Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пересмотр: принятие предела отношений




Психические двойники

В своей знаменитой работе "Печаль и меланхолия" Фрейд заметил, что мы никогда добровольно не оставляем наших эмоциональных привязанностей: просто потому что если нас покинули, это не означает прекращения отношений с тем, кто покинул.3) Мы сохраняем отношения, реагируя на его или ее эмоциональное присутствие, которое я называю психическим двойником.

Мы носим в себе психических двойников всех людей и вещей, которые населяют или когда-то населяли наш мир. Эти двойники ни в коем случае не являются точными копиями. Мы создаем психических двойников так же, как художник рисует натурщика, пропуская реальность через наше собственное видение, потребности, фантазии, ограничения и переживания.4) Психический двойник может даже не представлять особенностей характера человека, которые заметил бы беспристрастный наблюдатель. Но не это важно. Психические двойники выявляют психологическую правду о том, как мы переживаем эти отношения.

Способность сохранять психических двойников формируется приблизительно на втором году жизни. Психоаналитики называют это критическое для развития достижение постоянством объекта; оно позволяет ребенку сохранять образцы характеров в своей памяти и дает ему возможность переносить пребывание в одиночестве. Когда способность сохранять психических двойников укрепляется, ребенок может находиться в одиночестве гораздо больше времени. Мы все знаем таких взрослых, которые не могут переносить уединения; лучше всего это объясняется тем, что на данной стадии развития у них имели место какие-то неудачи. Концепция психических двойников важна для понимания работы горя. Пока у нас есть продолжающиеся реальные отношения с кем-то, он или она влияет на нас, и мы перерабатываем и видоизменяем соответствующего психического двойника. Когда он или она оставляет наш мир, переживание реальности затихает или исчезает, а психический двойник все еще существует; его присутствие становится даже более явственным из-за разлуки. Работа горя включает в себя извлечение накаленных чувств, связанных с утратой, и успокоение психического двойника.

Пересмотр: принятие предела отношений

Чтобы оценить, чем были для нас отношения и что мы потеряли, мы проводим их постепенный пересмотр. Мы разбиваем на сотни элементов то, что составляло отношения, и снова проигрываем их в памяти, снах и дневных грезах. Теплые воспоминания вызывают ощущение счастья. Разочарования, несбывшиеся ожидания, неразрешенные трения и обиды снова и снова заставляют нас чувствовать себя ущемленными, рассерженными или печальными. Задача пересмотра состоит в том, чтобы спокойно взглянуть на эти факты и принять их такими, какими они были. Чем значимей психический двойник, тем труднее происходит пересмотр и тем сильнее боль, которую причиняет стремление к воссоединению. Чем теснее связь, тем важнее общее прошлое и привязанность, и тем больше возможностей для противоречивых чувств и соперничества. Со всем этим человеку нужно справиться, прежде чем горе оставит его.

У каждого утраченного человека или вещи есть свое значение, выходящее за пределы заданной социальной роли или очевидного внешнего применения. Существуют вторичные функции, и они вносят свой вклад в утрату.

Например, одна женщина была в отпуске, когда у нее украли фамильные драгоценности. Как указано в страховом отчете, она лишилась драгоценностей средней стоимости, но для нее эти серьги, ожерелья и браслеты были бесценными - это была осязаемая связь со своей родиной и семьей. Она мучилась многие месяцы. Почти в каждом разговоре она находила напоминания о потере и снова начинала рассказывать о краже, любовно описывая изделия и их историю. Это было частью ее пересмотра, ее способ справиться с печальной утратой.

Иногда легко выяснить, о каких вторичных утратах идет речь: деньги, имущество, престиж, социальное положение и комфорт являются самыми общими. Семьи, переживающие развод, испытывают больше трудностей из-за возможной нехватки денег; иногда доход, поддерживавший одно домашнее хозяйство, должен быть разделен для ведения двух. Так как в нашем обществе люди оцениваются по их брачному статусу, то овдовевшие и разведенные часто говорят, что их утрата становится более тяжелой из-за того, что они одиноки в обществе, ориентированном на семейные пары.

Наиболее трудными для оценки могут быть неосязаемые вторичные утраты. К.С.Льюис выразил трудность совладания с утратой многих ролей, которые выполняла его умершая жена:

"Кем не была для меня Н.? Она была моей дочерью и моей матерью, моей ученицей и моим учителем, моим подданным и моей владычицей; и всегда справлялась с этим, мой надежный товарищ, друг, соратник, товарищ по оружию".5)

"О чем я печалюсь?" - вопрошает писательница Тоби Тэлбот в год смерти своей матери.

