Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Повторные отыгрывания во внешней жизни




Признаки работы горя часто входят в нашу повседневную жизнь. Например, судебные разбирательства, являющиеся частью развода, могут обеспечивать структуру, параллельную психологическому преодолению, которое требуется для того, чтобы отпустить кого-то. Идеально, если судебный процесс позволяет разводящимся партнерам оценить взаимоотношения, выразить жалобы, сохранить то, что было ценным для каждого из них, и идти дальше к независимой жизни.10)

Работа художника часто является продолжением его бессознательного совладания. Художник в агонии горя может писать, рисовать или сочинять, пытаясь оценить утраченные отношения. Наиболее очевидным примером такого вида внешнего отыгрывания является поэтическая элегия. Те из нас, кто менее одарен художественно, создают альбомы, фотоколлажи. Во время наших размышлений о том, что туда включить, мы проделываем работу горя: "Это то, чем он или она были для меня, это стало ее наследием; это то, что я потерял".

Наша психологическая борьба часто проецируется на предметы, которые принадлежали умершему или напоминают о нем. Часто проходят недели и даже месяцы, прежде чем вдовы и вдовцы освобождают шкаф от одежды умершего или прекращают выписывать для него рецепты на лекарства. Такие действия, как прекращение выписки рецептов и отправка одежды в благотворительную организацию, подтверждают смерть. До тех пор, пока мы активно поглощены психическим двойником утраченного человека, мы не можем быть готовыми пойти на такой разрыв.

Во "Вдове" Линн Кейн описывает, как она пользовалась домашним халатом своего мужа по прошествии месяцев после его смерти от рака:

"Я приходила с работы домой и каждый вечер надевала этот старый халат. Затем настало время, когда я стала надевать его по пятницам и слонялась в нем по дому все выходные. Прошли месяцы, прежде чем я поняла, что распространяю что-то особенное на этот халат, и тогда выкинула его... Я чувствовала вину. Я знала, что это был просто изношенный старый халат, но эмоционально это был Мартин, все еще обнимавший меня, все еще создававший мне комфорт. Выкинув халат, я почувствовала, что совершила маленькое убийство и буду наказана".11)

Выбрасывание халата заставило миссис Кейн почувствовать себя так, будто она совершила убийство. Чтобы закончить горевать, мы превращаем психического двойника в память и освобождаем себя от его власти. Бессознательно такое отделение может переживаться как убийство. В наши взаимоотношения мы можем привнести вину и ощущение предательства, ища затем освобождения от них.

Конечно, большинство таких маневров проходит на неосознаваемом уровне. Примем во внимание замечание актрисы Хелен Хайез, которая описала свое душевное состояние в течение двух лет после смерти мужа:

"Я была настолько сумашедшей, насколько это возможно, и все еще остаюсь ею во многом. У меня не было и нескольких нормальных минут во время тех двух лет. Это было не просто горе, а полное крушение. Я свихнулась... И это правда. Как я вышла из этого? Не знаю, потому что когда я была в данном состоянии, я не осознавала этого".12)

Сновидения во время работы горя

Работа горя может быть обнаружена в манифестном содержании или сюжетной линии наших сновидений. Такие сны обычно имеют элементы проделываемой работы горя: гнев после ухода близкого человека, страстное желание воссоединения, проигрывание динамики взаимоотношений. Женщина, чей брат погиб во Вьетнаме, описывала свои сны в начале работы горя: "Кто-то стучал в окно, просив впустить, и это был Дон... В сновидениях я пыталась его впустить и не могла этого сделать. Не было возможности открыть дверь или окно, чтобы впустить его. Подобных снов было множество. Но были и хорошие сны, что он вернулся, что он дома и все нормально".13)

Анна Фрейд описала сны, которые имеют место в то время, когда мы колеблемся между желанием завершить горевание и виной, вызванной этим желанием, потому что оно заставляет нас чувствовать себя предателями по отношению к умершему. В этих снах, замечает она, умерший может появляться с жалобами на одиночество и заброшенность. Иногда облик умершего изменен, но он стремится, чтобы тот, кому снится сон, заметил его или ее.14)

Сон моей пациентки Эльзы отразил ее ощущение того, что, заканчивая траур, мы покидаем умершего. Через год после смерти своей матери Эльзе приснилось, будто они с матерью, находясь на кухне, наблюдают за грозой и тем, как поднимается поток воды на улице. Эльза знает, что должна покинуть дом, иначе она погибнет. Но мать отказывается идти с ней, потому что слишком устала, чтобы пытаться спастись, и заставляет ее идти одну. Эльза, рыдая, прощается с матерью и уходит.

