Особенности подготовки членов дивизии Викинг
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 С началом военной подготовки «нордические» добровольцы превратились в объект практического приложения методов обучения, весьма отличавшихся от тех, что применялись в традиционной германской армии. Многочисленные реформы, проведенные в жизнь Феликсом Штейнером, привели его к конфликту со строгими доктринами Пауля Гауссера и довоенной армии — рейхсвера. Как и многих других представителей своего поколения, прошедших горнило четырехлетней кровавой бойни, вошедшей в историю под названием Первой мировой или Великой войны и характеризовавшейся ужасающими потерями живой силы, представления о возможности повторения этой мясорубки преследовали Штейнера подобно неотвязному кошмару. Он стремился к тому, чтобы обеспечить своим эсэсовцам возможность воевать в совершенно иных условиях. Слух добровольцев, призванных составить в будущем ядро «новой расы нордических сверхлюдей», которую воспевал еще Эрнст Юнгер в «Стальных грозах», вне всякого сомнения, ласкали следующие пассажи листовок, призывавших их вступать в Ваффен СС: «...Доброволец может ехать в Германию со спокойной душой, ибо знает, что Фюрер всегда держит свое слово и что о семье добровольца позаботятся самым наилучшим образом. ...Он не будет брошен в бой, как пушечное мясо...Кровь всех воинов Фюрера слишком драгоценна для того, чтобы расходовать ее впустую. Поэтому доброволец проходит в Германии самую лучшую военную подготовку, какую только может получить солдат, и получает самое лучшее вооружение, какое только может быть произведено. Первым пунктом сбора всех добровольцев из других германских стран является учебный лагерь СС Зеннегейм в Верхнем Эльзасе, где собираются все храбрецы, достаточно храбрые и умные для того, чтобы воспользоваться предоставившимся им шансом на будущее. Германца не нужно учить героизму, героический идеал с рождения живет в его сердце... Все, в ком не угас еще воинственный дух, будут на переднем крае борьбы за победу».
Немаловажным нововведением в юнкерских училищах СС было первостепенное внимание, уделявшееся чисто военным дисциплинам. Общеобразовательные и теоретические дисциплины имели второстепенное значение. В результате, между прочим, около 40 процентов кандидатов в офицеры, принятых в училище до 1938 года, имели только среднее школьное образование (10 классов). Это послужило поводом для серьезной критики со стороны высшего командования вермахта. Уровень профессиональной квалификации многих довоенных офицеров СС значительно уступал уровню офицеров вермахта. С другой стороны, Готтлоб-Христиан Бергер не случайно уделял первостепенное значение чисто военно-практическим аспектам подготовки. Хотя предшественники Ваффен СС — части СС особого назначения — были не столь многочисленными, как вермахт, эсэсовцы обладали нередко лучшей физической формой. Во главу угла в СС были поставлены физическая подготовка, практические и полевые занятия и весь спектр спортивных дисциплин, начиная от марш-бросков, бега на длинные и короткие дистанции, бокса, борьбы, велосипедного, мотоциклетного, автомобильного спорта, ориентирования на местности и т.д. Эсэсовцев не готовили к ожиданию неприятеля за стенами крепостей или в траншеях. Боевой дух рождался в ходе спортивных и атлетических состязаний, а не в ходе учебных боев. Что же касается практической военной подготовки, эсэсовцы учились искусству быть мобильными солдатами штурмовых и ударных частей, отдельных отрядов особого назначения и подвижных боевых групп. Различия в чинах были менее формальными, чем в армии. Вне зависимости от ранга и должности, в СС было принято обращение «камерад», сокращенно «камрад» (товарищ, соратник). Вместо уставной винтовки предпочтение отдавалось более легким, мобильным и простым в обращении видам оружия. Наступала эра пистолетов-пулеметов и ручных гранат. Когда стало ясно, что, благодаря этим нововведениям, войска, не обремененные излишним вооружением, могут преодолеть 3,2-километровую дистанцию всего за 20 минут, умолкли даже самые строгие критики, и даже самые консервативные умы в высших эшелонах вермахта стали все более внимательно приглядываться к тому, что происходит в учебных лагерях и на полигонах «зеленых СС».
