. СС: Охранные отряды НСДАП. М., 2004.

7.Лебедев Г. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб, 2005.

8.Литтлджон Д. Штурмовые отряды (СА) Гитлера 1921—1945. М., 2005.

9.Мессенджер Ч. Гладиатор Гитлера. Военная карьера оберстгруппенфюрера СС Зеппа Дитриха. М., 2004.

10.Михайлов С. Айнзатцгруппы: борьба с большевизмом // Реванш. Пенза, 2006.

11.Мухин Ю. «Крестовый поход на восток». - М., 2004.

12.Окороков А. Фашизм и русская эмиграция (1920—1945 гг.). М., 2002.

13.Пэдфилд П. «Рейхсфюрер СС». – Смоленск: Русич –– 2002.

14.Уильямсон Г. «СС – инструмент террора»./ Пер. с английского - Русич – Смоленск – 2003.

15.Фишмен Дж. «Семь узников Шпандау» – Смоленск: Русич –– 2001.

46

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...