"О том, что она утратила жизнь? Об окончании ее удовольствия? О том, что она больше никогда не выпьет свежей родниковой воды или не погреется на солнце, или не задержит взгляда на своих внуках... Или это моя собственная утрата, о которой я печалюсь? Моя ненасытность к ее физическому присутствию? Знание, что она в соседней комнате, соседнем доме, соседнем городе... Или, может быть, я скорблю по утраченному детству и юности, по моему прошлому... Я горюю о ней как о свидетельстве моей жизни. Может быть, мне необходимы ее поддержка, подтверждение, уверенность, что на смену плохим событиям придут радостные? Цепляюсь ли я за юную версию себя? Или это печаль по утраченной наивности?"6)

Мой пациент Джейк психологически зависел от своего отца, который сдерживал его необузданную и импульсивную натуру. Когда отец внезапно умер, Джейк потерял не только близкого человека, в его лице он потерял поборника дисциплины. Девятью месяцами позже Джейк поступил в военную академию, пытаясь сохранить живым образ отца. Это оказалось плохим замещением. Со временем Джейк начал понимать, что от академии невозможно получить то, что он хочет - вернуть любовь отца. По мере горевания Джейк, приглушая образ отца в воспоминаниях, стал более оптимистично смотреть на жизнь и больше доверять себе. Он оставил военную академию и перешел в гражданский университет.

Требования работы горя

Способность проделать работу горя связана с историей нашего развития. С момента рождения мы развиваемся, расставаясь. Младенец отказывается от материнской груди, чтобы пить из чашки; когда он начинает ходить, он утрачивает безопасность, связанную с тем, что его носят на руках. Если такие перемены происходят в надежном окружении, то ребенок преуспевает в своем развитии, и у него появляются большие шансы, став взрослым, обрести психологическую модель горевания. Здоровые расставания опираются друг на друга, воспоминание о них - как подъем по лестнице. Когда лестница установлена прочно, мы уверены в опоре и жаждем сделать следующий шаг, то можем достигнуть новых высот. Если лестница шатается или мы вынуждены подниматься слишком быстро, сделанные шаги вселяют страх, не давая ощущения овладения.

При отсутствии в прошлом здоровых расставаний работа горя происходит намного медленее. Прежде чем смириться с новой потерей, мы вынуждены обратиться к не полностью пережитым утратам в прошлом. Писательница Анне Филип поняла, что прежде, чем она сможет оправиться от смерти своего мужа Джерарда, она должна возвратиться к боли от развода своих родителей, для полного переживания которого она тогда была слишком мала.

"Я должна была проделать весь путь обратно, в мое детство, чтобы снова найти непреодолимой эту темную ночь, это черное, как сажа, страдание, это ощущение удушья и опустошения... Внутри меня жил спрут: он сжимал мое сердце и затем вползал в горло, придавая слюне горький привкус".7)

Работа горя изнурительна. Бессознательно мы захвачены пересмотром и находимся под постоянной тяжестью прошлого. Более того, раз мы возвращаемся к элементам прежних взаимоотношений, мы должны постоянно сталкиваться с одиночеством и острой тоской. Неудивительно, что мы чувствуем себя обессиленными.

Иногда печаль сама по себе странным образом утешает, потому что является единственной ощутимой связью с утраченным. У Шекспира в "Короле Джоне" Констанция объясняет:

"Печаль наполняет комнату моим отсутствующим ребенком:
Лежит в его кровати, ходит со мной,
Принимает его прелестный облик, повторяет его слова,
Напоминает мне обо всех его чудных частях тела,
Наполняет его невостребованные одежды его формой;
Поэтому у меня есть причина, чтобы наслаждаться печалью!"
8)

Понемногу требования настоящего начинают заявлять о себе. Мы хотим быть свободными от утраты и продвигаться дальше. Однако часть нас все еще охвачена горем, еще не полностью завершила пересмотр, не готова освободиться. Желание закончить горевание и иметь лишь некоторое воспоминание об утраченном человеке может бессознательно ощущаться как предательство.

Такой эмоциональный стресс предполагает риск появления различных физических жалоб и болезней. В течение первого или двух первых лет после смерти близкого человека люди больше курят, порой становятся зависимыми от алкоголя, лекарственных и наркотических веществ, чаще сообщают об испытываемых болях по сравнению с теми, кто не перенес тяжелой утраты.9)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...