В начальный период существования СС обязательной предпосылкой для подачи заявки на зачисление в их ряды являлось требование прохождение двухлетней службы в армии, иными словами, в довоенном рейхсвере. По мере увеличения доли иностранных легионов СС и, с обострением военной обстановки это требование, соблюдение которого стало попросту невозможным, было отменено, и введены ускоренные программы обучения. Естественно, с учетом многонационального состава СС, дело не обходилось без трений и сложностей во взаимоотношениях между представителями разных национальностей, с одной стороны, и между ними и немецкими инструкторами — с другой. Один из добровольцев полка СС Вестланд вспоминал о периоде своей военной подготовки под Мюнхеном: «Прежде всего необходимо было преодолеть языковой барьер. И голландским товарищам приходилось, после целого дня тяжелых полевых занятий, посещать по вечерам ускоренные курсы немецкого языка. Для «имперских немцев» физическая подготовка особых сложностей не представляла. Ведь они еще до поступления в СС получали необходимую военную и физическую подготовку в рядах отрядов «Гитлеровской молодежи», а после «Гитлерюгенда» — дополнительную физическую закалку в строительных отрядах «Имперской Трудовой службы». А вот голландцам все, что немцы делали шутя, давалось гораздо труднее. Кроме трудностей, связанных с языковым барьером, они изнемогали от «прусской муштры», о которой в голландской армии не имели никакого представления. Хотя, конечно, если бы они знали, какие трудности и опасности ожидают их на Восточном фронте, самая суровая «муштра» в учебных лагерях Ваффен СС на территории Германии показалась бы им детской игрой!»5
В своей книге «Европейские добровольцы», посвященной боевому пути 5-й танковой дивизии СС Викинг, Петер Штрасснер, сам прослуживший всю войну в рядах дивизии Викинг, подчеркивал, что датские добровольцы, проходившие военную подготовку под контролем немецкого учебного персонала в Клагенфурте и Вене, «...отличались более крепким телосложением и более крепкими нервами, чем норвежцы, любили хорошо поесть и выпить, но время от времени проявляли упрямство и позволяли себе весьма критические высказывания... В то же время норвежцы, вообще-то склонные к созерцательности, больше работали над собой, были упорнее во всем, серьезнее относились к занятиям...Прирожденные спортсмены, охотники и воины, они позднее, в ходе боевых действий, отличались инстинктивной осторожностью, что часто позволяло им избежать опасности в самых непредсказуемых и непредвиденных ситуациях».6 В общем и целом, национальные особенности датчан и норвежцев, помноженные на предрассудки некоторых немецких инструкторов (не разделявших «нордических» пристрастий «черного иезуита» Генриха Гиммлера) в отношении скандинавов, нередко побуждали их к резким высказываниям, вроде того, что все иностранцы годятся только для уборки казарменных помещений. Правда, многие командиры взводов, рот и батальонов, осознававших, что от них ожидают превращения рекрутов в первосортный человеческий материал, пригодный для боевого применения, осознавали важность налаживания сотрудничества с теми, кого они обучали. Ян Мунк, доброволец полка Вестланд, вошедшего в состав только что созданной дивизии Викинг, вспоминал о своей военной подготовке на базе юнкерского училища СС: «Большинство командиров нам нравилось... и не только потому, что мы их уважали. Когда мы были мокрыми, замерзшими и усталыми, мы знали, что и они были такими же. Я могу припомнить только один случай, когда один унтерфюрер не пользовался любовью своих подчиненных. Он плохо обращался с фламандцами. Как-то вечером на Рождество, когда он напился до положения риз, мы завернули его в простыню, спустили его вниз ногами по ступенькам в подвал, швырнули его в один из больших стиральных баков и заполнили бак холодной водой. Он заработал себе простуду, а его сослуживцы сделали вид, что ничего не произошло. С тех пор его поведение заметно изменилось к лучшему».7