Окончание работы горя может сопровождаться символическими снами: замерзшее озеро начинает оттаивать, бутон расцветает, небо проясняется. Один из пациентов психоаналитика Джорджа Поллока рассказал, что ему в состоянии уныния приснилось, что он скорбит по отцу. В конце концов, когда его горе усилилось, появился "зеленый побег". Поллок пишет, что эти ассоциации связаны с "чем-то, снова возрождающимся к жизни". Это было так, будто освобожденная энергия извещала о "наступлении весны, когда все снова начинает расти после долгой холодной серой зимы".15)

Завершение горевания

Когда заканчивается работа горя? Самый правдивый ответ состоит в том, что мы никогда добровольно не отпускаем кого-то или что-то, важное для нас. Так как в бессознательном нет времени, то однажды сделав эмоциональный вклад в человека или вещь, мы сохраняем психического двойника в уголках нашей памяти. Как заметил Уильям Фолкнер: "Прошлое никогда не умирает... Это даже не прошлое".16) Утрата всегда может ожить и снова причинить острую боль.

Даже если мы полностью отгоревали, печаль может возвращаться в годовщины смерти. Эти годовщины могут каким-то важным образом быть связаны с текущими обстоятельствами или определенным периодом жизни, временем дня или года, воскрешающими в памяти отношения или их окончание. Эти возвращения психических двойников, как правило, однообразны, и при неосложненном горевании они приглушаются по прошествии лет.

Некоторые люди переживают "юбилейные" реакции, когда их дети достигают возраста, в котором они сами пережили утрату. Например, мужчина, мать которого умерла, когда ему было пятнадцать лет, обнаружил, что печаль вернулась, когда его дочери исполнилось пятнадцать. В моменты жизненных вех, таких как женитьба, окончание института, продвижение по службе, мы часто воскрешаем психических двойников важных для нас людей - как бы для того, чтобы получить их одобрение. Это повторное горевание вполне естественно; мы печалимся об отсутствии любимых людей, потому что нам бы хотелось, чтобы они сопереживали нам в экстраординарные моменты.

Именно из-за таких возвращений мы говорим только о фактическом окончании горя. А оно наступает, когда мы перестаем регулярно возвращаться, пересматривать и эмоционально реагировать на мысли об утрате. При неосложненном горевании это происходит, когда мы не испытываем чрезмерной боли во время праздников и других юбилеев в течение года или двух.17)

Когда горе разрешается, ощущение, что мир полон раздражающих фрустраций, начинает уменьшаться. Один мой друг осознал, что его скорбь достигла своего фактического окончания, когда он, включив дворники на ветровом стекле машины, обнаружил, что один из них сломан. Он только пожал плечами. В следующий момент он понял, как его реакция отличалась от его возможной реакции в прошлые месяцы. Во время агонии горевания каждый сгоревший предохранитель, каждый равнодушный продавец и обычная неудача воспринимаются как личное оскорбление.

В "Книге о моей матери" писатель Тоби Тэлбот описывает постепенное освобождение от горя и сопутствующий этому оптимизм:

"Мало-помалу я возвращался в мир. Новый период. Новое тело, новой голос. Птицы успокаивали меня полетом, деревья - своим ростом, собаки - сохраняющими тепло клочками шерсти на спинке софы... Это как медленное выздоровление после болезни, это выздоровление собственного Я...

Она была тем, кто научил меня любить и получать любовь. Быть бесстрашным. Своей жизнью и тем, как она встретила смерть. Моя мать была спокойна. Она была готова. Свободная женщина. "Отпусти меня", - сказала она. Хорошо, мама, я отпускаю тебя.

Пришло время расстаться. Мне одному предстояло вернуться обратно в мир".18)

Примечания

1) Freud, Sigmund (1917).

2) Tahka, Veikko (1984).

3) Freud, Sigmund (1917).

4) Мы использовали термин "психический двойник" для целей этой книги. В психоанализе это понятие известно как ментальная репрезентация.

5) Lewis, C.S. (1963), pp. 55-56.

6) Talbot, Toby (1980), р. 154.

7) Philipe, Anne (1963), p. 7.

8) Shakespeare, William. King John. Act III, Scene 4.

9) См. в качестве примера: Osterweis, M., Solomon, F., and Green, M. (1984); Zisook, S. (1987); Glick, Ira O., Weiss, R.S., and Parkes, Colin M. (1974).

10) Очевидно, что утраты и реакции горевания отличаются по своему диапазону и интенсивности. При разводе работа горя принимает немного другое направление, нежели после смерти, потому что бывший супруг все еще может взаимодействовать, и ведение переговоров, связанных с юридическим урегулированием развода, становится частью работы горя. Главное различие между смертью и разводом состоит в возможности реалистичного взгляда на бывшего супруга; это ограничивает фантазию и идеализацию, сохраняя реалистичные причины для расщепленной центральной стадии. Та же динамика имеет место в горевании эмигрантов. Добровольный отъезд с родины сравним с разводом; можно вернуться на родную землю, чтобы увидеть ее снова. Такие посещения держат фантазию и идеализацию под контролем. Принудительная высылка больше ощущается как смерть.

11) Caine, Lynn (1974), p. 95.

12) Смотри Caine, Lynn (1974), p. 98.

13) Brandon, Heather (1984), p. 233.

14) Freud, Anna (1967).

15) Pollock, George H. (1961), p.352.

16) William Faulkner процитирован Edel, Leon (1982).

17) Юбилейные реакции, относящиеся к гореванию, зачаровывают. Анализ их психологических значений см. Pollock, George H. (1989).

18) Talbot, Toby (1980), pp. 178-179.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...