Другой ветеран дивизии Викинг, будущий оберштурмфюрер СС датчанин Эрик Броруп, вспоминал об аналогичных событиях: «Лично ко мне никто не придирался, не относился плохо или бездушно — может быть, потому что я датчанин. Когда я проходил обучение в юнкерском училище, учебный персонал очень уважительно относился к индивидуальности каждого из нас...Было ли нам тяжело? Заявляю со всей ответственностью — те методы обучения, которые применялись к нам в Дании, — я сам служил в датской кавалерии — были гораздо жестче и суровее, чем практиковавшиеся в Ваффен СС. Учения всегда проводились в обстановке, приближенной к боевой. В ходе учебных боев действительно применялись боевые патроны — но только после того, как каждый из нас в совершенстве усвоил навыки владения оружием и научился окапываться и укрываться на местности. В полный рост на пулеметы нас никто никогда не гнал, и гранат нам на касках не взрывал...»8 Режим обучения был весьма жестким. В 5 часов утра звучал сигнал побудки, затем наступало время утреннего построения «с голым торсом», зарядкой и пробежкой, после чего добровольцы бежали умываться, чистить зубы, заправлять койки и пить утренний кофе. По прошествии часа все волонтеры уже были во всеоружии и готовы к занятиям. Маневры проходили в обстановке, максимально приближенной к боевой, и проходили под аккомпанемент артиллерии и ручного огнестрельного оружия. Гиммлер испытывал огромное удовлетворение от сознания того, что его «новые викинги», как ни в чем не бывало, поднимались в атаку и неудержимо шли вперед на расстоянии всего 100 метров от разрывов снарядов своей собственной артиллерии. В полдень объявлялся перерыв — но не обеденный. Вместо обеда «викинги» чистили оружие и сапоги, после чего занятия продолжались до пяти часов вечера. После окончания занятий добровольцы опять чистили оружие, сапоги и все, что только было можно. Лишь после этого шли обедать, думая после каждой ложки супа о предстоящих вечером теоретических занятиях в учебных классах, вечернем построении. Спать ложились в десять вечера.
Под суровой дисциплиной иногда понималось унизительное обращение придирчивого инструктора с выжатым, как лимон, рекрутом. Бывало, что рекруту, уронившему патрон при снаряжении винтовочной обоймы или магазина пистолета-пулемета, приходилось подбирать его зубами. Когда один рекрут, попавший в подобную ситуацию, осмелился подобрать патрон руками, реакция унтерфюре-ра-инструктора не замедлила себя ждать: «Он побагровел, как помидор, прорычал что-то невразумительное, передал отделения своему заместителю, а сам занялся лично мной. Начали мы с приседаний. Мне предстояло в наказание сделать пятьдесят приседаний, держа винтовку перед собой на расстоянии вытянутой руки... На двадцать первом приседании я устал. Я просто не мог приседать дальше. Сделав из последних сил еще одно приседание, я опустил винтовку и встал, опираясь обеими руками на ее приклад. Я понимал — со мной все кончено. Я тупо слушал, как он орет на меня, но это оставляло меня совершенно равнодушным, и вдруг я совершенно перестал себя контролировать. И я вдруг разрыдался, хотя прекрасно понимал, что плакать перед строем не пристало ни мужчине, ни солдату. Я просто больше не мог. Увидев, что я плачу, он заорал: «Вы только поглядите на него! Плакса! Маменькин сынок! Плачь, детка, плачь! Да слыханное ли это дело, чтобы эсэсовец — и вдруг ревел, как баба?! Да все твои предки сто раз в гробу перевернутся! И с таким народом мы собираемся вести войну?!» И так далее, и тому подобнее. Тут протрубили общий сбор, занятия окончились, и все пошли на построение. А мне пришлось мыть целую неделю все уборные на первом этаже казармы, и каждый раз он приходил с проверкой. А после проверки он бросал на пол патрон и говорил: «А теперь подними!» И я поднимал его, как полагалось—зубами...»9 Интенсивность и жесткость учебных программ постоянно возрастала. Даже перед уходом в увольнение рекрут был обязан складывать свой носовой платок строго предписанным образом. Если солдатская книжка оставляла на мундире хотя бы малейшую складку, обладателю этого мундира грозила невыплата жалованья. Правила становились все более строгими по мере обострения военной обстановки, и целью стало завершить военное обучение к сентябрю 1940 года. Заключение Таким образом, вследствие изложенных выше причин дивизия СС Викинг к лету 1941 представляла собой достаточно мощное и хорошо организованное многонациональное воинское соединение, которое включало в себя кроме имперских немцев нордические народы: норвежцев, датчан, голландцев, валлонов, а чуть позднее, и финнов. Этих людей вела в бой под знаменами Гитлера ненависть к коммунизму и желание приобрести себе и своим странам блага в будущем германском Рейхе. Многие из них думали, что защищают свою землю, но вторгнувшись в чужую, они из защитников превратилась в агрессоров. Их война против коммунизма превратилась в войну против русского народа. Кто-то был обманут гитлеровской пропагандой, для кого-то это был самообман. Эти люди разделили судьбу фашизма. Многие из них полегли на полях сражений в России и Европе, многие попали в плен. Но и судьба выживших была тяжела. Все страны послевоенной Европы в той или иной мере осудили их деяния и привлекли к ответственности наравне с рехдойчами. Совершенно очевидно, что поступки большинства эсэсовцев не могут быть оправданы никакими смягчающими обстоятельствами. Международный суд в Нюрнберге констатировал, что СС использовались для целей, которые являются преступными, «включая преследование и уничтожение евреев, пытки и убийства в концлагерях, эксцессы на оккупированных территориях, осуществление программы рабского труда и плохое обращение и умерщвление военнопленных». Далее в приговоре суда говорилось, что Ваффен-СС «в теории и на практике являлись неотъемлемой частью организации СС, такой же, как и любая другая ее ветвь», и что они «несут прямую ответственность за убийства пленных и массовые казни на оккупированных территориях». Дивизия Викинг не является исключением. На Нюрнбергском был допрошен офицер дивизии Викинг Гейнц-Карл Фанслау, который показал, что служащие дивизии в июле 1941 года участвовали в действиях эйнзацгруппы А, которая занималась фильтрацией и расстрелами еврейского населения в районе Львова. Установлено, что в состав данного формирования входило 340 человек из дивизии Викинг. Доказано, что в экзекуциях принимали участие солдаты хозяйственной роты дивизии СС Викинг. Также в дивизии не гнушались, по показаниям Освальда Поля, использовать принудительный труд евреев. За данные преступления Гейнц-Карл Фанслау был осужден на Нюрнбергском процессе на 25 лет тюремного заключения. И это только один из многих примеров. Изучив фактический материал об истории возникновения дивизии Ваффен СС «Викинг» автор реферата приходит к следующим выводам: 1. Формирование иностранных легионов СС (дивизия «Кама» (Хорватия), дивизия «Хуньяди» (Венгрия), дивизия Шарлемань (Франция), кавалерийская дивизия «Лютцов» (многонациональная), кавалерийская дивизия «Мария Терезия» (Венгрия), горная дивизия «Принц Ойген» (Хорватия), 29 гренадёрская дивизия (Италия), 14 гренадёрская дивизия (Украина), 15 гренадёрская дивизия (Латвия), 20 гренадёрская дивизия (Эстония), 1 русская гренадёрская дивизия и т.д.) в том числе и дивизии Викинг было вынужденной мерой фашистского командования. Несмотря на хвастливое заявление нацистской верхушки, что СС – это элита немецкого народа, нехватка живой силы в ходе уже первого года войны вынудила их принимать в СС иностранцев. Но последних туда вело лишь желание «урвать» для себя и своих стран от выгод в результате победы Германии, в которой в 1940-41 гг. никто не сомневался. В 1945 году эти люди сражались вместе с немцами до конца, зная, что пути назад у них нет. 2. В реферате автор отразил особенности формирования различных полков дивизии Викинг. Это: полк «Нордланд», полк «Вестланд», финский добровольческий батальон. 3. Наша армия тоже была многонациональной, но сравнивая цели советских и фашистских солдат необходимо отметить, что советский солдат сражался с захватчиками на своей земле и за свою землю. Легионеры дивизии Викинг пришли на нашу землю как захватчики и говорить, что они сражались за родину на чужой земле, в сотнях и тысячах километров от своей – по крайней мере странно. Их деяния, так же как и деяния имперских немцев в составе формирований СС попадают подо все формулировки Нюрнбергского процесса о военных преступлениях и агрессивной войне. Таким образом, смело можно признать несостоятельными попытки некоторых «историков» показать иностранных легионеров СС борцами за свободу своей страны и демократию. К сожалению, ими двигали отнюдь не патриотические чувства, а элементарное желание пограбить покоренные народы и расовая неприязнь. Список сносок 1. Акунов В. «Дивизия СС Викинг». – М.: Издатель Быстров, 2006, стр.112. 2. Акунов В. «Дивизия СС Викинг». – М.: Издатель Быстров, 2006, стр. 128. 3. Акунов В. «Дивизия СС Викинг». – М.: Издатель Быстров, 2006, стр.96. 4. Уильямсон Г. «СС – инструмент террора»./ Пер. с английского - Русич – Смоленск – 2003, стр. 37. 5. Гейнц Гудериан «Воспоминания солдата». - Воениздат Германии, 1954 (в России – Русич – 2003), стр. 201. 6. Акунов В. «Дивизия СС Викинг». – М.: Издатель Быстров, 2006. 7. Уильямсон Г. «СС – инструмент террора»./ Пер. с английского - Русич – Смоленск – 2003, стр. 82. 8. Акунов В. «Дивизия СС Викинг». – М.: Издатель Быстров, 2006, стр. 241. 9. Акунов В. «Дивизия СС Викинг». – М.: Издатель Быстров, 2006, стр. 286. Приложение Список литературы 1.Акунов В. «Дивизия СС Викинг». – М.: Издатель Быстров, 2006. 2.Вильгельм Кейтль «Размышление перед казнью» – Смоленск: Русич –– 2000. 3.Гейнц Гудериан «Воспоминания солдата». - Воениздат Германии, 1954 (в России – Русич – 2003). 4.Дробязко С. Под знаменами врага. Антисоветские формирования в составе германских вооруженных сил 1941—1945. М., 2004. 5.Дэвидсон Ю. «Суд над нацистами» – Смоленск: Русич –– 2001. 6.Залесский К. СС: Охранные отряды НСДАП. М., 2004. 7.Лебедев Г. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб, 2005. 8.Литтлджон Д. Штурмовые отряды (СА) Гитлера 1921—1945. М., 2005. 9.Мессенджер Ч. Гладиатор Гитлера. Военная карьера оберстгруппенфюрера СС Зеппа Дитриха. М., 2004. 10.Михайлов С. Айнзатцгруппы: борьба с большевизмом // Реванш. Пенза, 2006. 11.Мухин Ю. «Крестовый поход на восток». - М., 2004. 12.Окороков А. Фашизм и русская эмиграция (1920—1945 гг.). М., 2002. 13.Пэдфилд П. «Рейхсфюрер СС». – Смоленск: Русич –– 2002. 14.Уильямсон Г. «СС – инструмент террора»./ Пер. с английского - Русич – Смоленск – 2003. 15.Фишмен Дж. «Семь узников Шпандау» – Смоленск: Русич –– 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|